logo search
Таможня

2.1. Общие положения о платежах (уплата, взыскание, возврат)

Институт таможенных платежей можно отнести к основополагающим элементам таможенного права, который по значимости уступает лишь таможенному контролю (Таможенный контроль проводится всегда, в том числе и в случаях, когда перемещение товаров через таможенную границу не обязывает заинтересованное лицо уплачивать таможенные платежи (например, таможенный контроль в форме проверки документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты таможенных платежей)).

Таможенные платежи регулируются множественными нормативными правовыми актами, имеющими различную юридическую силу. Причем такая множественность присутствует на всех уровнях правового регулирования, от международных договоров государств – членов таможенного союза до национального законодательства каждого союзного государства.

Взяв за основу положения ТК ТС, таможенные платежи можно определить как таможенные пошлины, налоги и сборы, обязанность взимания, а при необходимости и взыскания которых возложена на таможенные органы.

Деятельность таможенных органов по контролю за уплатой таможенных платежей, их взиманием, а также взысканием имеет еще одно название – администрирование таможенных платежей.

Помимо таможенных пошлин, налогов и сборов таможенные органы наделены правом взимания и иных платежей, не отнесенных п. 1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам, а именно:

– внутренних налогов (подп. 26 п. 1 ст. 11 ТК, ч. 1 п. 3 ст. 293 ТК ТС);

– специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин (п. 2 ст. 70 ТК ТС).

Внутренние налоги взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК ТС и ТК для взимания налогов (Налоги – НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза (подп. 18 п. 1 ст. 4 ТК ТС)).

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа (в России – Казначейство России) и подлежат зачислению в национальной валюте той стороны (Сторона – участник Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией об установлении и о применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) (см. постановление Правительства РФ от 17.05.2010 № 348 «О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения об установлении и о применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)»)), в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Денежные суммы, поступившие от ввозных таможенных пошлин на единый счет уполномоченного органа стороны, подлежат распределению в следующих размерах:

– Республика Беларусь 4,7%;

– Республика Казахстан 7,33%;

– Российская Федерация – 87,97%.

Дальнейшее перечисление сумм ввозных таможенных пошлин сторонам осуществляется уполномоченными органами сторон на счета в иностранной валюте других сторон в рабочий день стороны, следующий за днем зачисления указанных сумм на единый счет уполномоченного органа.

Вывозные таможенные пошлины, НДС и акцизы, а также таможенные сборы (таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, за хранение, за таможенное сопровождение) подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Для удобства изучения таможенных платежей предварительно их можно разделить на несколько групп, взяв за критерий такого деления факт перемещения через таможенную границу.

Таким образом, основную группу платежей составят пошлины и налоги, которые непосредственно либо опосредованно связаны с перемещением через таможенную границу товаров и уплата которых является обязательным условием применения таможенных процедур:

– таможенные пошлины (ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина);

– НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

– акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Опосредованная связь с фактом перемещения товара через таможенную границу имеет место, например, при изменении таможенной процедуры товара, уже перемещенного через таможенную границу (временный ввоз (допуск) изменяется на выпуск для внутреннего потребления), либо при таможенном декларировании отходов переработки товаров.

Другая группа таможенных платежей представлена таможенными сборами.

В соответствии с п. 1 ст. 72 ТК ТС к таможенным сборам относятся:

– таможенный сбор за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров (таможенный сбор за таможенные операции);

– таможенный сбор за таможенное сопровождение;

– таможенный сбор за хранение.

Таможенные платежи первой группы (таможенная пошлина, НДС, акциз) являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджета (За 2009 год таможенные органы перечислили в доход федерального бюджета 3519,76 млрд. руб., что составляет 48% доходной части федерального бюджета 2009 г. (по материалам заседания Коллегии ФТС России, состоявшейся 12 марта 2010 г. URL: www.customs.ru)).

Общие положения о порядке уплаты таможенных пошлин, налогов характеризуют таможенные платежи с точки зрения таких составляющих, как статус плательщиков таможенных платежей, сроки и формы уплаты, исполнение обязанности по уплате, валюта платежа и т.д.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТК ТС).

На основании ст. 80-81 ТК ТС всех плательщиков таможенных платежей можно разделить на несколько групп.

1. Обязательные плательщики таможенных платежей. К ним следует отнести декларантов и таможенных представителей, поскольку они являются участниками таможенных операций и процедур, требования которых предусматривают уплату таможенных платежей (за исключением случаев предоставления льгот по таможенным платежам).

2. Возможные плательщики таможенных платежей могут рассматриваться в качестве таковых только при наличии определенных обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу), с которыми ТК ТС, международные договоры государств – членов таможенного союза и (или) законодательство государств – членов таможенного союза связывают возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.

К числу таких плательщиков относятся, например (п. 1 ст. 80 ТК ТС):

– перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза в случаях недоставки товаров в место прибытия, их утраты в месте прибытия или вывоза из места прибытия без размещения на временное хранение либо помещения товаров под таможенную процедуру (п. 3 ст. 161 ТК ТС);

– перевозчик при убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза в случае утраты таких товаров (п. 3 ст. 166 ТК ТС);

– владелец склада временного хранения или лицо, осуществляющее временное хранение товаров не на складе временного хранения, в случае утраты товаров в период их временного хранения, передачи товаров другим лицам без разрешения таможенного органа или незаконного пользования ими (п. 3 ст. 172 ТК ТС);

– владелец таможенного склада в случае утраты товаров, хранящихся на складе, или незаконной их выдачи (подп. 2 п. 3 ст. 237 ТК ТС).

То есть возможными плательщиками таможенных платежей могут быть:

– декларанты, не соблюдающие требования условного выпуска товаров или требования таможенных процедур либо желающие использовать товары (распорядиться ими) в иных целях, не предусматривающих предоставление льгот (Например, при завершении таможенной процедуры переработки на таможенной территории путем выпуска продуктов переработки иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза (п. 1 ст. 251 ТК ТС));

– лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, за исключением таможенного представителя, который не несет обязанностей по совершению таможенных операций, обусловленных требованиями таможенных процедур, под которые были помещены товары (ч. 2 п. 1 ст. 16 ТК ТС);

– лица, осуществляющие операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (например, перевозчики);

– лица, получившие права на товары, помещенные под отдельные таможенные процедуры (например, приобретатель товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, – п. 4 ст. 232 ТК ТС);

– лица, незаконно перемещающие товары или участвующие в незаконном перемещении (Если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения), либо лица, приобретшие (Если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза) в собственность или во владение незаконно ввезенные товары (п. 2 ст. 81 ТК ТС).

На основании п. 1 ст. 82 ТК ТС сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены при совершении таможенных операций и для каждой таможенной процедуры отдельно. Однако по общему правилу таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены в пределах сроков выпуска товаров (подп. 3 п. 1 ст. 195 ТК ТС). Это позволяет декларанту при необходимости продлить срок уплаты таможенных пошлин, налогов, так как срок выпуска исчисляется с момента регистрации таможенной декларации на товары (ч. 1 п. 1 ст. 196 ТК ТС), которая подается в пределах сроков временного хранения (п. 1 ст. 185 ТК ТС).

Сроки уплаты таможенных сборов установлены в ст. 357.6 ТК для каждого их вида (Таможенные сборы уплачиваются:

за таможенные операции – до подачи или одновременно с подачей декларации на товары;

за таможенное сопровождение – до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;

за хранение – до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада).

Таким образом, срок уплаты таможенных платежей можно определить как период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы, или событие, с наступлением которого ТК ТС (для таможенных пошлин, налогов) и ТК (для таможенных сборов) связывают исполнение обязанности по уплате таможенных платежей.

Соблюдение установленных сроков уплаты таможенных платежей подтверждает дата уплаты.

Под датой уплаты таможенного платежа понимается день совершения плательщиком действий, освобождающих его от обязанности по уплате платежа в отношении перечисленной на соответствующий счет суммы.

При соблюдении требований таможенных операций и процедур дата уплаты таможенного платежа не должна превышать установленные сроки уплаты. Иначе в части превышения таких сроков образуется недоимка (Под недоимкой понимается сумма таможенных пошлин, налогов, не уплаченная в установленный срок), с которой взимается определенный процент (пеня) за просрочку уплаты таможенного платежа.

По общему правилу, установленному в п. 2 ст. 349 ТК, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки) (Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая в период просрочки).

Исключение составляют случаи:

а) неначисления пеней:

– когда таможенным органом не установлен плательщик таможенных пошлин, налогов,

– когда это предусмотрено законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве);

б) выставления требования об уплате таможенных пошлин, налогов поручителю или гаранту (пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией (п. 3 ст. 349 ТК));

в) исполнения требования таможенного органа об уплате таможенных пошлин, налогов в установленный в требовании срок (пени уплачиваются с момента образования недоимки до момента выставления требования, в противном случае пени уплачиваются с момента образования недоимки по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов включительно либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 4 ст. 349 ТК));

г) нарушения сроков уплаты таможенных платежей, обеспеченных денежным залогом (пени начисляются по день обнаружения факта неисполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом и погашенного за счет него (п. 5ст. 349 ТК));

д) доплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения требования об уплате таможенных платежей, дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов в случае самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров (п. 7 ст. 323 ТК);

е) доплаты вывозных таможенных пошлин при периодическом временном декларировании российских товаров (на момент подачи полной таможенной декларации (п. 6ст. 138 ТК));

ж) доплаты таможенных пошлин, налогов в течение10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения о необходимости уплаты указанных сумм по результатам выверки количества продуктов переработки (при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории (п. 2 ст. 185 и п. 2 ст. 208 ТК));

з) доплаты сумм таможенных пошлин, налогов в связи с представлением в таможенный орган уточненных сведений о товарах, перемещаемых трубопроводным транспортом (абз. 2 п. 2 ст. 312 ТК);

и) невозможности уплаты таможенных пошлин, налогов по причине принятия таможенным органом или судом решений о приостановлении операций плательщика в банке или наложении ареста на имущество плательщика (абз. 2п. 3 ст. 75 НК).

В ТК ТС дата уплаты таможенного платежа обозначена моментом исполнения обязанности по уплате таможенного платежа (п. 4 ст. 84 ТК ТС) и определяется ТК.

Момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей зависит от той формы и способа уплаты, которую избирает плательщик (безналичная форма уплаты, внесение денежных средств в кассу таможенного органа, применение микропроцессорных пластиковых карт, зачет авансовых сумм или денежного залога).

На основании ст. 332 ТК обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной в следующих случаях:

1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке. Для целей подтверждения данного факта плательщиком предоставляется таможенному органу платежное поручение с отметкой банка о списании соответствующих сумм.

На основании п. 2 ст. 149 ТК в случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счет Казначейства России товары считаются условно выпущенными (На основании п. 7 ст. 200 ТК ТС законодательством государств – членов таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным).

Условный выпуск товаров при непоступлении сумм таможенных пошлин, налогов на счет Казначейства России возможен с применением мер по обеспечению уплаты таможенных платежей.

Желанием обезопасить плательщика от возможных задержек исполнения банками платежных поручений может рассматриваться п. 7 ст. 84 ТК ТС, устанавливающий, что при наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.

Перечисление денежных средств со счета плательщика таможенных платежей может производиться с применением микропроцессорной пластиковой карты (таможенной карты) (см. приказ ГТК России от 03.08.2001 № 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей»). Таможенная карта представляет собой микропроцессорную банковскую карту, которая эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) и является инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте (Координатором эмиссии микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) является ООО «Таможенная платежная система» (приказ ФТС России от 21.07.2008 № 888 «О координаторе эмиссии таможенных карт»)). Расчеты с применением таможенных карт осуществляются на базе специализированного платежного электронного терминала или на базе персонального компьютера с устройством чтения магнитной полосы и микропроцессора таможенной карты, устанавливаемых в таможенных органах.

Для уплаты таможенных платежей декларант одновременно с подачей ГТД представляет таможенную карту, указав ее в описи прилагаемых к ГГД документов, например, «Таможенная карта № ____».

На этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций – после проведения проверки соблюдения установленных условий, необходимых для принятия таможенной декларации, до регистрации поданной ГТД – таможенный инспектор осуществляет операции по оплате таможенных платежей с использованием таможенной карты. Для этого таможенная карта помещается в считывающее устройство терминала. Держатель карты (пользователь таможенной карты, чье имя указано на лицевой стороне карты и образец подписи которого имеется на ее оборотной стороне) вводит с помощью выносного устройства электронного терминала персональный код. Далее (при правильном наборе держателем карты персонального кода) инспектор набирает на терминале ИНН декларанта и сумму таможенных платежей, подлежащих уплате на основании оформляемой ГТД. После получения положительного ответа (подтверждения платежеспособности карты) терминал распечатывает счет в трех экземплярах.

Держатель таможенной карты расписывается на одном экземпляре счета. После этого инспектор проверяет идентичность подписи держателя таможенной карты на счете с образцом подписи на таможенной карте. При совпадении подписи на таможенной карте – инспектор подтверждает произведенный платеж (нажатием соответствующей клавиши на терминале).

В экземпляр счета с подписью держателя таможенной карты инспектор вносит данные, удостоверяющие личность держателя карты, которые заверяет своей подписью и личной номерной печатью. Данный экземпляр счета передается в отдел таможенных платежей таможни. На двух неподписанных экземплярах счета инспектор делает запись «Оплачено», которую также заверяет своей подписью и личной номерной печатью. Один экземпляр не подписанного держателем карты счета инспектор передает держателю таможенной карты, второй приобщает к комплекту документов с ГГД, внеся в опись документов номер и дату счета. После завершения каждой платежной операции терминал распечатывает подтверждающий чек, который служит основанием возвращения инспектором таможенной карты держателю (декларанту).

Наличие платежного документа, сформированного электронным терминалом и подписанного держателем таможенной карты и инспектором таможни, считается фактическим поступлением денежных средств на счет Казначейства России;

2) с момента внесения физическим лицом наличных денежных средств в кассу таможенного органа (На основании п. 1 ст. 331 ТК таможенные пошлины, налоги уплачиваются на счет Казначейства России, за исключением:

таможенных пошлин, налогов на товары, перемещаемые через таможенную границу для личного пользования, которые могу г уплачиваться физическими лицами как на счет Казначейства России, гак и в кассу таможенного органа;

таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за международные почтовые отправления организации почтовой связи (с последующим переводом на счет Казначейства России)). При осуществлении таможенного платежа наличными оформляется таможенный приходной ордер (ТПО) (см. решение КТС от 18.06.2010 № 288 «О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера»);

3) с момента зачета (по инициативе плательщика) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов в качестве таможенных платежей.

Моментом зачета является принятие таможенным органом такого заявления.

В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа.

Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей (п. 1 ст. 3 Соглашения об установлении и о применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие));

4) с момента зачета (по инициативе плательщика) авансовых сумм или денежного залога в качестве таможенных платежей.

Моментом зачета является получение таможенным органом распоряжения о зачете (Если зачет производится не по инициативе плательщика (см., например, ст. 353 ТК), то днем зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов:

излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов;

таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату в случаях, установленных с г. 356 ТК;

авансовых платежей или денежного залога, – является день принятия таможенным органом решения о проведении такого зачета).

При наличии авансовых сумм на счете Казначейства России в качестве распоряжения о зачете рассматривается поданная таможенная декларация (применительно к суммам вывозных таможенных пошлин и (или) налогов, таможенных сборов, указанных в ней (п. 1, 3 ст. 73 ТК ТС)).

В случае использования денежного залога для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, помимо распоряжения о зачете требуется подтвердить исполнение обязательства, которое обеспечивалось денежным залогом (п. 4 ст. 345 ТК);

5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

6) с момента зачисления в полном объеме денежных средств в Федеральный бюджет – в случае взыскания таможенных платежей за счет:

– товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги,

– залога товаров или иного имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.

На основании п. 1 ст. 76 ТК ТС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками самостоятельно. Исключения из данного правила составляют следующие случаи:

1) взыскание таможенным органом подлежащих уплате таможенных платежей (п. 2 ст. 76 ТК ТС) (В том числе при несогласии декларанта с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров (ч. 2 п. 3 ст. 68 ТК ТС));

2) исчисление таможенным органом таможенных платежей при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях, когда не требуется подачи декларации на товары (ч. 1 п. 1 ст. 316 ТК ТС);

3) исчисления таможенным органом таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу для личного пользования (ч. 3 п. 1 ст. 360 ТК ТС).

Исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов, а также их уплата на территории РФ производятся в валюте РФ.

При исчислении таможенных платежей применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом:

– для ввозных таможенных пошлин – ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза;

– для вывозных таможенных пошлин – ставки, установленные Правительством РФ (В отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый КТС (в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран));

– для ввозных НДС и акцизов – ставки, установленные НК.

ТК ТС определены и иные события, отличные от регистрации таможенной декларации, для применения ставок таможенных платежей. Например, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (п. 5 ст. 81 ТК ТС) таможенные платежи исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, действующих на день пересечения товарами таможенной границы (Или на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу (при невозможности установления дня незаконного пересечения товарами таможенной границы)).

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть изменены в форме отсрочки или рассрочки и в порядке, установленном:

– для таможенных пошлин – международным договором государств – членов таможенного союза;

– для НДС, акцизов – законодательством государства – члена таможенного союза (в бюджет которого поступают данные платежи).

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин изменение срока уплаты таможенных пошлин возможно при наличии у плательщика таможенных пошлин одного из следующих оснований:

– причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

– задержка финансирования из федерального бюджета или оплаты за выполненный плательщиком государственный заказ;

– ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче;

– осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство – член таможенного союза (Если законодательством государства – члена таможенного союза не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин);

– ввоз товаров, включенных в утвержденный КТС перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин;

– ввоз плательщиком, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность либо для организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники (устройства для мойки водой со встроенным двигателем для сельского хозяйства, комбайны зерноуборочные, комбайны силосоуборочные самоходные), товаров для кормления животных (кроме кошек, собак и декоративных птиц);

– ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке (Под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с ТН ВЭД ТС отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков).

Изменение срока уплаты таможенных пошлин возможно только:

– на основании письменного заявления плательщика (с представлением таможенному органу необходимых документов и сведений);

– по решению ФТС России или уполномоченного им таможенного органа (применительно к Российской Федерации);

– под обеспечение уплаты таможенных пошлин;

– в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

– при отсутствии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, если в отношении него не возбуждена процедура банкротства или уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства;

– на срок не более шести месяцев, а по товарам, подвергающимся быстрой порче, – на срок не более двух месяцев.

Изменение срока уплаты таможенных пошлин сопровождается взиманием процентов (начисляемых на сумму задолженности), исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки.

Во многом схожий порядок изменения сроков уплаты ввозных НДС и акцизов, определяемый и ТК. ТК так же предусматривает изменение срока уплаты налогов в форме отсрочки либо рассрочки по одному или нескольким видам налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части (Предоставление отсрочки либо рассрочки возможно так же на срок от одного до шести месяцев и при наличии одного из следующих оснований:

причинения плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержки плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного плательщиком государственного заказа;

перемещения плательщиком через таможенную границу товаров, являющихся товарами, подвергающимися быстрой порче;

осуществления плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

Однако в случаях возбуждения в отношении плательщика уголовного дела по признакам таможенного преступления или возбуждения процедуры банкротства таможенный орган отказывает в выдаче разрешения либо отменяет ранее принятое решение об изменении срока уплаты налогов.

При изменении срока уплаты взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по ставке рефинансирования ЦБ РФ, и обеспечивается уплата налогов).

Обеспечение уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов). Под обеспечением уплаты таможенных платежей понимается принятие плательщиком таможенных платежей мер, гарантирующих таможенному органу своевременное поступление денежных средств, в случае неисполнения данным лицом взятых на себя обязательств.

Применение обеспечения уплаты таможенных платежей возможно не только при предоставлении отсрочки или рассрочки, но и:

– при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (подп. 1 п. 1 ст. 217 ТК ТС);

– хранении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада без фактического их размещения на таможенном складе (п. 4 ст. 230 ТК);

– выпуске уполномоченным экономическим оператором товаров до подачи таможенной декларации (п. 4 ст. 197 ТК ТС);

– осуществлении деятельности в сфере таможенного дела (подп. 3 ст. 13 ТК ТС), а также в других случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза и национальным законодательством.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (По курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется – на день принятия решения о непредоставлении обеспечения).

Заинтересованное лицо (плательщик) вправе выбрать любой из перечисленных в ч. 1 п. 1 ст. 86 ТК ТС способов обеспечении (Данный перечень способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не является закрытым, поскольку ч. 2 п. 1 ст. 86 ТК ТС допускает возможность существования иных способов обеспечения, установленных национальными законодательствами государств – членов таможенного союза. В России таких способов не установлено):

– денежные средства (денежный залог) (Участники ВЭД перечисляют суммы денежного залога на счет Казначейства России. Физические лица вправе внести денежный залог также в кассу таможенного органа. В подтверждение внесения денежного залога в кассу таможенного органа или поступления денежных средств на счет Казначейства России лицу, внесшему (перечислившему) денежный залог, выдается таможенная расписка. Форма и порядок использования таможенной расписки установлены приказом ГТК России от 24.11.2003 № 1311 «Об утверждении формы таможенной расписки, добавочных листов к таможенной расписке, а также Инструкции о порядке заполнения и использования таможенной расписки». Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату или, по желанию плательщика, – использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами);

– банковская гарантия (Банковские гарантии вправе выдавать только банки, кредитные организации или страховые организации, включенные в Реестр банков и иных кредитных организаций. Реестр банков и иных кредитных организаций ведет ФТС России. Порядок ведения данного Реестра установлен приказом ФТС России от 07.12.2006 № 1281 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей»);

поручительство (В соответствии со ст. 346 ТК в качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы СВХ, владельцы таможенных складов, МВТ, а также иные лица. Перед заключением договора поручительства таможня проводит финансовый анализ деятельности поручителя с целью определения его финансовой устойчивости и способности выполнить возлагаемые на себя в соответствии с договором поручительства обязательства. Проект договора поручительства рассматривается таможней, которая подготавливает заключение о возможности применения данного способа обеспечения уплаты таможенных платежей. Окончательное решение об использовании договора поручительства принимается ФТС России (по результатам рассмотрения представленного таможней заключения и копии договора поручительства). См. также приказ ФТС России от 30.01.2007 № 143 «О работе с договорами поручительства, заключаемыми на основании генеральных договоров поручительства»);

– залог имущества (см. также письмо ГТК России от 06.06.2003 № 01-06/23287 «О методике работы с договорами залога»).

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей (без учета льгот по таможенным платежам), процентов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта (При недостаточности данных для исчисления точной суммы платежа обеспечение рассчитывается исходя из наибольшей величины ставок пошлин, налогов, а также таможенной стоимости и количества (иных характеристик) товаров на основе имеющихся сведений).

Фиксированные размеры обеспечения уплаты таможенных платежей установлены:

– для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и уполномоченного экономического оператора (на основании ТК ТС (Для таможенного представителя и уполномоченного экономического оператора – 1 млн евро, для таможенного перевозчика – 20 тыс. евро) и ТК) (Для владельцев СВХ и таможенных складов открытого типа – 2,5 млн. руб. и дополнительно 1 тыс. руб. за 1 кв. м полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 куб. м полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение. Для владельцев СВХ и таможенных складов закрытого типа – 2,5 млн. руб.);

– в отношении подакцизных товаров (см. приказ ФТС России от 13.04.2009 № 663 «О фиксированном размере обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров»).

При проведении таможенными органами проверок, направленных на уточнение сведений (о таможенной стоимости, о товарном коде в соответствии с ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара), использованных плательщиком для исчисления и уплаты таможенных платежей, обеспечение предоставляется на сумму пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по окончательным результатам проведенных проверок.

Принудительное взыскание таможенных платежей имеет свои особенности в зависимости от статуса лица (плательщика), не уплатившего (недоплатившего) соответствующие денежные суммы в установленный срок.

Принудительное взыскание таможенных платежей возможно:

– в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги;

– до прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится:

– за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках;

– за счет обеспечения уплаты таможенных платежей;

– за счет иного имущества плательщика;

– в судебном порядке.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке.

Первоначальные действия таможенного органа, обнаружившего недоимку, одинаково применимы как к участникам ВЭД, так и к иным участникам таможенных правоотношений, имеющим задолженность по таможенным платежам.

При обнаружении таможенным органом факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей лицу, ответственному за их уплату, выставляется требование (ст. 350 ТК) (см. приказ ФТС России от 03.12.2009 № 2183 «Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей») и направляется плательщику:

– не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (При обнаружении таможенным органом факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей оформляется акт (не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения по результатам проведения таможенного контроля, выявившего задолженность));

– не позднее одного года после дня обнаружения нарушений таможенных процедур (День составления протокола о нарушении таможенных правил или день истечения срока действия таможенного режима либо иной таможенной процедуры), влекущих обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Требование об уплате таможенных платежей не выставляется в случаях, если:

– выявленная задолженность по уплате таможенных платежей обеспечена денежным залогом (взыскание обращается на суммы денежного залога в течение трех рабочих дней со дня обнаружения задолженности) (Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании в течение трех рабочих дней);

– не установлено место нахождения (место жительства) плательщика или плательщиком является иностранное лицо, при этом ранее было принято обеспечение неуплаченных сумм в виде гарантии банка, поручительства или залога товаров (иного имущества);

– предельный срок хранения товаров на СВХ или таможенном складе истек;

– не установлено лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов;

– взыскание обращается на суммы авансовых платежей;

– лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является таможенный орган (будучи владельцем СВХ или таможенного склада).

Дальнейшие действия таможенного органа обусловлены статусом плательщика.

При неисполнении требования в установленные сроки (не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения требования) участником ВЭД (организацией или индивидуальным предпринимателем) таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке (Решение о бесспорном взыскании принимается не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей, если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке. Форма решения установлена приказом ФТС России от 03.12.2009 № 2182 «Об утверждении формы решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке»).

На основании решения о бесспорном взыскании таможенным органом в банк (в котором открыт счет плательщика) направляется инкассовое поручение (Инкассовое поручение таможенного органа направляется в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании) на списание со счета плательщика необходимых денежных средств (неуплаченных сумм таможенных платежей, пеней) и их перечисление на счет Казначейства России.

С целью обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании таможенный орган (начальник таможенного органа или лицо, его замещающее) вправе принять решение о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика (организации или индивидуального предпринимателя) в банке. Данное решение подлежит безусловному исполнению банком.

В случае невозможности взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банке, а также в случае отсутствия информации о счетах плательщика таможенный орган вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (вне зависимости от того, в чьей собственности товары находятся (п. 5 ст. 352 ТК)). Взыскание таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, допускается, если эти товары не выпущены, т.е. находятся под таможенным контролем.

Кроме того, взыскание задолженности по таможенным платежам может быть обращено и на иное имущество плательщика, включая наличные денежные средства (ст. 353 ТК).

В целях обеспечения исполнения решения о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет иного имущества плательщика и при наличии у таможенного органа достаточных оснований полагать, что плательщик (организация или индивидуальный предприниматель) попытается скрыться либо скрыть свое имущество, таможенный орган вправе наложить арест на такое имущество (ст. 351.3 ТК). Арест должен быть санкционирован прокурором.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится при наличии заявления плательщика (см. приказ ГТК России от 25.05.2004 № 607 «Об утверждении перечня документов и формы заявления») или его правопреемника и по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.

Если таможенный орган пропустит месячный срок (со дня подачи плательщиком заявления о возврате и представления всех необходимых документов) принятия решения о возврате, на возвращаемые суммы таможенных платежей начисляются проценты (по ставкам рефинансирования ЦБ РФ) за каждый день нарушения срока возврата.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 ТК ТС отдельные процедурные особенности возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм ввозных таможенных пошлин установлены в ст. 4 Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) (Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.

Определение суммы возврата ввозных таможенных пошлин, подлежащих возврату в текущем дне, осуществляется до распределения поступивших ввозных таможенных пошлин между бюджетами сторон (государств – членов таможенного союза).

При недостаточности средств для осуществления возврата ввозных таможенных пошлин указанный возврат осуществляется стороной в последующие рабочие дни. Пени (проценты) за несвоевременный возврат плательщику ввозных таможенных пошлин выплачиваются ему из бюджета этой стороны и не включаются в состав ввозных таможенных пошлин).

ТК предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при установлении одного из которых излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги не возвращаются:

– наличие у плательщика задолженности (В отличие от недоимки задолженность включает в себя как собственно суммы недоимки, так и размер пеней и процентов в случае изменения срока уплаты платежа) по уплате таможенных платежей;

– сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб. (за исключением возврата платежей физическим лицам);

– пропущен срок обращения в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей (Заявление о возврате и прилагаемые к нему документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, подается в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания).

Кроме излишне взысканных или излишне уплаченных таможенных платежей возврату подлежат также:

– суммы пеней и процентов, уплаченные с возвращаемых сумм излишне взысканных или излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов;

– таможенные платежи, не относящиеся к излишне уплаченным или излишне взысканным (ст. 356 ТК);

– денежный залог (ст. 357 ТК);

– авансовые платежи (п. 5 ст. 330 ТК).

Возврат таможенных платежей, не относящихся к излишне уплаченным или излишне взысканным (например, в случаях отзыва таможенной декларации (ст. 192 ТК ТС)) или вывозу товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта (ст. 301 ТК ТС)), возможен при подаче плательщиком заявления об этом в течение одного года со дня, следующего за днем наступления оснований для возврата (Уплаченные суммы пеней и процентов возврату не подлежат).

Возврат денежного залога осуществляется только при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства (Если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли, срок подачи заявления о возврате денежного залога исчисляется со дня перечисления денежных средств на счет Казначейства России либо внесения денежных средств в кассу таможенного органа).

Возврат авансовых платежей в соответствии с п. 5 ст. 330 ТК осуществляется применительно к возврату таможенных пошлин, налогов при условии, что заявление о возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей (При отсутствии распоряжения лица об использовании авансовых платежей срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Казначейства России).