109.Международный коммерческий арбитраж. Арбитражное соглашение и арбитражные оговорки во внешнеторговом контракте.
Международный коммерческий арбитраж представляет собой негосударственные, (третейские) коммерческие арбитражные суды, специально предназначенные для рассмотрения споров между участниками международных коммерческих сделок, сторонами по которым выступают лица разной государственной принадлежности (иностранные фирмы и организации). Эти органы следует также отличать от другого типа третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами - субъектами международного публичного права
1) договорная концепция юридической природы арбитража в качестве главного аргумента приводит утверждение о том, что арбитражное соглашение, лежащее в основе передачи спора на разрешение в арбитраж, представляет собой обычный гражданско-правовой договор. Предметом такого договора выступает выбор сторонами вида арбитража, времени и места проведения арбитражного разбирательства, определение самой процедуры арбитражного разбирательства и материального права, подлежащего применению арбитрами. В силу того, что в основе арбитражного соглашения лежит воля сторон передать спор на разрешение в арбитраж, то договорный характер такого соглашения определяет договорную природу самого арбитража. Признание арбитражного соглашения в качестве гражданско-правового договора, содержащего элементы материального характера и регулируемого материальным правом, позволяет утверждать о возможности постановки коллизионной проблемы (например, по вопросам о форме арбитражного соглашения, основаниях его недействительности, правосубъектности сторон такого соглашения), что создает предпосылки для применения иностранного права.
2) процессуальная концепция предполагает признание арбитража в качестве особой формы правосудия, осуществляемого от имени государства. Арбитражное соглашение в этом контексте рассматривается лишь как соглашение процессуального характера, основной целью которого является исключение юрисдикции государственного суда. Элемент государственности сторонники данной концепции видят в том, что ряд вопросов арбитражного процесса может быть разрешен только при участии государственных судебных органов. К их числу относятся вопросы, связанные с признанием арбитражного соглашения юридически действительным, с определением компетенции арбитража, с осуществлением признания и исполнения арбитражного решения. При решении этих вопросов будет применяться право того государства, на территории которого происходит арбитражное разбирательство или к суду которого сделаны соответствующие обращения. На практике такая квалификация вышеупомянутых действий в качестве процессуальных влечет за собой невозможность применения иностранного права и, следовательно, применение лишь соответствующего внутригосударственного (национального) права, что исключает постановку коллизионной проблемы.
3) смешанная концепция сочетает в себе основные положения двух предыдущих концепций и рассматривает арбитраж как самостоятельный институт, включающий в себя и материально-правовые, и процессуально-правовые элементы. Такой подход позволяет обеспечить применение не только собственного права того государства, где происходит арбитражное разбирательство, но и соответствующего иностранного права, к которому отсылает применимая коллизионно-правовая норма. В этом случае можно говорить о ситуации расщепления коллизионных привязок, когда к единому арбитражному соглашению будет применяться комплекс коллизионных норм в отношении формы соглашения или других условий его действительности, правосубъектности сторон и т.д. В то же время вопросы взаимоотношений арбитража и государственного суда (например, допустимость спора в качестве предмета арбитражного разбирательства, принятие обеспечительных мер, приведение в исполнение арбитражного решения) будут разрешаться на основании процессуального права того государства, на территории которого имеет место арбитражное разбирательство, или того государства, где испрашивается исполнение арбитражного решения.
В настоящее время существуют две основные разновидности международного коммерческого арбитража :
• институциональный арбитраж (institutional arbitration) - арбитражное производство под эгидой постоянно действующей арбитражной организации (института) и по правилам, ею разработанным;
• арбитраж ad hoc - арбитражное производство по правилам, не связанным ни с какой арбитражной организацией (к примеру, по Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ или по регламенту, разработанному сторонами). При этом, арбитраж ad hoc также может администрироваться арбитражной организацией.
Стороны вправе свободно избрать любой институциональный арбитраж для рассмотрения возникших между ними споров, если только подобный выбор не будет противоречить регламенту данного арбитража или международному договору, заключенному между соответствующими странами. Также стороны могут предусмотреть арбитраж ad hoc, на основе известных правил или разработать правила самостоятельно. Выбор осуществляется сторонами на основе консенсуса, что и находит своё отражение в арбитражной оговорке.
Постоянно действующий (институциональный) арбитраж
Институциональные арбитражные производства в отличие от арбитража ad hoc проводятся на основании специально разработанных арбитражными институтами правил (регламентов), в которых прописан порядок рассмотрения споров и одновременно администрируются этими арбитражными институтами. К примеру, арбитраж по Арбитражным Правилам LCIA, который администрируется самим LCIA, Лондонским судом международного арбитража, будет институциональным.
Постоянные арбитражные институты создаются при торгово-промышленных палатах, биржах, организациях и ассоциациях предпринимателей.
Правовое регулирование в международном коммерческом арбитраже
Существует три формальных источника права, которые регулируют международное арбитражное производство:
• Международное право;
• Национальное право;
• Соглашение сторон и арбитражный регламент.
Международное право
Хотя исторически, арбитраж в коммерческих делах возник в рамках отдельных государств, как альтернатива государственным судам, именно международные конвенции "создали" международный коммерческий арбитраж в его сегодняшнем понимании, обеспечив его ключевое преимущество по сравнению с обычными судами - возможность признания и исполнения арбитражного решения во многих (практически всех) странах мира.
Основным источником международного права в сфере коммерческого арбитража является, безусловно, Нью-Йоркская Конвенция 1958 года (Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений), разработанная ЮНСИТРАЛ и принятая под эгидой ООН. На сегодняшний день ее участниками являются практически все экономически значимые государства (более 140), что делает ее одним из наиболее успешных проектов в сфере международного права.
Конвенция крайне невелика по объему, в английском варианте чуть более тысячи слов, а ее основная содержательная часть охватывает всего несколько статей. При этом она кардинальным образом изменяет целый ряд положений международного права, включая такие ключевые концепции как суверенитет и право на судебную защиту.
Два основных положения Конвенции:
• признание и приведение в исполнение арбитражных соглашений. Статья II Конвенции предписывает, в частности, что суд, если к нему поступает иск по вопросу, по которому стороны заключили арбитражное соглашение, должен по просьбе одной из сторон направить стороны в арбитраж, если не найдет соглашение недействительным. Иными словами, суд будет вынужден отказать ответчику в судебной защите даже если производство по арбитражному делу будет происходить за рубежом и никогда больше в юрисдикцию суда не попадет.
• признание и приведение в исполнение арбитражных решений. Статьи III-V Конвенции устанавливают обязательство государств-участников признавать иностранные арбитражные решения на своей территории, определяют перечень документов, которые могут испрашиваться в соответствующей процедуре местными судами и ограниченный перечень оснований для отказа в признании и исполнении решений.
В международном праве есть и другие, гораздо менее значительные источники (обычно регионального значения), регулирующие вопросы, связанные с международным коммерческим арбитражем. Среди них можно назвать:
• Европейскую (Женевскую) Конвенцию о международном коммерческом арбитраже 1961 года, сторонами которой являются около 30 государств, включая Беларусь, Российскую Федерацию и Украину.
• Межамериканскую (Панамскую) конвенцию о международном коммерческом арбитраже 1975 года, сторонами которой являются около 20 американских государств, включая Аргентину, Бразилию, Мексику и США.
• Амманскую конвенцию арабских государств о коммерческом арбитраже 1987 года, подписанную рядом арабских государств.
Национальное право
В науке и практике международного арбитража традиционно преобладала точка зрения, по которой юридическая сила арбитражным решениям дается правом государства, в котором проводился арбитраж, взамен чего это право регулирует арбитражный процесс, включая полномочия арбитра[17]. Таким образом, арбитражное производство регулируется lex loci arbitri - правом места арбитража.
В течение длительного времени основным практическим последствием этого подхода было то, что юристам-арбитражникам было сложно выступать в качестве арбитров или советников в арбитражах в странах, где они не были знакомы с местным правом.
Одним из способов решения этой проблемы стала разработка в 1985 году ЮНСИТРАЛ Типового закона о международном торговом арбитраже, который ООН рекомендовала всем государствам "должным образом принимать во внимание", с целью обеспечить "единообразие закона о процедурах арбитража и конкретные потребности практики международного торгового арбитража"[18].
На сегодняшний день, законодательство на основе Типового закона (с изменениями от 2006 года) принято в более чем 60 государствах, включая Российскую Федерацию и Украину. В то же время, основные "арбитражные юрисдикции", то есть государства, на территории которых проводится наибольшая часть международных арбитражей, такие как Франция, США, Великобритания (кроме Шотландии), Швейцария, Швеция, континентальный Китай не основывали свое законодательство на Типовом Законе.
Принятие законодательства на основе Типового Закона также позволяет судам и юристам государства извлекать большую пользу из базы данных ЮНСИТРАЛ по судебным и арбитражным решениям, касающимся применения Типового Закона в других государствах (база CLOUT)
Соглашение сторон и арбитражный регламент
Как правило, национальное законодательство об арбитраже позволяет сторонам самостоятельно определять правила ведения арбитражного разбирательства между ними[19]. Такое соглашение сторон будет еще одним источником правил, регулирующих ведение международного арбитража. Особенность его в том, что в соответствии с традиционным подходом к lex loci arbitri как праву, регулирующему арбитраж, стороны вольны устанавливать правила производства там, где это не запрещено lex loci arbitri.
Как указывалось выше, на практике стороны зачастую определяют правила ведения арбитража "пакетно", соглашаясь на применение к ним какого-либо арбитражного регламента.
Арбитражное соглашение — это письменное соглашение, заключенное между сторонами международной сделки, о передаче в международный коммерческий арбитраж возникшего или могущего возникнуть в будущем спора между ними, связанного с осуществлением ими данной международной сделки.
Соглашение о передаче спора в МКА может как содержаться в виде отдельного положения в самом международном контракте, так и прилагаться в виде отдельного договора. Исходя из этого, существует два вида арбитражного соглашения:
арбитражная оговорка — норма, включенная в международный контракт;
Арбитражная оговорка должна быть сформулирована таким образом, чтобы однозначно определялись вопросы урегулирования возможного спора. Арбитражная оговорка обычно содержит:
• Определение вида арбитража (институционного или ad hoc);
• Место арбитража
• Порядок формирования арбитража, если сторонами в контракте выбран арбитраж ad hoc
• Возможность и порядок доарбитражного урегулирования спора
• Другие вопросы.
Арбитражная оговорка имеет автономный характер, то есть этот раздел контракта имеет самостоятельный юридический характер независимо от того, будет признан контракт действительным или нет. Это важный принцип международного коммерческого права[1][2].
Арбитражная оговорка может не действовать в случае обращения одной из сторон спора в национальный (государственный суд) и молчаливого согласия с этим другой стороны.
110.Общая характеристика документов, необходимых для процедур, связанных с международными транспортными операциями (коносамент, международная ж/д накладная, международная автодорожная накладная, авиагрузовая накладная, речная накладная, сопроводительный адрес для почтовых посылок).
Коносамент - документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путём на судах регулярных линий. Коносамент выполняет три основные функции: удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке, является товарораспорядительным документом, свидетельствует о заключении договора перевозки морским путём, по которому перевозчик обязуется доставить груз против предоставления документов.Коносамент дает право владельцу оригинала распоряжаться грузом. Содержание коносамента: сведения о названии судна и его владельца, тонаже судна, наименование портов погрузки и выгрузки, сумма фрахта с указанием где производится оплата фрахта - в порту погрузки или в порту назначения, число выданных экземпляров коносамента. Различают следующие виды коносаментов: именной, ордерный и на предъявителя.
Железнодорожная накладная международного yакладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная международной Конвенцией МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984 г. именуемая КОТИФ - Конвенция по международным грузовым перевозкам)К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный комплект для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.
Автодорожная накладная -транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Для международных автодорожных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ); дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки и размер штрафа за задержку в доставке, стоимость перевозки
Авиагрузовая накладная - документ, который выписывает грузоотправитель или от его имени и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и переводчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами.. Роль ее заключается в доказательстве заключения договора перевозки, принятия товара к перевозке и условий перевозки
Речная накладная -документ, который выдается перевозчиком отправителю груза, перевозимого по реке. Он подтверждает принятие груза к перевозке и обязывает перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю. Накладная не является ни оборотным, ни товарораспорядительным документом. К накладной прилагаются необходимые товаросопроводительные документы.
На каждую посылку оформляется сопроводительный адрес к посылке
Бланк сопроводительного адреса к посылке ф. 116 вкладывается в самоклеющийся прозрачный пакет, который прикрепляется к оболочке посылки
111.Методы ценообразования, используемые в мировой практике (затратные, параметрические, с учетом потребительского спроса).
Методика ценообразования — совокупность правил построения цены, отражающих специфику отраслей, производств, продуктов.
Ценовые методы - методы формирования цен на товары и услуги в рамках принятой ценовой стратегии.
1)Затратные методы — разновидность расчетных ценовых методов, в основе которых лежит учет производственных затрат в той или иной фирме.Ценовой метод полных издержек - метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия.Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.Ценовой метод прямых издержек — метод формирования цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты.
2)Параметрические методы — разновидность расчетных методов ценообразования, которые используются при формировании цен на аналогичную продукцию, формирующую так называемый параметрический ряд.
Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. При применении данного метода для определения конкретных цен действует следующий алгоритм:
Отбор основных параметров → Начисление баллов по каждому параметру → Суммирование баллов по базовому и искомому товару →Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов.
Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величин нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров
3)Метод с учетом потребительского эффекта - разновидность расчетных методов, где основой формирования цены является учет в ней эффекта от использования новой продукции у потребителя.Методы с учетом потребительского эффекта используются главным образом при расчете цен на взаимозаменяемую продукцию.
- Сборник вопросов к гоСу Валюта (в.В.-1-114 включительно)
- 1. Организация управления в таможенных органах. Специфические организационные функции управления таможенной деятельностью.
- 2.Сущность и виды управленческого контроля в таможенных органах. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов. Оценка работы таможенных органов.
- 3.Оценка работы таможенных органов. Критерии оценки.
- 4. Система управления рисками (сур). Цели применения сур. Объекты анализ рисков. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками.
- 6. Сроки и места подачи таможенных деклараций. Подача и регистрация таможенной декларации. Отзыв таможенной декларации.
- 7.Проблемы создания и использования электронного документооборота (безбумажных технологий) на примере электронного декларирования.
- 9.Зоны таможенного контроля: назначение, виды, понятия и порядок создания.
- 10. Основания и порядок выпуска товаров. Сроки выпуска товаров. Выпуск товаров, при выявлении административного правонарушения или преступления. Отказ в выпуске товаров.
- 11 Вопрос!
- 12 Вопрос!
- 13 Вопрос!
- 14 Вопрос !
- 15 Вопрос!!!
- 19.Порядок перемещения через таможенную границу валютных ценностей юридическими и физическими лицами.
- 20В. Уполномоченный экономический оператор.
- 21. Формы и порядок проведения таможенного контроля. Товары, находящиеся под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров.
- 24. Цели и порядок проведения личного таможенного досмотра
- 25. Назначение и порядок проведения таможенного осмотра помещений и территорий.
- Вопрос 26
- Вопрос 27
- Вопрос 28
- Вопрос 29
- Вопрос 30
- 34.Контроль качества товаров при перемещении через таможенную границу. Градации качества. Пересортица.
- 31.Идентификация и экспертиза товаров в таможенных целях.
- 36 Вопрос!! Технические средства и технология оперативной диагностики товаров
- 37 Вопрос!! Единая автоматизированная информационная система (еаис) Федеральной таможенной службы
- 38 Вопрос!! Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами.
- 39 Вопрос!! Информационная безопасность.
- Вопрос 40!! Понятие, сущность и механизм действия таможенного-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 40. Понятие, сущность и механизм действия таможенно-тарифного регулирования вэд
- 41. Таможенная стоимость товара
- 42. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на тт тс. Понятие взаимозависимых лиц. Понятие идентичных и однородных товаров.
- 43. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из рф
- I. Общие положения
- 5. Понятия используются в настоящих Правилах в значениях, определенных в Соглашении, за исключением понятий, которые установлены настоящими Правилами.
- 38. В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 6 не могут быть использованы:
- 44. Декларирование таможенной стоимости товаров. Порядок заявления таможенной стоимости. Документы, в которых заявлена таможенная стоимость.
- 46.Контроль достоверности декларирования таможенной стоимости това-ров таможенными органами. Корректировка таможенной стоимости
- 50. Порядок заявления страны происхождения товаров.
- 51. Контроль достоверности заявления страны происхождения товаров.
- 52. Документы, в которых заявлена страна происхождения. Структура и содержание сертификата форм «ст-1» и «а» и декларации о стране происхождения.
- 53. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (тн вэд) как база для разработки и применения таможенного тарифа Таможенного союза.
- 54. Структура и содержание Единой тн вэд Таможенного Союза
- 55.Определение классификационного кода тн вэд тс. Алгоритм принятия классификационных решений.
- Правило 1
- Правило 2
- Правило 4
- Правило 5
- Правило 6
- 61.) Квотирование и лицензирование товаров, как меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Особенности таможенного оформления товаров, подпадающих под эти меры регулирования
- 63.Техническое регулирование как мера госрегулирования неэкономического характера.
- 64.Техническое регулирование путем контроля соответствия товаров требованиям национальных стандартов и технических регламентов Российской Федерации и Таможенного союза.
- 2. Требования к бланкам сертификата соответствия и правила их заполнения.
- 67.Особенности перемещения импортных товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия.
- Глава 39 ветеринарные требования при перемещении некоторых подконтрольных товаров, изготовленных (произведенных) на таможенной территории таможенного союза, между Сторонами
- Ветеринарные правила
- II. Правила ввоза, переработки, хранения,
- III. Правила вывоза Продукции с территории
- 71. Требования к упаковке, маркировке отдельных товаров при перемещении через таможенную границу Таможенного союза.
- 72. Штриховое кодирование товаров как мера нетарифного регулирования вэд. Виды и структура штриховых кодов.
- 73. Таможенное право. Предмет и метод таможенного права. Цель, задачи и функции таможенного права
- 74. Международное таможенное право. Принципы международного таможенного права
- 75.Таможенные правоотношения. Характерные особенности таможенных правоотношений. Субъект, объект, содержание таможенных правоотношений.
- 77. Контрабанда: состав, уголовная ответственность. Особенности предварительного следствия по делам о контрабанде.
- 79. Административная юрисдикция таможенных органов при производстве по делам о нарушении таможенных правил (нтп). Правовой статус субъектов и участников производства по делам о нтп.
- 80. Валютное регулирование в рф.
- 81. Органы валютного регулирования в рф.
- 82. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. Регулирование валютных операций движения капитала.
- 83. Платежный баланс: понятие, сущность, структура, формы и методы регулирования. Торговый баланс.
- 84. Валютный контроль в рф. Органы и агенты валютного контроля.
- 85.Ограничения, установленные валютным законодательством на перемещение валюты и ценных бумаг. Особенности декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими и физическими лицами.
- 86.Осуществление валютного контроля при проверке таможенной декларации и при выпуске товаров в рамках технологии, основанной на применении паспортов сделки (пс).
- 88.Автоматизированное рабочее место (арм) таможенного инспектора. Назначение, основные характеристики арм. Назначение подсистемы «банк - клиент» в аист-рт-21.
- 89.Таможенные платежи. Виды и характеристика.
- 90. Таможенные пошлины. Исчисление таможенных пошлин. Плательщики таможенных пошлин.
- 91.Налоги. Исчисление платежей по ставкам налога на добавленную стоимость и акциза. Плательщики налогов.
- 92.Уплата таможенных пошлин, налогов в централизованном порядке. Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 93. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
- Вопрос 96
- Вопрос 97
- Вопрос 98
- Вопрос 99
- 101. Статистическая стоимость и коммерческие условия поставки. Приведение к единому базису.
- 103. Учёт конфиденциальной информации в таможенной статистике внешней и взаимной торговли. Причины расхождения данных о взаимной торговле стран-партнеров.
- 15. Конфиденциальность информации
- 16. Обеспечение сопоставимости данных
- 108.Понятия и функции внешнеэкономического договора (контракта). Существенные условия договора.
- 109.Международный коммерческий арбитраж. Арбитражное соглашение и арбитражные оговорки во внешнеторговом контракте.
- 112. Виды ценовых рисков во внешнеторговой деятельности
- 113Основные элементы механизма формирования контрактных цен
- 114. Нематериальные активы и материальные запасы таможенных органов: анализ состояния, движения, использования.