108.Понятия и функции внешнеэкономического договора (контракта). Существенные условия договора.
Заключаемые в сфере внешнеэкономических связей договоры (контракты) и соглашения обладают рядом особенностей по сравнению с хозяйственными договорами. Эти особенности в правовом регулировании отражают специфический характер внешнеэкономической деятельности, сопровождающейся необходимостью дополнительного учета факторов, которые часто отсутствуют во внутреннем хозяйстве. Порой они не только лежат в экономической или политической плоскости, но и затрагивают во многих случаях исторические и культурные аспекты.
В современных условиях взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности приобретают самые разнообразные правовые формы. Это естественное следствие многообразия, которое несут с собой динамизм и гибкость, присущие международным экономическим отношениям. Правовое оформление международных экономических сделок далеко не исчерпывается использованием двух-трех традиционных видов гражданско-правовых договоров, например такого, как купля-продажа, хотя роль этого договора до сих пор не утратила своего определяющего значения.
Внешнеэкономический оборот не только активно использует правовые институты, являющиеся частью права отдельных государств, но и выступает движущей силой их совершенствования, способствует разработке нового национального регулирования, стимулирующего развитие хозяйственных отношений в направлении, отвечающем интересам как эффективного международного обмена, так и экономических отношений внутри отдельных стран.
Доминирующее положение среди договорных форм, используемых во внешнеэкономической деятельности, прочно удерживает договор купли-продажи (поставки).
Это объясняется наибольшим удельным весом товарных операций в общем объеме мировой торговли. Операции по купле-продаже товаров в качестве непременного условия включают в себя организацию доставки товара от продавца к покупателю. Поэтому с договором международной купли-продажи тесно связан договор перевозки, включая все разновидности транспортировки грузов (морской, железнодорожной, автомобильной, авиационной и т.п.). Это касается также договоров, которые используются в международной торговле для обеспечения имущественных интересов контрагентов (страхование, банковские гарантии), а также договоров, в силу которых продавец берет на себя обязательства, делающие поставку товара более благоприятной для его контрагента (договоры на техническое обслуживание, оказание технического содействия, обучение персонала и т. п.).
Развитие международной торговли услугами, расширение обмена технологией, промышленное сотрудничество (в том числе в разработке природных ресурсов, в строительстве крупных объектов) сделали актуальным использование многих видов договоров в международном экономическом обороте: аренда машин и оборудования («Лизинг»), договоры о строительстве объектов «под ключ», подряды на производство проектно-конструкторских и инженерно-строительных работ, инжиниринг, лицензионные соглашения, договоры о производственной кооперации, соглашение о совместной деятельности («джойнт венчер» и т.п.).
В рамках даже одного и того же типа договора наблюдаются весьма значительные различия по содержанию прав и обязанностей, которые принимают на себя контрагенты. Различия могут объясняться разнообразными факторами: особенностями предмета договора, его стоимостью, экономическим положением контрагентов, сложившимися условиями и обычаями определенной отрасли предпринимательской деятельности, к которой относится данная коммерческая сделка, и т. п. Заключаемые в сфере международного экономического сотрудничества сделки во многих случаях носят комплексный характер. Их правовое содержание нередко охватывает несколько правовых институтов. Для юридической квалификации возникшего между партнерами правоотношения необходимо обращаться к нормам, составляющим регулирование не какого-то одного вида договора, а нескольких.
Очень часто стороны, заключающие договор, не задаются вопросом о его правовой квалификации: является ли подписанный ими документ договором купли-продажи или подряда, или он включает в себя элементы как одного, так и другого договора? От ответа на этот вопрос зависят правовые последствия данной сделки, касающиеся содержания взаимных прав и обязанностей. Правовая квалификация договора может оказаться неожиданной для партнеров, которые не учли особенности юридического содержания заключенной сделки.
Участники внешнеторговой сделки сознательно выбирают тот или иной тип договора для оформления своих взаимоотношений, руководствуясь соображениями, направленными на повышение ее экономической эффективности. Такие мотивы могут быть связаны с особенностями правового регулирования в стране одного из участников сделки, таможенным налоговым режимом и т. и. Однако для такого выбора, естественно, имеются определенные пределы, устанавливаемые законом.
Из чего складывается правовой режим внешнеэкономической сделки?
Одна из важных особенностей внешнеэкономических сделок состоит в том, что их правовой режим складывается из совокупности норм, не только составляющих внутреннее право участвующих в пей сторон, но и вытекающих из международно-правовых обязательств государств, определяющих национальную принадлежность контрагентов.
Заключаемые между государствами торговые договоры, соглашения о товарообороте и платежах, по другим торгово-экономическим вопросам могут включать в себя положения, которые непосредственно влияют на содержание торговых сделок. Эти положения могут касаться определения базиса поставки, способов, порядка расчетов за поставляемые товары, порядка рассмотрения споров и т.п. Целью международных договоренностей в некоторых случаях может быть непосредственное регулирование прав и обязанностей по определенным коммерческим договорам. К числу таких соглашений можно отнести согласование на межгосударственном уровне общих условий поставок, применение которых обязательно для всех участвующих в товарообороте подписавших его стран.
Использование гражданско-правовых норм во внешнеторговых договорах
Применяемые к регулированию прав и обязанностей сторон по внешнеторговому договору (контракту) гражданско-правовые нормы не устанавливают жестких предписаний, которым должно соответствовать содержание такого договора. Это позволяет партнерам достаточно свободно формулировать положения заключаемого договора, учитывая свои индивидуальные интересы, а также особенности предмета договора и взаимоотношений между контрагентами.
Вместе с тем ряд моментов, определяющих взаимные права и обязанности сторон внешнеторгового контракта, подпадает под действие императивного регулирования национального законодательства стран-контрагентов. Поскольку таким нормам не должны противоречить условия контракта, сторонам необходимо определять свои взаимоотношения с их учетом. В противном случае включенные в контракт условия, не соответствующие данным предписаниям, будут признаваться недействительными, что в свою очередь может изменить баланс интересов, отраженный в заключенном контракте. Наиболее типичным примером императивного регулирования содержания коммерческих контрактов представляется законодательство, касающееся ограничения или исключения прав контрагента в связи с исполнением договорных обязательств, а также соглашений, которые ограничивают конкуренцию.
Регулирование внешнеторговой сделки в части, не покрытой условиями договора
Возможность регулирования различными правовыми системами внешнеторговой сделки в части, не покрытой условиями договора, объективно создает известную неопределенность ее правового содержания и значительно ограничивает предсказуемость развития событий в случае возникновения между партнерами разногласий по условиям заключенного ими договора. Детальное регламентирование условий договора во многих случаях объясняется стремлением избежать применения правовых норм страны как одного, так и другого контрагента (и, безусловно, в интересах контрагентов), поскольку снижает степень юридической неопределенности во взаимоотношениях сторон по урегулированию возможных расхождений в толковании, вытекающих из договора взаимных обязательств. Однако такой подход к составлению договора бывает оправданным лишь в случаях, когда предмет договора достаточно специфичен и национальные правовые нормы, которые могли бы применяться к договору, не учитывают данного обстоятельства.
В значительном числе ситуаций стороны внешнеторговой сделки снимают неопределенность в известной мере тем, что заранее договариваются, какое право будет применяться к договору. Чаще всего это либо право страны одного из контрагентов, либо «нейтральное» право, т.е. право третьей страны. В том случае, если стороны договора не обусловили применимое право, то их права и обязанности будут определяться правом, устанавливаемым соответствующей коллизионной нормой.
В отдельных случаях стороны указывают в контракте (когда им не удалось согласовать применимое право, которое должно по существу регулировать их правоотношение) на какую-либо систему коллизионных норм (национальную или международную), с помощью которой будет установлено соответствующее материальное право.
Устранение противоречий в правовом режиме международных сделок
Наличие довольно существенных различий по тем или иным вопросам в национальных правовых системах создает ощутимое препятствие для развития международных экономических сделок. Это обстоятельство предопределило весьма активную, особенно в последние годы, тенденцию к унификации права, регулирующего международную торговлю как на региональном, так и на мировом уровне.
Общепризнанными являются успехи стран — участниц СЭВ в унификации правовых норм, регулирующих многие аспекты экономического сотрудничества (Общие условия поставок, Общие условия технического обслуживания, Общие условия монтажа и оказания других технических услуг, Общие условия специализации и кооперирования производства и ряд других правовых документов).
Среди международных организаций, внесших наибольший вклад в этот процесс, выделяется Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В рамках комиссии были разработаны такие необходимые для международного торгового оборота правовые документы, как Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (обе конвенции вступили в силу в 1988 г.), Акт о международном коммерческом арбитраже и др.
Использование унифицированного способа урегулирования важнейших вопросов коммерческих сделок (ими не исчерпывается решение всех актуальных вопросов даже в рамках одного правового института, и его содержание подчас не отличается ясностью, в чем можно видеть компромиссное происхождение многих составляющих эти документы положений) в значительной мере устраняет главное противоречие современного правового режима международных торговых сделок, заключающееся в необходимости сочетать преимущественно национальное регулирование внешнеторговых сделок с международным их содержанием.
Заключение внешнеторгового договора
1. Заключение внешнеторговых договоров — результат порой длительных переговоров между будущими контрагентами. На практике очень часто, когда это касается крупных или долгосрочных коммерческих контрактов, ведущие переговоры стороны заинтересованы в фиксации достигнутых ими промежуточных стадий в формулировании договоренности, что может объясняться как внутренними, так и внешними причинами.
Оформленные сторонами в таких случаях документы могут иметь различные правовые последствия, хотя название документов не всегда соответствует их реальному значению. В зависимости от ответа на вопрос, являются ли протоколы или письма о намерениях, меморандумы, соглашения о взаимопонимании и т.п. юридически обязательными, должно определяться и отношение к ним сторон, поставивших под ними свои подписи.
Не редки случаи, когда стороны по-разному понимают и оценивают связующую силу сделанных ими и зафиксированных в совместном документе заявлений. Провести четкую грань между декларациями и твердыми обязательствами (хотя и носящими предварительный характер, когда они содержатся, например, в протоколе о намерениях) можно только в результате толкования конкретных положений, отраженных в документе. Трудность правовой квалификации таких документов связана также с тем, что нормативное регулирование в праве разных стран (в последнее время это явление прослеживается довольно четко) не всегда учитывает их специфику и не отвечает исчерпывающе на поставленные коммерческой практикой вопросы.
Было бы нереальным предостерегать участников международного экономического оборота от использования указанных коммерческих документов, избегать применения таких способов оформления деловых отношений со своими контрагентами. Вместе с тем необходимо всегда помнить об их неоднозначной правовой оценке, что несет в себе опасность оказаться в неожиданном положении.
2. В тех случаях, когда внешнеторговая сделка оформляется одним документом (договором, контрактом, соглашением и т.п.), подписываемым одновременно ее участниками, проблемы, касающиеся момента возникновения договора и составившие содержание его условий, практически не встают. Довольно большое число внешнеторговых договоров заключается с помощью обычных средств связи, например по почте, телеграфу, телексу. В таких случаях актуальным становится правовое регулирование, предусматривающее порядок возникновения договорных обязательств.
Помимо общих вопросов, связанных с правовым содержанием предложения (оферты) заключить договор, его условий, требований, предъявляемых к заявлению о его принятии (акцепту), месте заключения договора, т.е. традиционных вопросов, в последнее время заметное место занимают проблемы, когда стороны используют для заключения договора свои типовые условия (проформы).
Очень часто в ответ на коммерческое предложение заключить договор, которое сопровождается ссылкой на собственные типовые условия, лицо, сделавшее такое предложение, получает согласие заключить договор на условиях, используемых в своей практике его будущим контрагентом.
Правовые нормы, определяющие порядок заключения договора, устанавливают требование безусловности акцепта. Это означает отсутствие договора в тех случаях, когда типовые условия договора, которыми обменялись потенциальные контрагенты, имеют даже незначительные отклонения по содержанию. Иными словами, юридически действительный договор может иметь место только при согласии со всеми выставленными контрагентом условиями. При заключении договоров во внешнеэкономической сфере необходимо учитывать, что такие вопросы, как правовые последствия предложения о заключении договора, момент заключения договора, регулируются неодинаково в различных странах.
3. Согласно законодательству, требования, предъявляемые к порядку и форме заключения и организациями внешнеторговых сделок, должны соблюдаться ими независимо от того, где и каким образом совершается внешнеторговая сделка. Нарушение этих требований ведет к признанию заключенного договора недействительным. Установленный законодательством порядок совершения внешнеторговых сделок сводится к следующему.
Внешнеторговые сделки должны подписываться двумя лицами. Правомочия лиц на подписание сделок могут либо вытекать из их должностного положения (руководитель, заместитель руководителя, руководители фирм, входящих в состав организации), либо основываться на доверенности, которую выдает руководитель организации. Такой же порядок устанавливается для выдачи векселей и других денежных обязательств. Он предусматривает участие в сделках главного (старшего) бухгалтера организации. Имена и фамилии лиц. имеющих по должности право подписи внешнеторговых сделок и денежных обязательств, публикуются в журнале «Внешняя торговля». Для сделок, заключаемых на аукционах и биржах, должны применяться правила, действующие на соответствующих аукционах и биржах.
Признание сделки недействительной обязывает каждую из сторон возвратить другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах. Последствия признания сделки недействительной могут быть весьма ощутимы, поскольку в торговле реальное восстановление в первоначальном состоянии, предусматриваемое законом, редко имеет место. Что же касается денежной компенсации, то ее размер не может быть соразмерным той материальной выгоде, которой могут лишиться стороны в результате признания договора недействительным (это выражается, например, в потере выгодной цены, возможности осуществить дополнительные права, предусмотренные договором, и т.п.).
4. В большинстве зарубежных стран отсутствуют аналогичные правила о порядке и форме совершения внешнеторговых сделок, нарушение которых приводит к недействительности заключенного договора. Вместе с тем весьма актуальным вопросом (необходимо его иметь в виду с точки зрения обеспечения юридической действительности заключенного с иностранным контрагентом договора) является установление надлежащих полномочий лиц, подписывающих договор от имени иностранной фирмы или организации. Отсутствие у лица таких полномочий (они должны вытекать из его должностного положения на фирме или в организации либо основываться на выданной ему в установленном порядке доверенности) может сделать оспоримым подписанный им от имени фирмы или организации договор.
Нормы, определяющие решение данных вопросов, содержатся в актах, которые устанавливают правовое положение предпринимательских организаций (законы о компаниях), а также в правовых актах, регулирующих деятельность конкретных иностранных партнеров (уставы компаний, включаемые в документы данные о предпринимательской организации, хранящиеся в государственных регистрационных органах, и т.п.).
- Сборник вопросов к гоСу Валюта (в.В.-1-114 включительно)
- 1. Организация управления в таможенных органах. Специфические организационные функции управления таможенной деятельностью.
- 2.Сущность и виды управленческого контроля в таможенных органах. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов. Оценка работы таможенных органов.
- 3.Оценка работы таможенных органов. Критерии оценки.
- 4. Система управления рисками (сур). Цели применения сур. Объекты анализ рисков. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками.
- 6. Сроки и места подачи таможенных деклараций. Подача и регистрация таможенной декларации. Отзыв таможенной декларации.
- 7.Проблемы создания и использования электронного документооборота (безбумажных технологий) на примере электронного декларирования.
- 9.Зоны таможенного контроля: назначение, виды, понятия и порядок создания.
- 10. Основания и порядок выпуска товаров. Сроки выпуска товаров. Выпуск товаров, при выявлении административного правонарушения или преступления. Отказ в выпуске товаров.
- 11 Вопрос!
- 12 Вопрос!
- 13 Вопрос!
- 14 Вопрос !
- 15 Вопрос!!!
- 19.Порядок перемещения через таможенную границу валютных ценностей юридическими и физическими лицами.
- 20В. Уполномоченный экономический оператор.
- 21. Формы и порядок проведения таможенного контроля. Товары, находящиеся под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров.
- 24. Цели и порядок проведения личного таможенного досмотра
- 25. Назначение и порядок проведения таможенного осмотра помещений и территорий.
- Вопрос 26
- Вопрос 27
- Вопрос 28
- Вопрос 29
- Вопрос 30
- 34.Контроль качества товаров при перемещении через таможенную границу. Градации качества. Пересортица.
- 31.Идентификация и экспертиза товаров в таможенных целях.
- 36 Вопрос!! Технические средства и технология оперативной диагностики товаров
- 37 Вопрос!! Единая автоматизированная информационная система (еаис) Федеральной таможенной службы
- 38 Вопрос!! Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами.
- 39 Вопрос!! Информационная безопасность.
- Вопрос 40!! Понятие, сущность и механизм действия таможенного-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
- 40. Понятие, сущность и механизм действия таможенно-тарифного регулирования вэд
- 41. Таможенная стоимость товара
- 42. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на тт тс. Понятие взаимозависимых лиц. Понятие идентичных и однородных товаров.
- 43. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из рф
- I. Общие положения
- 5. Понятия используются в настоящих Правилах в значениях, определенных в Соглашении, за исключением понятий, которые установлены настоящими Правилами.
- 38. В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 6 не могут быть использованы:
- 44. Декларирование таможенной стоимости товаров. Порядок заявления таможенной стоимости. Документы, в которых заявлена таможенная стоимость.
- 46.Контроль достоверности декларирования таможенной стоимости това-ров таможенными органами. Корректировка таможенной стоимости
- 50. Порядок заявления страны происхождения товаров.
- 51. Контроль достоверности заявления страны происхождения товаров.
- 52. Документы, в которых заявлена страна происхождения. Структура и содержание сертификата форм «ст-1» и «а» и декларации о стране происхождения.
- 53. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (тн вэд) как база для разработки и применения таможенного тарифа Таможенного союза.
- 54. Структура и содержание Единой тн вэд Таможенного Союза
- 55.Определение классификационного кода тн вэд тс. Алгоритм принятия классификационных решений.
- Правило 1
- Правило 2
- Правило 4
- Правило 5
- Правило 6
- 61.) Квотирование и лицензирование товаров, как меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Особенности таможенного оформления товаров, подпадающих под эти меры регулирования
- 63.Техническое регулирование как мера госрегулирования неэкономического характера.
- 64.Техническое регулирование путем контроля соответствия товаров требованиям национальных стандартов и технических регламентов Российской Федерации и Таможенного союза.
- 2. Требования к бланкам сертификата соответствия и правила их заполнения.
- 67.Особенности перемещения импортных товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия.
- Глава 39 ветеринарные требования при перемещении некоторых подконтрольных товаров, изготовленных (произведенных) на таможенной территории таможенного союза, между Сторонами
- Ветеринарные правила
- II. Правила ввоза, переработки, хранения,
- III. Правила вывоза Продукции с территории
- 71. Требования к упаковке, маркировке отдельных товаров при перемещении через таможенную границу Таможенного союза.
- 72. Штриховое кодирование товаров как мера нетарифного регулирования вэд. Виды и структура штриховых кодов.
- 73. Таможенное право. Предмет и метод таможенного права. Цель, задачи и функции таможенного права
- 74. Международное таможенное право. Принципы международного таможенного права
- 75.Таможенные правоотношения. Характерные особенности таможенных правоотношений. Субъект, объект, содержание таможенных правоотношений.
- 77. Контрабанда: состав, уголовная ответственность. Особенности предварительного следствия по делам о контрабанде.
- 79. Административная юрисдикция таможенных органов при производстве по делам о нарушении таможенных правил (нтп). Правовой статус субъектов и участников производства по делам о нтп.
- 80. Валютное регулирование в рф.
- 81. Органы валютного регулирования в рф.
- 82. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. Регулирование валютных операций движения капитала.
- 83. Платежный баланс: понятие, сущность, структура, формы и методы регулирования. Торговый баланс.
- 84. Валютный контроль в рф. Органы и агенты валютного контроля.
- 85.Ограничения, установленные валютным законодательством на перемещение валюты и ценных бумаг. Особенности декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими и физическими лицами.
- 86.Осуществление валютного контроля при проверке таможенной декларации и при выпуске товаров в рамках технологии, основанной на применении паспортов сделки (пс).
- 88.Автоматизированное рабочее место (арм) таможенного инспектора. Назначение, основные характеристики арм. Назначение подсистемы «банк - клиент» в аист-рт-21.
- 89.Таможенные платежи. Виды и характеристика.
- 90. Таможенные пошлины. Исчисление таможенных пошлин. Плательщики таможенных пошлин.
- 91.Налоги. Исчисление платежей по ставкам налога на добавленную стоимость и акциза. Плательщики налогов.
- 92.Уплата таможенных пошлин, налогов в централизованном порядке. Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 93. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин, налогов. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
- Вопрос 96
- Вопрос 97
- Вопрос 98
- Вопрос 99
- 101. Статистическая стоимость и коммерческие условия поставки. Приведение к единому базису.
- 103. Учёт конфиденциальной информации в таможенной статистике внешней и взаимной торговли. Причины расхождения данных о взаимной торговле стран-партнеров.
- 15. Конфиденциальность информации
- 16. Обеспечение сопоставимости данных
- 108.Понятия и функции внешнеэкономического договора (контракта). Существенные условия договора.
- 109.Международный коммерческий арбитраж. Арбитражное соглашение и арбитражные оговорки во внешнеторговом контракте.
- 112. Виды ценовых рисков во внешнеторговой деятельности
- 113Основные элементы механизма формирования контрактных цен
- 114. Нематериальные активы и материальные запасы таможенных органов: анализ состояния, движения, использования.