logo
А

Раздел 3

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Глава в

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ

6.1. Принципы проведения таможенного контроля

Таможенный контроль это совокупность мер, осуще­ствляемых таможенными органами, в том числе с ис­пользованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы (п. 31 ч. Г ст. 4 ТКТС).

С одной стороны, таможенный контроль есть метод, с помощью которого достигаются цели таможенной политики, с другой - это положения, регламентирующие права и обя­занности сотрудников таможенных органов, оформляющих пропуск товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Таможенный контроль может осуществляться с приме­нением многообразных как простейших, так и сложных технических средств. При осуществлении таможенного кон­троля в каждом конкретном случае используется не весь имеющийся арсенал специальных средств, а только те из них, которые необходимы и достаточны для обеспечения соблюдения действующего законодательства о таможенном

регулировании перемещения товаров через таможенную гра­ницу таможенного союза.

Таможенные органы в пределах своей компетенции осу­ществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный, радиационный, в соответствий с законодатель­ством государств - членов таможенного союза.

Таможенный контроль проводится, как правило, в зо­нах таможенного контроля.

Зоной таможенного контроля являются места переме­щения товаров через таможенную границу, террито­рии складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, опре­деленные законодательством государств — членов та­моженного союза (ч. 1 ст. 97 ТКТС).

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра или таможенного дос­мотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежа­щих таможенному контролю, или временными, создаваемы­ми на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Порядок создания и обозначения зон таможенного конт­роля, а также их правовой резким определяются законода­тельством государств — членов таможенного союза.

При проведении таможенного контроля каких-либо раз­решений, предписаний либо постановлений на его осуществ­ление не требуется, за исключением случаев, указанных в ТКТС.

При проведении таможенного контроля таможенные ©рганы руководствуются определенными принципами и ог­раничиваются только теми формами таможеннвгО контро­ля, которые достаточны для обеспечения соблюдения тамо­женного законодательства таможенного союза и законода­тельства государств — участников таможенного союза, конт­роль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

90

91

Основными принципами ' проведения таможенного контроля являются:

  1. Законность — таможенный контроль осуществляется на основании: ТКТС; международных договоров государств — участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотно­шения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международ­ными договорами государств - членов таможенного союза; национального законодательства государств - членов тамо­женного союза.

  2. Выборочностъ - выбор объектов и форм таможенного контроля осуществляется с использованием системы управ­ления рисками, для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов й лиц, под­лежащих таможенному контролю, форм таможенного конт­роля, применяемых к таким товарам, транспортным сред­ствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.

Стратегия и тактика применения системы управления рисками определяется законодательством государств - чле­нов таможенного союза.

Целями применения системы управления рисками явля­ются:

  1. обеспечение в пределах компетенции таможенных орга­нов мер по защите национальной (государственной) бе­зопасности, жизни и здоровья человека, охране окру­жающей среды;

  2. сосредоточение внимания на областях повышенного рис­ка и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

  3. выявление, прогнозирование и предотвращение наруше­ний таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза: имеющих устойчивый характер; связанных с ук­лонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоепо-

92

собность товаров таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения кото­рых возложено на таможенные органы; 4) ускорение проведения таможенных операций при пере­мещении товаров через таможенную границу. К объектам анализа риска относятся:

  1. товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру для внутренне­го потребления;

  2. транспортные средства международной перевозки;

  3. сведения, содержащиеся во внешнеэкономических дого­ворах (контрактах) купли-продажи либо обмена, согла­шениях либо иных документах на право владения, пользования или распоряжения товарами;

  4. сведения, содержащиеся в транспортных (перевозоч­ных), коммерческих, таможенных и иных документах;

  5. деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношений товаров, находящихся под таможенным контролем;

6) результаты применения форм таможенного контроля. Деятельность таможенных органов по оценке и управле­ нию рисками заключается в выполнении следующих задач:

  1. формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

  2. анализ и оценка рисков, включающих в себя система­тическое определение: объектов анализа рисков; инди­каторов риска по объектам анализа риска, определяю­щих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения риска;

  3. разработка и реализация практических мёр по управле­нию рисками с учетом: вероятности возникновения рис­ков и возможных последствий; анализа применения воз­можных мер по предотвращению и минимизации рисков. Сбор, обработка и анализ информации об эффективности

принятых мер по минимизации рисков и результатах приме­нения к конкретным товарам и транспортным средствам

93

отдельных форм таможенного контроля осуществляются та­моженными органами на постоянной основе.

Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств — участников таможенного союза.

Для эффективного применения системы управления рис­ками используются следующие термины и их определения:

  1. анализ риска — систематическое использование имею­щейся у таможенных органов информации для опреде­ления обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий не­соблюдения таможенного законодательства таможенно­го союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

  2. выявленный риск — это факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможен­ного союза и законодательства государств - участников таможенного союза уже произошло и таможенные орга­ны имеют информацию о данном факте;

  3. индикаторы риска — определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

  4. потенциальный риск — это риск, который не был вы­явлен, но условия для его возникновения существуют;

  5. профиль риска - совокупность сведений об области рис­ка, индикаторах риска, а также указания о примене­нии необходимых мер по предотвращению или миними­зации рисков;

  6. область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется приме­нение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности та­моженного администрирования;

  7. оценка риска - систематическое определение возмож­ности возникновения риска и последствий нарушений таможенного'законодательства таможенного союза в случае его возникновения;

  1. риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодатель­ства государств — членов таможенного союза;

  2. товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо то­варов риска;

  3. товары, риска — товары, перемещаемые через таможен­ную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;

  4. управление риском - систематическая работа по разра­ботке и практической реализации мер по предотвраще­нию и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением тамо­женных операций, предусматривающая непрерывное об­новление, анализ и пересмотр имеющейся у таможен­ных органов информации;

  5. уровень риска — определяется в зависимости от вероят­ности возникновения риска и возможных последствий риска.

3. Взаимная административная помощь — это действия таможенного органа одного государства — члена таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа друго­го государства - члена таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодатель­ства таможенного союза и предупреждения, пресечения, рас­следования нарушений таможенного законодательства таможенного союза.

Взаимная административная помощь включает в себя:

  1. обмен информацией между таможенными органами го­сударств - члена таможенного союза;

  2. взаимное признание решений, принятых таможенными органами;

  3. проведение отдельных форм таможенного контроля* та­моженным органом одного из государств союза по пору­чению таможенного органа другого государства — члена таможенного союза.

Взаимная административная помощь может включать и иные виды взаимодействия таможенных органов в еоответ-

94

95

ствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Обмен информацией между таможенными органами производится в соответствии с международными договорами государств — участников таможенного союза, в том числе с использованием информационных систем и информацион­ных технологий.

Решения таможенных органов, принятые при соверше­нии таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза либо выво­зимых за ее пределы, находящихся под таможенным конт­ролем, перевозимых по таможенной территории таможенно­го союза в соответствии с таможенной процедурой таможен­ного транзита, временно хранящихся, а также при проведе­нии таможенного контроля, взаимно признаются таможен­ными органами государств - членов таможенного союза и имеют равную юридическую силу на таможенной террито­рии таможенного союза в случаях, определенных таможен­ным законодательством таможенного союза.

В целях обеспечения соблюдения таможенного законода­ тельства таможенного союза, а также предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства тамо­ женного союза таможенный орган одного из государств впра­ ве поручить таможенному органу другого государства члена таможенного союза проведение отдельных форм та­ моженного контроля. "

Основания, форма, порядок направления и исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного конт­роля, определяются международным договором государств -участников таможенного союза.

4. Взаимодействие с другими контролирующими го­сударственными органами, а также участниками внеш­неэкономический деятельности, уполномоченными эконо­мическими операторами» таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятель­ность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями.

Это означает, что при проведении таможенного контро­ля товаров, перемещаемых через таможенную границу и

подлежащих контролю другими контролирующими госу­дарственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством го­сударств — участников таможенного союза. В целях повыше­ния эффективности таможенного контроля товаров, переме­щаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются ин­формацией (сведениями) или документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и тех­нологий.

В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу, тамо­ женный досмотр может проводиться с участием всех государ­ ственных органов, осуществляющих контроль на таможен­ ной границе. При этом составляется акт таможенного дос­ мотра. .

5. Сотрудничество с таможенными органами иност­ранных государств, в соответствии с международными договорами, а также отношения, связанные с участием госу­дарств — членов таможенного союза в международных тамо­женных организациях. Хотя эти отношения и не обозначены в ТКТС, но они, бесспорно, составляют самостоятельный вид общественных отношений в таможенной сфере.

6.2. Проведение таможенного контроля

Таможенный контроль проводится таможенными орга­нами в соответствии с таможенным законодательством та­моженного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов тамо­женный контроль проводят должностные лица таможен­ных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (фун­кциональными) обязанностями.

96

97

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным кон­тролем.

Законодательством государств — членов таможенного со­юза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводит­ся в формах и порядке, установленных ТКТС.

Таможенный контроль проводится должностными ли­цами таможенных органов в отношении:

  1. товаров, в том числе транспортных средств, перемещае­мых через таможенную границу и подлежащих декла­рированию в соответствии с ТКТС;

  2. таможенной декларации, документов и сведений о това­рах, представление которых предусмотрено в соответ­ствии с таможенным законодательством таможенного союза;

  3. деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере та­моженного дела, а также осуществляемой в рамках от­дельных таможенных процедур;

  4. лиц, пересекающих таможенную границу.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможен­ными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

При ввозе на таможенную территорию таможенного со­юза товары находятся под таможенным контролем с мо­мента пересечения таможенной границы до:

  1. помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно вы­пущенных товаров, или реимпорта;

  2. приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза;

98 '

  1. помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;

  2. обращения в собственность государства - члена тамо­женного союза в соответствии с законодательством это­го государства;

б) фактического вывоза с таможенной территории тамо­женного союза;

  1. отнесения отходов, образовавшихся в результате опера­ций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего ком­мерческого использования;

  2. признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной тер­ритории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

Товары не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами или законода­тельством государств — участников таможенного союза.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории таможенного союза, приобретшие статус иност­ранных товаров в соответствии с ТКТС, считаются находящи­мися под таможенным контролем с момента их образования. Товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории тамо­женного союза с момента регистрации таможенной деклара­ции или иных документов, используемых в качестве тамо­женной декларации, либо совершения действия, непосред­ственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, й ДО пересече­ния таможенной границы.

Таможенные органы вправе останавливать транспорт­ные средства, а также принудительно возвращать поки­нувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние еод-

99

ные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза или международными договорами.

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществ­ления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать двух часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии тамо­женного союза, один экземпляр которого подлежит вруче­нию перевозчику.

Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную террито­рию таможенного союза, в целях проверки сведений, под­тверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на това­рах маркировки или иных идентификационных знаков, ис­пользуемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Законодательством государств - членов таможенного со­юза может быть установлена возможность таможенного дек­ларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении това­ров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой не­уплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными орга­нами у* ЯЩ| приобретших эти товары на таможенной террй= ¥орйи таможенного евШйа в связи с осуществлением ЗтиМй лицами предпрййймйтёльской деятельности.

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда таможенному перевозчи­ку, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов бес­пошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи

интересы затрагиваются действиями (бездействием) иреше-ниями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

Убытки, причиненные неправомерными решениями,-дей­ствиями (бездействием) таможенных органов либо их долж­ностных лиц при проведении таможенного контроля, подле­жат возмещению в полном объеме, в соответствии законода­тельством государств - членов таможенного союза.

Убытки, причиненные лицам правомерными решения­ми, действиями должностных лиц таможенных органов, воз­мещению не подлежат, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством государств — членов таможенно­го союза.

В соответствии со ст. 106 ТКТС в целях проведения тамо­женного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономи­ческую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятель­ность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем. Эта информация включает сведения'.

  1. об учредителях организации;

  2. о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

  3. о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

  4. об открытых банковских счетах;

  5. о деятельности в сфере внешнеэкономической деятель­ности;

  6. о местонахождении организации;

  7. о постановке на учет в налоговом органе в качестве на­логоплательщика и об идентификационном (регистра­ционном, учетном) номере налогоплательщика;

  8. о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

  9. в отношении физических лиц — о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рожде­ния, пол, адрес места жительства, данные из докумен-

100

101

та, удостоверяющего личность, идентификационный (ре­гистрационный, учетный) номер налогоплательщика (если имеется), а также о частоте перемещения ими то­варов через таможенную границу.

Все вышеуказанные лица имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у тамо­женных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.