logo search
Сборник вопросов к ГОСу Валюта без 56-60

88.Автоматизированное рабочее место (арм) таможенного инспектора. Назначение, основные характеристики арм. Назначение подсистемы «банк - клиент» в аист-рт-21.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся, непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Автоматизированные рабочие места должны создаваться строго в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания АРМ остаются неизменными, к ним относят:

- системность;

- гибкость;

- устойчивость;

- эффективность.

1.1 Принцип системности

Под принципом системности понимается следующее: автоматизированное рабочее место должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов. При этом структура АРМ должна четко соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место.

Данный принцип означает возможность приспособления АРМ к предполагаемой модернизации как программного обеспечения, так и технических средств. В настоящее время, когда скорость устаревания программных и технических средств постоянно растет, соблюдение данного принципа становится одним из важнейших условий при создании АРМ.

1.2 Принцип гибкости

Для обеспечения принципа гибкости в реально работающих автоматизированных рабочих местах все подсистемы отдельно взятого АРМ выполняются в виде отдельных, легко заменяемых модулей. Чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизированы.

1.3 Принцип устойчивости

Большое значение имеет принцип устойчивости. Он заключается в выполнении заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов. При возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться, неполадки отдельных элементов должны легко устраняться.

1.4 Принцип эффективности

Принцип эффективности подразумевает, что затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации. Кроме того, при создании АРМ надо учитывать, что его эффективность будет во многом определяться правильным распределением функций и нагрузки между работником и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ПЭВМ. Только при соблюдении этих условий АРМ становится средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.

1.5 Практический опыт использования АРМ

Практический опыт использования АРМ как одного из элементов распределенных систем управления позволяет выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему автоматизированному рабочему месту:

-своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя;

-минимальное время ответа на запросы пользователя;

-адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций;

-возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;

-надежность и простота обслуживания;

-дружественный интерфейс;

-возможность работы в составе вычислительной сети.

Программные средства автоматизации деятельности таможни обеспечивают реализацию технологической схемы приема, контроля, обработки ГТД с выходом на статистическую отчетность, контроль платежей и позволяют получить единый массив достоверной информации для решения задач по формированию федерального бюджета и региональной статистики. Программные средства участника ВЭД обеспечивают автоматизированную поддержку решения наиболее важных и трудоемких задач.

Программные средства автоматизации деятельности таможни АРМ "Входной контроль" ("АРМ ТАМОЖЕННОГО ИНСПЕКТОРА").

Программный комплекс "АРМ ТАМО ЖЕННОГО ИНСПЕКТОРА" (АРМ ТИ) входит в комплексную систему удаленной проверки ГТД, но может использоваться как инструментальное средство для проведения первичного оперативного контроля данных грузовой таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (ДТС), используя проверку на достоверность. Он также обеспечивает свод всех отконтролированных показателей в виде баз данных для получения таможенной статистики и формирования документа контроля (ДК). Программный комплекс АРМ ТИ предназначен для подразделений таможни, участвующих в технологической цепочке контроля, визирования и обработки ГТД, ДТС. АРМ позволяет автоматизировать операции, связанные с таможенным оформлением ГТД, ДТС, ДК как на отдельно работающих ПЭВМ(персональных электронно-вычислительных машин), так и на ПЭВМ, связанных в локальную вычислительную сеть.

АРМ ТИ предназначен для ввода, ведения и хранения справочных данных, ввода и контроля показателей ГТД. загрузки и обработки файлов со справочными данными и данными ГТД, ДТС и кратких деклараций, передачи ГТД и ДТС на дальнейшую обработку, проведения расчетов таможенных платежей и их контроля с формированием ДК, валютного контроля (паспорта сделок), формирования выходных форм статистической отчетности.

Программный комплекс позволяет:

- осуществлять полный контроль показателей ГТД без загрузки в рабочую базу таможенного инспектора;

- проводить ввод и контроль кратких деклараций;

- осуществлять пятиступенчатый контроль при работе в локальной вычислительной сети;

- вводить, изменять и хранить нормативно-справочную информацию (НСИ);

- устанавливать тип контроля, а также уровни приоритетов для ошибок в ГТД;

- осуществлять просмотр приказов и других нормативных актов по таможенному законодательству;

- проводить расчет и контроль таможенных платежей, Формировать на основе данных ГТД документ контроля платежей;

- контролировать выпуск определенных товаров согласно Акту таможенного досмотра;

- формировать файлы архивов ГТД и ДТС с автоматическим созданием сопроводительной записки для отсылки в отдел таможенной статистики;

- осуществлять передачу архивных файлов по модем ной связи с помощью коммуникационного менеджера;

- формировать выходные формы статистической от четности (формы №1-ТМ, №4-ТМ).

Результатами функционирования программного комплекса являются: базы данных "электронных копий" ГТД добавочных листов, ДТС и документов контроля; архивированный файл с базой ГТД и, если необходимо, их ДК для передачи в отдел таможенной статистики с сопроводительной запиской; базы данных статистической отчетности таможенного учреждения (формы №1-ТМ, №2-ТМ, №4-ТМ, утвержденные приказом ГТК РФ от 29.12.95 г. №797); печатные формы статистической отчетности таможни (формы №1-ТМ, №4-ТМ), документа контроля и акта таможенного досмотра.

Система "Таможенно-банковский контроль" предназначена для учета денежных средств на счетах таможенных органов, обеспечения полноты и своевременности взимания таможенных платежей для перечисления в федеральный бюджет РФ, а также для составления достоверной отчетности по ним.

Данная система является одним из звеньев технологической цепочки приема, контроля, обработки ГТД с выходом на статистическую отчетность, контроль платежей и позволяет получить единый массив достоверной информации для решения задач по формированию федерального бюджета и региональной статистики. С другой стороны, система входит в технологическую цепочку обработки как наличных, так и безналичных платежей от ВЭД и может быть настроена на любые системы автоматизации банков.

Система разработана для инспекторского состава отдела таможенных платежей и позволяет: проводить более полный и качественный контроль за платежами; облегчить ведение лицевых счетов участников ВЭД, автоматическую обработку массивов ГТД из отделов таможенного оформления и платежных документов из банка, формирование необходимых статистических данных для отчетности ФТС РФ; осуществлять формирование и контроль за прохождением платежей на счета ФТС (в федеральный бюджет); контролировать погашения задолженности участников ВЭД с возможностью формирования инкассовых требований и контроля поступления денежных средств по ним; вести списки пользователей и настройку прав доступа для каждого пользователя в системе; осуществлять контроль за платежами по отсрочкам платежей и декларациями по временному ввозу; вести каталог участников ВЭД; вести каталог счетов участников ВЭД, банковских счетов таможни и других лицевых счетов с остатками в рублях и иностранной валюте; проводить регистрацию и обработку документов, поступающих в таможню; осуществлять автоматическое формирование проводок по всем обработанным документам; формировать документы учета к ГТД с возможностью последовательного просмотра связанных документов; осуществлять автоматическое формирование сумм для перечислений на счета ФТС РФ; формировать отчеты для представления в ФТС и другие необходимые выходные формы.

Использование программы снижает трудоемкость работ, связанных с обработкой значительного объема исходныx данных, обеспечивает своевременный контроль за поступлением денежных средств, повышает оперативность принятия управленческих решений в вопросах таможенного контроля за внешнеэкономической деятельностью.

Назначение подсистемы «банк - клиент» в АИСТ-РТ-21.

1.Работа системы АИСТ-РТХХ

Гибкость системы АИСТ - РТХХI обеспечивает универсальный механизм рассылки правовой и справочной информации. Справочная ин­формация, которая вводится в систему на верхнем уровне управления на каждом промежуточном уровне конкретизируется и дополняется. Наконец, информация· опускается на уровень практической работы, решая конкретные задачи организаций. Именно таким путем ставки таможенных платежей, определяемые ФТС России, становятся рабочим инструментом инспектора таможни, осуществляющего фактическое оформление груза.

В процессе практической работы накапливаются значительные объемы оперативной информации. Доступность этой информации для управляющих уровней является одним из факторов успешного планирования дальнейшей работы.

Оперативная информация, например, данные о регистрации участников ВЭД, поступает с подчиненного таможенного поста на таможню, где подвергается всестороннему контролю. Затем информация передается в региональное таможенное управление, где служит предметом учета и анализа деятельности поста и таможни. В то же время подчиненные уровни системы не имеют прямого доступа к оперативной и аналитической информации, собранной и структурированной на руководящих уровнях. Весь ­информационный обмен в рамках одного горизонтального уровня системы производится только через управляющий уровень.

Сегодня указанная система охватывает все стороны деятельности таможенного поста, начиная с учета товаров на складах временно­го хранения до планирования досмотра товаров . Самое главное в этой системе это то, что руководство таможенного поста может контролировать процесс таможенного оформления и действия подчиненных сотрудников. В итоге таможенным органам удалось добиться повышения качества таможенного оформления и ускорения таможенных процедур.

Для пресечения возможной утечки информации в организации и предотвращения случаев злоупотребления служебным положением АИСТ­РТХХI предусматривает строгое распределение полномочий и прав пользователей. Система позволяет назначать и контролировать права, как отдельных пользователей, так и пользовательских групп на выполнение конкретных служебных операций. Она регистрирует все действия пользователей, и эта информация сохраняется системой. Электронные протоколы работы пользователей в системе дают возможность осуществлять контроль за всеми действиями каждого исполнителя.

Помимо общего распределения полномочий среди сотрудников организации система позволяет вводить оперативные запреты на выполнение тех или иных действий. Например, руководитель таможни на основе полученной им информации устанавливает ограничения на оформление груза при некоторых условиях. Такими условиями может быть принадлежность товара к определенной категории, перевозка ­или декларирование груза определенной компании и др. И как только установленное ограничение срабатывает, система автоматически останавливает оформление, а исполнитель получает инструкцию незамедлительно обратиться к руководству, которое принимает решение о ­дальнейшей судьбе груза. Такой механизм борьбы с правонарушениями среди работников организации и ее клиентов оказывается в высшей степени эффективным.

2.Уровни защиты АИСТ – РТХХI от нежелательных внешних воздействий.

Любая ведомственная информационная система должна быть хорошо защищена от злонамеренных ­попыток проникновения. АИСТ-РТХХI гарантирует несколько уровней защиты:

- уровень операционной системы;

- уровень системы управления базами данных;

- защита рабочих мест пользователей;

- обеспечение механизма безопасности при взаимодействии со сторонними организациями.

Подключение внешних информационных комплексов к любому уровню системы осуществляется через специально выделенные коммуникационные серверы. Достаточно выработать взаимно удобные протоколы обмена информацией, и система становится открытой в любых внешних контактах. При этом обеспечивается быстрый и эффективный информационный обмен в полном соответствии с заранее определенными протоколами.

В процессе прохождения таможенных платежей в реальном времени система поддерживает электронное взаимодействие декларанта с банком, используя подсистему «банк-клиент» и электронные чехлы и карты, обеспечивая оперативную и защищенную передачу платежной информации. Кроме того, она поддерживает электронное взаимодействие таможни с банком, обеспечивая передачу платежных поручений клиентов таможни, поручений на перечисление средств в бюджет и банковских выписок.

Разработанная система обработки предварительного информирования о прибытии судов с грузами в Морской порт Санкт- Петербурга или грузов через Выборгскую таможню ускоряет таможенное оформление товаров, дает положительный результат как для перевозчиков (в связи с увеличением объема грузоперевозок), так и для других пользователей (Морского порта - от увеличения портовых сборов, Выборгского района - от отчислений в местный бюджет и т. д.). Путем повышения качества и полноты контроля перемещения товаров и транспортных средств с помощью системы устраняются условия -для негативных проявлений (хищений), а с помощью ограничения доступа к товаросопроводительным документам устраняются прямые правонарушения.

Применение средств электронной идентификации автомобильных ­перевозчиков приводит к усилению их правовой защищенности, предупреждению возможных при доставке товаров нарушений таможенных правил, ускорению процесса выпуска порожнего автотранспорта за границу, сокращению времени розыскных мероприятий при недоставке товаров.

Таким образом, система предназначена для унификации процесса тамо­женного оформления грузов, ускорения прохождения грузов, повышения качества таможенного и таможенно-банковскогo контроля, ускорения поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, мини­мизации затрат таможенных органов на таможенное оформление.