11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
Охранительные нормы статей главы 16 КоАП РФ содержат перечень санкций (наказаний), являющихся мерой ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела. Правила установления и назначения административных наказаний рассмотрены в главах 3 и 4 КоАП РФ. Легальное определение административного наказания содержится статье 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание за нарушение таможенных правил - это установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела. Меры административной ответственности применяются в целях общей и частной превенции, то есть целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Карательная природа административного наказания состоит в том, что правонарушитель лишается какого-либо субъективного права (лишение права собственности при назначении конфискации товаров и транспортных сресдтв) или на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности (уплата административного штрафа).
Статьей 3.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено девять видов административных наказаний, которые перечисляются в порядке от менее к более суровым:
-
предупреждение;
-
административный штраф;
-
возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
-
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
-
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
-
административный арест;
-
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
-
дисквалификация;
-
административное приостановление деятельности.
Учитывая экономическую природу нарушений таможенных правил, законодатель в санкциях статей главы 16 КоАП РФ, применяет только три вида административных наказаний:
-
предупреждение;
-
административный штраф,
-
конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.
При этом предупреждение и административный штраф являются основными видами наказаний, тогда как конфискация орудия совершения или предмета правонарушения может выступать, как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Смысл данного деления состоит в возможной комбинации назначения различных наказаний за совершение одного правонарушения с целью достижения максимального соответствия мер административной ответственности и степени общественного вреда совершенного правонарушения. Согласно ст. 3.3. КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Рассмотрим характеристики административных наказаний, предусмотренных в области нарушения таможенных правил.
-
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4. КоАП РФ). Устные предупреждения не могут рассматриваться, как наказания.
Данное наказание имеет профилактическую роль, относится к наказаниям морального характера, состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Очевидно, что данное наказание назначается за административные правонарушения, обладающие минимальной степенью общественной опасности. В главе 16 КоАП РФ санкции в виде предупреждения содержатся только в четырех статьях, которые связаны с нарушением режима нахождения лиц в зоне таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), нарушением сроков и маршрута процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ), правил предоставления отчетности о товарах в таможенный орган (ст. 16.15 КоАП РФ) и нарушением правил информирования таможенного органа об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (п.3 ст.16.23).
Предупреждение применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц-участников ВЭД. Если говорить о частоте использования подобного вида наказания, то оно применяется достаточно редко. По данным Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС в 2010 году должностными лицами таможенных органов было выписано 2405 постановлений-предупреждений, что составляет около трех процентов от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях.55
Порядок исполнения административных наказаний регламентирован в главе 32 КоАП РФ. Статья 32.1. определяет, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в установленном законом порядке.
В рамках таможенного союза наказание в виде предупреждения содержится в административном законодательстве всех государств-членов (ст. 45 КоАП РК и ст. 6.2 КоАП РБ).
-
Административный штраф относится к наказаниям имущественного характера и является денежным взысканием в доход государства в пределах, установленных законом. Административный штраф является наиболее часто применяемым видом наказания в области таможенного дела, предусмотрен санкциями всех статей главы 16 КоАП РФ, применяется к юридическим, физическим и должностным лицам. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
На основании п. 3 ст. 3.5. КоАП РФ размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Величина административного штрафа устанавливается:
-
в фиксированном размере, не превышающем для физических лиц пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. Данный способ установления величины штрафа чаще всего представлен в санкциях главы 16 КоАП РФ «Нарушение таможенных правил»;
-
в величине, кратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, и не может превышать трехкратный размер указанной стоимости (п.3 ст. 3.5. КоАП РФ);
-
в величине кратной сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных пошлин и налогов и не может превышать ее трехкратный размер.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила исполнения наказания в виде административного штрафа описаны в статье 32.2 КоАП РФ и предусматривают уплату штрафа непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности и не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и административный штраф, относится к имущественному наказанию.
-
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (п.1 ст. 3.7. КоАП РФ) - принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность не изъятых из оборота вещей.
Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие товаров, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.
Анализ норм главы 16 КоАП РФ указывает на то, что в ее пределах данный вид наказания используется широко и предусмотрен санкциями десяти статей из двадцати трех. Предметом конфискации являются товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения. Данный вид наказания применяется в отношении физических и юридических лиц, и не применяется в отношении должностных лиц.
Постановление судьи о конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов - органами внутренних дел.
- Оглавление
- Глава 1. Краткий очерк истории становления и развития таможенного права 5
- Глава 6. Общий порядок производства таможенного оформления 276
- Глава 7. Правовое регулирование таможенных процедур 353
- Глава 8. Нормативно-правовое регулирование перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров 354
- Глава 9. Таможенный контроль 355
- Глава 10. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей. 377
- Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения 414
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями 529
- Предисловие Список сокращений Методические рекомендации по работе с учебником
- 2.1.1 Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права
- 2.1.2.Предмет таможенного права
- 2.1.3. Метод таможенного права
- 2.1.4.Принципы таможенного права
- 2.2. Источники таможенного права
- 2.2.1. Система источников таможенного права
- 2.2.2. Акты международного права, как источники таможенного права.
- 2.2.3. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
- 2.2.4. Судебные решения, как источник таможенного права.
- Обычай как источник таможенного права.
- 2.3. Система таможенного права
- 2.4. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 2.4.1. Понятие таможенной территории и таможенной границы
- 2.4.2. Понятие товара в таможенном деле.
- 2.4.3. Перемещение товаров через таможенную границу
- 2.4.4 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 3. Таможенные органы
- Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
- Система и структура таможенных органов Российской Федерации
- Функции и формы деятельности таможенных органов
- 3.4. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации
- Глава 4. Юридические и физические лица - субъекты таможенных правоотношений
- 4.1. Правовой статус индивидуальных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 4.2. Правовой статус коллективных субъектов таможенных правоотношений
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.1.3. Основные направления правового регулирования таможенного оформления.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию.
- 6.2.1. Понятие прибытия товаров на таможенную территорию.
- 6.2.2. Порядок пересечения таможенной границы.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.3. Временное хранение.
- 6.3.1. Понятие временного хранения
- 6.3.2. Правовое регулирование совершения операций с товарами, находящимися на временном хранении.
- 6.3.3. Правовое регулирование деятельности свх
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.4. Правовые основы декларирования.
- 6.4.1. Понятие и виды декларирования.
- Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.2. Формы декларирования
- Полномочия в сфере декларирования
- 6.4.3. Правовая регламентация порядка декларирования
- 6.4.4. Правовое регулирование особенностей декларирования отдельных категорий товаров.
- 6.4.4 .Правовой статус декларанта.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 6.5. Выпуск товаров.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 9.1.2. Принципы проведения таможенного контроля
- Выборочность таможенного контроля.
- 2. Обязательность таможенного контроля
- 3. Использование системы управления рисками.
- 4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля
- 5. Принцип сотрудничества с участниками вэд
- 6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями Таможенного кодекса тс и законодательства государств-участников Таможенного союза.
- 9.1.3. Порядок осуществления таможенного контроля
- 9.1.4. Зоны таможенного контроля
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 10. 2. Таможенные платежи и их виды
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 2. Общая характеристика административных правонарушений в сфере таможенного дела
- 11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений
- Глава 4 КоАп рф закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае нарушения таможенных правил.
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- 11. 4 Производство по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение таможенных правил
- Глава 27 КоАп рф регламентирует процедуры обеспечительных мер и предусматривает возможность их применения должностными лицами таможенных органо в целях:
- Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению
- Глава 12. Правовые основы деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 1. Понятие таможенных преступлений и компетенция таможенных органов в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями
- 12. 2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
- 12. 3. Дознание, как составная часть правоохранительной деятельности таможенных органов
- 12. 4. Международное сотрудничество таможенных и иных правоохранительных и контролирующих органов в сфере борьбы с таможенными преступлениями Краткий словарь основных терминов
- Рекомендуемая литература и источники