Раздел 3
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Глава в
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ
6.1. Принципы проведения таможенного контроля
Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы (п. 31 ч. Г ст. 4 ТКТС).
С одной стороны, таможенный контроль есть метод, с помощью которого достигаются цели таможенной политики, с другой - это положения, регламентирующие права и обязанности сотрудников таможенных органов, оформляющих пропуск товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенный контроль может осуществляться с применением многообразных как простейших, так и сложных технических средств. При осуществлении таможенного контроля в каждом конкретном случае используется не весь имеющийся арсенал специальных средств, а только те из них, которые необходимы и достаточны для обеспечения соблюдения действующего законодательства о таможенном
регулировании перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный, радиационный, в соответствий с законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенный контроль проводится, как правило, в зонах таможенного контроля.
Зоной таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств — членов таможенного союза (ч. 1 ст. 97 ТКТС).
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.
Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными, создаваемыми на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также их правовой резким определяются законодательством государств — членов таможенного союза.
При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его осуществление не требуется, за исключением случаев, указанных в ТКТС.
При проведении таможенного контроля таможенные ©рганы руководствуются определенными принципами и ограничиваются только теми формами таможеннвгО контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — участников таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
90
91
Основными принципами ' проведения таможенного контроля являются:
Законность — таможенный контроль осуществляется на основании: ТКТС; международных договоров государств — участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств - членов таможенного союза; национального законодательства государств - членов таможенного союза.
Выборочностъ - выбор объектов и форм таможенного контроля осуществляется с использованием системы управления рисками, для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов й лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.
Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Целями применения системы управления рисками являются:
обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоепо-
92
собность товаров таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы; 4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу. К объектам анализа риска относятся:
товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;
транспортные средства международной перевозки;
сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования или распоряжения товарами;
сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношений товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля. Деятельность таможенных органов по оценке и управле нию рисками заключается в выполнении следующих задач:
формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;
анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение: объектов анализа рисков; индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения риска;
разработка и реализация практических мёр по управлению рисками с учетом: вероятности возникновения рисков и возможных последствий; анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков. Сбор, обработка и анализ информации об эффективности
принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и транспортным средствам
93
отдельных форм таможенного контроля осуществляются таможенными органами на постоянной основе.
Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств — участников таможенного союза.
Для эффективного применения системы управления рисками используются следующие термины и их определения:
анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;
выявленный риск — это факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - участников таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;
индикаторы риска — определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
потенциальный риск — это риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;
профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;
оценка риска - систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного'законодательства таможенного союза в случае его возникновения;
риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;
товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;
товары, риска — товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;
управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;
уровень риска — определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.
3. Взаимная административная помощь — это действия таможенного органа одного государства — члена таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства - члена таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства таможенного союза.
Взаимная административная помощь включает в себя:
обмен информацией между таможенными органами государств - члена таможенного союза;
взаимное признание решений, принятых таможенными органами;
проведение отдельных форм таможенного контроля* таможенным органом одного из государств союза по поручению таможенного органа другого государства — члена таможенного союза.
Взаимная административная помощь может включать и иные виды взаимодействия таможенных органов в еоответ-
94
95
ствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Обмен информацией между таможенными органами производится в соответствии с международными договорами государств — участников таможенного союза, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий.
Решения таможенных органов, принятые при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза либо вывозимых за ее пределы, находящихся под таможенным контролем, перевозимых по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, временно хранящихся, а также при проведении таможенного контроля, взаимно признаются таможенными органами государств - членов таможенного союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории таможенного союза в случаях, определенных таможенным законодательством таможенного союза.
В целях обеспечения соблюдения таможенного законода тельства таможенного союза, а также предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства тамо женного союза таможенный орган одного из государств впра ве поручить таможенному органу другого государства — члена таможенного союза проведение отдельных форм та моженного контроля. "
Основания, форма, порядок направления и исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля, определяются международным договором государств -участников таможенного союза.
4. Взаимодействие с другими контролирующими государственными органами, а также участниками внешнеэкономический деятельности, уполномоченными экономическими операторами» таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями.
Это означает, что при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и
подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств — участников таможенного союза. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) или документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.
В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу, тамо женный досмотр может проводиться с участием всех государ ственных органов, осуществляющих контроль на таможен ной границе. При этом составляется акт таможенного дос мотра. .
5. Сотрудничество с таможенными органами иностранных государств, в соответствии с международными договорами, а также отношения, связанные с участием государств — членов таможенного союза в международных таможенных организациях. Хотя эти отношения и не обозначены в ТКТС, но они, бесспорно, составляют самостоятельный вид общественных отношений в таможенной сфере.
6.2. Проведение таможенного контроля
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
96
97
Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Законодательством государств — членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, установленных ТКТС.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих декларированию в соответствии с ТКТС;
таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;
деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
лиц, пересекающих таможенную границу.
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
При ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до:
помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза;
98 '
помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;
обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
б) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;
отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.
Товары не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами или законодательством государств — участников таможенного союза.
Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, приобретшие статус иностранных товаров в соответствии с ТКТС, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования. Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, й ДО пересечения таможенной границы.
Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние еод-
99
ные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза или международными договорами.
В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать двух часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.
Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.
Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у* ЯЩ| приобретших эти товары на таможенной террй= ¥орйи таможенного евШйа в связи с осуществлением ЗтиМй лицами предпрййймйтёльской деятельности.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи
интересы затрагиваются действиями (бездействием) иреше-ниями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Убытки, причиненные неправомерными решениями,-действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств - членов таможенного союза.
Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза.
В соответствии со ст. 106 ТКТС в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем. Эта информация включает сведения'.
об учредителях организации;
о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;
о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
об открытых банковских счетах;
о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;
о местонахождении организации;
о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;
о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
в отношении физических лиц — о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, данные из докумен-
100
101
та, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (если имеется), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.
Все вышеуказанные лица имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.
- Предисловие
- Раздел 1
- Глава 1
- Глава2 таможенные органы таможенного союза и их основные задачи
- Глава 3
- Страна происхождения
- Товаров и таможенная
- Стоимость товаров
- 4.1. Таможенный представитель
- Раздел 2
- Глава 5
- 5.3. Акциз
- Раздел 3
- 6.3. Представление документов
- 6.5. Освобождение от применения
- Глава 7
- 7.6. Проверка маркировки товаров
- Глава8 таможенная экспертиза
- 8.4. Права декларанта, иного лица,
- 8.5. Пробы и образцы
- Глава 9
- Раздел 4
- Глава 10
- Основные положения
- О перемещении товаров через
- Таможенную границу
- Глава 11
- Глава 12 временное хранение товаров
- Раздел 5
- Глава 13
- Глава 14 таможенное декларирование товаров
- Глава 15 декларант
- Глава 16 выпуск товаров
- Раздел 6
- Глава 17 виды таможенных процедур
- Раздел 7
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- 21.1. Ввоз, вывоз и таможенное
- 21.2. Особенности ввоза, вывоза
- 21.3. Декларирование
- Глава22
- Глава 23
- Особенности перемещения
- Товаров для личного
- Пользования
- Глава 24
- Особенности совершения
- Таможенных операций
- В отношении припасов
- Глава 7. Формы и порядок проведения