logo search
Kommentary_k_Federalnomu_zakonu_ot_27_noyabrya

Глава 6. Уполномоченный экономический оператор

Статья 85. Уполномоченный экономический оператор

Комментарий к статье 85

Положения комментируемой статьи закрепляют право быть включенными в реестр уполномоченных экономических операторов за юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ.

Институт уполномоченных экономических операторов является новеллой для законодательства РФ о таможенном деле. В целях его реализации издан Приказ ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов".

Также ключевое значение для развития института уполномоченных экономических операторов имеет решение Комиссии Таможенного союза, определяющее критерии, при соответствии которым лица, осуществляющие деятельность по производству товаров и (или) экспортирующие товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, получат право предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не одному миллиону, а ста пятидесяти тысячам евро (по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения).

Статья 86. Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору

Комментарий к статье 86

1. Исходя из практики применения в России специальных упрощенных процедур таможенного оформления, которые были предусмотрены Таможенным кодексом РФ, можно прогнозировать востребованность таких мест временного хранения товаров, как помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора после внедрения в практику положений Приказа ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов", а также указанного в комментарии к ст. 85 решения Комиссии Таможенного союза.

Также практика применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления свидетельствует о широком использовании выпуска товаров до подачи таможенной декларации, который в соответствии со ст. 197 ТК ТС может быть осуществлен при условии, что декларантом представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (Приказ ФТС России от 5 сентября 2006 г. N 842 "Об утверждении формы Обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений");

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:

1) возникает у декларанта с даты такого выпуска;

2) прекращается в случаях, установленных подп. 1 - 7, 9 и 10 п. 2 ст. 80 ТК ТС, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров;

3) подлежит исполнению:

- до десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации;

- в случае, если до десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров - в последний день этого срока. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, действующие на последний день указанного срока.

Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со ст. 39 ТК ТС, если это предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза.

Обратим внимание на то, что ст. ст. 211 - 215 комментируемого Закона содержат отдельные оговорки о том, что указанные в них иные специальные упрощения (предварительное таможенное декларирование товаров, декларирование с подачей неполной декларации на товары, периодическое таможенное декларирование товаров, временное периодическое таможенное декларирование вывозимых товаров Таможенного союза, декларирование товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода) могут быть использованы любым лицом, могущим выступать в качестве декларанта, в том числе не обладающим статусом уполномоченного экономического оператора.

2. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, в настоящее время Правительством РФ не определен.

3. При применении специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, не применяются ограничения мест декларирования отдельных товаров, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 205 комментируемого Закона.

В качестве примера таких ограничений можно привести следующие правовые акты ФТС России:

Приказ ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1786 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых воздушным транспортом". В соответствии с данным Приказом таможенные посты не обладают правомочиями на совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в воздушных пунктах пропуска и международных аэропортах, помимо товаров, находящихся в воздушных пунктах пропуска и международных аэропортах в регионе их деятельности. Пунктом 7 данного Приказа установлено, что его положения не применяются в отношении юридических лиц, которым присвоен статус уполномоченных экономических операторов.

Приказ ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом". В соответствии с данным Приказом таможенные посты не обладают правомочиями на совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в морских (речных) пунктах пропуска и портах, помимо товаров, находящихся в морских (речных) пунктах пропуска и портах в регионе их деятельности. Пунктом 6 данного Приказа установлено, что его положения не применяются в отношении юридических лиц, которым присвоен статус уполномоченных экономических операторов.

4. По общему правилу, установленному п. 1 ст. 220 ТК ТС, местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено вышеуказанным Кодексом.

Уполномоченный экономический оператор получает возможность сразу осуществить доставку иностранных товаров, следующих в его адрес, в свои помещения, на открытые площадки и иные территории, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Исключение необходимости доставки указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения позволяет значительно сократить временные и финансовые издержки участника внешнеэкономической деятельности.

Обозначение зон таможенного контроля регламентировано ст. 163 комментируемого Закона.

5. Часть 5 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к ст. 87 комментируемого Закона.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что при таможенном транзите иностранных товаров, осуществляемом в соответствии с международными договорами, прямо устанавливающими, что местом доставки товаров является таможенный орган, перевозимые из места прибытия товары, следующие в адрес уполномоченного экономического оператора, все равно доставляются в место нахождения таможенного органа.

7. Часть 7 комментируемой статьи, по сути, повторяет условие пункта 2 статьи 41 ТК ТС о том, что специальные упрощения, предусмотренные данной статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение специальных упрощений, и уточняет, что это условие распространяется и на вполне вероятные случаи производства таможенного декларирования товаров таможенным представителем, действующим от имени и по поручению уполномоченного экономического оператора.

8. Помимо Приказа ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов" ФТС России во исполнение ч. 8 комментируемой статьи издан Приказ "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором", направленный, согласно информации на официальном сайте ФТС России от 11 октября 2011 г., на государственную регистрацию в Минюст России.

9. Предварительное уведомление декларанта о проведении таможенного досмотра товаров при предварительном таможенном декларировании товаров до их прибытия на территорию РФ является новеллой для законодательства РФ о таможенном деле.

Данное прогрессивное нововведение требует доработки штатных программных средств, используемых таможенными органами, поскольку в настоящее время при интернет-декларировании применяемая таможенными органами автоматизированная информационная система (АИС) "АИСТ-М" позволяет сформировать электронное уведомление декларанта о досмотре только после регистрации поручения на досмотр, а поручение на досмотр - только после получения формируемого декларантом уведомления о прибытии товарной партии, что не позволяет направить декларанту электронное уведомление о принятии решения по проведению таможенного досмотра (осмотра) товаров до прибытия товаров.

10. В настоящее время порядок предварительного уведомления уполномоченного экономического оператора о проведении проверки товаров, вывозимых из Российской Федерации, до их загрузки в транспортное средство для вывоза товаров из Российской Федерации Правительством РФ не определен.

11. Положения ч. 11 комментируемой статьи, в отличие от общеустановленного порядка, закрепляют в качестве места проведения фактического таможенного контроля, причем в приоритетном порядке, не зону таможенного контроля склад временного хранения или зону таможенного контроля в месте нахождения таможенного органа, а помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченного экономического оператора, где размещены декларируемые им товары. Данное нововведение законодательства РФ о таможенном деле позволяет значительно сократить временные и финансовые издержки участника внешнеэкономической деятельности.

Статья 87. Особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении иностранных товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора, осуществляющего производственную деятельность, выпуска товаров до подачи таможенной декларации или с применением предварительного таможенного декларирования товаров

Комментарий к статье 87

1. Жесткие сроки, установленные ч. 1 комментируемой статьи, рассчитаны на представление документов, как указанных в п. 1 ст. 197 ТК ТС, необходимых для выпуска товаров до подачи таможенной декларации, так и предусмотренных ст. 193 ТК ТС, в электронной форме.

Кроме того, полноценная реализация положения ч. 1 комментируемой статьи невозможна без четкого взаимодействия между перевозчиком (в частности, лицом, управляющим транспортным средством), декларантом (уполномоченным экономическим оператором) и при необходимости таможенным представителем.

2. Положения ч. 2 комментируемой статьи выводят на качественно новый уровень взаимоотношения декларанта (уполномоченного экономического оператора) и таможенного органа.

Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, допускается при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором. Такое условие представляется обоснованным и объясняет, почему для уполномоченных экономических операторов установлена столь значительная сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - один миллион евро (в исключительных случаях, определенных решением комиссии Таможенного союза, - сто пятьдесят тысяч евро).

3. Постоянная зона таможенного контроля в помещениях, на открытых площадках или иных территориях уполномоченного экономического оператора создается приказом таможни в соответствии с требованиями, установленными ст. 163 комментируемого Закона.

4. Отдельно необходимо отметить, что согласно ст. 16.11 КоАП РФ уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

5. Таможенный орган назначения в течение 1 часа с момента представления перевозчиком транзитной декларации и других имеющихся у него документов регистрирует их подачу с выдачей перевозчику письменного подтверждения о прибытии транспортного средства.

Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, определен решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 438.

Статья 88. Условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора

Комментарий к статье 88

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит ссылку на ст. 39 ТК ТС, а подп. 7 ст. 39 ТК ТС, согласно которому одним из условий получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора является соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, в свою очередь, отсылает нас к ст. 89 комментируемого Закона и к рассматриваемой статье.

2. Об обстоятельствах, подлежащих учету при анализе фактов привлечения юридического лица к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные КоАП РФ, говорится в комментарии к ст. 69 настоящего Закона.

3. Часть 3 комментируемой статьи содержит четкий перечень требований к системе учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций.

Основу законодательства РФ о защите информации составляет Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

4. В соответствии с ч. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 вышеуказанного Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 вышеуказанного Кодекса.

Осуществление декларантом внешнеторговой деятельности в течение определенного периода подтверждается фактами подачи в таможенные органы таможенных деклараций.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 90 комментируемого Закона, заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов должно включать в том числе сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя, где будут осуществляться временное хранение товаров заявителя и (или) проводиться таможенные операции товаров.

Следовательно, в соответствии со ст. 606 ГК РФ в договоре аренды должно быть определено, что арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование.

При этом необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 651 ГК РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Частью 2 ст. 26 ЗК РФ установлено, что договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, то есть, если перечисленные договоры заключены на срок один год и более, то они подлежат государственной регистрации.

Вместе с тем ч. 2 ст. 425 ГК РФ предусмотрено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Статья 89. Требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора

Комментарий к статье 89

1. Часть 1 комментируемой статьи корреспондирует с п. 3 ч. 1 ст. 198 комментируемого Закона, которая закрепляет статус места временного хранения за помещениями, открытыми площадками и иной территорией уполномоченного экономического оператора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 86 рассматриваемого Закона.

2. О создании постоянной зоны таможенного контроля в помещениях, на открытых площадках уполномоченного экономического оператора издается соответствующий приказ таможни в соответствии со ст. 163 комментируемого Закона. Обозначение зоны таможенного контроля регламентировано ч. ч. 17, 18 и 19 ст. 163 комментируемого Закона, а ч. 4 указанной статьи устанавливает, что перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных рассматриваемым Законом и иными федеральными законами.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования к ограждению и охране помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров. Возможность проведения в отношении товаров таможенного контроля, в частности, может определяться такими факторами, как наличие освещения, обеспечивающего беспрепятственную возможность проведения таможенного контроля в любое время суток, крытых обустроенных навесов и пандусов для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

4. Положения ч. 4 комментируемой статьи, с одной стороны, являются достаточно либеральными, а с другой стороны, их отличает четко выраженная направленность на соблюдение интересов участника внешнеэкономической деятельности без ущерба для таможенного контроля.

5. Логика ч. 5 комментируемой статьи основана на том, что насыпные и наливные товары одного и того же вида и качества, находящиеся под таможенным контролем и находящиеся на хранении, все равно невозможно отличить друг от друга.

6. По сути, основные для таможенных органов требования к обустройству и оборудованию помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора, осуществляющего производственную деятельность, установлены в ч. 3 комментируемой статьи.

Статья 90. Заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов

Комментарий к статье 90

1. При составлении заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов необходимо помнить, что согласно ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

Помимо ч. 1 комментируемой статьи, в п. 11 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877, продублирован подробнейший и всеохватывающий перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении юридического лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Дополнительно поясним, что ст. 18 Налогового кодекса РФ установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 вышеуказанного Кодекса. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения (применение ее несовместимо со статусом уполномоченного экономического оператора);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Также следует пояснить, что ранее Таможенным кодексом РФ было предусмотрено применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления в соответствии с Приказами ФТС России от 23 декабря 2008 г. N 1657 "Об утверждении Порядка применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления" и от 23 декабря 2008 г. N 1656 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц", утратившими силу с изданием Приказа ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877.

2. Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденным Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877, установлен примерный образец заявления юридического лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

3. Пунктом 12 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877, продублирован подробнейший и всеохватывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов для подтверждения заявленных сведений.

Учредительные документы юридического лица определены ст. 52 ГК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи, юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

При представлении документов, подтверждающих право владения помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения, необходимо учитывать, что в договорах субаренды не может предоставляться объем прав больший, чем в соответствующих договорах аренды.

4. Согласно Административному регламенту, ФТС России не вправе требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

- представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. В тексте ч. 5 комментируемой статьи, по-видимому, допущена опечатка - на самом деле должна быть указана ссылка на ч. 4, а не на ч. 5 ст. 54 комментируемого Закона.

6. Отсутствие оговорки об исчислении срока в рабочих днях в ч. 6 комментируемой статьи означает, что документы, подтверждающие предоставление таможенному органу обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, могут быть представлены заявителем после получения от таможенного органа уведомления о подтверждении соблюдения иных условий включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов не позднее 30 календарных дней со дня направления предварительного решения таможенного органа о соблюдении иных условий включения.

При применении комментируемого положения необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 5 ТК ТС течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

7. Часть 7 комментируемой статьи закрепляет обязанность таможенного органа в случае, если заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, или вместе с указанным заявлением не представлены документы, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении, по перечню, предусмотренному ч. 3 комментируемой статьи, направлять уведомление об этом заявителю не позднее пяти рабочих дней со дня получения такого заявления.

8. Частью 8 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень тех исключительных случаев, когда таможенный орган отказывает в принятии заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, продублированный также в п. 15 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877.

9. В соответствии с Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденным Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877, ФТС России проводит ряд проверочных мероприятий на предмет выявления случаев, указанных в ч. 8 комментируемой статьи и п. 15 данного Регламента.

После получения информации, свидетельствующей об отсутствии указанных в ч. 8 комментируемой статьи и п. 15 Административного регламента оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению, ФТС России уведомляет заявителя о принятии указанного заявления к рассмотрению. С даты, указанной в письме ФТС России о принятии заявления к рассмотрению, исчисляется общий срок рассмотрения заявления, указанный в ст. 91 комментируемого Закона и в абзаце первом п. 7 Административного регламента.

Статья 91. Рассмотрение заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов

Комментарий к статье 91

1. Часть 1 комментируемой статьи, а также раздел "Срок предоставления государственной услуги" Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877, подробно и четко регламентируют срок, в течение которого ФТС России рассматривает заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и принимает решение о включении или об отказе во включении юридического лица в указанный реестр.

Отсутствие оговорки об исчислении срока в рабочих днях означает, что речь идет о календарных днях. Кроме того, при применении комментируемого положения необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 5 ТК ТС течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

2. Административным регламентом предусмотрено, что в целях проведения проверки соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, перечисленных в ч. 3 и подп. 1, 2 и 4 ч. 4 ст. 88 комментируемого Закона, структурное подразделение ФТС России, в компетенцию которого входят вопросы проведения таможенных проверок, не позднее десяти рабочих дней со дня получения запроса принимает решение о проведении выездной таможенной проверки либо направляет поручение о проведении выездной таможенной проверки в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрирован исполнительный орган юридического лица или в регионе деятельности которого юридическим лицом совершались таможенные операции в отношении товаров.

Срок проведения проверки не может превышать 2 (двух) месяцев со дня вручения заявителю копии решения о проведении таможенной проверки. Решение о проведении выездной таможенной проверки должно быть принято таможенным органом не позднее трех рабочих дней со дня получения им поручения ФТС России о проведении выездной таможенной проверки.

3. Согласно Административному регламенту, если руководитель юридического лица либо его уполномоченный представитель по требованию уполномоченного таможенного органа не явился за получением уведомления, данное уведомление направляется по почте, а срок, отведенный на подтверждение выполнения условий включения в реестр, исчисляется с даты его направления уполномоченным таможенным органом.

Одновременно с вручением либо направлением уведомления заявителю уполномоченный таможенный орган письмом за подписью начальника таможни либо лица, его замещающего, направляет в ФТС России информацию о продлении срока рассмотрения заявления о включении в реестр, а также выявленных обстоятельствах, повлекших такое продление.

Если заявитель в течение 30 дней со дня получения такого уведомления не устранил фактов, явившихся основанием для выдачи либо направления уведомления, и не информировал об их устранении уполномоченный таможенный орган, в акте выездной таможенной проверки делается вывод о несоблюдении юридическим лицом условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора.

4. Отсутствие в ч. 3 комментируемой статьи оговорки об исчислении срока в рабочих днях означает, что речь идет о календарных днях. Кроме того, при применении комментируемого положения необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 5 ТК ТС течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

5. Новеллой для законодательства РФ о таможенном деле является положение о том, что в случае отсутствия документов, которые подтверждают сведения, указанные в заявлении о включении в реестр, и которые выдаются государственными органами, таможенный орган запрашивает подтверждение наличия и/или достоверности таких документов у этих государственных органов в письменном виде, или путем обращения к информационным ресурсам этих государственных органов, или посредством межведомственного электронного взаимодействия, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом заявитель может по собственной инициативе представить недостающие или уточняющие документы, удостоверенные соответствующими государственными органами или иным установленным способом.

6. Административным регламентом предусмотрено, что если по итогам выездной таможенной проверки установлено, что условия присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора соблюдаются, уполномоченный таможенный орган (таможенный орган, в регионе деятельности которого уполномоченный экономический оператор осуществляет свою деятельность) в соответствии с ч. 6 ст. 91 комментируемого Закона согласовывает порядок взаимодействия таможенных органов, осуществляющих таможенные операции, с уполномоченным экономическим оператором при применении специальных упрощений, а также регламент обмена информацией между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами и подготавливает проект соглашения, предусмотренного частью 8 статьи 86 Федерального закона.

Если юридическое лицо находится и планирует совершать таможенные операции с применением специальных упрощений в регионе деятельности одной таможни, соглашение заключается между данной таможней и уполномоченным экономическим оператором.

Если юридическое лицо находится в регионе деятельности одной таможни, а будет совершать таможенные операции в регионах деятельности других таможен (одной или нескольких), соглашение заключается между ФТС России и уполномоченным экономическим оператором.

Копия акта выездной таможенной проверки, в выводах по итогам проведения которой указано о соблюдении (либо несоблюдении) условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, указанных в ч. ч. 3 и 4 ст. 88 комментируемого Закона, с приложением к нему проекта соглашения в 2-дневный срок после его составления направляется в ФТС России письмом за подписью начальника уполномоченного таможенного органа либо лица, его замещающего, для последующего приобщения к заявлению о включении в реестр.

7. Пунктом 41 Административного регламента предусмотрено, что не только свидетельство, но и копия приказа ФТС России о включении юридического лица в реестр и выдаче свидетельства выдаются руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или направляются иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (по почте, с сопроводительным письмом), не позднее 14 рабочих дней со дня издания приказа о включении юридического лица в реестр и выдаче свидетельства.

Полномочия представителя юридического лица, до которого доводится решение о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями главы 10 ГК РФ. При направлении свидетельства и копии приказа ФТС России по почте целесообразно направлять их заказным письмом с уведомлением.

8. Пунктом 17 Административного регламента предусмотрено, что ФТС России принимает решение об отказе в предоставлении государственной услуги по ведению реестра в срок, не превышающий срока, указанного в п. 7 Административного регламента, в следующих случаях:

- при несоблюдении юридическим лицом хотя бы одного из условий включения в реестр, перечисленных в пункте 30 Административного регламента;

- при непредставлении документов, подтверждающих предоставление ФТС России обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в течение 30 дней со дня направления уведомления ФТС России о принятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения юридического лица в реестр, предусмотренного п. 35 Административного регламента.

При непредставлении документов, подтверждающих предоставление ФТС России обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, в срок, указанный в п. 36 Административного регламента, ФТС России в течение 10 дней принимает решение об отказе во включении в реестр.

От имени ФТС России решение об отказе во включении в реестр доводится до заявителя ответственным структурным подразделением ФТС России. Упомянутое решение подготавливается уполномоченным должностным лицом на бланке письма ФТС России и направляется на согласование в структурные подразделения ФТС России, которые в соответствии с компетенцией и Административным регламентом осуществляли проверку условий включения в реестр. Структурное подразделение ФТС России, получившее проект решения об отказе во включении в реестр на согласование, рассматривает его в срок, не превышающий 3 рабочих дней. Письмо ФТС России об отказе во включении в реестр и выдаче свидетельства доводится до руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица в письменной форме под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его направления, в пределах срока, установленного п. 7 Административного регламента.

Полномочия представителя юридического лица, до которого доводится решение об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов, должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями главы 10 ГК РФ. При направлении письма по почте целесообразно направлять его заказным письмом с уведомлением.

9. В п. 18 Административного регламента, в свою очередь, закреплено, что за предоставление государственной услуги по ведению реестра плата не взимается, а в п. 21 - что государственная услуга по ведению реестра является доступной для всех юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ.

Статья 92. Свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов

Комментарий к статье 92

1. Рассматривая положения комментируемой статьи, особо важно сказать о том, что в приложении N 1 к Административному регламенту Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденному Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877, приведена форма свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

2. В соответствии с п. 43 Административного регламента свидетельство не подлежит передаче другому лицу, а в соответствии с п. 44 - юридическое лицо признается уполномоченным экономическим оператором со дня вступления в силу свидетельства.

Статья 93. Изменения сведений, указанных в заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов

Комментарий к статье 93

1. Следует особо подчеркнуть, что ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ установлено, что несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры уполномоченных операторов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что внесение изменений в Свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов не допускается.

3. Внесение изменений в реестр с выдачей (либо без выдачи) нового свидетельства подробнейшим образом регламентировано п. п. 50 - 66 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877.

Статья 94. Приостановление действия и отзыв свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и исключение из реестра уполномоченных экономических операторов

Комментарий к статье 94

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет достаточно очевидную в принципе необходимость для уполномоченного экономического оператора в ходе своей деятельности на постоянной основе обеспечивать соблюдение условий присвоения этого статуса, а для таможенных органов - опять же на постоянной основе обеспечивать контроль соблюдения этих условий. Прежде всего это относится к уполномоченным таможенным органам, то есть к таможенным органам, в регионе деятельности которых уполномоченный экономический оператор осуществляет свою деятельность.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень случаев, когда уполномоченный таможенный орган вправе проводить повторную проверку соблюдения условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора, однако нельзя не отметить недостаточно конкретную формулировку о "существенном изменении таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле".

Можно предположить, что инициатором повторных проверок, дающим соответствующие поручения уполномоченному таможенному органу по месту деятельности уполномоченного экономического оператора, в таких случаях будет ФТС России, которая и будет судить, произошли или нет существенные изменения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ о таможенном деле.

Также можно предположить, что к таким изменениям прежде всего будут относиться изменения требований и условий включения в реестр, изложенных в ст. 39 ТК ТС и ст. ст. 88 и 89 комментируемого Закона.

3. Часть 3 комментируемой статьи призвана усилить контроль по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности, созданным менее чем за три года до дня подачи заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

4. Деятельность юридического лица, включенного в реестр уполномоченных экономических операторов, может быть приостановлена как по его собственному желанию (п. 1 ч. 1 ст. 56 комментируемого Закона), так и в ряде иных исключительных случаев, закрытый перечень которых приведен в ч. 4 комментируемой статьи.

Несмотря на формулировку "может быть приостановлена", в случае если речь не идет о желании самого уполномоченного экономического оператора приостановить свою деятельность, по смыслу статьи имеет место уже не возможность, а необходимость приостановления деятельности в каждом из приведенных случаев.

Вместе с тем не совсем ясно, почему в ч. 4 комментируемой статьи не дана ссылка на п. п. 3 и 4 (принятие судом или уполномоченным органом решения о приостановлении деятельности юридического лица и приостановление в соответствии с законодательством РФ действия разрешительного документа на осуществление определенного вида деятельности, если юридическое лицо, включенное в соответствующий реестр, осуществляет только такой вид деятельности) ч. 1 ст. 56 комментируемого Закона, а дана только ссылка на п. п. 1 и 2 (подача заявления юридического лица о приостановлении его деятельности и подача заявления юридического лица в случае возбуждения в отношении его процедуры банкротства).

В случае поступления заявления уполномоченного экономического оператора о приостановлении его деятельности согласно подп. 1 и 2 п. 67 Административного регламента данное приостановление оформляется приказом начальника таможни. Приказ издается в трехдневный срок после получения заявления уполномоченного экономического оператора. Одновременно уполномоченный таможенный орган направляет информационное письмо с приложением копии приказа в ФТС России для учета данной информации при ведении реестра.

5. В случаях, предусмотренных подп. 3 и 4 п. 67 Административного регламента, до принятия решения о приостановлении действия свидетельства включения в реестр уполномоченных экономических операторов уполномоченный таможенный орган уведомляет уполномоченного экономического оператора о выявленных нарушениях. Уведомление вручается руководителю организации либо его уполномоченному представителю под подпись с указанием даты получения уведомления. В случае неявки указанного представителя организации в уполномоченный таможенный орган за получением уведомления уполномоченный таможенный орган направляет уведомление по почте с сопроводительным письмом. При этом днем получения уведомления считается дата, указанная в уведомлении, с которой начинает исчисляться срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта.

Если уполномоченный экономический оператор в течение 30 дней со дня получения такого уведомления не подтвердил уполномоченному таможенному органу выполнение соответствующих условий и (или) не представил соответствующую отчетность, уполномоченный таможенный орган приостанавливает действие свидетельства включения в реестр уполномоченных экономических операторов на 30 дней. О фактах выявленных нарушений, а также о приостановлении действия свидетельства уполномоченный таможенный орган в день наступления указанных событий письменно информирует ФТС России с приложением документов, свидетельствующих о наступлении указанных событий, за подписью начальника таможни либо лица, его замещающего.

Полномочия представителя юридического лица, до которого доводится решение о приостановлении действия свидетельства, должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями гл. 10 ГК РФ. При направлении уведомления по почте целесообразно направлять его заказным письмом с уведомлением.

6. Необходимо обратить внимание на то, что, согласно ст. 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

В случаях, предусмотренных подп. 5 и 6 п. 67 Административного регламента, приостановление действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов оформляется приказом начальника таможни, копия которого вручается руководителю организации либо его уполномоченному представителю под подпись с указанием даты получения уведомления. В случае неявки указанного представителя организации в уполномоченный таможенный орган за получением уведомления уполномоченный таможенный орган направляет уведомление по почте с сопроводительным письмом.

Одновременно с изданием приказа уполномоченный таможенный орган направляет с использованием электронных способов передачи информации информационное письмо и копию приказа в ответственное структурное подразделение ФТС России для учета данной информации при ведении реестра, а также в подчиненные таможенные органы, указанные в свидетельстве о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Уполномоченное должностное лицо ответственного структурного подразделения ФТС России вносит информацию о приостановлении действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и сроке приостановления в реестр уполномоченных экономических операторов в течение одного рабочего дня после получения копии приказа уполномоченного таможенного органа о приостановлении действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

В случае, предусмотренном подп. 5 п. 67 Административного регламента, уполномоченный таможенный орган вправе не приостанавливать действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, если постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, совершенных юридическим лицом в течение одного года, исполнены таким юридическим лицом в сроки, предусмотренные КоАП РФ, а общая сумма административных штрафов не превышает 3% общего размера уплаченных указанным лицом ввозных таможенных пошлин и налогов за указанный период.

Формулировка "вправе не приостанавливать" представляется недостаточно конкретной и оставляет неопределенность по вопросу о том, каковы критерии использования этого права уполномоченным таможенным органом.

7. Также необходимо подчеркнуть, что исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях регламентировано разделом V КоАП РФ "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях".

В частности, согласно ст. 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

8. Применяя положения ч. 8 комментируемой статьи, необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

9. Сопоставляя терминологию ч. ч. 8 и 9 комментируемой статьи, можно сделать вывод о том, что отзыв свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов означает исключение юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов.

Согласно Административному регламенту, решение об исключении юридического лица из реестра реализуется изданием приказа ФТС России об исключении юридического лица из реестра. Проект приказа ФТС России об исключении юридического лица из реестра подготавливается уполномоченным должностным лицом и направляется на согласование в структурные подразделения ФТС России в соответствии с внутренними правилами делопроизводства в ФТС России.

Структурное подразделение ФТС России, получившее проект приказа ФТС России об исключении юридического лица из реестра на согласование, рассматривает его в кратчайший срок, но при всех условиях в течение не более 3 дней. В случае, когда проект вносится повторно после устранения замечаний, срок визирования не должен превышать 2 дней. Приказ ФТС России об исключении юридического лица из реестра подписывается руководителем ФТС России либо лицом, его замещающим.

В день получения приказа ФТС России об исключении юридического лица из реестра уполномоченное должностное лицо ответственного структурного подразделения ФТС России на его основании вносит в реестр информацию об исключении юридического лица из реестра. Решение об исключении юридического лица из реестра вступает в силу со дня наступления фактов и событий, вступления в законную силу соответствующих решений, предусмотренных пунктом 74 Административного регламента.

10. Часть 10 комментируемой статьи подчеркивает наиболее тяжелые последствия (повторное заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов может быть подано только по истечении трех лет со дня вступления в силу решения об исключении юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов) в случае исключения юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов по следующим основаниям:

- неоднократное (два и более раза) привлечение уполномоченного экономического оператора к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 и 16.22 КоАП РФ в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии что сумма наложенных административных штрафов в совокупности составила 500000 рублей и более;

- вступление в силу приговора суда о привлечении к уголовной ответственности руководителя и (или) сотрудников уполномоченного экономического оператора за совершение преступления, предварительное расследование по которому в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ отнесено к компетенции таможенных органов.

11. Помимо главы 16 комментируемого Закона возврат (прекращение действия) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного лицом при включении его в реестр уполномоченных экономических операторов, регламентирован Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога".

Статья 95. Порядок ведения реестра уполномоченных экономических операторов

Комментарий к статье 95

1. Анализируя положения комментируемой статьи, представляется важным отметить, что порядок ведения ФТС России реестра уполномоченных экономических операторов и опубликования сведений, содержащихся в реестре, подробно регламентирован п. п. 83 - 87 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов, утвержденного Приказом ФТС России от 14 сентября 2011 г. N 1877.

2. Также необходимо сказать о том, что ФТС России ведет реестр в электронном виде по форме, приведенной в приложении N 10 к Административному регламенту.

3. Согласно Административному регламенту, в день внесения уполномоченным должностным лицом ответственного структурного подразделения ФТС России соответствующей информации в реестр ГНИВЦ ФТС России обеспечивает его рассылку в таможенные органы Российской Федерации.

4. Уполномоченное должностное лицо ответственного структурного подразделения ФТС России регулярно, не реже одного раза в три месяца, направляет реестр в структурное подразделение ФТС России, в компетенцию которого входит взаимодействие с официальными изданиями ФТС России.

Должностное лицо структурного подразделения ФТС России, в компетенцию которого входит взаимодействие с официальными изданиями ФТС России, обеспечивает регулярное, не реже одного раза в три месяца, опубликование реестра в официальных изданиях ФТС России и размещение его на сайте ФТС России с включением в него только тех юридических лиц, которые дали на это свое предварительное согласие при включении в реестр.

Статья 96. Система учета и предоставление отчетности уполномоченным экономическим оператором

Комментарий к статье 96

1. Часть 1 комментируемой статьи, так же как и ч. 1 ст. 59 комментируемого Закона, переадресовывает нас к законодательству РФ о бухгалтерском учете (основным актом является ФЗ "О бухгалтерском учете"), а также к законодательству РФ о налогах и сборах (соответственно, здесь основной акт - Налоговый кодекс РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи корреспондирует с п. 3 ч. 4 ст. 94 комментируемого Закона, согласно которому таможенный орган (таможенные органы), в регионе деятельности которого (которых) уполномоченный экономический оператор осуществляет свою деятельность, приостанавливает (приостанавливают) действие свидетельства, в том числе в случае непредставления отчетности по формам в порядке и сроки, установленные в соответствии со статьей 96 Федерального закона.

По вопросу о сроках представления отчетности также отметим, что согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

3. Часть 3 комментируемой статьи представляет собой наглядную иллюстрацию прогрессивной тенденции в законодательстве РФ о таможенном деле, направленной на формирование доверительных партнерских отношений с добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

Вместе с тем требуют уточнения порядок и срок принятия решения уполномоченным таможенным органом о предоставлении отчетности уполномоченным экономическим оператором ежегодно до 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, - неясно, когда именно такое решение должно быть принято - в начале или в течение календарного года.

4. Форма отчетности уполномоченного экономического оператора о товарах, помещенных на временное хранение, установлена приложением N 2 к Приказу ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2709 "Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора".

5. Форма отчетности уполномоченного экономического оператора по учету товаров, в отношении которых применены специальные упрощения (за исключением товаров, помещенных на временное хранение), также установлена приложением N 1 к Приказу ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2709 "Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора".

6. В контексте ч. 6 комментируемой статьи обратим внимание на то, что до 1 июля 2012 года действует Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - ФЗ "Об электронной цифровой подписи"), а с 1 июля 2012 года - Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - ФЗ "Об электронной подписи"). Соответственно, до этого времени применяются положения ФЗ "Об электронной цифровой подписи", после - положения ФЗ "Об электронной подписи".

7. Согласно ст. 16.15 КоАП РФ непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством РФ, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

8. Формы отчетности, предоставляемой уполномоченным экономическим оператором в порядке, установленном комментируемой статьей, установлены ФТС России путем издания Приказа ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2709 "Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора" (зарегистрирован в Минюсте РФ 16 марта 2011 г. N 20132).