logo search
RONZhINA_16_06_2011_1

4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений

К субъектам таможенных правоотношений относятся только те лица, которые обладают присущими им правами и обязанностями в области таможенного дела. Обязательными участниками таможенных правоотношений являются таможенные органы и их должностные лица. Они относятся к группе специальных субъектов, так как обладают властными полномочиями при исполнении функций в сфере таможенного дела и таможенного регулирования.

В таможенных правоотношениях властному субъекту противостоят невластные субъекты правоотношений, которые по особенностям правового статуса можно поделить на две группы :

Таможенное законодательство таможенного союза оперирует обобщенным понятием «лица» в таможенных правоотношениях, относя к нему как физических лиц, так и юридических лиц, а так же организации, не являющиеся юридическими лицами.

К лицам (индивидуальным субъектам) государств - членов таможенного союза относятся:

К иностранным относятся все остальные лица.

Таможенно-

правовой статус индивидуального субъекта таможенных правоотношений

представляет собой комплекс прав и обязанностей физического лица, закреплённый в нормах таможенного права.

Для него характерно:

Содержание правового статуса индивидуального субъекта таможенных правоотношений определено его таможенной правосубъектностью, объединяющей три юридических свойства:

Базовым для индивидуальных субъектов является общий статус физического лица.

В группе индивидуальных субъектов таможенных правоотношений особый интерес вызывает таможенно-правовой статус таких субъектов, как:

Рассмотрим содержание и особенности таможенно-правовых статусов вышеуказанных субъектов.

Физические лица, перемещающие через таможенную границу товары для личного пользования. Данные субъекты таможенных правоотношений исключаются из числа участников внешнеторгового коммерческого процесса, подчиняющегося общему порядку таможенного регулирования. Вопросы закрепления их таможенно-правового статуса находятся в совместном ведении Таможенного союза и Российской Федерации и регулируются положениями:

Особенности льготного таможенно-правового статуса физических лиц, перемещающих товары для личных нужд, формируются на основании соблюдения требований целевого перемещения товаров для личного пользования и включают в себя ряд диспозитивных подходов в области таможенного регулирования, а именно предусматривает:

Однако статус физического лица в таможенных правоотношениях таков, что его заявление о цели воза товаров не является определяющим для принятия окончательного решения по определению целей перемещения товаров и возможности предоставления таможенных льгот, его принятие возлагается на должностных лиц таможенных органов.

В процессе перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования физическое лицо обязано выполнять ряд требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников:

Если физическими лицами под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу. К таким товарам после их выпуска применяются нормы Таможенного кодекса таможенного союза без учета льгот и особенностей, закрепленных в главе 49 ТК ТС.

В группе индивидуальных субъектов, пользующихся упрощенным порядком перемещения товаров для личных нужд выделяют группу специальных субъектов:

Лица, признанные в установленном порядке беженцами, вынужденными переселенцам и лица, прибывающие в Российскую Федерацию на постоянное место жительства обладают особым льготным таможенно-правовым статусом, который обусловлен административно-правовыми гарантиями, предоставленными государством данной категории физических лиц и членам их семей.

Беженец - это иностранное лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований находится вне страны своей гражданской принадлежности, не может или не желает пользоваться защитой этой страны. Документом, подтверждающим приобретение данного статуса, является удостоверение беженца22.

Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в любых незаконных формах. Документом, подтверждающим приобретение данного статуса, является удостоверение временного переселенца.23

Лицо, прибывающее на постоянное место жительства в РФиностранное либо российское лицо, ранее проживающее за рубежом и переселяющееся для постоянного проживания в Россию. Документом, подтверждающим переселение на постоянное место жительства, являются документ, подтверждающий приобретение гражданства РФ, либо вид на жительство.

Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1«О беженцах» гарантирует лицу, признанному беженцем, и прибывшим с ним членам его семьи право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания. Аналогичные права предоставляет Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1«О вынужденных переселенцах» лицу, получившему административно-правовой статус вынужденного переселенца.

Таможенно-правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, прибывающих в Россию на постоянное место жительства, является составной частью общего административного статуса данной категории лиц. Особенности беспошлинного перемещения товаров и транспортных средств, принадлежащих данной категории лиц и некоторые особенности совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования определяются:

Размеры льготного ввоза товаров без взимания таможенных платежей, , не ограничиваются по количеству и размерами его таможенной стоимости. Основанием предоставления льготных условий беспошлинного ввоза товаров данной категорией лиц является выполнение ряда условий (п.п. 8, 12 приложение 3 к Соглашению):

В случае временной невозможности документального подтверждения своего статуса, товары для личного пользования указанных лиц могут размещаться на временное хранение на срок до получения документов, подтверждающих прибытие (переселение) лица на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза, признание лица беженцем, вынужденным переселенцем.24

В случае, если лицо не имеет возможности представить правоустанавливающие документы, подтверждающие особый статус, он приравнивается к общему статусу физических лиц, перемещающих товары для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза .

Лица, получившие в наследство иностранные товары для личного пользования за пределами территории Таможенного союза, имеют право неограниченного ввоза всего наследуемого имущества без уплаты в отношении него таможенных платежей. Для приобретения данного специального статуса лицу, перемещающему товары, необходимо предоставить таможенным органам документы, подтверждающие факт наследования перемещаемых товаров.

Отдельные категории иностранных физических лиц пользующихся таможенными льготами в области перемещения товаров для личного пользования перечислены в главе 45 ТК ТС. Данные лица являются специальными субъектами в области упрощенного перемещения товаров физическими лицами. К подобным иностранным физическим лицам относятся:

Правила таможенных процедур с участием указанных лиц определены требованиями международно-правовых актов, в частности Уставом ООН, «Венской конвенцией о дипломатических сношениях» от 18.04.1961, «Венской конвенцией о консульских сношениях» от 24.04.1963, и рядом двусторонних международных соглашений с участием России.

Таможенные льготы в отношении данной категории субъектов предусматривают (глава 45 ТК ТС):

Статья 318 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» конкретизирует сферу рассматриваемых правоотношений, указывая, что если международными договорами Российской Федерации для вышеуказанной категории иностранных лиц предусмотрены более льготные правила перемещения, чем установленные главой 45 Таможенного кодекса Таможенного союза, применяются правила международных договоров Российской Федерации.

Дипломатические и консульские работники стран Таможенного союза, исполняющие свои полномочия за рубежом, а так же проживающие совместно с ними члены их семей представляют группу индивидуальных субъектов в области льготного таможенного регулирования, аналогичную вышерассмотренной. Однако объем и порядок предоставления льгот данной категории физических лиц несколько иной и более ограниченный, чем у иностранных лиц, рассмотренных выше Пункт 3 Приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» предусматривает возможность ввоза данными лицами стран Таможенного союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей независимо от их веса и таможенной стоимости:

Одной из разновидностей индивидуальных субъектов таможенных правоотношений являются туристы, международно-правовой статус которых предусматривает предоставление таможенных льгот в отношении предметов личного пользования, перемещаемых через границы государств .

Турист - лицо, посещающее страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;25

Таможенно-правовые особенности статуса туристов получили закрепление на международном уровне в «Конвенция о таможенных льготах для туристов», заключенной в г. Нью-Йорке 04.06.1954. Конвенция вступили в силу для СССР 15.11.1959 года.

Согласно статье 2 Конвенции к «предметам личного пользования» относятся одежда и другие вещи, новые и бывшие в употреблении, которые могут быть необходимы туристу лично, принимая во внимание все обстоятельства его посещения, но не включая никакие товары, ввозимые с торговыми целями.

Каждое договаривающееся государство разрешает временный ввоз, не облагая ввозными пошлинами и налогами, предметов личного пользования, ввозимых туристом, при условии, что они предназначаются для личного пользования самого туриста, что нет оснований опасаться злоупотреблений и что эти предметы личного пользования будут вывезены данным туристом обратно при оставлении им страны.

Положениями Нью-Йоркской конвенции о таможенных льготах для туристов предусмотрено, что таможенные льготы не должны применяться автоматически, в частности в отношении туриста, въезжающего в страну ввоза чаще, чем раз в месяц, а также туриста, не достигшего семнадцатилетнего возраста.

Специалист по таможенным операциямэто физическое лицо, исполняющее на основании трудового договора профессиональную деятельность в качестве работника коммерческой организации - таможенного представителя.

Трудовые отношения специалиста по таможенному оформлению и таможенного брокера возникают на основании трудового договора. Совершение таможенных операций специалистом по таможенному оформлению от имени таможенного брокера по договору подряда, договору возмездного оказания услуг не допускается.

Специалист по таможенным операциям реализует следующие основные профессиональные функции:

Нормативное закрепление статуса специалиста по таможенным операциям находится в совместном ведении Таможенного союза и Российской Федерации.

Статья 13 ТК ТС закрепляет общее обязательное требование к наличию в штате таможенного представителя, как минимум двух специалистов по таможенным операциям, что является необходимым условием допуска юридического лица к ведению данной деятельности в области таможенного сервиса. Статья 12 ТК ТС относит к ведению Российской Федерации вопросы определения квалификационных требований, и условия выдачи специалисту по таможенным операциям документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям. Статус специалиста по таможенным операциям конкретизируется в должностных инструкциях, утверждаемых руководством юридического лица, выполняющего функции таможенного представителя.

Общие квалификационные и статусные ограничения (требования) к персоне специалиста по таможенным операциям содержатся в ст. 63-65 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и связаны с:

Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 «О Федеральной таможенной службе» относит к полномочиям ФТС установление:

Процесс подтверждения соответствия уровня знаний и профессиональных навыков физического лица квалификационным требованиям специалиста по таможенным операциям в форме аттестации, которая заключается в сдаче квалификационного экзамена по установленной программе. Документом, подтверждающим соответствие физического лица указанным квалификационным требованиям, является квалификационный аттестат специалиста по таможенным операциям, который выдается бессрочно. Квалификационный аттестат может отзываться Федеральной таможенной службой по основаниям, закрепленным в таможенной законодательстве РФ и Таможенного союза. Основания и условия отзыва квалификационного аттестата специалиста по таможенным операциям перечислены в ст. 65 ФЗ « О таможенном регулировании в РФ» и связаны, прежде всего с нарушением административных процедур получения квалификационного аттестата, либо с фактами нарушения таможенного законодательства в процессе осуществления полномочий по таможенному оформлению.

Приказ ФТС РФ от 23.07.2008 N 905, утвердивший «Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению» закрепляет процедуры его выдачи:

После получения квалификационного аттестата, специалист по таможенным операциям обязан поддерживать свой профессиональный уровень посредством систематического прохождения обучения по образовательным программам повышения квалификации в порядке, установленном ФТС.26

В таможенных правоотношениях специалист по таможенным операциям выступает от лица таможенного представителя, если тот на докажет обратное. Таможенный представитель не вправе ограничивать юридическую ответственность специалиста по таможенным операциям. Трудовые правоотношения таможенного представителя и специалиста по таможенным процедурам регулируются трудовым законодательством.

Специалист по таможенным процедурам несет различные виды юридической ответственности.

Особое правовое положение в таможенных правоотношения занимают такие субъекты, как индивидуальные предприниматели.

Индивидуальный предприниматель (ИПБОЮЛ — предприниматель без образования юридического лица) — это физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное в установленном законодательством порядке.27

Вести предпринимательскую деятельность самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя может физическое лицо, достигшее по законодательству Российской Федерации полной дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). То есть стать индивидуальным предпринимателем можно по достижении 18 лет.

Данный субъект в таможенных правоотношениях проявляет двойственную природу организации и физического лица. Индивидуальные предприниматели в области внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования процесса перемещения товаров через таможенную границу приравниваются к юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность.

Индивидуальный предприниматель несет ответственность за свою предпринимательскую деятельность всем своим имуществом, включая имущество, которым он владеет как физическое лицо. За административные правонарушения связанные с нарушением таможенных правил лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится на основании главы 18 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по правилам, установленным для юридических лиц.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите группы субъектов таможенных правоотношений.

  2. Охарактеризуйте таможенно-правовой статус физических лиц, перемещающих через таможенную границу товары для личного пользования.

  3. Перечислите группы специальных субъектов, пользующихся таможенными упрощениями при перемещении товаров через для личного пользования.

  4. Сравните таможенно-правовой статус работников дипломатических представительств государств-участников Таможенного союза и иностранных государств.

  5. Охарактеризуйте таможенно-правовой статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.