logo search
Сборник вопросов к ГОСу Валюта без 56-60

46.Контроль достоверности декларирования таможенной стоимости това-ров таможенными органами. Корректировка таможенной стоимости

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами при их декларировании и выпуске:

· контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости. т.е. проверяется, соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

· контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;

· контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

· оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

По результатам проведенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение:

· о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

· о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров;

· о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости ли путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

После получения и анализа дополнительных документов и сведений или получения письменного обоснования причин, по которым такие документы не могут быть представлены. Уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней со дня их получения принимают решение:

· о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

· о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Корректировка таможенной стоимости товаров производится в порядке и на условиях, определенных статьей 68 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. №N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в ст. 196 ТК ТС. Если декларантом в срок, не превышающий срока выпуска товаров, не осуществлена корректировка недостоверных сведений и не уплачены доначисленные таможенные пошлины, налоги, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров декларант осуществляет корректировку недостоверных сведений и уплачивает таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленные с учетом скорректированных сведений.

В случае несогласия декларанта с этим решением корректировка заявленной таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, осуществляется таможенным органом.Основные причины для корректировки таможенной стоимости товаров:

- непредставление декларантом дополнительных документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость;

- не включение транспортных расходов в структуру таможенной стоимости;

- технические ошибки; неправомерное использование метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

47.Таможенные пошлины (ввозные и вывозные). Виды ставок таможенных пошлин в соответствии с ЕТТ ТС.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:

- ввозная (импортная) таможенная пошлина;

- вывозная (экспортная) таможенная пошлина.

Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами. Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный. Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ "О таможенном тарифе". Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки.

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара

Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро.

Единый таможенный тариф– свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам

Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю.По объекту обложения:• импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;• транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:• сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;• антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;• компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По объекту обложения

Импортные

Экспортные

Транзитные

 

По способу взимания

Адвалорные

Специфические

Альтернативные

Комбинированные

По происхождению

Автономные

Конвенционные

Преференциальные

 

По характеру

Сезонные

Антидемпинговые

Компенсационные

 

По типам ставок

Постоянные

Переменные

--------------

 

По способу вычисления

Номинальные

Эффективные

-------------

48.Применение тарифных мер регулирования в зависимости от страны происхождения товаров.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин можно разделить на следующие основные группы:

минимальные (базовые или предельные),

максимальные (генеральные или общие),

преференциальные.

Минимальная ставка таможенной пошлиныприменяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляетрежим наибольшего благоприятствования.

Максимальная ставка таможенной пошлиныприменяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения товара неизвестна.

Преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из стран, относящихся к развивающимся странам.

К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, применяется нулевая ставка таможенной пошлины.

Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара используется в интересах внешнеторговой политики. Страны могут награждать дружественные им страны низкими пошлинами и наказывать недружественные страны высокими пошлинами. Развитые страны применяют политику более низких ставок таможенных пошлин по отношению к развивающимся странам для создания более благоприятных условий торговли и поощрения в них индустриализации экономики.

В российском законодательстве установлена следующая дифференциация ставок таможенных пошлин:

максимальная ставкатаможенной пошлины равнаудвоенной минимальной (базовой);

преференциальная ставкатаможенной пошлины составляет75% минимальной (базовой);

нулевая ставкатаможенной пошлины применяется к товарам из наименее развитых стран, а также из стран СНГ.

Учитывая дифференциацию ставок таможенных пошлин на один и тот же товар, ввозимый из разных стран, важное значение для целей таможенного обложения приобретает вопрос определения страны происхождения товара.

Страна происхождения товара- страна, в которой товары были произведены или обработаны (существенно переработаны).

Международные правила определения страны происхождения изложены в Киотской конвенции по оценке товаров для таможенных целей.На их основе разработаны правила определения страны происхождения товара таможенными службами РФ, изложенные в разделеVзакона РФ "О таможенном тарифе". Российское законодательство целиком унифицировано с нормами, принятыми в развитых странах.

Закон РФ "О таможенном тарифе" устанавливает три критериядля определения страны происхождения товара в зависимости от добавленной стоимости;

по изменению товаром товарной позиции таможенного тарифа;

установление перечня товаров, которые считаются не подлежащими переработке.

В последнем случае речь идет о товарах, которые считаются происходящими из какой-то конкретной страны и не содержащими добавленной стоимости (например, сырье). К товарам, происходящим из одной страны (т.е. полностью произведенными в данной стране), отнесены:

полезные ископаемые;

растительная продукция;

животные;

продукты животного происхождения;

рыба, продукты рыбного промысла;

вторичное сырье, полученное в данной стране;

все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции.

Согласно российскому законодательству к числу товаров, полностью произведенных в данной стране, относится также "продукция высоких технологий, полученная в космосе на космических судах, принадлежащих данной стране или арендуемых ею".

В группировке таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения существенную роль выполняет принцип режима наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации).

Иными словами, принцип РНБ делает невозможным предоставление одной, отдельно взятой стране (группе стран) более благоприятного торгового режима, чем остальным торговым партнерам, поскольку предполагает распространение такого благоприятного режима на все страны, которым предоставлен режим РНБ. Режим РНБ может предоставляться как многосторонними соглашениями, так и в рамках двусторонних соглашений.

Таким образом, правильное определение страны происхождения товара позволяет импортеру ввозить товар на более льготных условиях (если речь идет о ввозе товаров из стран, пользующихся РНБ или преференциями). С другой стороны, для таможенных органов эта процедура важна, поскольку позволяет исключить предоставление необоснованных льгот импортерам и обеспечить уплату обоснованных таможенных пошлин и защиту конкурирующих с импортом национальных производителей аналогичных

49. Понятие страны происхождения товаров и ее определение в зависимости от степени переработки в различных странах. Критерии достаточной переработки. Принятие предварительных решений по определению страны происхождения товаров.

В соответствии с гл. 7 ТК ТС страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. В качестве страны происхождения может приниматься группа стран, Таможенный союз, регион или часть страны.

Необходимость определения страны происхождения товаров вызвана осуществлением тарифных и иных мер регулирования ввоза товаров с определенной территории исходя из принципа возмездности в таможенных преференциях стран - участниц двусторонних соглашений, одной из которых является Россия, и выполнения международных обязательств, принятых Россией на себя.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских водах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;

растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

продукция морского промысла, добытая и(или) произведенная в мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;

вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

товары, произведенные в данной стране исключительно из вышеуказанной продукции.

В отношении критериев достаточности переработки действует следующее правило: если в производстве товаров участвуют две и более страны, то страной происхождения считается та, в которой были произведены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающих условиям достаточной переработки.

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров специально не оговариваются, то применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны или территории, если в результате осуществления операций по переработке и изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне четырех знаков. Одновременно может применяться принцип доли в стоимости в готовой продукции, полученной в результате переработки или изготовления ее в данной стране.

Порядок критериев достаточности переработки в Российской Федерации определяется Правительством РФ и состоит в следующем. Вначале выполняются определенные производственные или технологические операции, предусмотренные соответствующими документами. Затем изменяется стоимость товаров, если процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости исключительных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара).

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

простые сборочные операции;

смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

Если у участника ВЭД возникают затруднения при определении страны происхождения товара, таможенные органы по его запросу принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. В таком запросе должны быть указаны все сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения: полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки). К запросу прилагаются протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны - производителя товара, заключения специалистов экспертных организаций и другие документы. Предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов РФ.