logo
Сборник вопросов к ГОСу Валюта без 56-60

84. Валютный контроль в рф. Органы и агенты валютного контроля.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля.

Валютный контроль – контроль государственных и иных специально уполномоченных органов за соблюдением участниками валютных отношений требований национального валютного законодательства.

Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют  и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого  зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Одной из сфер действия валютного контроля является контроль за соблюдением  валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности. Для эффективной организации валютного контроля нужны ясные и строгие формулировки его целей, приоритетов, функций и задач; устойчивая и стабильная  институциональная инфраструктура.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля , права и обязанности которых  определены в п. 5 статьи 4, статьях 22 и 23 Закона № 173-ФЗ. Контроль за  совершением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Контроль за совершением валютных операций, совершаемых  остальными ре зидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, в пределах своей компетенции осуществляют органы и агенты валютного контроля. Правительство Российской Федерации, осуществляя валютный контроль, обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля  органов и агентов валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Также Правительство РФ обеспечивает взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с Росфиннадзором как органом валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время утверждены административные регламенты по исполнению государственной функции по осуществлению валютного контроля для Росфиннадзора приказом Минфина  РФ от 24.04.2013 № 48Н (применяется с 13.08.2013), для Федеральной налоговой службы приказом Минфина РФ от 04.10.2011 № 123-Н (применяется с 18.05.2012) и для ФТС России приказом ФТС России от 24.12.2012 № 2621 (применяется с 19.08.2013).

Права органов и агентов валютного контроля. В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право: - проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации; - проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;                                                                                    

- запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона 173-ФЗ органы валютного контроля в пределах своей компетенции и их должностные лица наделены  правом: - выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля; - применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции, в соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ, имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов: 1) документы, удостоверяющие личность физического лица; 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов; 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства; 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации; 8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом; 9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; 10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля (приложение 1), банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; 11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; 12) паспорт сделки; 13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации; 14) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, в том числе указанные в подпункте «а» пункта 6 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Часть 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ  предусматривает, что органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании частей 4 и 5 ст. 23 Закона 173-ФЗ, либо представления им недостоверных документов. Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии. Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации. Также уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом: 1) документы, удостоверяющие личность физического лица; 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 3) документ о государственной регистрации юридического лица - резидента; 4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним; 5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; 7) паспорт сделки; 8) таможенные декларации.