2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Во главе системы нормативно-правовых актов, регулирующих таможенные правоотношения стоит Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.
Многие положения Конституции РФ прямо или косвенно устанавливают исходные начала и принципы таможенного права.
Принципиальное значение в установлении исходных начал таможенного дела в РФ имеют нормы, закрепляющие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Указанные конституционные нормы служат базисом для основных принципов таможенного права и принципов перемещения товаров через таможенную границу.
Одним из основополагающих является конституционный принцип единства осуществления государственной политики на всей территории
России, что предопределяет единство таможенной политики РФ.
Важное значение для системы таможенного права имеет ч. 4 ст. 15 Конституции РФ содержащая норму о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, ввиду того, что акты международного права играют, как говорилось выше, исключительно важную роль в система таможенно-правового регулирования. Содержание данной конституционной нормы раскрыто в п.п. 2,10 ст. 4 ЗТР.
Основой для деятельности таможенных органов в сфере информирования и консультирования являются нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).
Существенное значение для регулирования правоохранительной деятельности таможенных органов имеют конституционные нормы, устанавливающие гарантии прав личности при применении различных мер юридической ответственности. Примером могут являться нормы ч. 1 ст. 54 Конституции РФ устанавливающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы Конституции РФ, ст. 19, закрепляющие принцип равенства всех перед законом и судом. Важное значение в данной сфере имеют конституционные нормы о неприкосновенности жилища (ст. 25), о судебной зашиты прав и свобод (ст. 46), о гарантии на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), презумпции невиновности (ст. 49).
Принципиальное значение для таможенного законодательства имеет п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, относящий к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование.
Федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «в» ст. 106 Конституции РФ
На осуществление таможенного регулирования направлена ст. 74 Конституции в с соответствии с которой на территории РФ запрещается устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы, а также какие-либо иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Подобные ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей Указанными конституционными нормами закрепляется принцип единства таможенной территории.
Приведенные выше примеры не исчерпывают всей совокупности конституционных норм, направленных на установление основ таможенно-правового регулирования.
Федеральные конституционные законы содержат незначительное количество норм, непосредственно направленных на таможенное регулирование. Для характеристики источников таможенного права гораздо большее значение анализ системы федеральных законов, содержащих нормы таможенного права. Для систематизации этой категории источников представляется возможным, с некоторой долей условности, разделить весь массив федерального законодательства в данной сфере на две категории:
-
Федеральные законы, целью принятия которых было осуществление таможенного регулирования
-
Федеральные законы, содержащие нормы таможенного права
Основополагающее место в первой категории занимает «Закон о таможенном регулировании», фактически представляющий собой кодифицированный акт в области таможенного дела, основной задачей которого является установление основ таможенно-правового регулирования в данной сфере на уровне Российской Федерации, как государства-участника Таможенного союза. ЗТР является необходимым продолжением Таможенного кодекса Таможенного союза, составляя с ним единое целое.
Принципиальное значение для системы источников таможенного права имеет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», устанавливающий пределы вмешательства государства в данную сферу предпринимательства, раскрывающий правовые механизмы, связанные, прежде всего, с таможенным делом, направленные на регулирование внешней торговли. Особо следует отметить нормирование данным актом основ применения мер нетарифного регулирования.
Сохраняет свое значение Федеральный закон «О таможенном тарифе», несмотря на то, что с момента своего принятия в 1993 году он претерпел значительные изменения. Данный закон устанавливает основные принципы тарифного регулирования, дополняя акты Таможенного союза в данной сфере.
Существует значительное число законодательных актов федерального уровня, связанных с регламентацией применения отдельных мер государственного воздействия на экономику. Среди них следует назвать:
-
Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» регламентирующий применение специальных мер защиты от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных импортеров товаров
-
Федеральный закон «Об экспортном контроле», направленный на предотвращение распространение оружия массового поражения и его компонентов, защиту национальных интересов, связанных с военно-промышленным комплексом.
-
Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Среди источников таможенного права особое место занимает «Федеральный закон о службе в таможенных органах», регламентирующий правовой статус сотрудников таможенных органов, несмотря на то, что сфера его применения несколько сузилась после появления в таможенных органах второй категории государственных служащих - государственные гражданские служащие, на которых действие указанно закона не распространяется.
Вторая категория федеральных законодательных актов состоит из законов, содержащих нормы таможенного права, наряду с нормами иной отраслевой принадлежности. Перечень таких актов велик, в качестве примера можно назвать Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающий основы перемещения иностранной валюты через таможенную границу», Налоговый кодекс РФ, являющийся основным актом, регламентирующим уплату налогов в связи с перемежением товаров через таможенную границу, Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающий санкции за административные правонарушения в области таможенного дела.
Важными и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные правовые акты в области таможенного дела.
Назовем основные виды административных актов, регулирующих таможенные отношения.
Нормативные указы Президента РФ. Значение указов Президента как источников таможенного права заключается в следующем
-
В настоящий момент структура федеральных органов исполнительной власти определяется Президентом, следовательно, место таможенных органов в системе органов исполнительной власти предопределено актами президента, прежде всего Указом от 09.03.2003 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в действующей редакции)
-
Президент наделен особыми полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе полномочиями по нормативно-правовому регулированию перемещения товаров, подлежащих экспортному контролю
Президентом регламентируются отдельные вопросы, связанные со статусом таможенных органов и прохождением службы в таможенных органах. Примером могут служить Указ Президента РФ от 3 декабря 1994 г. №2152, которым утверждены описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов РФ, размещение указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунок вымпела морских и речных судов таможенных органов РФ; Указ от 16 ноября 1998 г. № 13962, утвердивший Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации.
Акты Правительства
Данная категория подзаконных нормативно-правовых актов является основной для целей таможенно-правового регулирования, так как в соответствии со ст.3.1 ЗТР Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом в России. Прежде всего, постановлениями правительства регламентируется применение конкретных мер тарифного и нетарифного регулирования, в той мере, к какой они не урегулированы актами Таможенного союза. Правительство РФ регламентирует порядок применении отдельных таможенных процедур, если это предусмотрено ТКТС и ЗТР.
Правительство РФ непосредственно руководит работой ФТС и, следовательно, издает акты направленные на правовую регламентацию деятельности ФТС. Среди примеров, прежде всего, нужно назвать Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 «О Федеральной таможенной службе», утвердившее Положение о ФТС.
Нормативно-правовые акты органа исполнительной власти в области таможенного дела.
Большая часть актов данной категории - это акты ФТС, уполномоченной осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела. Актами ФТС охватывается весь спектр правоотношений в области таможенного дела. Это установление порядка включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, правовая регламентация совершения отдельных таможенных операций, нормирование порядка осуществления отдельных форм и способов таможенного контроля.
К этой же категории следует отнести неотмененные акты предшественника ФТС - ГТК, не противоречащие действующему ТКТС. В период 2004-2006 г.г полномочия по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела принадлежали Министерству экономического развития и торговли, в связи с чем существует незначительное количество неотмененных актов указанного органа государственной власти, являющихся источником таможенного права. Так как ФТС является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, акты иных министерств и ведомств не играют существенной роли в таможенно-правовом регулировании, за исключением актов министерства финансов, которому в соответствии со ст.3.3 ЗТР предоставлено право нормативно-правового регулирования в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления не наделены полномочиями осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
- Оглавление
- Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права 5
- Глава 6. Общий порядок производства таможенного оформления 276
- Глава 7. Правовое регулирование таможенных процедур 353
- Глава 8. Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров 354
- Глава 9. Таможенный контроль 355
- Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. 377
- Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения 414
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями 529
- Предисловие Список сокращений Методические рекомендации по работе с учебником
- 2.1.1 Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права
- 2.1.2.Предмет таможенного права
- 2.1.3. Метод таможенного права
- 2.1.4.Принципы таможенного права
- 2.2. Источники таможенного права
- 2.2.1. Система источников таможенного права
- 2.2.2. Акты международного права, как источники таможенного права.
- 2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
- 2.2.4. Судебные решения, как источник таможенного права.
- Обычай как источник таможенного права.
- 2.3. Система таможенного права
- 2.4. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.4.1. Понятие таможенной территории и таможенной границы
- 2.4.2. Понятие товара в таможенном деле.
- 2.4.3. Перемещение товаров через таможенную границу
- 2.4.4 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Таможенные органы
- Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
- Система и структура таможенных органов Российской Федерации
- Функции и формы деятельности таможенных органов
- 3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
- Глава 4. Юридические и физические лица - субъекты таможенных правоотношений
- 4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.1.3. Основные направления правового регулирования таможенного оформления.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию.
- 6.2.1. Понятие прибытия товаров на таможенную территорию.
- 6.2.2. Порядок пересечения таможенной границы.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.3. Временное хранение.
- 6.3.1. Понятие временного хранения
- 6.3.2. Правовое регулирование совершения операций с товарами, находящимися на временном хранении.
- 6.3.3. Правовое регулирование деятельности свх
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.4. Правовые основы декларирования.
- 6.4.1. Понятие и виды декларирования.
- Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.2. Формы декларирования
- Полномочия в сфере декларирования
- 6.4.3. Правовая регламентация порядка декларирования
- 6.4.4. Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.4 .Правовой статус декларанта.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.5. Выпуск товаров.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 9.1.2. Принципы проведения таможенного контроля
- Выборочность таможенного контроля.
- 2. Обязательность таможенного контроля
- 3. Использование системы управления рисками.
- 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля
- 5. Принцип сотрудничества с участниками вэд
- 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса тс и законодательства государств-участников Таможенного союза.
- 9.1.3. Порядок осуществления таможенного контроля
- 9.1.4. Зоны таможенного контроля
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 10. 2. Таможенные платежи и их виды
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
- 11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
- Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 4 Производство по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
- Глава 27 КоАп рф регламентирует процедуры обеспечительных мер и предусматривает возможность их применения должностными лицами таможенных органо в целях:
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 1. Понятие таможенных преступлений и компетенция таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
- 12. 3. Дознание, как составная часть правоохранительной деятельности таможенных органов
- 12. 4. Международное сотрудничество таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с таможенными преступлениями Краткий словарь основных терминов
- Рекомендуемая литература и источники