logo search
RONZhINA_16_06_2011_1

11. 3 Административные наказания за совершение таможенных правонарушений

Охранительные нормы статей главы 16 КоАП РФ содержат перечень санкций (наказаний), являющихся мерой ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела. Правила установления и назначения административных наказаний рассмотрены в главах 3 и 4 КоАП РФ. Легальное определение административного наказания содержится статье 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание за нарушение таможенных правил - это установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела. Меры административной ответственности применяются в целях общей и частной превенции, то есть целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Карательная природа административного наказания состоит в том, что правонарушитель лишается какого-либо субъективного права (лишение права собственности при назначении конфискации товаров и транспортных сресдтв) или на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности (уплата административного штрафа).

Статьей 3.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено девять видов административных наказаний, которые перечисляются в порядке от менее к более суровым:

  1. предупреждение;

  2. административный штраф;

  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

  6. административный арест;

  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

  8. дисквалификация;

  9. административное приостановление деятельности.

Учитывая экономическую природу нарушений таможенных правил, законодатель в санкциях статей главы 16 КоАП РФ, применяет только три вида административных наказаний:

При этом предупреждение и административный штраф являются основными видами наказаний, тогда как конфискация орудия совершения или предмета правонарушения может выступать, как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Смысл данного деления состоит в возможной комбинации назначения различных наказаний за совершение одного правонарушения с целью достижения максимального соответствия мер административной ответственности и степени общественного вреда совершенного правонарушения. Согласно ст. 3.3. КоАП РФ за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Рассмотрим характеристики административных наказаний, предусмотренных в области нарушения таможенных правил.

Данное наказание имеет профилактическую роль, относится к наказаниям морального характера, состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Очевидно, что данное наказание назначается за административные правонарушения, обладающие минимальной степенью общественной опасности. В главе 16 КоАП РФ санкции в виде предупреждения содержатся только в четырех статьях, которые связаны с нарушением режима нахождения лиц в зоне таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), нарушением сроков и маршрута процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ), правил предоставления отчетности о товарах в таможенный орган (ст. 16.15 КоАП РФ) и нарушением правил информирования таможенного органа об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (п.3 ст.16.23).

Предупреждение применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц-участников ВЭД. Если говорить о частоте использования подобного вида наказания, то оно применяется достаточно редко. По данным Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС в 2010 году должностными лицами таможенных органов было выписано 2405 постановлений-предупреждений, что составляет около трех процентов от общего количества возбужденных дел об административных правонарушениях.55

Порядок исполнения административных наказаний регламентирован в главе 32 КоАП РФ. Статья 32.1. определяет, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в установленном законом порядке.

В рамках таможенного союза наказание в виде предупреждения содержится в административном законодательстве всех государств-членов (ст. 45 КоАП РК и ст. 6.2 КоАП РБ).

На основании п. 3 ст. 3.5. КоАП РФ размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Величина административного штрафа устанавливается:

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правила исполнения наказания в виде административного штрафа описаны в статье 32.2 КоАП РФ и предусматривают уплату штрафа непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности и не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и административный штраф, относится к имущественному наказанию.

Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие товаров, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.

Анализ норм главы 16 КоАП РФ указывает на то, что в ее пределах данный вид наказания используется широко и предусмотрен санкциями десяти статей из двадцати трех. Предметом конфискации являются товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения. Данный вид наказания применяется в отношении физических и юридических лиц, и не применяется в отношении должностных лиц.

Постановление судьи о конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов - органами внутренних дел.