Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
-
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;
-
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
-
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
-
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
-
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При назначении наказания учитывается система факторов субъективного и объективного характера, позволяющая уполномоченным должностным лицам таможенных органов и судов не применять административные наказания к лицам, допустившим нарушение таможенных правил:
-
При выявлении признака малозначительности правонарушения, должностные лица при разрешении дела могут освобождать виновных лиц от наказания, ограничившись устным замечанием (ст. 2.9. КоАП РФ). Малозначительность означает, как незначительность материального выражения последствий совершенного деяния, так и последствий нематериального характера. Критерии малозначительности таможенных правонарушений в законе не определены, это категория оценочная и формируется в процессе правоприменительной деятельности.
-
При отсутствии какого-либо элемента состава правонарушения, не позволяющем оценивать событие, как наказуемое деяние:
-
не достижение физическим лицом шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);
-
невменяемость лица, которая характеризует психическое состояние физического лица, заключающееся в неспособности по состоянию здоровья, уровню социально-психического развития в определенном возрасте осознавать фактический характер своих действий и их вредность, а также руководить ими в момент (или во время) совершения правонарушения и тем самым нести ответственность ( ст. 2.8. КоАП РФ)
-
действие в состоянии крайней необходимости, то есть причинение лицом вреда охраняемым законом интересам, для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7. КоАП РФ);
-
наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства). Это события, вредные последствия которых не могли быть предотвращены обязанным лицом всеми доступными ему средствами. К таковым относятся явления стихийного характера. Наличие подобных обстоятельств подлежит обязательному доказыванию самим субъектом правонарушения. Так, статья 157 ТК ТС предусматривает обязательную последовательность действий таможенных перевозчиков в случае действия непреодолимой силы, за несоблюдение которой предусмотрено наказание по ст. 16.6 КоАП РФ: принять все необходимые меры для обеспечения сохранности транзитных товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств, перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган на территории таможенного союза, либо иное место, указанное таможенным органом;
-
смерть физического лица, в отношении которого возбуждено административное производство;
Для максимального справедливого назначения наказания необходимо руководствоваться принципом индивидуализации наказания с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность приводится в законе (ст. 4.2 КоАП РФ) и является примерным, так как лицам, уполномоченным рассматривать административные дела, предоставлено право признавать таковыми иные, не указанные в КоАП РФ обстоятельства.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность имеют различную природу и отвечают принципам:
-
гуманности права, например совершение административного правонарушения в состоянии аффекта, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
-
поощрения позитивного поведения правонарушителя: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.
Перечень отягчающих обстоятельств установлен в статье 4.3. КоАП РФ, является исчерпывающим и расширительному толкования не полежит. По своему содержанию, отягчающие обстоятельства относятся к характеристике содеянного, увеличивающей степень его общественной опасности. Например, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения, совершение административного правонарушения группой лиц, совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Отягчающим обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, т.е. срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (в течение 1 года со дня окончания исполнения привлеченным лицом административного наказания). Так как «повторность» не регламентирована административным законодательством, руководствуясь содержанием внутриведомственных разъяснительных писем таможенных органов, однородность в определяется многократным нарушением одной и той же статьи КоАП РФ56.
При назначении административного наказания необходимо учитывать порядок действия административного законодательства во времени. Особое значение этот фактор приобретает в случае издания акта амнистии, и отмены закона, установившего административную ответственность, что исключает возможность наказания виновного лица. В административном законодательстве действует общий принцип действия норм во времени: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7. КоАП РФ). Однако, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение (либо иным образом улучшающий положение лица), совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Особое внимание при назначении наказания следует уделять оценке таких временных характеристик правонарушений, как сроки давности. Истечение этих сроков, является исключающим фактором для назначения наказания (ст. 4.5. КоАП РФ) либо исполнения наказания (ст. 31.9.КоАп РФ). В первом случае речь идет о сроке давности привлечения к административной ответственности, а во втором о сроке давности исполнения постановления о назначении административного наказания. По таможенным правонарушениям первый из них составляет 1 год с момента совершения правонарушения (либо выявления правонарушения), а второй - 2 года с момента вступления постановления в силу.
Для правильного исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил, особое значение имеет отнесение правонарушений к длящимся с учетом формы его выражения (действия или бездействия). Особенности определения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил приведены в таблице.
Тип и форма правонарушения | Начало отсчета срока давности | Пример нарушения таможенных правил |
Недлящееся в форме действия | День, следующий за днем нарушения таможенных правил | Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, нарушение режима зоны таможенного контроля и.т.д. |
Недлящееся в форме бездействия | День следующий за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности в сфере таможенного дела | Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений, невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
|
Длящееся (действие, бездействие) | День обнаружения нарушения таможенных правил | Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации |
Закон определяет единственное основание, приостановления срока давности: при удовлетворении ходатайства лица, в отношении которого ведется административное производство, о рассмотрении дела по месту его жительства (п.5 ст.4.5 КоАП РФ).
Контрольные вопросы:
-
Какие виды административных наказаний применяются в области нарушения таможенных правил? Какие наказание применяются наиболее часть и наиболее редко?
-
Дайте характеристику предупреждению, как наказанию, закрепленному в санкциях главы 16 КоАП РФ.
-
Охарактеризуйте пределы штрафных санкций, предусмотренных статьями главы 16 КоАП РФ.
-
На какие материальные ценности, перемещаемые через таможенную границу, распространяется административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения?
-
К каким субъектам применяются наказания, предусмотренные санкциями главы 16 КоАП РФ?
-
Какие обстоятельства необходимо учитывать компетентному должностному лицу таможенного органа при рассмотрении дела и назначении административного наказания?
-
В чем особенность определения срока давности назначения административного наказания в случае длящегося правонарушения?
- Оглавление
- Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права 5
- Глава 6. Общий порядок производства таможенного оформления 276
- Глава 7. Правовое регулирование таможенных процедур 353
- Глава 8. Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров 354
- Глава 9. Таможенный контроль 355
- Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. 377
- Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения 414
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями 529
- Предисловие Список сокращений Методические рекомендации по работе с учебником
- 2.1.1 Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права
- 2.1.2.Предмет таможенного права
- 2.1.3. Метод таможенного права
- 2.1.4.Принципы таможенного права
- 2.2. Источники таможенного права
- 2.2.1. Система источников таможенного права
- 2.2.2. Акты международного права, как источники таможенного права.
- 2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
- 2.2.4. Судебные решения, как источник таможенного права.
- Обычай как источник таможенного права.
- 2.3. Система таможенного права
- 2.4. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.4.1. Понятие таможенной территории и таможенной границы
- 2.4.2. Понятие товара в таможенном деле.
- 2.4.3. Перемещение товаров через таможенную границу
- 2.4.4 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Таможенные органы
- Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
- Система и структура таможенных органов Российской Федерации
- Функции и формы деятельности таможенных органов
- 3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
- Глава 4. Юридические и физические лица - субъекты таможенных правоотношений
- 4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.1.3. Основные направления правового регулирования таможенного оформления.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию.
- 6.2.1. Понятие прибытия товаров на таможенную территорию.
- 6.2.2. Порядок пересечения таможенной границы.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.3. Временное хранение.
- 6.3.1. Понятие временного хранения
- 6.3.2. Правовое регулирование совершения операций с товарами, находящимися на временном хранении.
- 6.3.3. Правовое регулирование деятельности свх
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.4. Правовые основы декларирования.
- 6.4.1. Понятие и виды декларирования.
- Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.2. Формы декларирования
- Полномочия в сфере декларирования
- 6.4.3. Правовая регламентация порядка декларирования
- 6.4.4. Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.4 .Правовой статус декларанта.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.5. Выпуск товаров.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 9.1.2. Принципы проведения таможенного контроля
- Выборочность таможенного контроля.
- 2. Обязательность таможенного контроля
- 3. Использование системы управления рисками.
- 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля
- 5. Принцип сотрудничества с участниками вэд
- 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса тс и законодательства государств-участников Таможенного союза.
- 9.1.3. Порядок осуществления таможенного контроля
- 9.1.4. Зоны таможенного контроля
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 10. 2. Таможенные платежи и их виды
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
- 11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
- Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 4 Производство по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
- Глава 27 КоАп рф регламентирует процедуры обеспечительных мер и предусматривает возможность их применения должностными лицами таможенных органо в целях:
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 1. Понятие таможенных преступлений и компетенция таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
- 12. 3. Дознание, как составная часть правоохранительной деятельности таможенных органов
- 12. 4. Международное сотрудничество таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с таможенными преступлениями Краткий словарь основных терминов
- Рекомендуемая литература и источники