logo search
Сборник вопросов к ГОСу Валюта без 56-60

86.Осуществление валютного контроля при проверке таможенной декларации и при выпуске товаров в рамках технологии, основанной на применении паспортов сделки (пс).

В соответствии со ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза к основным задачам таможенных органов относится осуществление таможенного контроля. Но таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов ТС.

Как известно, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Подпунктом 13 п. 1 ст. 183 Таможенного кодекса установлено, что таможенный орган вправе потребовать документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза. А это значит, что при оформлении сделок между компаниями государств - членов Таможенного союза необходимо руководствоваться положениями Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ).

Первоочередным документом, который необходимо оформить для осуществления операций между компаниями государств - членов Таможенного союза, является паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, а именно при осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте, в том числе за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Несоблюдение установленных правил оформления паспорта сделки либо нарушение установленных сроков его представления на основании ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Таким образом, представить документы для оформления паспорта сделки необходимо не позднее осуществления первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по контракту. Для оформления паспорта сделки необходимо представить в банк два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с Приложением 4 к Инструкции N 117-И, и контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту. Оформлять паспорт сделки не нужно, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта. Банк ПС в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в порядке, изложенном в Приложении 3 к Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся паспорте сделки;

- справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на счет (списываемых со счета) резидента при осуществлении валютной операции по контракту, представляемых резидентом в банк ПС в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок;

- расчетных документах, оформляемых и представляемых резидентом в банк ПС при осуществлении расчетов с нерезидентами в валюте Российской Федерации по контракту в порядке, установленном нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок; - справке о подтверждающих документах, справке о расчетах через счета за рубежом,

справке о поступлении валюты Российской Федерации.

Ни Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", ни Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций не предусмотрены какие-либо послабления при оформлении между компаниями государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, своевременное оформление и представление документов валютного контроля обеспечит беспрепятственное прохождение платежей между счетами контрагентов и исполнение обязательств по поставкам.

87. Технология таможенного и банковского валютного контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра. Запреты и ограничения при вывозе драгоценных металлов и драгоценных камней.

Ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней

В соответствии с Положением о порядке ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней, физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить в Таможенный союз предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с таможенным законодательством.

На сегодняшний день, в соответствии с Перечнем 1 Соглашения о порядке перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ТС, природные алмазы входят в перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования. Таким образом, таможенное законодательство, не предусматривает возможность ввоза природных алмазов отдельно от ювелирных изделий.

Не допускается ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней на территорию ТС в международных почтовых отправлениях, за исключением ювелирных изделий.

Вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить в Таможенный союз предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с таможенным законодательством.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут вывозить из Таможенного союза без уплаты таможенных платежей:

а) ранее ввезенные в Таможенный союз этими лицами драгоценные металлы и драгоценные камни с представлением оформленных таможенными органами документов, подтверждающих факт их ввоза;

б) предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд драгоценные металлы и драгоценные камни. При этом общая стоимость вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней не должна превышать сумму, эквивалентную 25000 долларов США.

В общую стоимость вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в Таможенный союз, а также временно вывозимых из таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней.

Ввоз и вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить в Таможенный союз драгоценные металлы и камни, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в соответствии с таможенным законодательством.

Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут вывозить из Таможенного союза без уплаты таможенных платежей:

а) ранее ввезенные в Таможенный союз этими лицами драгоценные металлы и драгоценные камни с представлением оформленных таможенными органами документов, подтверждающих факт их ввоза;

б) предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд драгоценные металлы и драгоценные камни. При этом общая стоимость вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней не должна превышать сумму, эквивалентную 25000 долларов США. В общую стоимость вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в таможенный союз, а также временно вывозимых из таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней.

Запрещены к вывозу любым способом с территории ТС в качестве товаров для личного пользования необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых с таможенной территории ТС ограничен.

Запрещены к ввозу в международных почтовых отправлениях драгоценные камни в любом виде и состоянии и природные алмазы, кроме ювелирных изделий.

Дополнительно стоит отметить, что природные алмазы (в любом виде и количестве) не относятся к товарам для личного пользования.

Лица, допустившие нарушения порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, несут ответственность в соответствии с законодательством государства-участника ТС, на территории которого совершено нарушение.

В качестве дополнения, стоит упомянуть что согласно действующему в настоящее время российскому законодательству, Президент РФ определяет особенности порядка ввоза в РФ из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из РФ в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней.

Таможенное оформление монет из драгоценных металлов

Порядок ввоза на территорию ТС монет из драгоценных металлов регламентирован Положением о порядке ввоза на таможенную территорию ТС в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории ТС в рамках ЕврАзЭС драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

При проведении таможенного оформления и таможенного контроля вывозимых из ТС монет из драгоценных металлов, физические лица должны помнить, что вывозу подлежат монеты из драгоценных металлов не являющиеся культурной ценностью, в пределах установленных стоимостных ограничений. Общая стоимость вывозимых товаров не должна превышать сумму 25000 долларов США.

В качестве подтверждения стоимости вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, могут быть представлены:

- приходные кассовые документы (чеки, квитанции, кассовые ордера и т.п.), выдаваемые кредитными организациями, а также нумизматическими, антикварными и комиссионными магазинами при реализации ими монет из драгоценных металлов;

- заключения о стоимости монет, выданные организациями, производящими оценку монет из драгоценных металлов на основании лицензий уполномоченного органа ТС (в РФ это Минимущества России). К указанному заключению должна прилагаться заверенная оригинальной печатью данной организации копия лицензии Минимущества России на оценочную деятельность;

- иные документы, подтверждающие стоимость монет из драгоценных металлов.

В случае отсутствия документов, подтверждающих стоимость вывозимых монет из драгоценных металлов, оценка их стоимости может быть произведена таможенными органами, исходя из цен покупки и продажи драгоценных металлов, ежедневно устанавливаемых Центробанком государства-члена ТС. В структуре розничных цен на памятные монеты, реализуемые кредитными организациями, стоимость драгоценного металла составляет 25 - 30% от стоимости серебряных монет и 60 - 75% от стоимости золотых, платиновых и палладиевых монет.

Для определения количества драгоценных металлов, содержащихся в вывозимых монетах, могут использоваться указанные на монетах масса и процентное содержание (проба) химически чистых драгоценных металлов в монете, справочные материалы, предоставляемые таможенными органами ТС, а также заключения, выдаваемые территориальными государственными инспекциями пробирного надзора и таможенными лабораториями.

Порядок вывоза монет из драгоценных металлов, являющихся культурной ценностью, регулируется Законом Российской Федерации от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в части, не противоречащей нормам законодательства таможенного союза.

В соответствии с данным Законом монеты из драгоценных металлов, созданные более 50 лет назад, могут быть вывезены физическими лицами из Российской Федерации при обязательном представлении свидетельства (лицензии) на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, выданного Федеральной службой Росохранкультуры или ее территориальными органами.

В случае отсутствия у физического лица на момент таможенного оформления документов, удостоверяющих стоимость вывозимых монет, при наличии достаточных оснований предполагать, что общая стоимость вывозимых физическими лицами товаров превышает установленные стоимостные ограничения (25 000 долларов США), данные монеты могут быть приняты таможенными органами на временное хранение по квитанции ТС-21.

Превышение установленных норм вывоза валюты, драгоценных металлов и камней

В случае превышения установленных норм вывоза валюты ТС, иностранной валюты, ценных бумаг, дорожных чеков, а также драгоценных металлов и камней, если этот вывоз производится без их сокрытия от таможенного контроля с соблюдением требований письменного таможенного декларирования и в случае невозможности немедленного возврата вывозимых ценностей - для физических лиц имеется возможность оставить их на временное хранение в таможенном органе. Для этой цели в РФ оформляется квитанция по форме ТС-21.

Срок такого временного хранения составляет два месяца и может быть продлен по мотивированному обращению физического лица до 4 месяцев. При предъявлении квитанции ценности подлежат возврату лицу, сдавшему их на хранение, либо его доверенному лицу.

Порядок оформления квитанции формы ТС-21

Для принятия таможенными органами на временное хранение иностранной валюты, валюты Российской Федерации, драгоценных металлов и драгоценных камней, физическое лицо одновременно с подачей пассажирской таможенной декларации на сумму, не превышающую норму вывоза указанных товаров, подает письменное заявление на временное хранение с использованием квитанции формы ТС-21.

До истечения срока хранения, сданные на временное хранение иностранная валюта, валюта Российской Федерации, а также драгоценные металлы и драгоценные камни, при предъявлении квитанции формы ТС-21 могут быть возвращены лицу, сдавшему их на временное хранение, либо лицу, обладающему в отношении этих товаров соответствующими полномочиями.

По истечении установленного срока временного хранения невостребованные иностранная валюта, валюта Российской Федерации, а также драгоценные металлы и драгоценные камни могут быть обращены в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.