4.1. Таможенный представитель
Таможенный представитель - юридическое лицо государства — участника таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства — участника таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Порядок включения в этот реестр и исключения из него устанавливается законодательством государств — участников таможенного союза.
В соответствии с положениями ст. 12 ТКТС отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на ДОгбвВр'ной Основе.
Таможенные органы ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных представителей и обеспечивает его периодичее-
54
55
кую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий.
Для включения в реестр таможенных представителей юридическое лицо должно соответствовать условиям, установленным ст. 13 ТКТС:
наличие в штате этого лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным требованиям;
наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств -участников таможенного союза;
предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — участника таможенного союза, на день внесения такого обеспечения;
соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза.
Основаниями для исключения из реестра таможенных представителей являются (ст. 14 ТКТС):
несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей, установленных ТКТС;
иные основания, установленные законодательством государств - участников таможенного союза.
При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми Же правами, что и лицо, которое уполномочивав* его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Права таможенного предтавителя установлены ст. 15 ТКТС. При осуществлении своей деятельности таможенный представительвправе:
♦ ,. требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе
56
содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения; ♦ иметь доступ, в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей.
В обязанности таможенного представителя (ст. 16 ТКТС) не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц.
Таможенный представитель обязан представлять в таможенные органы отчетность. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств — участников таможенного союза.
4.2. Таможенный перевозчик
Таможенный перевозчик — юридическое лицо государства — участника таможенного союза, осуществляющее перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно ст. 18 ТКТС юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр тамо-
57
женных перевозчиков. Данные реестры ведут таможенные органы, которые, кроме того, осуществляют их периодическую публикацию.
Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных перевозчиков и обеспечивает его публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.
Условия включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков закреплены в ст. 19 ТКТС:
осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на дату обращения в таможенный орган;
предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — участника таможенного союза, на день внесения такого обеспечения;
наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа;
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
отсутствие фактов привлечения, в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган, к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств — членов таможенного союза;
соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств — участников таможенного союза.
58
Основаниями для исключения из реестра таможенных перевозчиков являются (ст. 20 ТКТС):
несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков и несоблюдение перевозчиком обязанностей, предусмотренных'ТКТС;
иные основания, установленные законодательством государств — участников таможенного союза.
В соответствии со ст. 21 ТКТС таможенный перевозчик обязан:
соблюдать условия и выполнять требования, установленные Таможенным кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;
исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов*
не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;
информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.
При недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.
59
За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.
4.3, Владелец склада временного хранения
Владелец склада временного хранения — юридическое лицо государства - участника таможенного союза, осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в, случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством таможенного союза.
Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.
Данные реестры ведут таможенные органы, которые осуществляют их периодическую публикацию.
Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр владельцев складов временного хранения и обеспечивает его периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий.
Условия включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения установлены ст. 24 ТКТС:
нахо>_ ! в собственности, х8311ётаенвЬм ведении, опёРатшШЗМ у1рШ1ёнйи или аренде помещений или от-ЙрытвНЕ Й$8пЩ81; предназначенных для использования в качестве склада временного хранения й отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;
наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся
на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - участников таможенного союза;
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством.
Если владение помещениями или открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения.
Основаниями для исключения из реестра владельцев складов временного хранения являются (ст. 25 ТЕТС):
несоблюдение условий включения в реестр владельцев складов временного хранения и несоблюдение владельцем склада временного хранения обязанностей, установленных ТКТС;
иные основания, установленные законодательством.
Владелец склада временного хранения обязан:
соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТКТС, при временном хранении товаров;
обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения;
вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них;
не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов; ,
выполнять требования таможенных органов в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
60
61
в случае прекращения функционирования склада временного хранения в-течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения, о таком решении;
исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;
информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.
За неисполнение своих обязанностей при временном хранении товаров владелец склада временного хранения несет ответственность в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза.
4.4. Владелец таможенного склада
Владелец таможенного склада — юридическое лицо государства — члена таможенного союза, осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, установленных ТКТС.
Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения в реестр владельцев таможенных складов. Отношения владельца таможенного склада с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Данные реестры ведут таможенные органы, которые осуществляют их периодическую публикацию.
Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр владельцев таможенных складов и обеспечивает его
периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий.
Условиями включения юридических лиц в реестр владельцев таможенных складов являются (ст. 29 ТКТС):
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений или открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - участников таможенного союза;
наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов таможенного союза;
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
Если владение помещениями или открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов, если иное не установлено законодательством государств - участников таможенного союза.
Основаниями для исключения из реестра владельцев таможенных складов являются: несоблюдение условий включения в реестр владельцев таможенных складов и несоблюдение, владельцем таможенного склада обязанностей, предусмотренных ТКТС, и иные основания, установленные законодательством государств — участников таможенного союза.
62
63
Владелец таможенного склада согласно ст. 31 ТКТС обязан:
обеспечивать сохранность товаров, находящихся на таможенном складе;
соблюдать условия и требования, установленные Таможенным кодексом, в отношении хранения товаров на таможенном складе;
обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
вести учет товаров, хранящихся на таможенном складе, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах;
не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками таможенного склада и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;
выполнять требования таможенных органов, в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;
в случае прекращения функционирования таможенного склада в течение трех рабочих дней, со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на таможенный склад, о таком решении;
в случае утраты товаров, за, исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действия непреодолимой силы, либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТКТС;
инф8рМЙр81ать таможенный орган, включивший йриди-ческ ^владельцев таможенных складов; об изменений сведений, заявленных им при включений в реестр владельцев таможенных складов, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.
,ч„ За неисполнение своих обязанностей при хранении товаров на таможенном складе, владелец таможенного склада несет ответственность в .соответствии с законодательством государств — участников таможенного союза.
64
4.5. Владелец магазина беспошлинной торговли
Владелец магазина беспошлинной торговли — юридическое лицо государства - члена таможенного союза, осуществляющее хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза.
Юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Данные реестры ведут таможенные органы, которые осуществляют их периодическую публикацию.
Условия включения юридических лиц в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли установлены ст. 34 ТКТС:
нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств - членов участников таможенного союза;
наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств — членов таможенного союза;
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза;
соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
65
Основаниями для исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли являются (ст. 35 ТКТС):
несоблюдение условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли и несоблюдение владельцем магазина беспошлинной торговли обязанностей, установленных ТКТС;
иные основания, установленные законодательством государств - членов таможенного союза.
Владелец магазина беспошлинной торговли обязан (ст. 36 ТКТС):
обеспечивать сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в соответствии с Таможенным кодексом;
соблюдать условия и требования, установленные Таможенным кодексом;
обеспечивать возможность проведения таможенного контроля;
вести учет поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в указанном магазине, а также представлять таможенным органам отчетность о таких товарах;
уплатить таможенные пошлины, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.
За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требований таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговлинесет ответственность в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза.
4.6. Уполномоченный экономический оператор
Уполномоченный экономический оператор — юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ТКТС.
Статус уполномоченного экономического оператора согласно ст. 38 ТКТС присваивается таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.
Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на территории которого этому лицу будет присвоен такой статус.
Уполномоченный экономический оператор обязан информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр уполномоченных экономических операторов, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.
Таможенные органы ведут реестр уполномоченных экономических операторов и обеспечивают его опубликование.
Для получения статуса уполномоченного экономического оператора юридическое лицо должно соответствовать условиям, предусмотренным ст. 39 ТКТС, в частности:
предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на день внесения такого обеспечения; ,
осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств -членов таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;
66
67
отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; /
отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств — членов таможенного союза;
отсутствие в течение одного года до обращения в таможенный орган фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым таможенными органами;
соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения (ст. 41 ТКТС):
временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза;
проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на,открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
иные .специальные упрощения, предусмотренные таможенные Законодательством таможенндгв ёвШШ.
ОпецйалЪМШ у11рой|ёнйй применяются тойьМд в Случаях, если улолнвмоченнмй ШоШМйческий бператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, определяется решением Комиссии таможенного союза.
Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на тамджен-ную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории.
Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информацией с таможенными органами (службами) иностранных государств в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза или одного из государств — членов таможенного союза с этими государствами.
Случаи обязательного представления таможенным органам предварительной информации, объем, порядок ее представления и использования для таможенных целей, опреде-' ляются в соответствии с международным договором государств - участников таможенного союза.
68
69
- Предисловие
- Раздел 1
- Глава 1
- Глава2 таможенные органы таможенного союза и их основные задачи
- Глава 3
- Страна происхождения
- Товаров и таможенная
- Стоимость товаров
- 4.1. Таможенный представитель
- Раздел 2
- Глава 5
- 5.3. Акциз
- Раздел 3
- 6.3. Представление документов
- 6.5. Освобождение от применения
- Глава 7
- 7.6. Проверка маркировки товаров
- Глава8 таможенная экспертиза
- 8.4. Права декларанта, иного лица,
- 8.5. Пробы и образцы
- Глава 9
- Раздел 4
- Глава 10
- Основные положения
- О перемещении товаров через
- Таможенную границу
- Глава 11
- Глава 12 временное хранение товаров
- Раздел 5
- Глава 13
- Глава 14 таможенное декларирование товаров
- Глава 15 декларант
- Глава 16 выпуск товаров
- Раздел 6
- Глава 17 виды таможенных процедур
- Раздел 7
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- 21.1. Ввоз, вывоз и таможенное
- 21.2. Особенности ввоза, вывоза
- 21.3. Декларирование
- Глава22
- Глава 23
- Особенности перемещения
- Товаров для личного
- Пользования
- Глава 24
- Особенности совершения
- Таможенных операций
- В отношении припасов
- Глава 7. Формы и порядок проведения