4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
К коллективным субъектам таможенных правоотношений относятся:
-
юридические лица;
-
организации без образования юридического лица;
-
международные организации, деятельность которых имеет непосредственное отношение к таможенному делу.
Коллективные субъекты таможенных правоотношений могут быть российскими и иностранными. Согласно ст. 5 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:
-
российское юридическое лицо - юридическое лицо с местом нахождения в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
иностранное юридическое лицо – юридическое лицо, не являющееся российским юридическим лицом.
В зависимости от характера участия в таможенных правоотношениях юридические лица делятся на:
-
Непосредственных участников коммерческой внешнеторговой деятельности;
-
Лица, обслуживающие внешнеторговые связи (почтовые, транспортные, кредитные организации, органы предотгрузочной инспекции, экспертные организации и.т.д.);
-
Некоммерческие организации, объединяющие лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (торгово-промышленные палаты, гильдии участников ВЭД, ассоциации предпринимателей в сфере таможенного дела и т.д.)
-
Дипломатические и консульские учреждения;
-
Лица, деятельность которых направлена на осуществление сервиса в сфере таможенного дела (таможенные представители, уполномоченные экономические операторы, таможенные перевозчики и т.д.);
К организациям без образования юридического лица могут относиться филиалы и представительства организаций, осуществляющих деятельность в области ВЭД и общественные организации, созданные в любой форме без образования юридического лица, а так же некоммерческие объединения не прошедшие процесс государственной регистрации.
Для участия в таможенных правоотношениях коллективные субъекты должны обладать таможенной правосубъектностью. Это юридическая категория, под которой понимается способность юридического лица, а так же организации без образования юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности в сфере таможенного дела или таможенного регулирования.
Правосубъектность коллективного субъекта возникает на основании наличия признаков правоспособности и дееспособности. Нормами таможенного права закреплена отраслевая правоспособность коллективного субъекта, которая определяет комплекс его возможных прав и обязанностей в сфере таможенного управления. Дееспособность коллективного субъекта – это способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности. Правоспособность и общая дееспособность коллективного субъекта возникает с момента его официального создания в соответствии с законом28. Коллективные субъекты приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие согласно законодательству и учредительным документам.
Участники внешнеторговой деятельности – юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и (или) экспорт товаров) в соответствии с законом, учредительными документами и обладающие правоспособностью в данной сфере деятельности. Подобные коллективные субъекты в сфере таможенных правоотношений представлены наиболее широко, так как их деятельность наиболее часто представлена в области ВЭД. В процессе внешнеторговой деятельности перемещение товаров и средств международной перевозки реализуется постоянно и непрерывно в условиях мировой экономической интеграции.
Участники внешнеторговой деятельности можно классифицировать по ряду признаков
по характеру совершаемых торгово-экономических операций:
-
производители продукции (включая правообладателей зарегистрированных торговых знаков);
-
торгово-посреднические фирмы, комиссионеры;
-
агентские и брокерские фирмы;
по направленности внешнеторговой деятельности:
-
экспортеры – юридические лица, совершающие сделки и операции по вывозу товара таможенного союза за пределы государства;
-
импортеры – юридические лица, совершающие сделки и операции по ввозу иностранного товара на территорию таможенного союза;
Статья 10 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливает принцип общего доступа к ВТД согласно которому любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности.
Для установления правоспособности участник внешнеторговой деятельности должен пройти регистрацию в налоговых органах в соответствии с законодательством РФ.29 Каждый участник ВТД, являясь субъектом гражданского права, имеет определенную организационно-правовую форму в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ. Организационно-правовая форма определяет сферу ответственности юридического лица, его правомочия, как участника ВЭД, форму налоговой отчетности и порядок уплаты налогов.
При трансграничном перемещении товара данные участники таможенных правоотношений обязаны соблюдать все предписания таможенного законодательства таможенного союза и Российской Федерации:
-
соблюдать установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу,
-
соблюдать ограничения и запреты экономического и неэкономического характера30;
-
надлежащим образом декларировать и оформлять товары и средства международной перевозки, проводить таможенные операции в установленном таможенным законодательством порядке;
-
представлять отчетность, достоверную информацию и действительные документы в таможенных целях;
-
соблюдать требования таможенных процедур;
-
в полном объеме и в установленные сроки уплачивать таможенные платежи;
-
нести юридическую ответственность в случае нарушения ими таможенного законодательства в процессе внешнеторговой деятельности.
Таможенное законодательство Таможенного союза предусматривает применение мер административного поощрения добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые на протяжении длительного срока зарекомендовали себя, как законопослушные субъекты таможенных правоотношений. Данные лица имеют право пользоваться специальными таможенными упрощениями в области таможенного оформления и проведения таможенных операций, что ускоряет процесс перемещение товара и делает его более экономичным. Таможенным законодательством Таможенного союза и России предусмотрено присвоение специального таможенного статуса добросовестным участникам ВЭД с наделением их правом пользоваться конкретным объемом таможенных упрощений. В данной сфере таможенных правоотношений особый интерес представляет новый институт уполномоченных экономических операторов, появившийся в связи с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза.
Уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов. Данное юридическое лицо должно быть зарегистрировано надлежащим образом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Основы правового регулирования статуса данного специального субъекта таможенных правоотношений закреплены в главе 3 Таможенного кодекса Таможенного союза и конкретизируются в главе 6 Федерального закона « О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Ст. 86 Закона дает перечень специальных упрощений, которые могут быть предоставлены уполномоченному экономическому оператору:
1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;
2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации;31
3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора (включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес уполномоченного экономического оператора при их ввозе в Российскую Федерацию
4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларировании.
Указанные упрощения реализуются только применительно к товару, в отношении которого уполномоченный экономический оператор имеет полномочия декларанта.
Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус. Реестр российских уполномоченных экономических операторов ведет и опубликовывает ФТС России. Включение в реестр производится в заявительном порядке и бесплатно. Свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов сроком действия не ограничивается.
Условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора на территории РФ установлены статьей 39 Таможенного кодекса Таможенного союза и конкретизируются статьей 88 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Они включают выполнение совокупности следующих требований:
-
осуществление внешнеторговой деятельности не менее одного года до дня обращения в таможенный орган с заявлением о включением в реестр;
-
предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму:
-
эквивалентную одному миллиону евро, по курсу валюты РФ, на день предоставления такого обеспечения;
-
ста пятидесяти тысячам евро по курсу валюты РФ, на день предоставления такого обеспечения в случае, если юридическое лицо производит и (или) экспортирует товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии таможенного союза;
-
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней, недоимки по налогам;
-
отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за нарушение таможенных правил, если совокупная сумма административных штрафов достигла 500 000 рублей;
-
отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности у руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация и совершение таможенных операций, с соблюдением аналогичных требований в отношении таможенного представителя уполномоченного экономического оператора;
-
наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций,
-
применение автоматизированной информационной системы, содержащей меры защиты информации, предоставление таможенным органам доступа в пределах их компетенции к базам и банкам данных таможенных операций, раздельный учет совершения операций с иностранными товарами и товарами Таможенного союза;
-
неприменение упрощенной системы налогообложения;
-
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров;
Помещения, открытые площадки уполномоченного экономического оператора имеют статус зоны таможенного контроля. Требования к их обустройству ограничиваются тем, что конструктивно они должны обеспечить сохранность товаров, исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками уполномоченного экономического оператора), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров мер таможенного контроля.
-
(см. текст в предыдущей редакции)
После официального получения статуса, уполномоченный экономический оператор подписывает соглашение о порядке взаимодействия с таможенным органом. Порядок включает регламент информационного обмена, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб, снятых уполномоченным экономическим оператором. Таможенные органы осуществляют мониторинг соблюдения уполномоченным экономическим оператором условий присвоения такого статуса в ходе осуществления им деятельности в качестве уполномоченного экономического оператора. В случае выявления таможенным органом нарушений, действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов может быть приостановлено либо отозвано с принятием решения об исключении юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов по основаниям, предусмотренным в ст.94 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». 38
Современный этап развития таможенных правоотношений характеризуется уменьшением публично-правового регулирования и выражается в делегировании таможенными органами некоторых своих функций субъектам, не являющимся органами управления - субъектам частного права - юридическим лицам, оказывающим услуги в таможенной сфере.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере таможенного дела оказывают профессиональные услуги участникам ВЭД, чем позволяют таможенным органам оптимизировать реализацию задач по регулированию правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Иначе данные лица именуются участниками «околотаможенного» сервиса. К таким лицам таможенное законодательство Таможенного союза относит:
-
таможенного представителя;
-
таможенного перевозчика;
-
владельца склада временного хранения;
-
владельца таможенного склада;
-
владельца магазина беспошлинной торговли.
Таможенно-правовые статусы данных субъектов имеют много общих признаков:
-
таможенное регулирование порядка и правил их деятельности находится в совместном регулировании Таможенного союза и Российской Федерации: основы статуса закрепляются на международном уровне и конкретизируются на национальном уровне;
-
их деятельность связана с проведением операций, в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
-
они имеют статус российского юридические лица и наделяются возможностью осуществлять деятельность при условии включения их в соответствующие реестры и выдачи свидетельства о включении в такие реестры;
-
Отношения с участниками ВЭД, пользующимися их услугами строятся на основании возмездных договоров;
Ведение реестров в отношении всех субъектов предпринимательской деятельности в области таможенного дела имеет общие черты:
-
включение в реестр производится в заявительном порядке;
-
ведение реестров участников предпринимательской деятельности в таможенной сфере, а так же установление порядка и формы его ведения входит в компетенцию ФТС России;
-
Комиссия Таможенного союза на основании национальных реестров формирует общий реестр данных лиц и обеспечивает его периодическую публикацию в том числе с использованием информационных технологий;
-
Исключение из реестра производится на основании нарушения условий включения в реестр, ликвидации или реорганизации юридического лица, а так же на основании заявления юридического лица об исключении его из реестра;
-
лицо должно в течение пяти дней со дня изменения сведений, включенных в реестр информировать уполномоченный таможенный орган об этих изменениях.
Далее рассмотрим специфические статусные признаки данных коллективных субъектов таможенных правоотношений.
Таможенный представитель - российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории Российской Федерации.
Таможенный представитель может ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении отдельных видов товаров, видов транспортировки товаров, совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) государства - члена таможенного союза.
Услуги, предоставляемые таможенным представителем, связаны с декларированием товаров и средств международной перевозки, представлением таможенным органам документов и сведений, предъявлением декларируемых грузов, обеспечением уплаты таможенных платежей.
Условиями для включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:
1) наличие в штате этого лица не менее двух специалистов по таможенным операциям, а в его обособленном структурном подразделении минимум одного специалиста по таможенным операциям;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами на сумму не менее 20 миллионов рублей;
3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валюты РФ, установленному на день предоставления такого обеспечения;
4) юридическое лицо не должно являться казенным предприятием;
при достижении совокупной величины штрафа суммы 250 тысяч рублей отсутствие повторности (два и более раз) совершения административных таможенных правонарушений;
5) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 рублей и более. (см. текст в предыдущей редакции)
При декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами. При нарушении таможенного законодательства представитель несет ответственность на основании таможенного законодательств-членов таможенного союза.
Таможенный перевозчик - российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных перевозчиков, осуществляющее перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
В обязанности таможенного перевозчика входит:
-
соблюдение условий и требований процедуры таможенного транзита, ведение учета товаров и представление отчетности о перевозке товаров в соответствии с этой процедурой;
-
исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленных случаях при процедуре транзита;
-
соблюдение конфиденциальности информации, полученной от отправителя товаров.
Условия включения таможенного перевозчика в реестр определены ст. 19 ТК ТС и конкретизируются в ст. 67 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской федерации». К ним относятся:
-
осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 (двух) лет на день обращения в таможенный орган;
-
предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро, по курсу валюты РФ, установленному на день предоставления такого обеспечения;
-
(см. текст в предыдущей редакции)
-
наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов;
-
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
-
(см. текст в предыдущей редакции)
-
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
-
отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
Таможенный перевозчик несет ответственность перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей до момента фактической передачи товаров владельцу складу временного хранения либо правообладателю товаров с разрешения таможенного органа после доставки товаров в этот орган.
Таможенный перевозчик несет ответственность за недоставку товаров и документов в таможенный орган назначении по законодательству государства таможенного органа отправления, а при нарушении требований перевозки – по законодательству государства не территории которого выявлено правонарушение.
Владелец склада временного хранения - российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев складов временного хранения, осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
Данное юридическое лица обязано:
-
обеспечивать сохранность товаров;
-
вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них;
-
не допускать посторонних лиц к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
-
обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
-
в трехдневный срок известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения относительно принятия решения о прекращении функционирования склада;
-
исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;
Условия включения в таможенный реестр владельцев складов временного хранения:
-
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ;
-
наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму не менее, рассчитанную исходя из норматива 3 500 рублей за каждый квадратный метр полезной площади открытого помещения или 1 000 рублей за каждый кубический метр полезного объема закрытого помещения, но не может составлять менее 2 миллионов рублей;
-
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
-
отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
-
предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму:
-
2,5 миллиона рублей и дополнительно 300 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и (или) 1 000 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, для владельцев складов временного хранения открытого типа;
-
2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения закрытого типа.
Ответственность владельца склада временного хранения устанавливается законодательством РФ.
Владелец таможенного склада - российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев таможенных складов, осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Таможенным кодексом Таможенного союза.
Данное юридическое лицо обязано:
-
обеспечивать сохранность товаров;
-
обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
-
вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о них;
-
не допускать посторонних лиц к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
-
обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
-
в трехдневный срок известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения относительно принятия решения о прекращении функционирования склада; (см. текст в предыдущей редакции)
-
в случае утраты товаров (за исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы), либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
Условиями включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов являются:
-
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ;
-
наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности на сумму не менее, рассчитанную исходя из норматива 3 500 рублей за каждый квадратный метр полезной площади открытого помещения или 1 000 рублей за каждый кубический метр полезного объема закрытого помещения, но не может составлять менее 2 миллионов рублей;
-
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
-
отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством РФ;
-
предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму:
-
2,5 миллиона рублей и дополнительно 300 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве таможенного склада используется помещение, для владельцев таможенных складов открытого типа и (или) 1 000 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка;
-
2,5 миллиона рублей для владельцев таможенных складов закрытого типа.
-
Ответственность владельца склада временного хранения устанавливается законодательством РФ.
Владелец магазина беспошлинной торговли - российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, осуществляющее хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.
Данное юридическое лицо обязано:
-
обеспечивать сохранность товаров;
-
-
обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
-
вести учет поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в этом магазине, а также представлять таможенным органам отчетность о таких товарах;
-
(см. текст в предыдущей редакции)
-
уплатить таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин;
Условия включения владельца магазина беспошлинной торговли в таможенный реестр:
-
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством РФ
-
наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю;
-
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
-
отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством РФ;
-
предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере не менее 2,5 миллиона рублей
-
согласование открытия магазина беспошлинной торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации.
За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требований таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требований таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Некоммерческие организации, объединяющие лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела – это организации не имеющие цели извлечения прибыли в качестве основной цели совей деятельности, объединяющие юридических и физических лиц - участников ВЭД.
Перечень организационно правовых форм некоммерческих организаций является открытым, однако в области ВЭД наиболее активное закрепление получили такие формы. Как ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, гильдии, торгово-промышленные палаты (ТПП). В России действуют ассоциации экспортёров и импортёров, гильдии профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД и различные торгово-промышленные палаты. Целью деятельности подобных НКО в области ВЭД является создание профессиональных союзов, содействие в поиске деловых партнеров и установлении контактов в странах ближнего и дальнего зарубежья; посещение профессиональных выставок; продвижение товаров и услуг на экспорт; организация семинаров (конференций) по наиболее актуальной проблематике, консультирование в сфере внешнеэкономической деятельности и т.д.
Статья 53. ФЗ « О таможенном регулировании в Российской федерации» отводит особую роль участию некоммерческих организаций, объединяющих участников ВЭД, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела. ФТС в целях согласования общественно значимых интересов привлекает некоммерческие организации, объединяющие таких лиц, к участию в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела.
Участие в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела некоммерческих организаций может осуществляться в следующих формах:
-
участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, актов таможенного законодательства Таможенного союза;
-
участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития внешнеэкономической деятельности, в том числе в отдельных отраслях экономики, на территориях субъектов Российской Федерации;
-
участие в оценке эффективности применения мер таможенного администрирования;
-
подготовка для органов государственной власти Российской Федерации предложений о совершенствовании таможенного дела и т.д.;
Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) – это объединение российских предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества. Является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве. ТПП РФ создана по инициативе российских коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей Российской Федерации, объединяющих своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и собственным Уставом от 19 октября 1991года.
В уставе ТПП РФ закреплены конкретные функции, имеющие особое значение в области таможенного дела России, в частности:
-
удостоверение в соответствии с международной практикой сертификатов происхождения товаров,
-
оформление документов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности;
-
выдача карнетов АТА - международных таможенных документов для временного ввоза/вывоза товаров, определение порядка их оформления и выдачи;
-
Проведение по поручению российских и иностранных организаций и предпринимателей сертификации, экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров, а также экспертизы работ и услуг.
ТПП России имеет право:
1. Участвовать в подготовке проектов законов Российской Федерации, указов Президента России, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих интересы предпринимателей.
2. Осуществлять независимую экспертизу проектов правовых актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы коммерческих и некоммерческих организаций, а также предпринимателей.
Контрольные вопросы:
-
Перечислите элементы правосубъектности коллективных субъектов таможенных правоотношений.
-
Опишите особенности таможенно-правового правового статуса некоммерческих организаций.
-
Охарактеризуйте таможено-правовой статус участников ВЭД.
-
Опишите особенноститаможенно- правового статуса уполномоченного экономического оператора.
-
Дайте характеристику современного правового регулирования лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
- Оглавление
- Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права 5
- Глава 6. Общий порядок производства таможенного оформления 276
- Глава 7. Правовое регулирование таможенных процедур 353
- Глава 8. Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров 354
- Глава 9. Таможенный контроль 355
- Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. 377
- Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения 414
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями 529
- Предисловие Список сокращений Методические рекомендации по работе с учебником
- 2.1.1 Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права
- 2.1.2.Предмет таможенного права
- 2.1.3. Метод таможенного права
- 2.1.4.Принципы таможенного права
- 2.2. Источники таможенного права
- 2.2.1. Система источников таможенного права
- 2.2.2. Акты международного права, как источники таможенного права.
- 2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
- 2.2.4. Судебные решения, как источник таможенного права.
- Обычай как источник таможенного права.
- 2.3. Система таможенного права
- 2.4. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.4.1. Понятие таможенной территории и таможенной границы
- 2.4.2. Понятие товара в таможенном деле.
- 2.4.3. Перемещение товаров через таможенную границу
- 2.4.4 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Таможенные органы
- Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
- Система и структура таможенных органов Российской Федерации
- Функции и формы деятельности таможенных органов
- 3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
- Глава 4. Юридические и физические лица - субъекты таможенных правоотношений
- 4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.1.3. Основные направления правового регулирования таможенного оформления.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию.
- 6.2.1. Понятие прибытия товаров на таможенную территорию.
- 6.2.2. Порядок пересечения таможенной границы.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.3. Временное хранение.
- 6.3.1. Понятие временного хранения
- 6.3.2. Правовое регулирование совершения операций с товарами, находящимися на временном хранении.
- 6.3.3. Правовое регулирование деятельности свх
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.4. Правовые основы декларирования.
- 6.4.1. Понятие и виды декларирования.
- Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.2. Формы декларирования
- Полномочия в сфере декларирования
- 6.4.3. Правовая регламентация порядка декларирования
- 6.4.4. Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.4 .Правовой статус декларанта.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.5. Выпуск товаров.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 9.1.2. Принципы проведения таможенного контроля
- Выборочность таможенного контроля.
- 2. Обязательность таможенного контроля
- 3. Использование системы управления рисками.
- 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля
- 5. Принцип сотрудничества с участниками вэд
- 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса тс и законодательства государств-участников Таможенного союза.
- 9.1.3. Порядок осуществления таможенного контроля
- 9.1.4. Зоны таможенного контроля
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 10. 2. Таможенные платежи и их виды
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
- 11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
- Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 4 Производство по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
- Глава 27 КоАп рф регламентирует процедуры обеспечительных мер и предусматривает возможность их применения должностными лицами таможенных органо в целях:
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 1. Понятие таможенных преступлений и компетенция таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
- 12. 3. Дознание, как составная часть правоохранительной деятельности таможенных органов
- 12. 4. Международное сотрудничество таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с таможенными преступлениями Краткий словарь основных терминов
- Рекомендуемая литература и источники