11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
Административные правонарушения в области таможенного регулирования в Таможенном союзе, посягают на экономические интересы и безопасность государств-членов таможенного союза, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.
Интеграционные процессы вступления России в Таможенный Союз существенно не затронули ее правоохранительную систему. Согласно ст. 7 ТК ТС, таможенные органы государств - членов таможенного союза привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с национальным законодательством государств. Виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц административной ответственности определяются законодательством государств-членов таможенного союза с особенностями, установленными международными договорами51.
Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории России является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Данный документ определяет:
-
составы административных проступков в сфере таможенного дела;
-
систему административных наказаний и принципы их применения;
-
круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к административной ответственности;
-
процедуру привлечения к административной ответственности и ее процессуальную форму;
Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в части 2 ст.2.1. КоАП РФ, можно дать следующее определение административного правонарушения в области таможенного дела
Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования52 на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:
-
порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу таможенного союза;
-
порядка их перемещения по единой таможенной территории таможенного союза при нахождении под таможенным контролем;
-
порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
-
применения мер таможенного контроля;
-
правил установления и взимания таможенных платежей;
-
правил предоставления участникам ВЭД таможенных льгот и пользования ими;
-
реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).
Глава 16 Кодекса «Административные нарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» содержит 23 статьи, закрепляющие составы таможенных проступков. Ранее аналогичные составы закреплялись в Таможенном кодексе РФ 1993 года. В главе 39 ТК РФ 1993г. содержалось 40 составов нарушений таможенных правил. В связи с обновлением таможенного законодательства и принятием Таможенного кодекса РФ 2003 года, указанные нормы были пересмотрены, обобщены по родовом признакам, частично декриминализированы и внесены в качестве отдельной главы 16 в особенную часть КоАП РФ.53.
В рамках Таможенного союза квалификации по составам главы 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, выявленные на таможенной территории РФ, а так же правонарушения, выявленные за пределами таможенной территории РФ, если они связаны с недоставкой товаров (документов к ним), выпущенных таможенными органами РФ в соответствии с процедурой транзита.54
Нормы главы 16 КоАП РФ являются юридическим основанием административной ответственности в области таможенного дела. Фактическим основанием для наступления административной ответственности, является реально совершенное нарушение таможенных правил, которое должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом):
-
Объект таможенного правонарушения;
-
Объективная сторона таможенного правонарушения;
-
Субъект таможенного правонарушения;
-
Субъективная сторона таможенного правонарушения.
-
Объект таможенного правонарушения - общественные отношения, урегулированные нормами таможенного законодательства, которым фактом совершения правонарушения причиняется вред либо угроза причинения вреда. В зависимости от степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объект таможенного правонарушения.
-
Родовой объект таможенного правонарушения – урегулированные нормами таможенного права России и Таможенного союза общественные отношения;
-
Непосредственный объект таможенного правонарушения - конкретные общественные правоотношения, возникающие на стадиях таможенных операций: декларирования товаров, взимания и уплаты таможенных платежей, помещения товаров на склад временного хранения, проведения таможенного контроля и.т.д.
От объекта таможенного правонарушения следует отличать его предмет, являющийся признаком объекта и представляющий собой вещь материального мира, посредством воздействия на которую, совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля вещи; товары, утраченные вследствие непреодолимой силы; незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).
-
Объективная сторона таможенного правонарушения – внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы главы 16 КоАП РФ. К признакам объективной стороны могут относиться:
-
время совершения правонарушения. Например: фактическое перемещение товаров через таможенную границу вне времени работы таможенных органов (п.1 ст. 16.1. КоАП РФ);
-
место совершения правонарушения. К примеру, ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию помимо пунктов пропуска через Государственную границу и иных установленных мест прибытия (п.1 ст. 16.1 КоАП РФ);
-
способ совершения правонарушения, который представляет собой приемы, применяемые правонарушителем для совершения противоправного деяния. Например, нарушение таможенных правил способом представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП РФ)
-
признак «третьего лица» в той или иной форме участвующего в правоотношениях. Например: совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п.1.ст. 16.23 КоАП РФ);
Объективная сторона может быть выражена в 2-х формах:
-
форма действия, нарушающего прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, ст. 16.11. КоАП РФ)
-
форма бездействия, нарушающего правовое предписание (непредставление в таможенный орган отчетности, ст. 16.15 КоАП РФ).
По конструктивным особенностям объективной стороны таможенные правонарушения являются формальными, то есть не требуют обязательного наличия материального вреда, причиненного правонарушением.
-
Субъект таможенного правонарушения – лицо, совершившее проступок, закрепленный в статьях главы 16 КоАП РФ.
Субъектами нарушения таможенных правил могут быть:
-
индивидуальные субъекты - физические лица
-
коллективные субъекты - юридические лица
Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно поделить на две группы:
-
общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности. Их два: достижение 16-ти летнего возраста (ст. 2.3. КоАП РФ) и вменяемость (ст.2.8. КоАП РФ);
-
специальные, связанные с особенностью их деятельности (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы, имеющее специальное звание, несовершеннолетний, гражданин, иностранец, лицо без гражданства). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, следовательно, к ответственности по ней может привлекаться любой субъект, обладающий общими признаками субъекта.
Особенностью главы 16 КоАП РФ является то, что по ее нормам, лица, осуществляющие индивидуальную деятельность без образования юридического лица (ИПБЮЛ), привлекаются к административной ответственности, как юридические лица, хотя по общему правилу административного законодательства, они привлекаются к административной ответственности, как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ). Законодатель ужесточает ответственность ИПБЮЛ в сфере таможенного дела, учитывая потенциально высокую степень общественной опасности таможенных правонарушений, которые могут совершить в процессе своей хозяйственной деятельности данные субъекты ВЭД.
коллективные субъекты таможенных правонарушений могут быть поделены на две группы по пределам деликтоспособности :
-
общие – юридические лица, обладающие общей деликтоспособностью вследствие создания и регистрация в установленном законом порядке;
-
специальные – круг юридических лиц, указанных в правоохранительной норме. Например, ст. 16.23 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в области таможенного дела: таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, уполномоченных экономических операторов и т.д.
Большинство статей главы 16 КоАП РФ по субъектному составу носят универсальных характер, то есть определяют максимально широкий круг субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Однако имеются отдельные составы, закрепляющие в качестве правонарушителей только физические лица (Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации). Некоторые же статьи, напротив, исключают физических лиц из круга субъектов правонарушения (Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела).
-
Субъективная сторона таможенного правонарушения- вина правонарушителя, т.е. совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному и его последствиям, выражается в форме умысла и неосторожности.
Наличие вины принципиально для отнесения события к правонарушению. Статья 1.5. КоАП РФ, закрепляя презумпцию невиновности, указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Формы вины физических лиц (ст. 2.2 КоАП РФ):
-
Умысел - лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
-
Неосторожность - лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
КоАП РФ конструирует форму вины юридического лица по типу объективного вменения (п.2 ст.2.1 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общим признаком для всех видов правонарушений в сфере таможенного дела является то, что они посягают на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права Таможенного союза и Российской Федерации. По ряду свойств, правонарушения, описанные в главе 16 КоАП РФ, могут быть поделены на группы (классифицированы). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений имеет познавательный смысл, так как позволяет оценить противоправное явление многосторонне и более глубоко. Некоторые результаты классификации представлены в таблице.
Классификационные группы | Примеры правонарушений Глава 16 КоАП РФ |
ПО СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ | |
Незначительные нарушения - не наносят существенный ущерб экономике государства | Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля; Статья 16.10. Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита; Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности; Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела. |
Грубые нарушения- наносят реальный ущерб экономике, нравственности, безопасности государства | Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей. |
ПО ОБЪЕКТУ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА | |
Посягающие на порядок перемещения товаров | Статья 16.1 Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; Статья 16.3 Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; Статья 16.18 Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами. |
Посягающие на порядок оформления товаров, помещения их под таможенные процедуры и проведение мер таможенного контроля | Статья 16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статьи 16.4-16.17 Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации; Статья 16.19 Несоблюдение таможенного режима; Статья 16.23 Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела. |
Посягающие на порядок обложения таможенными платежами | Статья 16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных платежей. |
Посягающие на порядок предоставления льгот и пользования ими | Статья 16.20 Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами; Сатья 16.21 Незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств
|
Посягающие на нормальную работу таможенных органов | Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей |
ПО ФОРМЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ | |
Действия | Статья 16.1 Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; |
Бездействия | Статья 16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств; Статья 16.4 Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации; Статья 16.15 Непредставление в таможенный орган отчетности; |
В научной литературе предпринимались и иные попытки классификации нарушений таможенных, содержащихся в главе 16 КоАП РФ. Однако они носили искусственный характер. Дополнительный интерес может представлять выделение контрабандной группы правонарушений, к которой относятся правонарушения ст.ст.16.2; 16.2; 16.4 КоАП РФ, а так же деление правонарушений на длящиеся и недлящиеся, что имеет практическое значение для исчисления сроков давности в процессе правоприменительной деятельности по привлечению лиц к административной ответственности.
Вопросы разграничения таможенных проступков и преступлений в таможенной сфере (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ) решаются комплексно. Основное принципиальное отличие преступления от проступка состоит в степени общественной опасности: у преступления она выше, чем у проступка. Критерии разграничения могут находиться в самой правоохранительной норме либо вытекают из общей теории права. Например, п.1 статьи 188 УК РФ «Контрабанда» содержит такой квалифицирующий признак, как крупный размер. Пункт 2 той же статьи содержит указание на особый предмет правонарушения: наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и т.д., в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. К отличиям таможенного проступка от преступления может относиться вина в форме умысла либо прямого умысла, свойственная отдельным видам преступлений. Отличительной особенностью является так же субъектный состав правонарушений: в отличие от административного правонарушения в области таможенного дела, субъектом уголовного преступления может являться только индивидуальный субъект: физическое или должностное лицо.
Контрольные вопросы
-
Какое влияние оказали процессы формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза на административное законодательство, регламентирующее составы нарушений таможенных правил в России?
-
Опишите и дайте характеристику юридической и фактической основе административной ответственности за нарушение таможенных правил.
-
Опишите правила действия норм главы 16 КоАП РФ в пространстве и по кругу лиц.
-
Какими обязательными признаками должно обладать административное правонарушение в области таможенного дела?
-
Перечислите непосредственные объекты таможенных правонарушений.
-
Опишите максимальный круг субъектов административных таможенных правонарушений. Охарактеризуйте особенности выделения общих и специальных субъектов таможенных проступков.
-
Проведите юридический анализ составов статей Главы 16КоАП РФ.
-
По каким критериям разграничиваются сопряженные составы таможенных правонарушений: проступков и преступлений в области таможенного дела.
Литература:
-
Давыдов Я.В. Таможенное право: Конспект лекций.–M.: А-Приор, 2010. - 128 с.
-
Таможенное право: учебник / [Гравина А.А. и др.]; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.- М.: Волтерс Клувер, 2007. - 688 с.
-
Халипов C.B. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — M.: «Зерцало-М», 2006. - 440 с.
-
Бакаева О. Ю. Таможенное право: курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. — M.: РАП, Эксмо, 2009. - 272 с.
-
«Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» (постатейный) (6-е издание, переработанное и дополненное) (под ред. Н.Г. Салищевой) («Проспект», 2009)
-
«Обзор практики рассмотрения Федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с нарушением таможенных правил (третий квартал 2010 года)» (Карасева С.Ю.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)
- Оглавление
- Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права 5
- Глава 6. Общий порядок производства таможенного оформления 276
- Глава 7. Правовое регулирование таможенных процедур 353
- Глава 8. Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров 354
- Глава 9. Таможенный контроль 355
- Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. 377
- Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения 414
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями 529
- Предисловие Список сокращений Методические рекомендации по работе с учебником
- 2.1.1 Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права
- 2.1.2.Предмет таможенного права
- 2.1.3. Метод таможенного права
- 2.1.4.Принципы таможенного права
- 2.2. Источники таможенного права
- 2.2.1. Система источников таможенного права
- 2.2.2. Акты международного права, как источники таможенного права.
- 2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
- 2.2.4. Судебные решения, как источник таможенного права.
- Обычай как источник таможенного права.
- 2.3. Система таможенного права
- 2.4. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.4.1. Понятие таможенной территории и таможенной границы
- 2.4.2. Понятие товара в таможенном деле.
- 2.4.3. Перемещение товаров через таможенную границу
- 2.4.4 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Таможенные органы
- Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
- Система и структура таможенных органов Российской Федерации
- Функции и формы деятельности таможенных органов
- 3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
- Глава 4. Юридические и физические лица - субъекты таможенных правоотношений
- 4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.1.3. Основные направления правового регулирования таможенного оформления.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию.
- 6.2.1. Понятие прибытия товаров на таможенную территорию.
- 6.2.2. Порядок пересечения таможенной границы.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.3. Временное хранение.
- 6.3.1. Понятие временного хранения
- 6.3.2. Правовое регулирование совершения операций с товарами, находящимися на временном хранении.
- 6.3.3. Правовое регулирование деятельности свх
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.4. Правовые основы декларирования.
- 6.4.1. Понятие и виды декларирования.
- Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.2. Формы декларирования
- Полномочия в сфере декларирования
- 6.4.3. Правовая регламентация порядка декларирования
- 6.4.4. Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.4 .Правовой статус декларанта.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.5. Выпуск товаров.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 9.1.2. Принципы проведения таможенного контроля
- Выборочность таможенного контроля.
- 2. Обязательность таможенного контроля
- 3. Использование системы управления рисками.
- 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля
- 5. Принцип сотрудничества с участниками вэд
- 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса тс и законодательства государств-участников Таможенного союза.
- 9.1.3. Порядок осуществления таможенного контроля
- 9.1.4. Зоны таможенного контроля
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 10. 2. Таможенные платежи и их виды
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
- 11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
- Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 4 Производство по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
- Глава 27 КоАп рф регламентирует процедуры обеспечительных мер и предусматривает возможность их применения должностными лицами таможенных органо в целях:
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 1. Понятие таможенных преступлений и компетенция таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
- 12. 3. Дознание, как составная часть правоохранительной деятельности таможенных органов
- 12. 4. Международное сотрудничество таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с таможенными преступлениями Краткий словарь основных терминов
- Рекомендуемая литература и источники