Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
-
Таможенный кодекс Таможенного союза. Глава 15.
-
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Глава 19.
-
Постановление Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы».
-
Приказ ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля».
-
Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 № 26»О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
-
Приказ ГТК РФ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
9. 2. Формы таможенного контроля
9. 3. Способы таможенного контроля
9. 4. Правовые основы системы управления рисками.
Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей.
10. 1. Правовая основа таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
В условиях современной рыночной экономики государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения общенациональных интересов и безопасности страны.
Деятельность государственных органов по регулированию внешнеэкономической деятельности осуществляется во всех странах мира, но ее масштабы, цели и задачи, формы и методы определяются исходя из внешней и внутренней политики государства, а так же его экономического и политического положения в мире.
Исчерпывающий перечень методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности содержится в ст.12 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». К ним относятся методы административного регулирования, нетарифного регулирования и метод таможенно-тарифного регулирования.
Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин (ст.2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).
Величины ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин нормативно устанавливаются государством и вносятся в специальные таблицы – тарифы.
На основании положений ст.2 Закона РФ «О таможенном тарифе» Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Основные цели таможенного тарифа:
-
рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
-
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
-
создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
-
защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
-
обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Таможенный тариф является классическим и эффективным экономическим инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком.
В зависимости от направления перемещения товара через таможенную границу, таможенный тариф может быть ввозным (импортным) и вывозным (экспортным).
Обычно таможенный тариф принимается на национальном уровне, так как вопросы формирования таможенного тарифа и установления таможенных ставок находятся в исключительной компетенции государства. Однако, если государство объединилось с другими государствами в экономическую интеграцию, таможенный тариф становится общим наднациональным инструментом регулирования товарообмена в третьими странами.
Вопросы формирования и применения таможенного тарифа в России регулируются в настоящее время на двух уровнях:
-
международном (наднациональном) в рамках Таможенного союза, нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и решениями Межгоссовета ЕврАзЭС и Комиссии Таможенного союза;
-
национальном, нормами Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1;
Россия в рамках ЕврАзЭС вступила в экономическое объединение в форме таможенного союза с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Одним из этапов формирования единого таможенного пространства стало принятие единого внешнего таможенного тарифа. В этих целях решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 N 18 был утвержден "Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)", вступивший в силу 01.01.2010 года. При этом установлен переходный период, предусматривающий временные изъятия из режима единой таможенной территории в области применения государствами ставок ЕТТ.4243
Единый таможенный тариф (ЕТТ) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Статья 77 ТК ТС устанавливает, что для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.44
Установление ставок вывозных таможенных пошлин в рамках ТС по-прежнему входит в юрисдикцию национальных систем государственного регулирования ВЭД. Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза45.
В частности согласно ст.3 ФЗ « О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации46.
В рамках Таможенного союза идут процессы координации таможенно-тарифного регулирования экспорта внутреннего товара и применения ставок вывозных таможенных пошлин. На основании международного соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран», члены Таможенного союза стремятся к унификации величины ставок вывозных таможенных пошлин. Каждое государство предоставляет Комиссии таможенного союза перечень товаров, экспортируемых за пределы единой таможенной территории с указанием соответствующих ставок вывозных пошлин. На базе этой информации КТС формирует «Сводный перечень товаров, поставляемых в третьи страны с территории Таможенного союза, в отношении которых предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин». Впоследствии Сводный перечень товаров направляется в Российскую Федерацию, Республику Казахстан и Республику Беларусь, которые при вывозе товара со своих территорий обязаны обеспечить взимание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государствах происхождения товара.
Очевидно, что особое развитие в рамках таможенного союза получил Единый таможенный тариф, как гибкий экономический регулятором ввоза конкретной продукции. На сегодняшний момент времени он способствует приспособлению экономики стран Таможенного союза к мировому рынку. На современном этапе построения единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза, таможенный тариф, наряду с фискальной функцией сохранил свои протекционистские свойства: нацелен на насыщение экономических потребностей государств-членов ТС за счет ускорения и упрощения перераспределения внутренней продукции, а так же на защиту внутреннего товара от внешней иностранной конкуренции.
Таможенный тариф России строится в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, которая сформирована на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров47, наиболее принятой в современной международной практике системе классификации товаров. Он по своей природе и структуре является:
-
автономно-конвенционным, так как ставки таможенных пошлин устанавливаются, как государством самостоятельно (автономно), так и на основании международных соглашений;
-
сложным (многоколоночным), так как предполагает установление двух и более ставок по каждому товару в зависимости от страны происхождения;
Согласуясь с общемировой практикой, таблица ЕТТ ТС содержит несколько колонок ставок обложения:
-
Колонку базовых ставок таможенных пошлин;
-
Колонку максимальных ставок таможенных пошлин;
-
Колонку преференциальных ставок таможенных пошлин;
Базовые ставки таможенных пошлин – ставки, установленные в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации.
Максимальные ставки таможенной пошлины – ставки, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, при этом базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
Преференциальные ставки – ставки таможенных пошлин, применяемых в отношении отдельных товаров из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой преференций Таможенного союза48, а так же товаров, происходящих из стран, входящих в зону свободной торговли или таможенный союз с Россией.
К элементам таможенно-тарифной системы государства относятся: таможенные пошлины, ставки таможенных пошлин, система группировки товаров внутри тарифа (система описания и кодирования товаров), таможенная стоимость товара, методы определения таможенной стоимости товара, тарифные льготы и преференции.
К элементам процесса таможенно-тарифного регулирования относятся следующие операции:
-
определение страны происхождения товара;
-
определение таможенной стоимости товара;
-
определение величины таможенного платежа.
Контрольные вопросы:
-
Дайте определение таможенного тарифа.
-
Сравните нормативно-правовое регулирование ввозного и вывозного таможенного тарифа, применяемого Российской Федерацией.
-
Опишите цели утверждения Единого таможенного тарифа Таможенного союза и принятия Единой системы тарифных преференций таможенного союза.
-
Объясните влияние «Сводного перечня товаров, поставляемых в третьи страны с территории Таможенного союза, в отношении которых предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин» на процессы унификации экспорта товарной продукции таможенного союза.
-
Перечислите элементы таможенно-тарифной системы.
-
Перечислите характеристики ЕТТ ТС.
- Оглавление
- Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права 5
- Глава 6. Общий порядок производства таможенного оформления 276
- Глава 7. Правовое регулирование таможенных процедур 353
- Глава 8. Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров 354
- Глава 9. Таможенный контроль 355
- Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. 377
- Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения 414
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями 529
- Предисловие Список сокращений Методические рекомендации по работе с учебником
- 2.1.1 Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права
- 2.1.2.Предмет таможенного права
- 2.1.3. Метод таможенного права
- 2.1.4.Принципы таможенного права
- 2.2. Источники таможенного права
- 2.2.1. Система источников таможенного права
- 2.2.2. Акты международного права, как источники таможенного права.
- 2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
- 2.2.4. Судебные решения, как источник таможенного права.
- Обычай как источник таможенного права.
- 2.3. Система таможенного права
- 2.4. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.4.1. Понятие таможенной территории и таможенной границы
- 2.4.2. Понятие товара в таможенном деле.
- 2.4.3. Перемещение товаров через таможенную границу
- 2.4.4 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Таможенные органы
- Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
- Система и структура таможенных органов Российской Федерации
- Функции и формы деятельности таможенных органов
- 3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
- Глава 4. Юридические и физические лица - субъекты таможенных правоотношений
- 4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.1.3. Основные направления правового регулирования таможенного оформления.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию.
- 6.2.1. Понятие прибытия товаров на таможенную территорию.
- 6.2.2. Порядок пересечения таможенной границы.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.3. Временное хранение.
- 6.3.1. Понятие временного хранения
- 6.3.2. Правовое регулирование совершения операций с товарами, находящимися на временном хранении.
- 6.3.3. Правовое регулирование деятельности свх
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.4. Правовые основы декларирования.
- 6.4.1. Понятие и виды декларирования.
- Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.2. Формы декларирования
- Полномочия в сфере декларирования
- 6.4.3. Правовая регламентация порядка декларирования
- 6.4.4. Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.4 .Правовой статус декларанта.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.5. Выпуск товаров.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 9.1.2. Принципы проведения таможенного контроля
- Выборочность таможенного контроля.
- 2. Обязательность таможенного контроля
- 3. Использование системы управления рисками.
- 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля
- 5. Принцип сотрудничества с участниками вэд
- 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса тс и законодательства государств-участников Таможенного союза.
- 9.1.3. Порядок осуществления таможенного контроля
- 9.1.4. Зоны таможенного контроля
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 10. 2. Таможенные платежи и их виды
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
- 11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
- Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 4 Производство по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
- Глава 27 КоАп рф регламентирует процедуры обеспечительных мер и предусматривает возможность их применения должностными лицами таможенных органо в целях:
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 1. Понятие таможенных преступлений и компетенция таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
- 12. 3. Дознание, как составная часть правоохранительной деятельности таможенных органов
- 12. 4. Международное сотрудничество таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с таможенными преступлениями Краткий словарь основных терминов
- Рекомендуемая литература и источники