logo
А

Глава 17 виды таможенных процедур

В целях таможенного регулирования в отношении това­ров п. 1 ст. 202 ТКТС установлены следующие виды тамо­женных процедур:

  1. выпуск для внутреннего потребления;

  2. экспорт;

  3. таможенный транзит;

  4. таможенный склад;

  5. переработка на таможенной территории;

  6. переработка вне таможенной территории;

  7. переработка для внутреннего потребления;

  8. временный ввоз (допуск);

  9. временный вывоз; 10)реимпорт;

11)реэкспорт;

12)беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14)отказ в пользу государства;

IS)свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17)специальная таможенная процедура (таможенная про­цедура, определяющая для таможенных целей требова­ния и условия пользования или распоряжения отдель­ными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

170

171

Согласно ст. 203 ТКТС специальная таможенная процеду­ра устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии тамо­женного союза.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможен­ную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТКТС и законодательством государств — членов таможенно­го союза.

Лицо вправе изменить выбранную таможенную процеду­ру на другую.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом.

Обязанность подтверждения соблюдения условий поме­щения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Таможенный контроль за соблюдением условий тамо­женных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза, проводится таможенными органами того государства — члена таможен­ного союза, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой.

Ответственность за несоблюдение условий и требова­ний таможенной процедуры несет декларант.

В силу ст. 208 ТКТС в случае изъятия товаров, поме­щенных под таможенную процедуру, либо наложения арес­та на такие товары, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается.

Если принято решение об отмене изъятия товаров либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры возобновляется.

При конфискации или обращении в собственность госу­дарства по решению суда товаров, помещенных под тамо­женную процедуру, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров прекращается, а конфискованные или обращенные в собственность государства иностранные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

Если привлечение лица к административной или уго­ловной ответственности связано с несоблюдением им тамо­женной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной та­моженной процедуры, действие таможенной процедуры должно быть завершено в течение пятнадцати календар­ных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответ­ственности.

Товары, в отношении которых действие таможенной процедуры не завершено, задерживаются таможенными органами.

17.1. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления

Выпуск для. внутреннего потребления — таможенная, процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной тер­ритории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТКТС (ст. 209).

Товары помещаются под таможенную процедуру выпус­ка для внутреннего потребления при соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 210 ТКТС:

  1. уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференций » льготы по уплате таможенных пошлин* налйгов;

  2. соблюдения запретов и ограничений;

  3. представления документов, подтверждающих соблюде­ние ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза.

172

173 ,

При предоставлении льгот по уплате таможенных по­шлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению товарами, товары под­лежат условному выпуску и сохраняют статус иностран­ных товаров.

17.2. Таможенная процедура экспорта

Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст. 212 ТКТС).

Допускается помещение под таможенную процедуру экс­порта товаров, ранее помещенных под таможенные процеду­ры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможен­ным органам.

Товары помещаются под таможенную процедуру экспор­та при соблюдении условий, установленных ст. 213 ТКТС:

  1. уплаты вывозных таможенных пошлин, если не уста­новлены льготы по уплате вывозных таможенных по­шлин;

  1. соблюдения запретов и ограничений;

  1. представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень то­варов, формируемый Комиссией таможенного союза в со­ответствий ё международными договорами государств -членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отноше­нии третьих стран.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспор­та и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.

174

17.3. Таможенная процедура таможенного

транзита

Таможенный транзит — таможенная процедура, в соот­ветствии с которой товары перевозятся под таможен­ным контролем по таможенной территории таможен­ного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от тамо­женного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (п. 1 ст. 215 ТКТС).

В соответствии с п. 2 ст. 215 ТКТС таможенный тран­зит применяется при перевозке:

  1. иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

  2. иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

  3. иностранных товаров, а также товаров таможенного со­юза, от внутреннего таможенного органа до таможенно­го органа в месте убытия;

  4. иностранных товаров от одного внутреннего таможенно­го органа до другого внутреннего таможенного органа;

  5. товаров таможенного союза от таможенного органа мес­та убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом тамо­женного союза.

Таможенный транзит не применяется в отношении това­ров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (тех­ническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

Таможенный транзит в отношении товаров, перемещае­мых в международных почтовых отправлениях, трубопро­водным транспортом и по линиям электропередачи, применяется с учетом особенностей, установленных ТКТС.

175

Особенности таможенного транзита в отношении това­ров, перемещаемых железнодорожным транспортом по та­моженной территории таможенного союза, определяются международным договором государств - членов таможенно­го союза.

Помещение товаров под таможенную процедуру тамо­женного транзита допускается при соблюдении условий, установленных ст. 216 ТКТС:

  1. товары не запрещены к ввозу на таможенную террито­рию таможенного союза или вывозу с такой террито­рии;

  2. в отношении товаров представлены документы, подтвер­ждающие соблюдение ограничений, связанных с пере­мещением товаров через таможенную границу, если та­кое перемещение допускается при наличии этих документов;

  3. в отношении ввозимых товаров осуществлены погра­ничный контроль и иные виды государственного конт­роля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

  4. представлена транзитная декларация;

  5. в отношении товаров приняты меры обеспечения соблю­дения таможенного транзита;

  6. обеспечена идентификация товаров;

  7. транспортное средство международной перевозки обору­довано надлежащим образом в случае, если товары пе­ревозятся под таможенными пломбами и печатями.

В соответствии со ст. 217 ТКТС к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся:

  1. обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в от­ношении иностранных товаров;

  2. таможенное сопровождение;

  3. установление маршрута перевозки товаров.

При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если:

1) в качестве декларанта выступают таможенный перевоз­чик или уполномоченный экономический оператор;

  1. товары перемещаются железнодорожным и трубопровод­ным транспортом или по линиям электропередачи;

  2. это установлено международными договорами;

  3. товары перевозятся под таможенным сопровождением.

Маршруты определяются таможенным органом отправле­ния на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.

Изменение маршрута допускается с письменного разре­шения таможенного органа отправления либо любого тамо­женного органа, находящегося по пути его следования.

Таможенное сопровождение сопровождение транспорт­ных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, ко­торое осуществляется должностными лицами тамо­женных органов либо иными организациями в соответ­ствии с законодательством государств членов тамо­женного союза в целях обеспечения соблюдения тамо­женного транзита (п. 1 ст. 218 ТКТС).

Таможенный орган вправе принять решение о таможен­ном сопровождении в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 218 ТКТС, в частности:

  1. определяемых на основе системы управления рисками;

  2. непредставления либо недостаточности обеспечения уп­латы ввозных таможенных пошлин, налогов;

  3. неоднократного невыполнения перевозчиком обязаннос­тей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было уста­новлено вступившими в законную силу постановления­ми о привлечении к административной ответственнос­ти, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;

  4. неисполнения перевозчиком обязанности по уплате та­моженных пошлин, налогов. ../'.,,,,.._.

В случае принятия таможенным органом решения о тамо® женном сопровождении таможенный орган организует его не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.

Согласно ст. 219 ТКТС срок таможенного транзита от тамоякенного органа отправления до таможенного органа

176

177

назначения устанавливается таможенным органом отправ­ления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий пере­возки и заявления декларанта или перевозчика, если пере­возчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режи­ма труда и отдыха водителя в соответствии с международ­ными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита.

Предельный срок таможенного транзита не может пре­вышать срок, определяемый из расчета двух тысяч кило­метров за один месяц.

Место доставки товаров при таможенном транзите оп­ределяется в соответствии со ст. 220 ТКТС таможенным органом отправления на основании сведений о пункте на­значения, указанном в транспортных (перевозочных) доку­ментах.

В случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки независимо от сведе­ ний, указанных в транспортных (перевозочных) докумен­ тах. ■

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенно­го органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения та­моженного органа.

Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорож­ным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).

Для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдени­ем требований, предусмотренных ст. 221 ТКТС:

  1. таможенные пломбы могут быть наложены простым и надежным способом;

  2. товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых- помещений транспортного средства

международной перевозки или вложены в них без ос­тавления видимых следов их вскрытия или без повреж­дения таможенных пломб и печатей;

  1. отсутствуют потайные места, в которых товары могут быть спрятаны;

  2. места, в которых могут находиться товары, легко дос­тупны для таможенного осмотра товаров.

Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможен­ными пломбами и печатями может быть выдано:

Свидетельство о допущении транспортного средства меж­дународной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями выдается таможенным органом по заявлению заинтересованного лица не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного заявления. Указанное свидетельство остается действительным до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства международной перевозки, но не более двух лет.

Таможенные органы не требуют заблаговременного допу­щения транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печа­тями, за исключением случая, если:

Разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с тамо­женной процедурой таможенного транзита, а также замена транспортных средств международной перевозки, перевозя­щих такие товары, допускаются, согласно ст. 222 ТКТС, с разрешения таможенного органа отправления или таможен­ного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция, за исключением случа­ев, указанных в части второй п. 1 ст. 222.

178

179,

В соответствии со ст. 223 ТКТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного тран­зита перевозчик, независимо от того, является ли он дек­ларантом этой таможенной процедуры, обязан:

  1. доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место дос­тавки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;

  2. обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;

  3. не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соот­ветствии с таможенной процедурой таможенного тран­зита, а также замены транспортных средств междуна­родной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.

При недоставке товаров и документов на них в таможен­ный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена тамо­женного союза, таможенным органом которого товары поме­щены под таможенную процедуру таможенного транзита.

За неисполнение своих обязанностей при перевозке това­ров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена таможенного со­юза, на территории которого выявлено нарушение.

Таможенная процедура таможенного транзита за­вершается по правилам ст. 225 ТКТС после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным орга­ном отправления.

В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.

Размещение товаров в зоне таможенного контроля до­пускается в любое время суток.

Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному

органу назначения транзитную декларацию, а также име­ющиеся у него другие документы:

По требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары.

Таможенный орган назначения в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, регистри­рует их подачу в порядке, установленном законодатель­ством государств - членов таможенного союза.

Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сро­ки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной дек­ларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процеду­ры таможенного транзита (п. 5 ст. 225 ТКТС).

При аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в со­ответствии с таможенной процедурой тамсМенного Транзи­та* перевозчик Обязан принять Всё Меры Для ёёёёпёчения сохранности товаров и транспортных средств, незамедли­тельно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также пере­везти товары или обеспечить их перевозку (если его транс­портное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.

180

181

Таможенный орган, получивший сообщение об этих обстоя­тельствах, обязан известить таможенный орган отправления и таможенный орган назначения о возникших обстоятель­ствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

17.4. Таможенная процедура таможенного склада

Таможенный склад - таможенная процедура, при кото­рой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установ­ленного срока без уплаты таможенных пошлин, нало­гов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 229 ТКТС).

В соответствии со ст. 230 ТКТС под таможенную проце­дуру таможенного склада могут помещаться любые инос­транные товары, за исключением:

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут быть помещенМ иностранные товары в целях приостановле­ния действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Допускается помещение под таможенную процедуру та­моженного вкладабез фактического размещения на тамо­женном! складе товаров, которые из-за своих больших габаритов не могут быть размещены на таможенном складе,

182

при наличии на это разрешения таможенного органа в пись­менной форме.

При помещении товаров под эту таможенную процедуру без их фактического размещения на таможенном складе законодательством государств — членов таможенного союза могут определяться случаи предоставления обеспечения уп­латы таможенных пошлин, налогов.

Срок хранения товаров на таможенном складе соглас­но ст. 231 ТКТС не может превышать три года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенно­го склада.

Товары, имеющие ограниченный срок годности и (или) реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за сто восемьдесят календарных дней до истечения указанного срока.

Товары/срок хранения которых на таможенном складе истек, задерживаются таможенными органами.

В соответствии со ст. 232 ТКТС лица, обладающие пол­номочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, помещенными под таможен­ную процедуру таможенного склада, обычные операции, не­обходимые для обеспечения их сохранности, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада, при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки или средств идентификации.

Все операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изме­нением классификационного кода по Товарной номенклату­ре внешнеэкономической деятельности.

В отношении всех или части товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совер­шаться сделки, предусматривающие передачу прав владе­ния, пользования или распоряжения этими товарами.

Таможенным складом признается специально определен­ное и обустроенное сооружение, помещение и (или) от­крытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой та­моженного склада (п. 1 ст. 233 ТКТС).

183

Г

Таможенные склады могут быть открытого или закры­того типа.

Таможенные склады являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами, обладающими полномочи­ями в отношении товаров.

Таможенные склады являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров вла­дельца таможенного склада.

Законодательством государств — членов таможенного со­юза могут определяться отдельные категории товаров, кото­рые допускается хранить на таможенных складах закрытого типа.

Требования по расположению, обустройству и оборудо­ванию таможенных складов, а также порядок их учрежде­ния и функционирования определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно правилам ст. 234 ТКТС товары, которые мо­гут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны размещаться на таможенных складах, оборудованных в соответствии с условиями хране­ния таких товаров.

Допускается хранение на таможенном складе товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процеду­ру экспорта, в течение шести месяцев.'

В случае прекращения функционирования таможенного склада товары, помещенные под таможенную процедуру та­моженного склада, в течение шестидесяти календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о пре­кращении функционирования этого склада, должны быть перемещены на другой таможенный склад либо помещены под иную таможенную процедуру.

При не совершении в течение шестидесяти календарных дней действий, указанных выше, товары задерживаются та­моженными органами.

Действие таможенной процедуры таможенного склада в соответствии со ст. 236 ТКТС завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе.

184

Товары, помещенные под таможенную процедуру тамо­женного склада, могут помещаться под иную таможенную процедуру полностью или частями.

После помещения товаров под иную таможенную проце­дуру эти товары подлежат вывозу с таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем их помещения под иную таможенную процедуру.

17.5. Таможенная процедура переработки на таможенной территории

Переработка на таможенной территории — таможенная процедура, при которой иностранные товары используют­ся для совершения операций по переработке на таможен­ной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввоз­ных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом про­дуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза (п. 1 ст. 239 ТКТС).

Товары, помещенные под таможенную процедуру перера­ботки на таможенной территории, сохраняют статус иност­ранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус инос­транных товаров.

При совершении операций по переработке иностранных товаров допускается использование товаров таможенного союза.

Помещение товаров под таможенную процедуру перера­ботки на таможенной, территории допускается при со­блюдении условий, установленных п. 1 ст. 240 ТКТС: 1) предоставления документа об условиях переработки то­варов на таможенной территории, выданного уполномо­ченным органом государства — члена таможенного со­юза;

185

2) возможности идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки, за исключением случая замены эквивалентными товарами.

Операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории согласно п. 1ст. 241 ТКТС включают:

  1. переработку или обработку товаров, при которой иност­ранные товары теряют свои индивидуальные характе­ристики;

  2. изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разбор­ку и подгонку;

  3. ремонт товаров, включая восстановление, замену состав­ных частей;

  4. использование в качестве сырья товаров, которые со­действуют производству продуктов переработки или об­легчают его, даже если эти товары полностью или час­тично потребляются в процессе переработки.

Пункт 2 ст. 241 предусматривает исключение: к операци­ям по переработке товаров не относятся: 1) операции по обеспечению сохранности товаров при под­готовке их к продаже и транспортировке; 2 ) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков;

  1. выращивание деревьев и растений;

  2. копирование и размножение информации, аудио- и ви­деозаписей на любые виды носителей информации;

  3. использование иностранных товаров как вспомогатель­ных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и другое).

В целях идентификации иностранных товаров в продук­тах ихпЩЩШ%ШШ% ёоШасно ст. 242 ТКТС смогут ЫпШЬ-зёШтъся сЛёдуШЩШё ёМсобы:

  1. проставление декларантом, лицом, осуществляющим пе­реработку, или должностными лицами таможенных ор­ганов печатей, штампов, цифровой и другой маркиров­ки на исходные иностранные товары;

  2. подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;

186

  1. сопоставление предварительно отобранных проб, образ­цов иностранных товаров и продуктов их переработки;

  2. использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров;

  3. иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по пере­работке товаров, в том числе путем исследования пред­ставленных подробных сведений об использовании ино­странных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.

Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать три года.

Срок переработки товаров на таможенной территории мо­жет быть продлен таможенным органом таможенного союза.

В соответствии со ст. 244 ТКТС документ об условиях переработки товаров на таможенной территории, выда­ваемый уполномоченным органом государства — члена тамо­женного союза, может получить любое лицо государства — члена таможенного союза, на территории которого выдается этот документов том числе не совершающее непосредствен­но операции по переработке товаров.

Документ об условиях переработки товаров на тамо­женной территории должен содержать следующие сведе­ния о (об):

  1. лице, которому выдан документ;

  2. лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосред­ственно совершать операции по переработке;

  3. наименовании, классификации иностранных товаров и продуктов их переработки в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количестве и стоимости;

4) документах, подтверждающих совершение внешнеэко­ номической сделки, либо иных документах, подтверж­ дающих право владения, пользования и (или) распоря­ жения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;

187

  1. нормах выхода продуктов переработки;

  2. операциях по переработке товаров, способах их совер­шения; „

  3. способах идентификации товаров;

  4. наименовании, классификации остатков и отходов в со­ответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономи­ческой деятельности, их количестве и стоимости;

  5. сроке переработки товаров на таможенной территории;

  6. замене эквивалентными товарами, если такая замена допускается;

  1. возможности дальнейшего коммерческого использова­ния отходов;

  2. таможенном органе (таможенных органах), в котором (которых) предполагается помещение товаров под та­моженную процедуру переработки на таможенной тер­ритории и завершение этой таможенной процедуры.

Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории может содержать и иные сведения, если это установлено законодательством государств - членов таможен­ного союза.

Форма и порядок выдачи документа об условиях перера­ ботки товаров на таможенной территории, внесения в него изменений или дополнений, а также его отзыва (аннулиро­ вания) определяются законодательством государств — чле­ нов таможенного союза., .

Выпуск иностранных товаров в соответствии с таможен­ной процедурой переработки на таможенной территории осу­ществляется таможенным органом государства - члена таможенного союза, уполномоченным органом которого вы­дан документ об условиях переработки товаров на таможен­ной территории.

Действие таможенной процедуры переработки на та­моженной территории завершается, согласно нормам ст. 249 ТКТС, до истечения срока переработки товаров по­мещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отхо­дов, образовавшихся в результате переработки, под тамо­женную процедуру реэкспорта.

,188

Действие таможенной процедуры переработки на тамо­женной территории может быть завершено до истечения срока переработки товаров помещением продуктов перера­ботки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в ре­зультате переработки, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или иную таможенную проце­дуру, за исключением таможенной процедуры транзита. При этом в отношении продуктов переработки меры нетарифного регулирования не применяются.

До истечения срока переработки товаров действие тамо­женной процедуры переработки на таможенной территории (течение срока переработки товаров) может быть приостанов­лено в случае помещения продуктов переработки под тамо­женные процедуры таможенного склада или временного ввоза. Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной террито­рии определяется решением Комиссии таможенного союза.

Продукты переработки могут помещаться под таможен­ную процедуру реэкспорта или иные таможенные процедуры одной или несколькими партиями (отправками).

При этом в отношении продуктов переработки меры не­тарифного регулирования не применяются.

17.6. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Переработка вне таможенной территории, — таможен­ная процедура, при которой товары таможенного со­юза вывозятся с таможенной территорий таможенно­го союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в ус­тановленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без при­менения мер нетарифного регулирования с последую­щим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза (п. 1 ст. 252 ТКТС).

189

Товары, помещенные под таможенную процедуру перера­ботки вне таможенной территории и фактически вывезен­ные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.

Помещение товаров под таможенную процедуру перера­ботки вне таможенной территории допускается при соблю­дении условий, установленных п. 1 ст. 253 ТКТС, в частности:

  1. предоставления документа об условиях переработки то­варов вне таможенной территории, выданного уполномо­ченным органом государства -г члена таможенного союза. Если целью помещения товаров под таможенную проце­дуру переработки вне таможенной территории является их ремонт, то в качестве документа может использо­ваться таможенная декларация;

  2. возможности идентификации товаров таможенного союза в продуктах их переработки таможенными органами. Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска

для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограни­чениями по пользованию и распоряжению товаров, могут быть помещены под таможенную процедуру переработки вне тамо­женной территории для совершения операций по их ремонту. Согласно ст. 254 ТКТС операции по переработке това­ров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают:

  1. переработку или обработку товаров, при которой това­ры теряют свои индивидуальные характеристики;

  2. изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разбор­ку и подгонку;

3) peMoMf iiiaga* включая его восстановление^ замену со- .' ' " ставнмМ ча1!ёй"8

Ш цёЛях идентификаций Товаров таможенного союза в продуктах их переработки могут использоваться предусмот­ренные ет. 255 ТКТС способы:

1) проставление декларантом, лицом, осуществляющим пе­реработку, или должностными лицами таможенных ор­ганов печатей, штампов, цифровой и другой маркиров­ки на исходные товары таможенного союза;

  1. подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе товаров таможенного союза;

  2. сопоставление предварительно отобранных проб, образ­цов товаров таможенного союза и продуктов их перера­ботки;

  3. использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров;

  4. иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании товаров таможенного союза в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки.

Срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать два года.

Документ об условиях переработки товаров вне тамо­женной территории, выдаваемый уполномоченным органом государства — члена таможенного союза, может получить любое лицо государства — члена таможенного союза, на территории которого выдается этот документ.

Документ об условиях переработки товаров вне тамо­женной территории согласно п. 2 ст. 257 ТКТС должен содержать следующие сведения о (об):

  1. лице, которому выдан документ;

  2. лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосред­ственно осуществлять операции по переработке;

  3. наименовании, классификации товаров таможенного со­юза и продуктов их переработки в соответствии с То­варной номенклатурой внешнеэкономической деятель­ности, их количестве и стоимости;

  4. документах, подтверждающих совершение внешнеэко­номической сделки, либо иных документах, подтверж­дающих право владения, пользования и (или) распоря­жения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;

5) нормах выхода продуктов переработки; >

190

191

в) операциях по переработке Товаров, способах их совер­ шения; •

  1. способах идентификации товаров;

  2. сроке переработки товаров вне таможенной территории;

  1. замене продуктов переработки иностранными товара­ми, если такая замена допускается;

  2. таможенном органе (таможенных органах), в котором (которых) предполагается помещение товаров под та­моженную процедуру переработки вне таможенной тер­ритории и завершение этой таможенной процедуры.

Выпуск товаров таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной терри­тории осуществляется таможенным органом государства — -члена таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки товаров вне тамо­женной территории.

В соответствии со ст. 259 ТКТС с разрешения тамо­женного органа допускается замена продуктов переработ­ки иностранными товарами, которые по своим описанию, качеству и техническим характеристикам совпадают с про-г дуктами переработки, в случае, если операцией по Перера­ботке является ремонт, а также при перемещении товаров трубопроводным транспортом.

Если замена продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами разрешается, ввоз этих иностран­ных товаров допускается до вывоза за пределы таможенной территории таможенного союза товаров таможенного союза. При этом порядок такой замены определяется законода­тельством государств — членов таможенного союза.

Завершение действия таможенной процедуры переработ­ки вне таможенной территории осуществляется по прави­лам ст. 260 ТКТС: действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории завершается до ис­течения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенные процедуры реимпорта или вы­пуска для внутреннего потребления.

Действие таможенной процедуры переработки вне тамо­женной территории может быть завершено до истечения срока переработки товаров помещением товаров, не подверг­шихся операциям по переработке, под таможенные процеду­ры реимпорта или экспорта.

Таможенная процедура переработки вне таможенной тер­ритории не может быть завершена таможенной процедурой экспорта, если законодательством государств..- членов та­моженного союза товары, помещенные под таможенную про­цедуру переработки вне таможенной территории, и (или) продукты их переработки подлежат обязательному возврату на территорию государства - члена таможенного союза.

Продукты переработки могут помещаться под таможен­ные процедуры реимпорта и выпуска для внутреннего по­требления одной или несколькими партиями (отправками).

17.7. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

Переработка для внутреннего потребления — таможен­ная процедура, при которой иностранные товары ис­пользуются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в уста­новленные сроки без уплаты ввозных таможенных по­шлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных за­щитных, антидемпинговых и компенсационных, мер при условии последующего помещения продуктов пере­работки под таможенную процедуру выпуска для внут­реннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам перера­ботки (ст. 264 ТКТС).

Переработка для внутреннего потребления допускается в отношении товаров, перечень которых определяется законо­дательством государств - членов таможенного союза.

192

193

Помещение товаров под таможенную процедуру перера­ботки для внутреннего потребления допускается при со­блюдении условий, установленных ст. 265 ТКТС:

  1. предоставления документа об условиях переработки това­ров для внутреннего потребления, выданного уполномо­ченным органом государства - члена таможенного союза;

  2. возможности идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки таможенными органами;

  3. если суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения ино­странных товаров под таможенную процедуру перера­ботки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

  4. продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным спо­собом.

Товары, помещенные под таможенную процедуру перера­ботки для внутреннего потребления, сохраняют статус инос­транных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.

Под таможенную процедуру переработки для внутренне­го потребления могут помещаться иностранные товары, ра­нее помещенные под таможенные процедуры.

Операции по переработке товаров в таможенной проце­дуре переработки для внутреннего потребления согласно п. 1 ст. 266 ТКТС включают:

1) переработку или обработку товаров* при которой иност­ранное ВДвйрЗй тёряяёт свои индивидуальные характе­ристики! Щ изготовлений товаров, включая монтаж, сббр&у} разбор­ку и подгонку.

В соответствии с п. 2 ст. 266 ТКТС к операциям по переработке товаров не относятся:

1) операции по обеспечению сохранности товаров при под­готовке их к продаже й транспортировке;

  1. получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и мол­люсков;

  2. выращивание деревьев и растений;

  3. копирование и размножение информации, аудио- и ви­деозаписей на любые виды носителей информации.

В целях идентификации иностранных товаров в продук­тах их переработки могут использоваться способы, установ­ленные ст. 267 ТКТС:

  1. проставление декларантом, лицом, осуществляющим пе­реработку, или должностными лицами таможенных ор­ганов печатей, штампов, цифровой и другой маркиров­ки на исходные иностранные товары;

  2. подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров;

  3. сопоставление предварительно отобранных проб, образ­цов иностранных товаров й продуктов их переработки;

  4. использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров;

  5. иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе со­вершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров.

Срок переработки товаров для внутреннего потребления не может превышать один год.

Порядок установления и продления срока переработки товаров для внутреннего потребления определяется законо­дательством государств — членов таможенного союза.

Документ об условиях переработки товаров для внутрен­него потребления, выдаваемый уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, может получить любое лицо государства - члена таможенного союза, на территории которого выдается этот документ, в том числе не осуществляющее непосредственно операции по переработ­ке товаров.

194

195

В соответствии с п. 2 ст. 269 ТКТС документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребле­ния должен содержать сведения о (об):

  1. лице, которому выдан документ;

  2. лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непос­редственно осуществлять операции по переработке;

  3. наименовании, классификации иностранных товаров и продуктов их переработки в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количестве и стоимости;

  4. документах, подтверждающих совершение внешнеэко­номической сделки, либо иных документах, подтверж­дающих право владения, пользования и (или) распоря­жения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;

  5. нормах выхода продуктов переработки;

  6. операциях по переработке товаров, способах их совер­шения;

  7. способах идентификации товаров; ,

  8. наименовании, классификации остатков и отходов в со­ответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономи­ческой деятельности, их количестве и стоимости;

  9. сроке переработки товаров для внутреннего потребле­ния;

  10. возможности дальнейшего коммерческого использова­ния отходов;

11) таможенном органе (таможенных органах), в котором (которых) предполагается помещение товаров под та­ моженную процедуру переработки для внутреннего по­ требления и завершение этой таможенной процедуры.

Выпуск иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки товаров для внутреннего потребления осуществляется таможенным органом государства — члена таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребления.

Действие таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления завершается, по правилам

196

ст. 273 ТКТС, до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенную про­цедуру выпуска для внутреннего потребления.

При этом в отношении продуктов переработки меры не­тарифного регулирования не применяются.

17.8. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)

Временный ввоз (допуск) — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории та­моженного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты- ввозных таможенных по­шлин, налогов и без применения мер нетарифного регу­лирования с последующим помещением под таможен­ную процедуру реэкспорта (ст. 277 ТКТС).

Условия помещения товаров под таможенную процедуру регулируются ст. 278 ТКТС. Помещение товаров под тамо­женную процедуру временного ввоза (допуска) допускается при условии возможности идентификации товаров, помеща­емых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможен­ной процедуры временного ввоза (допуска).

Идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств -членов таможенного союза допускается замена временно вве­зенных товаров.

Не допускается помещение под таможенную процедуру временного ввоза (допуска):

1) пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в реклам­ных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

197

  1. отходов, в том числе промышленных;

  2. товаров, запрещенных к ввозу на таможенную террито­рию таможенного союза.

Под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТКТС.

Согласно ст. 279 ТКТС товары, помещенные под тамо­женную процедуру временного ввоза (допуска) (далее - вре­менно ввезенные товары), должны оставаться в неизмен­ном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использова­ния (эксплуатации).

Допускается совершение с временно ввезенными товара­ми операций, необходимых для обеспечения их сохраннос­ти, включая ремонтные операции (за исключением капитального ремонта и модернизации), техническое обслу­живание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкс­порте.

Допускается проведение испытаний, исследований, тес­ тирования, проверки, проведения опытов или эксперимен­ тов с временно ввезенными товарами либо использовать их в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов. ..,

Временно ввезенные товары должны находиться в фак­тическом владении и пользовании декларанта. "S

Допускается передача декларантом временно ввезенных товарой id Владение и пользование иному лицу:

  1. в целях их технического обслуживания, ремонта (ia ис­ключением капитального ремонта или модернизаций), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и междуна­родными договорами государств — членов таможенного союза, — без разрешения таможенного органа;

  1. в иных случаях — с разрешения таможенного органа.

В целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользо­ вание иным лицам декларант этих товаров подает в таможен­ ный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру^, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице. /

Передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта тамо­женной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных ТКТС, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.

Допускается использование временно ввезенных това­ров, являющихся транспортными средствами, за пределами таможенной 'территории таможенного союза в качестве транспортных средств международной перевозки.

Срок временного ввоза товаров устанавливается тамо­женным органом на основании заявления декларанта исхо­дя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать два года со дня помещения товаров под тамо­женную процедуру временного ввоза, за исключением случа-' ев, предусмотренных ТКТС.

По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом. Действие таможенной процедуры временного ввоза (до­пуска), по правилам ст. 281 ТКТС, завершается до истече­ния срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров, под таможенную процедуру реэкспорта. Действие таможенной процедуры временного ввоза (до­пуска) может быть завершено до истечения срока временно­го ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную тамоясеиную процедуру, за исключением таможенной проце­дуры т/шоженного транзита.

До истечения срока временного ввоза действие таможен­ной шрот-дуры временного ввоза (допуска) может быть при­остановлено в случае помещения временно ввезенных товпрон под таможенную процедуру таможенного склада либо иную inможенную процедуру, определенную решением КОМИССИИ тмможенного союза. Порядок приостановления и

198

199

возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) определяется решением Комиссии таможен­ного союза.

временно ввезенные товары могут помещаться под тамо­женную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями.

Статьей 282 ТКТС предусмотрено полное и частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным услов­ным освобождением от уплаты таможенных пошлин, на­логов, а также условия такого освобождения, включая, его предельные сроки, определяются в соответствии с междуна­родными договорами государств — членов таможенного со­юза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.

Временно ввезенные товары с полным условным осво­бождением от уплаты таможенных пошлин, налогов ис­пользуются в пределах территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого данные товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), если иное не установлено решением Комис­сии таможенного союза.

В отношении товаров, по которым не предоставлено пол­ное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полно­го условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, Применяется частичное условное освобож­дение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза уплачивается три процента суммы ввозных таможенных пошлин, нало­гов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутрен­него потребления в день регистрации таможенной деклара­ций, поданной для помещения таких товаров под таможен­ную процедуру временного ввоза (допуска).

При частичном условном освобождении от уплаты ввоз­ных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных тамо-

женных пошлин, налогов уплачивается при помещении то­варов под таможенную процедуру временного ввоза (допус­ка) за весь установленный период срока действия этой тамо­женной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в три месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным осво­бождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, нало­гов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможен­ной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

При завершении таможенной процедуры временного вво­за (допуска) в соответствии с ТКТС суммы ввозных тамо­женных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат.

17.9. Таможенная процедура временного вывоза

Временный вывоз - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение устанМленного срока за пределами тамо­женной территории таможенного союза с полным ос­вобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирова­ния с последующим помещением под таможенную про­цедуру реимпорта (ч. 1 ст. 285 ТКТС).

Товары, помещенные иод таможенную процедуру вре­менного вывоза и фактически вывезенные с таможенной

200

201

территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.

Статьей 286 ТКТС регулируются условия помещения това­ров под таможенную процедуру временного ввоза. Помещение товаров под таможенную процедуру временного вывоза допуска­ется при условии возможности идентификации товаров, поме­щаемых под эту таможенную процедуру, при последующем завершении таможенной процедуры временного вывоза.

Идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза допускается замена временно вы­везенных товаров.

Не допускается помещение под таможенную процедуру временного вывоза:

  1. пищевых продуктов, напитков, включая алкогольные, табака и табачных изделий, сырья и полуфабрикатов, расходуемых материалов и образцов, за исключением случаев их вывоза в единичных экземплярах в реклам­ных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

  2. отходов, в том числе промышленных;

  3. товаров, запрещенных к вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза.

Временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие есте­ственного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки),, хранения и (или) использования (эксплуатации).

Допускается совершение операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонтные операции (за ИШЙШчШёШ Й1пй*ального ремонта й модернизаций)» техййческое обслуживание и другие операций* нёабхбдимые дли поддержания товаров в нормальном состояний, при ус­ловии обеспечения идентификации товаров таможенным ор­ганом при их реимпорте (ст. 287 ТКТС).

Срок временного вывоза товаров устанавливается таможен­ным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза согласно ст. 288 ТКТС.

По письменному заявлению декларанта срок временного вывоза товаров может быть продлен таможенным органом.

В случае передачи иностранному лицу права собственно­сти на временно вывезенные товары, в отношении которых законодательством государства — члена таможенного союза не установлена обязательность их возврата на территорию этого государства, срок временного вывоза этих товаров не подлежит продлению, а эти товары подлежат помещению под таможенную процедуру экспорта.

Действие таможенной процедуры временного вывоза за­вершается до истечения срока временного вывоза помещени­ем временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Действие таможенной процедуры временного вывоза мо­жет быть завершено до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной террито­рии или временного вывоза без фактического их предъявле­ния таможенному органу, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством государств — членов та­моженного союза временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

Временно вывезенные товары могут помещаться под та­моженную процедуру реимпорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями.

17.10. Таможенная процедура реимпорта

Реимпорт — таможенная процедура, при которой това­ры, ранее вывезенные с таможенной территории тамо­женного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установлен­ные ТКТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирова­ния (п. 1 ст. 292 ТКТС).

202

203

Товары, помещенные под таможенную процедуру реим­порта, приобретают статус товаров таможенного союза, за исключением товаров, являющихся продуктами переработ­ки товаров, вывезенных с таможенной территории таможен­ного союза.

В соответствии со ст. 293 ТКТС под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары:

1) помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещен­ных под таможенную процедуру переработки на тамо­женной территории, и вывезенные с таможенной терри­тории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если:

  1. помещенные под таможенную процедуру временного вы­воза, если эти товары ввозятся в течение срока времен­ного вывоза и находятся в том же состоянии за исключе-нием изменений вследствие естественного износа или ес­тественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эк­сплуатации), а также изменений, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соот­ветствии с таможенной процедурой временного вывоза;

  2. помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если эти товары ввозятся в течение срока переработки и находятся в том нее состо­янии, в котором они были вывезены с таможенной

территории таможенного союза, за исключением изме­нений вследствие естественного износа или естествен­ной убыли при нормальных условиях перевозки (транс­портировки), хранения и использования (эксплуа­тации);

4) являющиеся продуктами переработки товаров, поме­щенных под таможенную процедуру переработки вне та­моженной территории, если целью переработки был без­возмездный (гарантийный) ремонт и эти товары поме­щаются под таможенную процедуру реимпорта в тече­ние срока переработки, за исключением продуктов переработки товаров, при выпуске которых под тамо­женную процедуру выпуска для внутреннего потребле­ния учитывалось наличие дефекта (дефектов), явивше­гося (явившихся) причиной безвозмездного (гарантий­ного) ремонта этих товаров.

При реимпорте возмещение налогов и процентов с них, когда суммы таких налогов и проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в ' качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.

При реимпорте возмещение ввозных таможенных по­шлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом това­ров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств — членов таможенного союза.

Декларантом таможенной процедура реимпорта может выступать лице»; являвшееся декларантом бдной из тамо­женных процедур, в соответствии с которой товар'й: были вывезены с таможенной территории таможенного союза.

Товары помещаются под таможенную процедуру реим­порта в государстве — члене таможенного союза, в котором они были помещены под одну из таможенных процедур.

Для помещения товаров под таможенную процедуру ре­импорта в силу "ст. 294 ТКТС декларант представляет в

204

205

таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если та­кие операции производились с товарами за пределами тамо­женной территории таможенного союза.

Для подтверждения данных сведений декларант пред­ставляет таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров, и документы, подтверждающие дату перемещения товаров через таможенную границу при их вывозе.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат (зачет) упла­ченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указан­ные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем поме­щения таких товаров под таможенную процедуру экспорта (ст. 295 ТКТС)!

17.11. Таможенная процедура реэкспорта

Реэкспорт - таможенная процедура, при которой това­ры, ранее ввезенные на таможенную территорию тамо­женного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой террито­рии без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 ТКТС).

вдгласШ йШ* Ш9 ТКТС под таможенную процедуру

реэкспорта могут помещаться:

1) иностранные товары, находящиеся на таможенной тер­ритории таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продук­ты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпус­ка для внутреннего потребления, если эти товары воз­вращаются по причине неисполнения условий внешне­экономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении сле­дующих условий:

Для помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, декларант в соответ­ствии со ст. 299 ТКТС представляет в таможенный орган документы, содержащие сведения:

  1. об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную тер­риторию таможенного союза (исходя из документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки);

  1. о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;

  1. о помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

  2. об использовании этих товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего по­требления.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

206

207

17.12. Таможенная процедура беспошлинной торговли

Беспошлинная торговля — таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжаю­щим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представитель­ствам, приравненным к ним представительствам меж­дународных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским долж­ностным лицам и членам их семей, которые прожива­ют вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирова­ния (ст. 302 ТКТС).

Под таможенную процедуру беспошлинной торговли мо­гут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможен­ного союза, вывозу за пределы таможенной территории та­моженного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза.

Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, мржет выступать толь­ко владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация этих товаров.

Порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах согласно ст. 304 ТКТС определяются законода­тельством государств. - членов таможенного союза.

Завершение таможенной процедуры беспошлинной тор­говли регулируется ст. 305 ТКТС.

Порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процеду­ру беспошлинной торговли, определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Действие таможенной процедуры беспошлинной торгов­ли завершается реализацией товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, в розницу в магазинах беспошлин­ной торговли.

В случае прекращения деятельности магазина беспош­линной торговли товары, помещенные под таможенную про­цедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение одного месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности ука­занного магазина.

17.13. Таможенная процедура уничтожения

Уничтожение таможенная процедура, при которой ино­странные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирова­ния (ч..1 ст. 307 ТКТС).

Под уничтожением товаров понимаются обезврежива­ние, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утра­чивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии эко­номически выгодным способом (ч. 2 ст. 307 ТКТС).

Таможенная процедура уничтожения может применять­ся также в отношении товаров, которые оказались уничто­жены, безвозвратно утрачены вследствие аварии^ или действия непреодолимой силы.

Порядок уничтожения регулируется Ш: §08 ТКТС. Помещение товаров под таможенную пр^бцёДуру уничто­жения допускается на основании заключения соответствую­щего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.

208

209

Заключение не требуется в случаях, когда товары без­возвратно утрачены вследствие аварии или действия непрео­долимой силы. Для помещения таких товаров под таможен­ную процедуру уничтожения должны быть представлены документы, подтверждающие факт безвозвратной утери то­варов вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Под таможенную процедуру уничтожения не могут по­мещаться следующие категории товаров:

  1. культурные, археологические, исторические ценности;

  2. животные и растения, относящиеся к видам, охраняе­мым в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза и (или) международными до­говорами их частей и дериватов, за исключением случа­ев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотии и распространения карантинных объектов; ,

  3. товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;

  4. изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательства­ми, в соответствии с законодательством государств -членов таможенного союза;

  5. иные товары, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза. ,

Уничтожение товаров не допускается, если такое унич­тожение:

  1. может причинить вред окружающей среде или представ­ляет опасность для жизни и здоровья людей;

  2. прОЙЗвёдйтся путём потребления товаров в соответствии с их ёШЙнЫм предназначением;

8) может повлечь расходы для государственных органов государств — членов таможенного союза.

Уничтожение товаров производится за счет декларанта таможенной процедуры уничтожения.

Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования

согласно ст. 309 ТКТС должны быть помещены под соот­ветствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную терри­ториютаможенного союза в таком состоянии.

В случае если отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, находятся в состоянии, непригодном для их дальнейшего коммерческого использования на тамо­женной территории таможенного союза, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом, они рассматриваются как товары тамо­женного союза.

17.14. Таможенная процедура отказа в пользу государства

Отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно переда­ются в собственность государства члена таможенно­го союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования (п. 1 ст. 310 ТКТС).

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможен­ного союза.

Согласно ст. 311 ТКТС под таможенную процедуру от­ каза в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запре­ щенных к обороту на территориях государств — членов та­ моженного союза. 1

Порядок отказа от товаров в пользу государства опреде­ляется законодательством государств — членов таможенного союза.

210

211

17.15. Таможенные процедуры «свободная таможенная зона» и «свободный склад»

Таможенные процедуры «свободная таможенная зона» и «свободный склад» не регулируются ТКТС, а устанавливаются международными договорами госу­дарств - членов таможенного союза.

Правоотношения, связанные с функционированием сво­бодных таможенных зон (далее - СТЗ), созданных на тер­риториях свободных экономических зон (далее - СЭЗ), помимо ТКТС, регулируются международными договорами государств - членов таможенного союза и их национальным законодательством.

Таможенные процедуры СТЗ и «свободный склад» по­зволяют осуществлять хранение, использование иност­ранных товаров в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах), а также соверше­ние операций переработки таких товаров, в том числе с использованием в ходе этих операций отечественных товаров, резидентом СЭЗ в определенной для такого резидента СТЗ в течение срока ее функционирования.

Под названные процедуры могут помещаться иностран­ные товары,- находящиеся на таможенной территории тамо­женного союза, которые после ввоза на нее не помещались под иные таможенные процедуры, за исключением таможен­ных процедур таможенного склада и СТЗ, а также товары, образовавшиеся при совершении операций переработки то­варов, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, а оте­чественные товары помещаются и используются на услови­ях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в порядке, определяемом таможенным законодательством таможенного союза.

Товары помещаются под рассматриваемую процедуру без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

После помещения товаров под процедуры СТЗ или «сво­бодный склад» декларант обязан обеспечить их размещение в определенной для него свободной таможенной зоне либо на свободном складе, а также подтвердить такое размеще­ние, представив в таможенный орган соответствующее уве­домление.

Товары, образовавшиеся при совершении операций пере­работки товаров, помещенных под процедуру СТЗ, могут быть помещены под таможенные процедуры реэкспорта, внутреннего потребления, уничтожения, отказа в пользу государства, а также под таможенную процедуру СТЗ с це­лью размещения в иной СТЗ. При этом декларантом тамо­женных процедур реэкспорта, внутреннего потребления, уничтожения, отказа в пользу государства может выступать только декларант таможенной процедуры СТЗ.

В случае прекращения функционирования СТЗ или сво­бодного склада товары, помещенные под указанные проце­дуры, и товары, образовавшиеся при совершении операций переработки, подлежат помещению под иную таможенную процедуру.

212

213