3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
Таможенная служба (служба в таможенных органах) является видом профессиональной деятельности граждан РФ по обеспечению государственных полномочий таможенных органов. Легальное определение данной деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы, организационные и правовые основы которой закреплены в нормах:
-
Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
-
Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
-
Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
-
Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации".
На подзаконном уровне регулирование правоотношений в сфере осуществления служебной деятельности должностных лиц таможенных органов осуществляется на основании Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и ведомственных актов ФТС.
Процесс прохождения службы в таможенных органах РФ опирается на нормы Конституции РФ, а так же принципы государственной службы, закрепленные в статье 4 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
-
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который в области таможенной деятельности выражается в том, что государственные таможенные служащие в процессе реализации своих полномочий обязаны признавать, соблюдать и защищать права, честь, достоинство и законные интересы человека;
-
Принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе обеспечивает равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего. Однако, это право не является абсолютным. В законодательстве закреплены общие ограничения, связанные со статусом гражданина РФ, возрастным и языковым цензом, а также специальными квалификационными требованиями. Соблюдение этих условий призвано обеспечить эффективную деятельность государственных органов, формирование их кадрового состава из наиболее достойных кандидатов. При этом равные условия доступа к службе и прохождения гражданской службы обеспечивают конкурсный порядок поступления и продвижения по службе.
-
Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих - необходим для правильной организации и нормального функционирования таможенной службы. Учитывая специфику и сложность правового и организационного регулирования таможенного дела, в сфере таможенного управления требуется, как общая, так и специальная подготовка служащих.
-
Принцип стабильности гражданской службы является гарантом для построения эффективной системы администрирования в области таможенного дела. Положение государственного таможенного служащего не должно зависеть от процессов административного реформирования, политических ситуаций и коньюктурных веяний. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения государственных служащих необходимы в интересах, как государственного аппарата, так и самих госслужащих. Они должны быть гарантированы даже в том случае, если полностью или частично изменяются система государственных органов и организация государственной службы;
-
Принцип доступности информации о гражданской службе (принцип гласности) обеспечивает конституционные права граждан РФ относительно участия в управлении делами государства, должностных лиц таможенных органов знакомить каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Должностные лица службы должны обеспечивать объективность, достоверность и точность предоставляемой информации. В то же время при предоставлении информации они должны исходить из меры сочетания гласности и служебной конфиденциальности. Глава 2 ТК ТС и глава 4 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской федерации», предусматривают обязанность должностных лиц таможенных органов осуществлять общее информирование и консультирование заинтересованных лиц относительно вопросов, касающихся таможенного законодательства Таможенного союза и РФ;
-
Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами подтверждает то, что государственная таможенная служба не противопоставлена обществу, а тесно взаимодействует с ним. Тем не менее, следует учитывать то, что ст. 9 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской федерации» закрепляет принцип независимости таможенных органов от вмешательства в их деятельность органов местного самоуправления, и общественных объединений;
-
Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность обеспечивает эффективность осуществления должностными лицами таможенных органов своих полномочий. Данный принцип означает, что государственные таможенные служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный таможенный служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Учитывая отсутствие в законодательных актах соответствующего легального определения, и обобщив правовые подходы в области регулирования статуса госслужащего в таможенных органах, можно сформулировать понятие государственного таможенного служащего:
Государственный таможенный служащий (должностное лицо таможенных органов) – гражданин РФ, исполняющий профессиональные служебные обязанности государственной службы в таможенных органах или учреждениях системы таможенных органов, которому присвоено специальное звание или классный чин по замещаемой государственной должности.
Признаками государственного таможенного служащего являются:
-
принадлежность к гражданству Российской Федерации;
-
замещение должности государственной службы в таможенных органах или учреждениях системы таможенных органов;
-
выполнение определенных обязанностей в рамках замещаемой государственной должностью государственной службы;
-
возмездность (платность) профессиональной деятельности в области госуправления, получение за выполнение должностных обязанностей вознаграждения из средств федерального бюджета;
-
присвоение в установленном законом порядке специального звания или классного чина.
Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» делит лица, осуществляющих профессиональную деятельность в таможенных органах, на две категории, только одна из которых относится к госслужащим: .
-
Государственные таможенные служащие на основании ст. 9 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» делятся на две группы:
-
сотрудников таможенных органов, которые замещают должности в порядке, установленном ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации» и которым в соответствии с вышеуказанным законом присваиваются специальные звания;
-
иные федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов Российской Федерации, замещающие должности в порядке установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и которым в соответствии с вышеуказанным законом присваиваются классные чины гражданской службы.15
-
Работники таможенных органов. К госслужащим не относятся, осуществляют свою деятельность на должностях работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы и преследует цели технического обеспечения деятельности таможенных органов. Профессиональные отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде, распространяющимся на работников бюджетных организаций
Иерархия системы должностей таможенных органов определена статьей 5 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и состоит из четырех должностных групп и соответствующих им специальных званий:
-
младшего состава: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;
2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы. Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов устанавливается Президентом Российской Федерации.
Глава III ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» регулирует порядок присвоения специальных званий. Специальные звания, присваиваемые сотруднику таможенного органа в соответствии с занимаемой должностью, подразделяются на первое звание и очередные.
Первое звание присваивается гражданину, впервые принятому на службу в таможенные органы в течение месяца после заключения с ним впервые контракта.
Специальное звание сотруднику таможенного органа присваивается:
-
начальником таможенного органа при присвоении специального звания младшего состава и очередных специальных званий до капитана таможенной службы включительно;
-
руководителем Федеральной таможенной службы при назначении специального звания среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора таможенной службы до полковника таможенной службы включительно;
-
Президентом Российской Федерации при назначении специального звания высшего начальствующего состава;
В процессе карьерного роста очередное специальное звание сотруднику таможенного органа может присваиваться по следующим основания:
-
в общем порядке по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании,
-
в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности.
-
в ускоренном порядке в качестве поощрения в следующем порядке:
-
по истечении срока выслуги в специальном звании - на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности сотруднику таможенного органа за особые заслуги или имеющему ученую степень (или ученое звание);
-
до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но не выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, как поощрение за добросовестное исполнение должностных обязанностей.
Очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, присваивается сотруднику таможенного органа в день истечения срока его службы в предыдущем звании. Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, не более двух раз в течение всего периода его службы в таможенных органах.
Сроки выслуги:
-
в специальных званиях старшего прапорщика таможенной службы, полковника таможенной службы и выше не устанавливаются;
-
сроки выслуги для иных специальных званий установлены в ст. 13 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Законом предусмотрена задержка в присвоении очередных специальных званий в случае:
-
наличия у сотрудника дисциплинарного взыскания – до снятия дисциплинарного взыскания;
-
проведения в отношении сотрудника служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины – до окончания служебной проверки;
-
в отношении сотрудника возбуждено уголовное дело – до прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям.
При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах, с правом на получение пенсии, к специальному званию добавляются слова "в отставке".
Прохождение государственной службы – совокупность событий, характеризующих служебно-правовой статус государственного таможенного служащего и динамику его изменения.
Процесс прохождения государственной службы включает целый комплекс этапов и юридических фактов, основными из которых являются:
-
поступление на службу в таможенные органы,
-
присвоение специального звания или классного чина гражданской государственной службы;
-
заключение контракта о службе в таможенных органах, принятие присяги сотрудника таможенного органа;
-
прохождение аттестации сотрудников таможенных органов,
-
перемещение по службе;
-
прекращение служебной деятельности в таможенных органах.
Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на контрактной основе. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
Руководителем Федеральной таможенной службы устанавливается типовая форма, порядок заключения контракта, а так же перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами. 16
Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Не допускается установление ограничений при приеме на службу, кроме, обозначенных в законе. К ним относятся:
-
состояние здоровья гражданина. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации;17
-
признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;
-
наличия у гражданина неснятой или непогашенной судимости;
-
лишения гражданина вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.
В целях проверки соответствия гражданина замещаемой должности может устанавливаться испытательный период сроком до шести месяцев в зависимости от уровня профессиональной подготовки к должности, на которую тот поступает. На период испытательного срока лицо назначается стажером без присвоения специального звания.
Для выпускников образовательных учреждений Федеральной таможенной службы, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается. Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе, а также условия проведения конкурса определяются руководителем Федеральной таможенной службы.
Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.
Гражданин, принятый на службу в таможенные органы, не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания принимает присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности». Порядок принятия присяги определяется руководителем Федеральной таможенной службы.18
Периодически (не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года) таможенные служащие проходят аттестацию. Цели ее проведения связаны с решением вопросов о:
-
соответствии сотрудника таможенного органа занимаемой должности;
-
представлении сотрудника таможенного органа к государственной награде Российской Федерации.
Порядок проведения аттестации сотрудников таможенных органов определяется положением, утверждаемым руководителем Федеральной таможенной службы.19
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
-
соответствует занимаемой должности;
-
не соответствует занимаемой должности.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя таможенного органа мотивированные рекомендации
о повышении сотрудника в должности;
о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность;
о применении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации,;
о понижении сотрудника в должности;
об увольнении сотрудника.
Часть сотрудников не подлежит аттестации, к ним относятся:
1) занимающие должности менее года;
2) находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;
3) прикомандированные к органам государственной власти Российской Федерации и организациям (указанные категории сотрудников не подлежат аттестации на период командирования);
4) сотрудники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и беременные женщины (аттестация указанных сотрудников проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).
Перемещение по службе является важнейшим условием прохождения таможенной службы. Перемещение юридически оформляется соответствующим приказом начальника соответствующего таможенного органа с указанием основания перемещения и осуществляется по следующим основаниям:
-
на высшую должность - в порядке продвижения по службе с согласия самого таможенного служащего;
-
на равнозначную должность - с согласия таможенного служащего либо для более целесообразного его использования с учетом деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;
-
на другую должность в том же таможенном органе или организации таможенной службы, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность (перевод по службе) - по инициативе начальника таможенного органа с согласия таможенного служащего, если иное не оговорено в контракте;
-
на нижестоящую должность - при сокращении штатов, в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия таможенного служащего, а также по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, по личной просьбе, либо по служебному несоответствию в аттестационном порядке с согласия таможенного служащего;
-
при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;
-
при привлечении таможенного служащего к выполнению специального задания, а также в порядке прикомандирования его к органу государственной власти Российской Федерации и иным организациям.
Обязательным условием прохождения службы в таможенных органах является соблюдение требований служебной дисциплины, связанной с выполнением правил внутреннего распорядка таможенного органа. Правила определяют для сотрудников таможенных органов продолжительность, начало, окончание и порядок учета служебного времени, время перерыва для отдыха и питания, графики дежурства (сменности) при организации дежурств (сменной работы), порядок привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного ежедневного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни. Правила внутреннего распорядка в конкретном таможенном органе утверждаются его начальником исходя из особенностей деятельности указанного таможенного органа. Типовые правила внутреннего распорядка таможенных органов утверждает Руководитель Федеральной таможенной службы. 20
За добросовестное отношение к службе и исполнение должностных обязанностей Законом предусмотрена система поощрений для сотрудников таможенных органов:
-
объявление благодарности;
-
премирование;
-
награждение ценным подарком;
-
награждение Почетной грамотой Федеральной таможенной службы;
-
награждение нагрудными знаками и медалями Федеральной таможенной службы;
-
досрочное присвоение очередного специального звания;
-
награждение именным оружием;
-
присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности;
-
досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания
Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по следующим основаниям:
1) по собственному желанию до истечения срока контракта;
2)по достижении предельного возраста,;
3) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;
4) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
5) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;
6) в связи с переводом в другой государственный орган;
7) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
8) по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;
9) по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;
10) в связи с признанием аттестационной комиссией указанного сотрудника не соответствующим занимаемой должности;
11) за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия "систематические нарушения служебной дисциплины" даются в Дисциплинарном уставе таможенной службы;
12) в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда;
13) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
Ст. 49 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» устанавливает предельный возраст пребывания на должности сотрудника таможенных органов.
1) 50 лет - прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы, младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
2) 55 лет - майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
3) 60 лет - генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации;
Сотрудники таможенных органов - женщины по своему желанию могут состоять на службе в таможенных органах на пять лет меньше срока. Срок пребывания на службе в таможенных органах сотрудников таможенных органов, достигших предельного возраста, может быть продлен руководителем Федеральной таможенной службы в каждом конкретном случае до пяти лет.
Правовой статус государственного служащего включает в себя систему прав и обязанностей, закрепленных в главе IV ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», определяющей процесс прохождение службы в таможенных органах. Статья 16 Закона определяет основные права сотрудника таможенного органа, направленные на эффективное и успешное осуществление своей служебной деятельности.
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности;
4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;
6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;
7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы;
9) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;
10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
11) объединение в профессиональные союзы;
12) участие в собраниях сотрудников таможенных органов;
13) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 2 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Обязанности таможенного служащего общего характера определены в ст. 17 ФЗ « О службе в таможенных органах Российской Федерации». К ним относятся :
1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;
2) обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;
3) выполнение приказов и распоряжений начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
4) в пределах своих должностных обязанностей своевременного рассмотрения обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
5) соблюдение установленных в таможенном органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнение должностных инструкций;
6) поддержание уровня квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
7) охрана государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не разглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, в том числе затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций устанавливается руководителем Федеральной таможенной службы.21
Обязанности должностных лиц таможенных органов дополнены правоограничениями (запретами) на осуществление действий, несовместимых со статусом государственного таможенного служащего. Правоограничения закреплены в статье 7; 7.1ФЗ «О таможенном регулировании в Российско1й федерации», Федеральном законе "О противодействии коррупции" и статьях 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;
8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.
На должностных лиц таможенных органов не распространяются вышеуказанные ограничения, запреты и обязанности, препятствующие исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации
Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в таможенных органах осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (ст. 25 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим российским законодательством. Обязательное условие привлечения к ответственности – виновность должностного лица таможенного органа.
Уголовную ответственность государственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.).
Согласно ч.1 ст. 2.5 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, сотрудники таможенных органов несут административную ответственность на общих основаниях, независимо от родового объекта правонарушения.
Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 24.ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает ведение ведомственного контроля деятельности должностных лиц таможенных органов. Контроль прохождения и соблюдения условий службы в таможенных органах осуществляют:
-
Правительство Российской Федерации,
-
руководитель Федеральной таможенной службы;
-
начальники таможенных органов.
Дисциплинарная ответственность государственных таможенных служащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей. Порядок реализации регулируется Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации".
Дисциплинарная ответственностью государственных таможенных служащих – включает применение мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке.
Основанием для привлечения государственного таможенного служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок (нарушение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.
За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
-
замечание;
-
выговор;
-
строгий выговор;
-
предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
-
увольнение из таможенных органов.
Дисциплинарным уставом таможенной службы предусмотрена возможность обжалования решений о привлечении к дисциплинарной ответственности в вышестоящий таможенный орган или в суд. Судебное обжалование обоснованности привлечения таможенных служащих к дисциплинарной ответственности касается, как правило, случаев их увольнения из таможенных органов за нарушение служебной дисциплины и осуществляется по правилам рассмотрения трудовых споров. В остальных случаях жалобы обычно подаются начальнику вышестоящего таможенного органа.
Контрольные вопросы:
-
Охарактеризуйте правовой статус государственного таможенного служащего.
-
Дайте определение понятия «службы в таможенных органах», как вида профессиональной деятельности.
-
Перечислите признаки государственного таможенного служащего.
-
Опишите систему должностей и специальных званий сотрудников таможенных органов.
-
Опишите основания перемещения по службе в таможенных органах.
-
Охарактеризуйте основные этапы прохождения службы в таможенных органах.
-
Основные условия прохождения службы: дайте общее понятие и перечислите разновидности.
-
Особенности привлечения должностных лиц таможенных органов к юридической отвественности.
- Оглавление
- Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права 5
- Глава 6. Общий порядок производства таможенного оформления 276
- Глава 7. Правовое регулирование таможенных процедур 353
- Глава 8. Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров 354
- Глава 9. Таможенный контроль 355
- Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. 377
- Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения 414
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями 529
- Предисловие Список сокращений Методические рекомендации по работе с учебником
- 2.1.1 Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права
- 2.1.2.Предмет таможенного права
- 2.1.3. Метод таможенного права
- 2.1.4.Принципы таможенного права
- 2.2. Источники таможенного права
- 2.2.1. Система источников таможенного права
- 2.2.2. Акты международного права, как источники таможенного права.
- 2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
- 2.2.4. Судебные решения, как источник таможенного права.
- Обычай как источник таможенного права.
- 2.3. Система таможенного права
- 2.4. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.4.1. Понятие таможенной территории и таможенной границы
- 2.4.2. Понятие товара в таможенном деле.
- 2.4.3. Перемещение товаров через таможенную границу
- 2.4.4 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Таможенные органы
- Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
- Система и структура таможенных органов Российской Федерации
- Функции и формы деятельности таможенных органов
- 3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
- Глава 4. Юридические и физические лица - субъекты таможенных правоотношений
- 4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.1.3. Основные направления правового регулирования таможенного оформления.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию.
- 6.2.1. Понятие прибытия товаров на таможенную территорию.
- 6.2.2. Порядок пересечения таможенной границы.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.3. Временное хранение.
- 6.3.1. Понятие временного хранения
- 6.3.2. Правовое регулирование совершения операций с товарами, находящимися на временном хранении.
- 6.3.3. Правовое регулирование деятельности свх
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.4. Правовые основы декларирования.
- 6.4.1. Понятие и виды декларирования.
- Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.2. Формы декларирования
- Полномочия в сфере декларирования
- 6.4.3. Правовая регламентация порядка декларирования
- 6.4.4. Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.4 .Правовой статус декларанта.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.5. Выпуск товаров.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 9.1.2. Принципы проведения таможенного контроля
- Выборочность таможенного контроля.
- 2. Обязательность таможенного контроля
- 3. Использование системы управления рисками.
- 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля
- 5. Принцип сотрудничества с участниками вэд
- 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса тс и законодательства государств-участников Таможенного союза.
- 9.1.3. Порядок осуществления таможенного контроля
- 9.1.4. Зоны таможенного контроля
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 10. 2. Таможенные платежи и их виды
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
- 11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
- Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 4 Производство по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
- Глава 27 КоАп рф регламентирует процедуры обеспечительных мер и предусматривает возможность их применения должностными лицами таможенных органо в целях:
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 1. Понятие таможенных преступлений и компетенция таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
- 12. 3. Дознание, как составная часть правоохранительной деятельности таможенных органов
- 12. 4. Международное сотрудничество таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с таможенными преступлениями Краткий словарь основных терминов
- Рекомендуемая литература и источники