logo
А

Глава2 таможенные органы таможенного союза и их основные задачи

Таможенные органы таможенного союза - это та­моженные органы государств - членов таможенного союза.

Согласно ст. 6 ТКТС на таможенной территории тамо­женного союза таможенные органы обеспечивают реше­ние следующих основных задач:

  1. содействие реализации единой торговой политики тамо­женного союза;

  2. обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства госу­дарств - участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

  3. совершение таможенных операций и проведение тамо­женного контроля, в том'числе в рамках оказания вза­имной административной помощи;

  4. взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, конт­роль правильности их исчисления и своевременности уп­латы, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

б) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифнвгб регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, пёреайёщаёМых через таможенную границу;

6) обеспечение в пределах своей компетенций еоблюйёния прав и законных интересов лиц в областитадажвнйёго регулирования и создание условий для ускорения тдва-рооборота через таможенную границу;

40

  1. обеспечение в пределах своей компетенции мер по защи­те национальной безопасности государств — участников таможенного союза, жизни и здоровья человека, живот­ного и растительного мира, окружающей среды;

  2. выявление, предупреждение и пресечение администра­тивных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

  3. обеспечение зандиты прав интеллектуальной собствен­ности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;

  4. ведение таможенной статистики.

Законодательством государств — членов таможенного со­юза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством госу­дарств — участников таможенного союза.

В соответствии со ст. 7 ТКТС таможенные органы госу­дарств — участников таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производ­ство по которым в соответствии с законодательством госу­дарств — участников таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

Таможенные органы государств — членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое за­конодательством этих государств преступлением, производ­ство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных органи­заций, таможенных и иных компетентных органов иност­ранных государств в соответствии с международными дого­ворами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с законодательством государств — членов тамо­женного союза об оперативно-розыскной, деятельности.

Таможенные органы государств — участников таможен­ного союза ведут административный процесс (осуществля­ют производство) по делам об административных правона­рушениях и привлекают лиц к административной ответ­ственности в соответствии с законодательством государств — участников таможенного союза.

Согласно ст. 8 ТКТС любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным зако­нодательством таможенного союза и законодательством го­сударств - участников таможенного союза, используется этими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения администра­тивных правонарушений и преступлений.

Таможенные органы передают предоставленную им ин­формацию государственным органам государств - участни­ков таможенного союза, если такая информация необходи­ма указанным органам для решения задач, возложенных на них национальным законодательством, с соблюдением тре­бований законодательств государств — участников таможен­ного союза по защите государственной, коммерческой, бан­ковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации, а так­же международных договоров.

Любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в сроки и порядке, установленные законодательством государства - участника таможенного союза, решения, Действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжа­луются (ст. 9 ТКТС).

Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодатель­ства таможенного союза и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование та­моженными органами осуществляется в устной и письмен­ной формах.

При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе'. 1) проводить консультации по вопросам, не входящим в

компетенцию таможенных органов;

42

  1. вносить изменения и дополнения в представленные за­интересованными лицами документы;

  2. совершать на документах заинтересованных лиц распо­рядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на пос­ледующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

  3. сообщать сведения, не подлежащие разглашению в со­ответствии с законодательством.

В целях анализа состояния, динамики и тенденций разви­тия внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.

Согласно ст. 5 ТКТС таможенные органы ведут тамо­женную статистику внешней торговли товарами в соот­ветствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза.

Таможенные органы представляют данные тамойеенной статистики внешней торговли товарами:

Комиссия тамВжённого союза прёдбтйвляёт данные тамо­женной статиётйки внешней торговли товарами таможенного сбюза государственным органам государств — участников таможенного союза и международным организациям, в соот­ветствии с международными договорами.

Таможенными органами могут представляться данные таможенной статистики внешней торговли товарами^ не со­держащие государственную, коммерческую, банковскую и

43

иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию заинтересованным в их по­лучений организациям государства - участника таможенно­го союза, за исключением государственных органов, в по­рядке и на условиях, установленных законодательством го­сударства - участника таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные.

В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная ста­тистика в порядке, установленном законодательством го­сударств участников таможенного союза.

Данные специальной таможенной статистики использу­ются таможенными органами исключительно для таможен­ных целей.

Порядок ведения таможенными органами единой товар­ной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) установлен гл. 6 ТКТС.

ТН ВЭД используется в целях осуществления мер тамо­женно-тарифного и нетарифного регулирования внешнетор­говой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. В основе ТН ВЭД лежит Гармонизированная система описания и кодирования това­ров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ. ТН ВЭД утверждается Комиссией таможенного союза.

Техническое ведение ТН ВЭД осуществляет государствен­ ный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный в сфере таможенного регулирования, в том числе: ■:,,,.

  1. мониторинг за изменениями международной основы ТН ВЭД, пояснениями и другими решениями по толко­ванию этой основы;

  2. внесение предложений в Комиссию таможенного союза о приведении ТН ВЭД в соответствие с ее международ­ной основой;

  3. составление и направление в Комиссию таможенного со­юза таблиц соответствия кодов ТН ВЭД на уровне то­варных позиций, субпозиций и подсубпозиций при пе­реходе на очередную версию ее международной основы;

44

  1. подготовку к опубликованию и направление в Комис­сию таможенного союза ТН ВЭД и пояснений к ней;

  2. осуществляет иные функции, необходимые для техни­ческого ведения ТН ВЭД.

Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономи­ческой деятельности.

Проверку правильности классификации товаров осуще­ствляют таможенные органы государств — членов таможен­ного союза.

В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классифи­кацию товаров и принимает решение по классификации това­ров по форме, определенной законодательством государств — участников таможенного союза.

Классификация товаров осуществляется по правилам ст. 52 ТКТС. При этом таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров, то есть решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию.

Такие решения или разъяснения являются обязатель­ными при декларировании товаров на территории государ­ства - участника таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

В соответствии со ст. 53 ТКТС предварительное решение по классификации товаров по ТН ВЭД принимается тамо­женными органами, определенными в соответствии с нацио­нальным законодательством.

Предварительное решение принимается таможенным ор­ганом того государства - члена таможенного союза, где будет осуществляться выпуск товаров. Предварительное ре­шение является обязательным при декларировании товаров на территории государства, таможенный орган которого при­нял предварительное решение.

Предварительное решение принимается таможенным ор­ганом на основании заявления лица, поданного в письмён-ном виде или в виде электронного документа.

45

Предварительное решение отзывается в случаях, уста­новленных ч. 4 ст. 56 ТКТС, в частности:

  1. внесения изменений в ТН ВЭД, влияющих на классифи­кацию товаров, в отношении которых принято предва­рительное решение;

  2. принятия Всемирной таможенной организацией реше­ний по классификации товаров, применяемых государ­ствами - участниками таможенного союза;

  3. принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров.

Предварительные решения, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другой конфиденциальной информации, касающейся заинтересован­ного лица, публикуются Комиссией таможенного союза.