logo search
RONZhINA_16_06_2011_1

Список литературы и нормативно-правовых актов рекомендуемых к изучению

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле» от 30 октября 1947 г.;

  2. «Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границе», заключена в Женеве 21 октября 1982 г;

  3. Договор СНГ «Соглашению о порядке транзита» заключено в Москве 8 февраля 1992 г.;

  4. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»;

  5. Соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

  6. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1  "О таможенном тарифе»;

  7. «Таможенный кодекс Таможенного союза»(приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

  8. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ

  9. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

10. 3. Исчисление размера таможенных платежей

10. 4. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей

10. 5. Применение мер административного принуждения при взимании таможенных платежей

Глава 11. Административная ответственность за таможенные правонарушения

11. 1. Понятие и основные признаки административной ответственности в области таможенного дела

Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства и достижения целей таможенной политики.

Согласно содержанию ст. 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», одним из критериев оценки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Специальная таможенная статистика административных правонарушений в РФ имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.

Деятельность государства по установлению пределов административной ответственности за нарушение правил таможенного регулирования находится в его исключительной юрисдикции и является важнейшим средством защиты государственной экономики.

Законодательство России не содержит легальное определение административной ответственности за нарушение таможенных правил. Руководствуясь научными подходами к понятию юридической ответственности, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом:

Административная ответственность в области таможенного делапредусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки:

  1. Является формой административного принуждения, как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;

  2. Является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов;

  3. Является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;

  4. Находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

  5. Реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП РФ (раздел III-V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб государств;

  6. Сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;

  7. Состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний, в виде предупреждения, административного штрафа и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  8. Нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международной перевозки через таможенную границу;

  9. В целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза, административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.

Цели применения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил:

Целью установления и применения мер административной ответственности не является унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1.КоАп РФ).

Необходимо разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности в сфере таможенного дела:

Задачи законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ): защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В статьях Кодекса об административных правонарушениях частично закреплены основные принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4.); презумпция невиновности (ст. 1.5.); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6.). Иные принципы вытекают из смысла норм Кодекса об административных правонарушениях и являются общими принципами привлечения лиц к юридической ответственности:

Правовая теория конструирует понятие структуры административной ответственности, состоящей из следующих элементов:

Юридическим основанием административной ответственности является наличие ее нормативного закрепления за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием юридической ответственности является событие совершения конкретного правонарушения лицом. Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления уполномоченным должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны, и отсутствие любого из них исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности.

Вопросы для самопроверки:

  1. Укажите цели установления и применения административной ответственности в области таможенного дела.

  2. Перечислите особые признаки административной ответственности за нарушение таможенных правил.

  3. Сравните два вида государственной деятельности: установление и применение административной ответственности за нарушение таможенных правил?

  4. Раскройте содержание основных принципов привлечения лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил.