Функции и формы деятельности таможенных органов
Функции и формы деятельности таможенных органов России обусловлены теми задачами, которые ставит для них ними государство. Следует учитывать то, что Россия, являясь суверенным государством, на сегодняшний день интегрирована в экономическое объединение по типу таможенного союза. В результате, компетенция таможенных органов РФ расширилась и дополнительно переориентирована на решение целого ряда внешних задач, которые ставит перед таможенной системой России Таможенный союз, образованный в рамках ЕврАзЭС. На сегодняшний день компетенция таможенных органов определена нормативно на уровне национального и международного законодательства Таможенного союза, включает в себя такие элементы, как задачи, реализуемых в сфере таможенного регулирования, и закрепленных в соответствии с мини властные функции и правомочия таможенных органов.
Основные задачи, которые призваны решать в пределах своей компетенции таможенные органы РФ на единой таможенной территории, перечислены в статье 6 Таможенного кодекса Таможенного союза:
-
содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
-
обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза;
-
совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
-
взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
-
обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
-
обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
-
обеспечение мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза;
8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с национальным законодательством РФ;
9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
10) ведение таможенной статистики.
В целых решения вышеуказанных задач Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст.12) на таможенные органы России возложено исполнение следующих функций (обязанностей):
1) проведение таможенного контроля, совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;
2) содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;
3) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
4) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности их уплаты;
5) обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;
6) обеспечение соблюдения установленных законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
7) обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
8) выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;
9) содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;
10) осуществление контроля валютных операций, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации;
11) содействие развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защита интересов отечественных товаропроизводителей;
12) обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля перемещения через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
13) осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, разъяснение заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказание содействия в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций;
14) обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
15) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области таможенного дела.
Функции таможенных органов являются разновидностью административных функций государства и опираются на материальные, организационные, технические и правовые методы обеспечения их реализации. Данные функции, таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с таможенными органами иностранных государств, иными органами государства, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. В данных правоотношениях таможенные органы являются субъектами управления. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.
По объекту управления все функции, осуществляемые таможенными органами, можно поделить на две группы:
-
Основные (отраслевые) функции - реализуются на уровне административных властеотношений таможенных органов с участниками ВЭД (таможенный контроль, взимание таможенных платежей, информирование, предоставление льгот и.т.д.);
-
Обеспечивающие функции – те, к которым относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера, реализуемы таможенными органами в целях обеспечения их деятельности.
Учитывая, что сфера деятельности таможенных органов многообразна и комплексна, в общем массиве многочисленных функций, которыми наделены таможенные органы, можно выделить несколько отдельных качественно отличающихся друг от друга групп функций таможенных органов:
-
Контрольная функция – связана в проведением мер таможенного контроля, валютного, налогового, фитосанитарного, ветеринарного и иных мер таможенного контроля;
-
Фискальная функция - взимание, а в необходимых случаях и принудительное взыскание таможенных платежей
-
Правоохранительная функция, реализуемая в нескольких формах:
-
Административно-процессуальная - привлечение таможенными органами к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов, нарушающие права граждан и организаций;
-
Уголовно-процессуальная - осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК, а также производство неотложных следственных действий по преступлениям, предусмотренным ч. 2–4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ, оперативно-розыскная деятельность;
-
Дисциплинарная – связана с ведением дисциплинарного производства и применения мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам таможенных органов в порядке ведомственного контроля;
-
Учетно-регистрационная функция - таможенное оформление товаров и транспортных средств, ведение таможенной статистики, ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
-
Нормотворческая – издание в пределах компетенции нормативных актов ФТС и распорядительных актов иных таможенных органов;
-
Информационно-консультативная функция - предоставление информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия), информирование о правовых актах в области таможенного дела, консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
-
Хозяйственная функция - обеспечение нормальной и бесперебойной работы всей системы таможенных органов. В содержание данной функции входят вопросы финансирования, материального обеспечения, строительства таможенной инфраструктуры;
-
Научная и образовательная функция – проведение научных исследований по различным отраслям специальных знаний в сфере таможенного дела, анализ статистических данных в области внешнеэкономической деятельности, подготовка и профессиональная переподготовка, повышение квалификации кадров для работы в системе таможенных органов
-
Международная публичная – деятельность таможенных органов, осуществляемая в целях обеспечения взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области таможенного дела, по вопросам международного таможенного сотрудничества, в том числе с целью обмена опытом с зарубежными таможенными службами
Ст. 18 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» сформулировала критерии оценки деятельности таможенных органов, к которым относятся:
-
скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
-
своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
-
эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами, которые могут быть ими использованы исключительно при осуществлении функций в области таможенного дела:
1) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации
2) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
3) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на осуществление деятельности в сфере таможенного дела;
4) осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, в пределах компетенции, определенной уголовно-процессуальным законодательством России;
5) осуществление неотложных следственных действий и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
6) привлечение лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) использование в случаях, не терпящих отлагательства, средств связи или транспортных средств, принадлежащих организациям или общественным объединениям для предотвращения преступлений;
8) задержание и доставление в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела;
9) производство документирования, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
10) получение от государственных органов, организаций и физических лиц информации, необходимой для выполнения своих функций;
11) предъявление в суды или арбитражные суды исков и заявлений:
12) разработка, создание и эксплуатация информационных систем, систем связи и систем передачи данных, технических средств таможенного контроля, а также средств защиты информации;
Анализируя вышеуказанные элементы компетенции таможенных органов нужно отметить, что она может быть реализована таможенными органами и их должностными лицами в следующих строго обозначенных основных правовых формах деятельности:
-
правоустановление - издание уполномоченными должностными лицами таможенных органов нормативных и индивидуальных актов обязательных для всех лиц и органов , которым они адресованы;
-
правоприменение – властные регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по реализации требований норм таможенного права. Правоприменительная деятельность строго процесуальна и должна реализовываться в точном соответсвии с требовнием закона;
-
правоохрана – реализуется путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотншений требований нормативн-правовых актов с последующим применением мер отвествености за нарушение таможенного законодательства.
Форма деятельности – это внешнее выражение действий таможенных органов по выполнению возложенных не них функций.
Рациональное и эффективное выполнение таможенными органами РФ своих полномочий обеспечивается посредством правильного выбора формы деятельности, соответствующей конкретной правовой ситуации. Формы деятельности таможенных органов имеют обязательное нормативное процессуальное и материальное закрепление, неверный выбор формы ведет к оспаримости действий должностного лица таможенного органа.
Формы деятельности таможенных органов имеют разнообразную классификацию. По юридическим последствиям они делятся на:
-
Правовые формы деятельности - влекут юридические последствия. Посредством этих форм реализуется таможенное дело и управленческие функции в отношении нижестоящих таможенных органов. Эти формы реализуются посредством издания приказов, постановлений, выдачи свидетельств, принятия предварительных решений и т.д. Правовые формы деятельности в свою очередь классифицируются по ряду оснований;
-
Неправовые формы деятельности – формы деятельности, не влекущие правовых последствий, связанные с возникновением, прекращением или изменением таможенных правоотношений.
Правовые формы по содержанию деятельности таможенных органов делятся на:
-
Правотворческую – выработка и принятие таможенными органами в пределах компетенции, установленной законом, норм и правил в области перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу;
-
Правоприменительную – форму деятельности по применению нормы к конкретной правовой ситуации в области таможенного дела и изданием индивидуальных актов в области таможенного дела. Правоприменительная форма деятельности в свою очередь делится на:
-
Регулятивную – используется для разрешения конкретных дел управленческого характера (проведение таможенного оформления товаров, утверждение штатного расписания, назначение и освобождение от должности);
-
Правоохранительную - проведение мер таможенного контроля и применение мер ответственности за нарушение лицами таможенных правил;
Правовые формы по цели использования деятельности таможенных органов делятся на:
-
Внешние – формы, используемые в целях выполнения задач, возложенных на таможенные органы в области таможенного регулирования;
-
Внутренние – для решения вопросов внутренней организации таможенной службы путем решения вопросов финансирования, утверждения штатов, повышения квалификации сотрудников, технического оснащения и т.д.
Правовые формы по способу выражения таможенной деятельности делятся на:
-
Словесные письменные – применимы для всех форм деятельности, но является обязательной и необходимой в области правотворческой деятельности;
-
Словесные устные – возможны в области правоприменительной деятельности, например устные распоряжения, указания, поручения;
-
Конклюдентные – реализуемые с помощью сигналов, смысловых действий, жестов, выражающих решение и волеизъявление должностного лица. Например, команда на отправление транспортного средства после окончания проведения таможенного контроля может быть подана устно, а может — путем включения разрешающего сигнала светофора в зоне таможенного контроля либо путем поднятия шлагбаума, что является типичными конклюдентными действиями.
Неправовые формы деятельности разделяются на:
-
организационные формы деятельности, являются основными неправовыми формами деятельности и проявляются чаще всего в проведении совещаний, инструктировании сотрудников, проведении всевозможных анализов и оценок таможенно-правовой деятельности, разработке мер по ее совершенствованию и т.д.;
-
материально-технические формы деятельности, носят вспомогательный характер и в то же время обеспечивают непосредственное осуществление всех остальных форм деятельности таможенных органов, так как являются для них материально-хозяйственной основой.
Вышеуказанные функции и формы реализуются таможенными органами РФ и их должностными лицами постоянно и повсеместно в процессе повседневной профессиональной деятельности. Их содержание в общем объеме деятельности должно быть четко выверено и отвечать требованиям законности, а так же необходимости и достаточности в достижении целей таможенного регулирования.
Контрольные вопросы:
-
Дайте объяснение содержанию понятия «компетенция таможенных органов».
-
Перечислите функциональные группы полномочий таможенных органов РФ.
-
Укажите цель и назначение неправовой формы деятельности таможенных органов.
-
Перечислите разновидности правовой формы деятельности таможенных органов России.
-
Назовите источники наднационального и национального закрепления компетенции таможенных органов РФ.
- Оглавление
- Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права 5
- Глава 6. Общий порядок производства таможенного оформления 276
- Глава 7. Правовое регулирование таможенных процедур 353
- Глава 8. Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров 354
- Глава 9. Таможенный контроль 355
- Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. 377
- Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения 414
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями 529
- Предисловие Список сокращений Методические рекомендации по работе с учебником
- 2.1.1 Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права
- 2.1.2.Предмет таможенного права
- 2.1.3. Метод таможенного права
- 2.1.4.Принципы таможенного права
- 2.2. Источники таможенного права
- 2.2.1. Система источников таможенного права
- 2.2.2. Акты международного права, как источники таможенного права.
- 2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
- 2.2.4. Судебные решения, как источник таможенного права.
- Обычай как источник таможенного права.
- 2.3. Система таможенного права
- 2.4. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.4.1. Понятие таможенной территории и таможенной границы
- 2.4.2. Понятие товара в таможенном деле.
- 2.4.3. Перемещение товаров через таможенную границу
- 2.4.4 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Таможенные органы
- Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
- Система и структура таможенных органов Российской Федерации
- Функции и формы деятельности таможенных органов
- 3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
- Глава 4. Юридические и физические лица - субъекты таможенных правоотношений
- 4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.1.3. Основные направления правового регулирования таможенного оформления.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию.
- 6.2.1. Понятие прибытия товаров на таможенную территорию.
- 6.2.2. Порядок пересечения таможенной границы.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.3. Временное хранение.
- 6.3.1. Понятие временного хранения
- 6.3.2. Правовое регулирование совершения операций с товарами, находящимися на временном хранении.
- 6.3.3. Правовое регулирование деятельности свх
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.4. Правовые основы декларирования.
- 6.4.1. Понятие и виды декларирования.
- Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.2. Формы декларирования
- Полномочия в сфере декларирования
- 6.4.3. Правовая регламентация порядка декларирования
- 6.4.4. Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.4 .Правовой статус декларанта.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.5. Выпуск товаров.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 9.1.2. Принципы проведения таможенного контроля
- Выборочность таможенного контроля.
- 2. Обязательность таможенного контроля
- 3. Использование системы управления рисками.
- 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля
- 5. Принцип сотрудничества с участниками вэд
- 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса тс и законодательства государств-участников Таможенного союза.
- 9.1.3. Порядок осуществления таможенного контроля
- 9.1.4. Зоны таможенного контроля
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 10. 2. Таможенные платежи и их виды
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
- 11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
- Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 4 Производство по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
- Глава 27 КоАп рф регламентирует процедуры обеспечительных мер и предусматривает возможность их применения должностными лицами таможенных органо в целях:
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 1. Понятие таможенных преступлений и компетенция таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
- 12. 3. Дознание, как составная часть правоохранительной деятельности таможенных органов
- 12. 4. Международное сотрудничество таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с таможенными преступлениями Краткий словарь основных терминов
- Рекомендуемая литература и источники