logo
А

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

1.1. Понятие таможенного права таможенного союза

В целом вопрос о месте таможенного права в правовой системе является спорным.

Российские ученые Ю.А. Воробьев, Б.Н. Габричидзе обо­сновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную, отрасль права 1. К.К. Санд-ровский, Л.Л. Марков определяют таможенное право как подотрасль административного права 2. Д.Н. Бахрах делает однозначный вывод: «Таможенное право - это институт административного права» 3.

Авторы, относящие таможенное право к отрасли адми­нистративного права, должны, по логике вещей, именовать

1 Основы таможенного дела. Вып. 4. Правовое регулирование таможен­ ного дела / авт. вып. Ю.А. Воробьев. М., 1995. С. 8; Российское тамо­ женное право: учебник / под. ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1997. С. 63.

2 Сандровский, К.К. Таможенное право / К.К. Сандровский. Киев, 1974. С. 19-20; Марков, Л.Л. Таможенное право СССР: учеб. пособие / Л.Л. Марков. Иркутск, 1973. С. 23.

3 Бахрах, Д-Н. Таможенное право как институт административного права / Д-Н. Бахрах // Государство и право. 1995. Х° 3. С. 13.

эту подотрасль или институт «административным правом в таможенной сфере», но они этого не делают.

Мы выделяем таможенное право в самостоятельную отрасль права потому, что оно имеет самостоятельный спе­цифический предмет регулирования — широкий круг обще­ственных отношений в таможенной сфере. Хотя в общем составе этих отношений и преобладают управленческие от­ношения, но они не исчерпывают всего предмета таможен-но-правового регулирования. В его состав входят и многие другие качественно необходимые общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права - граж­данского, административного, трудового, финансового, международного и др.

Все эти отношения разнородные по своему составу, одна­ко они интегрированы в определенную специфическую общ­ность (таможенные отношения) одним систематизирующим признаком - перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Автор согласен с проф. А.Ф. Ноздрачевым, который счи­тает, что таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее составляют единое целое и выде­ляются в качестве самостоятельного предмета — комплекс­ной отрасли таможенного права1.

Говоря о таможенном праве таможенного союза, участ­никами регулируемых таможенным правом общественных отношений является широкий круг лиц, связанных с пере­мещением товаров и транспортных средств через таможен­ную границу таможенного союза.

Это — таможенные органы государств — членов таможен­ного союза, лица, перемещающие товары, собственники этих товаров, покупатели, владельцы либо выступающие в ином Качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, декларанты; влйДёлЁцй складов вре­менного хранения, перевозчики и др.

Объект регулирования в таможенных отношениях -товары и транспортные средства, перемещаемые через та­моженную границу таможенного союза.

1 Таможеннбе право: учебник / отв. ред. д-р юрид. наук., проф. А.Ф. Ноздра- чев. М.: Юрист, 1998. С. 45, ,-.■:•■.,.

14

15

Таможенные отношения имеют комплексный характер, поэтому объективно не существует потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждо­го вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воз­действия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует «комплексный метод» таможенного права — комбинационное применение правовых способов воздействия на субъектов, в аспекте обеспечения таможенных процедур и реализации других средств таможенной политики госу­дарств - участников таможенного союза.

Следующим веским основанием определения таможенно­го права в самостоятельную комплексную отрасль права следует считать наличие крупнейших кодификационных ак­тов — Таможенного кодекса таможенного союза, междуна­родных договоров по таможенным вопросам между Белару­сью, Россией и Казахстаном. Все эти акты являются по существу основными источниками таможенного права тамо­женного союза.

Таможенный кодекс таможенного союза интегрирует мно­жество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, в еди­ную функционально взаимосвязанную, юридически взаимо­обусловленную и логически согласованную систему норм та­моженного нрава.

Таким образом, Таможенный кодекс таможенного со­юза выступает в качестве важнейшего фактора, обуслов­ливающего выделение таможенного права в самостоятель­ную отрасль права. Именно в силу этого правовые нормы различной отраслевой принадлежности, будучи включенны­ми в ТКТО* навсегда остаются в таможенном праве и в своей сШокупнШйг и образую* оёббук» ЮрйДйчёскую общность ^ та­моженное дрИШ МаМ йбмплеШнуЮ отрасль. Тот факт, что нёкё-тбрые норУы Таможенного кодекса одновременно вхо­дят в состав других отраслей права, не подвергает сомнению вывод об их неизменной принадлежности к таможенному нравуs Нормы с «двойным гражданством» по тому же пред­мету, по тем же способам воздействия входят в другие от­расли и одновременно, а не вторично, функционально объе­диняются в системе таможенного права.

16

Следовательно, таможенное право - не вторичное образо­вание в системе права, а такое же первичное комплексное правоотраслевое образование, как и базовые отрасли права: административное, гражданское и др. Однако в отличие от них присутствие норм «с двойным гражданством» в таможен­ном праве придает ему характер комплексной отрасли права.

Таким образом, мы выяснили наличие всех объектив­ных условий возникновения и становления таможенного права в правовой системе государств - членов таможенного союза, а именно:

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать понятие таможенного права как комплексной отрасли права.

Таможенное право таможенного союза - это комплекс­ ная отрасль права, представляющая собой систему пра­ вовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государствами — членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевоз­ кой по единрй таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хране­ нием, таможенным декларированием, выпуском и ис­ пользованием в соответствии с таможенными проце­ дурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отноше­ ний между таможенными органами и лицами, реализу­ ющими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

1.2. Предмет таможенного права таможенного союза

Таможенное право представляет собой совокупность пра­вовых норм, регулирующих широкий круг разнообразных общественных отношений в таможенной сфере. Новизна, сложность и обширность этих отношений требуют их струк­туризации и разъяснения отдельных элементов, образую­щих в своей совокупности предмет таможенного права.

В общем структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена ТКТС. В нем обозна­чены основные виды общественных отношений, совокуп­ность которых и составляет нредмет регулирования таможенного права.

В зависимости от конкретных целей возникновения и соответственно их создания и регулирования в качестве таможенных отношений выделяют общественные отно­шения, связанные с:

  1. перемещением товаров через таможенную границу тамо­женного союза;

  2. их перевозкой по единой таможенной территории тамо­женного союза под таможенным контролем;

  1. временным хранением товаров;

  2. таможенным декларированием;

  1. выпуском товаров и их использованием в соответствии с таможенными процедурами;

  1. проведением таможенного контроля;

  2. уплатой таможенных платежей;

  1. властными отношениями между таможенными органа­ми и лицами, реализующими права владения, пользо­вания и распоряжения товарами и т.п.

Особенность перечисленных видов общественных отноше­ний состоит в том, что все они возникают в связи с перемеще­нием товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. В своей совокупности они опре­деляются понятием таможенных отношений, регулятором которых и является исключительно таможенное право.

18

Указанные виды общественных отношений многооб­разны по своему характеру и составляют предмет тамо­женного права. Все они непосредственно связаны с та­моженным регулированием и потому называются таможен­ными отношениями.

Главное, что характерно для таможенного права и в чем наиболее ярко и зримо проявляются его особенности, — это функционирование системы таможенных органов. В зна­чительной степени таможенное право выступает в качестве правовой формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых Таможенным кодексом и другими законода­тельными актами государств — членов таможенного союза на их таможенные органы.

Таможенное право регулирует указанные выше отно­шения с участием таможенных органов, причем эти отноше­ния складываются по поводу осуществления таможенными органами возложенных на них функций. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих таможенным органам юридически властных полномочий, в силу которых эти органы выступают в роли субъекта таможенных отно­шений.

Таможенные отношения представляют собой сферу применения и осуществления полномочий таможенных ор­ганов.

Таким образом, при определении предмета таможен­ного права необходимо учитывать:

Таким образом, общественные отношения, регулируемые таможенным правом, очень многообразны, но все они возни­ кают в связи с осуществлением таможенного регулирования, а таможенные правовые нормы упорядочивают, закрепляют и охраняют наиболее рациональные общественные отношения в таможенной сфере. ;.-..'-..

ia

1.3. Методы таможенного права

Комплексный характер общественных отношений, регу­лируемых таможенным правом, обусловливает применение имеющихся в действующей системе права способов воздей­ствия на субъектов - административно-правового и граж­данско-правового методов в их различных формах проявле­ния. Эти два метода содержательно выражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой метод регулирования ос­нован на отношениях власти и подчинения сторон, их нера­венстве и односторонности волеизъявления.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разре­шено все, что не запрещено».

Специфика таможенного регулирования состоит в целе­направленной деятельности государств - членов таможенно­го союза по регулированию внешнеторгового обмена посред­ством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взи­мания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. В связи с этим в правовом регулировании таможенных отношений превалирует адми­нистративно-правовой метод, который выражается в уста­новлении обязательных предписаний, запретов, ограниче­ний, разрешений.

Обязательные предписания в таможенной сфере - это возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных таможен-но-правоввй нормой. Доля предписаний в таможенном пра­ве занимает 1нЙчйт§льное место, что связано е цёленайрйй-йёйной органйЗацЙеи ^таможенного регулирования* требую­щего властных указаний, предписаний к совершению опре­деленных действий и т.п.

Все таможенные органы таможенного союза обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблю­дением установленного порядка. При этом они не имеют права уклоняться от принятия решений. Любое лицо вправе

обжаловать решения (в том числе нормативные акты), дей­ствия или бездействие таможенных органов государств — членов таможенного союза и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определя­ющими их компетенцию.

Установление запретов в таможенном праве связано с обеспечением безопасности, защитой общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, инте­ресов потребителей, права собственности (в том числе на объекты интеллектуальной собственности), животных и рас­тений, а также охраны окружающей природной среды и т.п.

Запреты — это предписания, возлагающие юридическую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой.

Правовые формы запретов в таможенной сфере разно­образны. Нередки прямые запреты. Например, запрет ввоза на территорию таможенного союза и вывоза с территории таможенного союза товаров и транспортных средств по осно­ваниям, предусмотренным законодательством государств — членов таможенного союза, запрет совершать таможенные преступления, запрет совершать административные тамо­женные правонарушения и др.

Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме - путем указания исчерпывающего перечня действий. Например, установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определение формы, места, сроков подачи таможенной декларации, пред­ставление документов и дополнительных сведений, необхо­димых для таможенных целей, принятия таможенной дек­ларации, ее изменения, дополнения и изъятия.

Запреты в таможенной сфере устанавливаются и по­средством определения порядка совершения действий. На­пример, установлен четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов на всех этапах таможенного офор­мления: на этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций и на этапе контроля за правильностью опреде­ления кода товара в соответствии с товарной номенклату-

20

21

рой внешнеэкономической деятельности и страной проис­хождения и т.д.

Исполнение запретов обеспечивается установлением уго­ловной ответственности физических лиц и админист­ративной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.

Метод запретов в таможенном праве тесно соприкасается с методом официального разрешения на совершение опре­деленных действий. Разрешительный метод также широко применяется в таможенном праве и является наиболее перс­пективным. .;.;,

Например, предусматривается разрешительный порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза разрешается таможенными органами только при заявлении товаров в определенную таможенную процедуру. При этом право принятия решения о возможнос­ти помещения конкретного товара под определенную тамо­женную процедуру принадлежит исключительно таможен­ным органам.

Широко используется в таможенном праве и граж­данско-правовой метод — диспозитивный подход к ус­тановлению правомочий субъектов таможенных отношений. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физических) на ввоз на территорию тамо­женного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств. Никто не может быть ли­шен права или ограничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного со­юза товаров и транспортных средств, за исключением случа­ев, установленных ТКТС и другими законодательными ак­тами государств - членов таможенного союза.

Таможенный кодекс предоставляет лицам, перемещаю­щим товары через таможенную границу, право выбора лю­бой таможенной процедуры. По желанию лица одна тамо­женная процедура может быть заменена другой. Этот метод, примененный в ТКТС, называется методом общих дозволе-

ний, в отличие от иных форм проявления гражданско-пра­вового метода регулирования.

Диспозитивный подход в таможенном праве выражается и в предоставлении субъектам возможности согласования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях. Например, место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной грани­цы допускается только в специально определенных местах, определяемых государствами - членами таможенного союза, и во время работы таможенных органов.

Таким образом, специфика правового регулирования об­щественных отношений в таможенной сфере состоит в орга­ническом соединении административно-правового и граж­данско-правового методов в разнообразных формах их ре­ального проявления.

1,4. Субъекты таможенного права

Субъект таможенного права — лицо, наделенное права­ми и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются:

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и служащие таможен­ных органов государств — членов таможенного союза. Их

22

23

специфика определяется установленной таможенным пра­вом компетенцией таможенных органов, которая характе­ризуется совокупностью возложенных на них задач и функ­ций, а также объемом конкретных прав и обязанностей служащего того или иного таможенного органа-

К иным субъектам таможенного права относятся:

  1. юридические лица — предприятия, учреждения и орга­низации;

  2. физические лица, вступающие в различные правоотно­шения с таможенными органами;

  3. государства, при заключении международных договоров по таможенному регулированию;

  4. международные организации, имеющие отношение к ре­шению вопросов таможенного регулирования.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят на террито­рию таможенного союза и вывозят с территории таможенного союза товары и транспортные средства, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза или вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств, за исключением случаев, установленных ТКТС и иными нормативными правовыми актами государств — чле­нов таможенного союза.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или опера­тивном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и Ответчиком в судей

Для осуществления юридическим лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его правоспо­собность. Правоспособность означает способность юри­дического лица иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредитель-

24

ных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Различается правоспособность специальная и общая. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учре­дительных документах и соответствуют цели создания юри­дического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми юридическое лицо право занимать­ся. Следовательно, если специальная правоспособность юри­дического лица не включает в себя внешнеэкономическую деятельность, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство юридических лиц, относя­щихся к коммерческим организациям, обладает общей пра­воспособностью, Они могут иметь гражданские права и не­сти гражданские обязанности, необходимые для осу­ществления любых видов деятельности, не запрещенных законом и учредительными документами, в том числе и внешнеэкономической. Следует иметь в виду, что опре­деленные ограничения внешнеэкономической деятельности юридических лиц могут устанавливаться путем введения лицензирования. Под лицензированием понимается выдача уполномоченными на то органами специального разрешения на ведение соответствующего вида деятельности.

Физические лица - это граждане государств - членов таможенного союза, иностранные граждане и лица без граж­ данства. .'-, .;;■:,'*.;.•;

Правовое положение граждан характеризуется поня­тиями «правоспособность» и «дееспособность». Право­способность - это способность гражданина иметь права и обязанности, то есть быть субъектом этих прав и обязанно­стей.

Для того чтобы своими действиями приобретать и осу­ществлять гражданские права, от своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их* гражданин должен быть дееспособным. Вопросы правоспособности и дееспо­собности граждан регулируются гражданским правом.

Гражданский кодекс Республики Беларусь закрепил рав­ную для всех граждан правоспособность. Иностранные граж-

25

дане и лица без гражданства пользуются в Республике Бела­русь гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь. Это означает, что иностранные граж­дане и лица без гражданства имеют в таможенной сфере те же права, что и граждане Республики Беларусь, и не могут иметь какие-либо иные права, чем те, которые предоставле­ны гражданам Республики Беларусь (например, права, кото­рые предоставлены иностранному гражданину в его стране: освобождение от декларирования, таможенного контроля и т.п.). Иностранные граждане, лица без гражданства несут ответственность за нарушение таможенных правил на об­щих основаниях с гражданами Республики Беларусь.

Физические лица пользуются теми же правами по пере­мещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, что и юридические лица. Однако при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими лицами имеют значение цели перемещения, которые и необходимо установить: для личного использова­ния или коммерческих целей. Товары, предназначенные не для коммерческих целей, подлежат декларированию, тамо­женному оформлению и таможенному контролю в упрощен­ном порядке.

В области таможенной деятельности наметилась тенден­ция к расширению сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным посредничеством. Посреднические функции в этой области осуществляются таможенными представителями. В раз­ных государствах они называются по-разному, но все они являются субъектами таможенных правоотношений.

Взаимные права и обязанности таможенных органов и иных субъектов таможенных правоотношений детально рег­ламентируются ТКТС, международными договорами и наци­ональным законодательством государств — членов таможен­ного союза. Любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов государств - членов таможенного со­юза и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые реше­ния, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально.

1.5. Система таможенного права таможенного союза

Вопрос о системе таможенного права таможенного союза является сложным, поскольку оно состоит из норм разной правоотраслевой принадлежности.

При решении вопроса о системе таможенного права та­моженного союза следует исходить из того, что в формиро­вании его содержания и в систематизации норм решающая роль принадлежит государствам - членам таможенного союза.

В соответствии с задачей создания таможенного права, отвечающего требованиям современного мира, государства — члены таможенного союза формируют отрасль таможенного права в том виде, в котором оно необходимо для дости­жения целей осуществляемой ими таможенной политики.

Таможенное право нельзя отождествлять с таможенной политикой, но в то же время его нельзя понять в отрыве от целенаправленной деятельности государств — участников та­моженного союза по регулированию внешнеторгового обме­на. Именно в системе таможенного права эта связь проявля­ется наиболее ярко, поскольку совокупность правовых норм, опосредующих формирование и осуществление единой таможенной политики, а также набор форм и методов ее осуществления, порядок использования таможенными органами государств - участников таможенного союза инст­рументов таможенного регулирования и образуют систему таможенного права.

Взаимосвязанные и взаимообусловленные совокупности таможенно-правовых норм, регулирующие определенные од­нородные группы общественных отношений, возникающие между таможенными органами государств - членов тамо­женного союза и лицами, по поводу перемещений последни­ми товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу таможенного союза, являются институтами тамо­женного права. Порядок расположения этих институтов внутри таможенного права как комплексной отрасли опре­деляется порядком их включения в таможенное законода­тельство, а также внутренней структурой TKTC.

26

27'

ТКТС определяет как общее направление развития та­моженного права, так и его целостность, внутреннюю согла­сованность и систематичность строго в соответствии с тамо­женной политикой государств — членов таможенного союза и средствами ее реализации.

Задачи развития таможенной политики таможенного со­юза могут потребовать внесения в систему таможенного пра­ва новых институтов, изменения содержания существую­щих по мере решения конкретных задач таможенной дея­тельности на данном историческом отрезке времени;

Таможенно-правовые нормы — это устанавливаемые го­сударствами — членами таможенного союза правила поведе­ния в таможенной сфере.

В связи с этим таможенное право таможенного союза подразделяется на две части: Общую и Специальную.

Общая часть включает таможенные правовые нормы, в которых выражены общие положения, касающиеся право­вого регулирования всей совокупности общественных отно­шений в сфере таможенного регулирования. Положения норм Общей части применяются при реализации всех тамо-женногправовых норм, образующих отрасль таможенного права таможенного союза.

Специальная часть таможенного права включает в себя расположенные в определенном ТКТС порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена таможенной дея­тельностью государств - членов таможенного союза.

Таким образом, таможенное право таможенного союза является весьма значительной по объему и сложной по содержанию комплексной отраслью права. Это связано со сложной fiijpf1ту|йи й многоаспектностыо внёшнеэконёмй^ чёской деят1лМ881Й» которая и составляет ЩЩйёт регули­рования таможенного права. Таможенное право таможенно­го союза, отвечающее требованиям современности, находит­ся еще в стадии становления. В связи с этим оно является не только одной из самых важных, но и весьма перспектив­ных отраслей права и будет развиваться вместе с развитием таможенного союза.

1.6. Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие таможенного права во времени

Основополагающим для таможенного права является правило, согласно которому в таможенной деятельности применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных доку­ментов таможенными органами таможенного союза.

Действующими нормативными правовыми актами приз­наются акты, вступившие в силу.

В таможенной сфере новые нормативные акты могут иметь обратную силу, а старые нормативные акты могут применяться к отношениям, возникшим или существовав­шим в период их действия, по решению нормотворческих органов, закрепленному в ТКТС, в самом нормативном акте или акте о введении его в действие.

Для регулирования отношений, возникающих при неза­конном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, применяются нор­мы таможенного права, действующие на день фактического перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств.

Действует правило о том, что противозаконность и на­казуемость действий или бездействия Определяется нормой, действовавшей во время совершения этого деяния. Однако норма, устраняющая противозаконность и наказуемость де­яния или смягчающая наказание, имеет обратную силу, то есть с момента вступления в силу она распространяется также на деяния, совершенные до ее издания. С момента вступления в силу нормы, устраняющей противозаконность, соответствующие деяния, совершенные до ее вступления в силу, не считаются таможенными правонарушениями.

Нормы, устанавливающие наказуемость деяния или устанавливающие за него конкретные наказания, обратной силы не имеют.

28

29

Действие таможенного права в пространстве

Пространственные пределы действия таможенного права определяются таможенной территорией таможенного союза, или правильнее - таможенной территорией государств -членов таможенного союза.

Единую таможенную территорию таможенного со­юза составляют территории Республики Беларусь, Респуб­лики Казахстан и Российской Федерации, а также исключи­тельные экономические зоны и континентальные шельфы государств - участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отноше­нии которых государства — участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономи­ческих зонах и на континентальных шельфах государств --участников таможенного союза искусственных островов, ус­тановок, сооружений и иных объектов, в отношении кото­рых государства - участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной гра­ницей таможенного союза.

На таможенной территории таможенного союза действу­ет таможенное законодательство таможенного союза.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуще­ствляется в.соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

При таможенном регулировании применяется таможен­ное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных тамо­женных документов, за исключением случаев, предусмот­ренных ТКТС.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным зако­нодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

30

Если день фактического пересечения товарами таможен­ной границы не установлен, применяется таможенное зако­нодательство таможенного союза, действующее на день вы­явления нарушения требований, установленных таможен­ным законодательством таможенного союза.

Действие таможенного права по кругу лиц

Принципы территориального действия таможенного пра­ва предопределяют и его действие в отношении лиц. Тамо­женное право распространяется на всех предусмотренных в его нормах лиц, находящихся на таможенной территории таможенного союза. При этом в разных случаях юридичес­кое значение имеет пересечение таможенной границы, пода­ча таможенной декларации и иных документов таможенным органам, нахождение в зоне таможенного контроля, неза­конное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза и т.п.

Из этого общего правила имеются исключения. Напри­мер, действие таможенного права таможенного союза не распространяется в определенной части на лиц, пользую­щихся иммунитетами и привилегиями.

Иностранные физические лица не могут быть субъектами некоторых таможенных правоотношений на территории та­моженного союза, например государственно-служебных.

1.7.. Источники таможенного права

Под источниками права принято понимать внешние фор-мй Права: В пёайёвёй дойтрйне формы* с пёмбнщё кётЪрых государственная воля становится нр&вёвёи нёрмёй, обозначаются термином «источники права».

Под источниками таможенного права таможенного союза понимаются акты компетентных органов, устанавли­вающие или санкционирующие нормы таможенного права таможенного союза.

я

31

Содержание таможенного права таможенного союза определяется системой его источников, к которым отно­сятся:

  1. Таможенный кодекс таможенного союза;

  1. международные договоры государств - участников тамо­женного союза, регулирующие таможенные правоотно­шения в таможенном союзе;

  2. решения Комиссии таможенного союза (Комиссия тамо­женного союза - единый постоянно действующий регу­лирующий орган таможенного союза), регулирующие та­моженные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами го­сударств - участников таможенного союза;

  3. внутреннее законодательство государств - членов тамо­женного союза;

  1. международные обычаи.

Источники таможенного права таможенного союза имеют определенную специфику, они носят тройственный характер.

С одной стороны, источниками являются международ­ные договоры и международные обычаи, с другой - ТКТС и решение Комиссии таможенного союза> регулирующие тамо­женные правоотношения в таможенном союзе, принимае­мые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств - участни­ков таможенного союза, а с третьей стороны — нормы внут­реннего (национального) законодательства государств - уча­стников таможенного союза.

В ТКТС как базовом источнике таможенного права та­моженного союза, содержатся все основные материально-правовые' процессуальные и процедурные таможенные нормы.

ТКТС определяет правовые, экономические и организа­ционные основы таможенного регулирования на территории государств — участников таможенного союза и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безо­пасности таможенного союза; активизацию политических и экономических связей государств - участников таможённо-

го союза е мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, юридических лиц и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного регу­лирования.

Международные договоры (конвенции, договоры и соглашения — название в данном случае значения не имеет), т.е. те внешние формы права, которые являются результа­ том нормотворчества государств — членов таможенного со­ юза и других субъектов таможенного права таможенного союза, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза* -

Международно-правовые договоры и соглашения с учас­тием Республики Беларусь, касающиеся таможенных вопро­сов, — важнейшие источники таможенного права.

Решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимае­мые в соответствии с ТКТС и международными договорами государств — участников таможенного союза, являются обяза­тельными для всех государств — членов таможенного^ союза.

Резолюции иных международных организаций, если иное специально и должным образом не оговорено, не созда­ют юридических обязательств для участвующих государств.

Еще одним источником международного частного права, связанным происхождением с международной жизнью, является международный обычай.

Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономи­ческих связей и трудность установления их содержания и применения (в силу их неписаного характера), многие международные организации изучают, обобщают и публи­куют своды обычаев по таким группам вопросов, как Меж­дународные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., повсеместно применяемые таможенными органами в целях определения таможенной стоимости для начисления по­шлин и статистического учета в сфере внешнеторговой дея­тельности государств и т.п.

Обычаи в таможенном праве - неписанные правила поведения, которые сложились давно, систематически при-

32

33

меняются и отступление от них рассматривается как нару­шение права. Обычаи могут носить правовой и не правовой характер. Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санкционированы соответствующим компетентным органом государства.

Примером санкционированного обычая может быть по­ ложение, сформулированное в ст. 1093 Гражданского ко­ декса Республики Беларусь: «Право, подлежащее примене­ нию к гражданско-правовым отношениям с участием иност­ ранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоя­ щего Кодекса, иных законодательных актов, международ­ ных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев». -

Внутреннее (национальное) законодательство — один из основных источников таможенного права таможенного союза.

Говоря о Республике Беларусь, мы констатируем, что таможенное регулирование в республике отнесено к ведению Президента Республики Беларусь и законодательство о та­моженном деле представлено исключительно юридическими актами государственного уровня.

Национальными или внутренними источниками таможенного права Республики Беларусь являются:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изме­нениями и дополнениями, принята на республиканских ре­ферендумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Принципиальное значение для таможенного законо­дательства имеет положение Конституции о том, что Рес­публика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответ­ствие им законодательства (ст. 8).

Согласно ст. 137 Основного Закона Конституция обла­дает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Это касается и актов, регули­рующих вопросы таможенного дела.

2. Комплексный характер таможенного законодательства обусловливает использование отдельных норм, содержащихся в актах иной отраслевой принадлежности. Например, ответ­ ственность за таможенные преступления установлена Уголов­ ным кодексом Республики Беларусь, ведение дознания по делам о таких преступлениях предусмотрено Уголовно-про­ цессуальным кодексом Республики Беларусь.

Аналогичным образом обстоит дело с Кодексом Рес­публики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Бе­ларусь об административных правонарушениях, в которых содержатся нормы, предусматривающие ответственность за совершение административных таможенных правонаруше­ний и ведение административного процесса по делам о та­ких правонарушениях.

3. Важными и многочисленными источниками таможен­ ного права являются подзаконные акты. Это во многом объясняется характером таможенной деятельности. В процес­ се ее осуществления часто возникает необходимость решения задач, требующая немедленного оперативного реагирования. Достижению таких целей и способствует административное нормотворчество.

Подзаконными нормативными актами являются норма­тивные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Изданные ГТК Республики Беларусь в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу обязательны для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органа­ми Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчи­ненности, а также должностными, лицами и гражданами.

ГТК Республики Беларусь принимает нормативные пра­вовые акты совместно с другими органами исполнительной власти. В данном случае совместные нормативные правввые акты являются не только источниками таможенного права, но и других отраслей права.

4. Судебный прецедент также может рассматриваться в качестве национального источника таможенного права. Су-дебный прецедент как источник права — это конкретное

34

35

судебное решение, за которым признается государством сила закона. Для полного понимания сущности прецедентного права необходимо уяснить содержание следующих категорий:

В Республике Беларусь судебная практика по гражданс­ким делам с 1 июля 1999 г. рассматривается в качестве источника права. Она имеет важное значение и для толкова­ния норм таможенного права. В этом смысле особого внимания заслуживают руководящие разъяснения Пленумов Верховно­го Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Издание руководящих разъяснений направлено на обеспечение единства судебной практики, соблюдения законности и правопорядка.

При рассмотрении источников таможенного права необ­ходимо назвать и средства так Называемого негосударствен­ного регулирования.

Вырабатываются они по инициативе самих участников внешнеэкономической деятельности и носят рекомендатель­ ный характер. Например, доктрина не относится к числу источников таможенного права таможенного союза, но су­ дебно-арбитражной практике известны случаи обращения к доктрине для обоснования принимаемого решения. Некото­ рые авторы считают правовую доктрину источником тамо­ женного права. На наш взгляд, вряд ли с этим можно согласиться. Однако правовая доктрина важна для разра­ ботки и уяснения норм таможенного права таможенного союза. *

1.8. Соотношение таможенного права с другими отраслями права

Таможенное право таможенного союза, являясь комп­лексной отраслью, по своему содержанию непосредственно связано со многими отраслями права.

Административное право регулирует значительную часть отношений, отнесенных к предмету таможенного пра­ва, свойственными ему методами. Но это не дает оснований считать таможенное право подотраслью административного права и тем более его институтом. Таможенные администра­тивно-правовые нормы в силу специфики предмета регули­рования таможенных отношений обособляются от общего массива административно-правовых норм и занимают самостоятельное центральное место в системе таможенного права.

К предмету регулирования таможенных администра­тивно-правовых норм относятся общественные отношения, складывающиеся в процессе:

Правовые нормы, регулирующие производство по делам об административных таможенных правонарушениях, и их рассмот­рение относятся к административно-процессуальному праву.

Значительная часть административно-правовых норм в таможенной сфере исходит от таможенных органов, специ­ально созданных для таможенной деятельности. Данные органы связаны с другими государственными органами лишь по линии таможенной деятельности. Этим объясняется и специфика создаваемых ими норм таможенного права, обя­зательных для исполнения не только таможенными органа­ми, но и иными государственными органами, предприятия­ми, учреждениями, организациями независимо от форм соб­ственности и подчиненности, а также должностными лица­ми й гражданами.

36

37

Таможенное право непосредственно связано с финан­совым правом. Последнее регулирует общественные от­ношения в сфере финансовой деятельности государств — чле­нов таможенного союза. Таможенное право определяет виды таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты.

Таможенное право взаимодействует с финансовым пра­вом в вопросах определения компетенции таможенных орга­нов в осуществлении контроля при перемещении через тамо­женную границу таможенного союза объектов валютного контроля; документального контроля за валютными опера­циями и т.п.

Таможенное и гражданское право соприкасаются в воп­росах регламентации прав и обязанностей Но договорам хра­нения и перевозки, заключаемым в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на тамо­женном складе и складе временного хранения и в других случаях.

С трудовым правом таможенное право связано в рег­ламентации отношений, возникающих в процессе труда слу­жащих таможенных органов. Нормами таможенного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение службы в таможенных органах и др. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являют­ся участниками трудовых отношений, которые регулируют­ся трудовым правом.

Таможенное право и уголовное право регламентируют общественные отношения в связи с совершением та­моженных преступлений.

С уголовно-процессуальным правом и оперативно-ро­зыскной деятельностью таможенное право имеет тесную связь по вопросам правоохранительной деятельности тамо­женных органов, которые осуществляют дознание и опера­тивно-розыскную деятельность по делам, отнесенным к их компетенции.

Гражданское процессуальное право применяется в дея­тельности таможенных органов в случаях судебного рас­смотрения споров в таможенной сфере, например, взыска­ния по суду штрафов и денежных сумм за нарушения тамо­женных правил, исполнения постановлений о наложении

взысканий через судебного исполнителя, при подаче в суд жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц.

Таможенное право связано с международным публич­ным правом в вопросах режима Государственной границы государств - членов таможенного союза, приграничной тер­ритории, дипломатического иммунитета, режима наибольше­го благоприятствования, международного сотрудничества го­сударств, статуса международных и региональных организа­ций, представительств иностранных государств при них.

Таможенное право связано с такими комплексными от­раслями права, как воздушное, экологическое право и др. Эта связь состоит, например, в том, что в нем содержатся нормы названных отраслей о правовом режиме воздушного пространства над территорией государств - членов таможен­ного союза.

Место таможенного права таможенного союза в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений, рассмотренных в настоящей главе. Таможенное право характеризуется особой мобильно­стью, обусловливаемой постоянным совершенствованием внешнеэкономической деятельности и соответственно потребностями оперативного изменения правового регулиро­вания общественных отношений в таможенной сфере.

38

39