7.6. Проверка маркировки товаров
специальными марками, наличия на них
идентификационных знаков
Согласно ст. 118 ТКТС таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.
7.7. Таможенный осмотр помещений и территорий
Таможенный осмотр помещений и территорий в соответствии со ст. 119 проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хране-ч ния, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТКТС.
Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных выше, может проводиться таможенными органами в местах перемещения товаров через таможенную границу,
пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, и у иных лиц, владеющих или пользующихся товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза или находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТКТС, для проверки такой информации.
Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств - участников таможенного союза.
Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.
Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.
Форма предписания (указания) на проведение осмотра помещений и территорий определяется законодательством государств - участников таможенного союза.
В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных Органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Если законодательством государств - членов таможенного союза установлен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ проводится в порядке, определяемом этими законодательными актами.
116
117
Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств - членов таможенного союза.
По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.
Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится в случаях:
при применении специальных упрощений в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза;
в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета таких товаров.
7.8. Учет товаров, находящихся
под таможенным контролем.
Проверка системы учета товаров
и отчетности по ним
Согласно ст. 120 ТКТС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и
совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий.
Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств — участников таможенного союза.
Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся или владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых или используемых товарах. Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
7.9. Таможенная проверка
Порядок проведения таможенной проверки регулируется ст. 122 ТКТС.
Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
Таможенная проверка проводится таможенным органом государства -- члена таможенного союза в отношении проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена участника таможенного союза.
Под проверяемыми лицами понимаются: <■ ■
декларант;
таможенный представитель;
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска или его представитель;
лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
уполномоченный экономический оператор;
118
119
иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного таможенным кодексом таможенного союза, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются:
факт помещения товаров под таможенную процедуру;
достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — участников таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;. •
иные направления, определенные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в nopaflKej установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.
При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля.
Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.
Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).
Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности проведения.
Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или в место фактического осуществления их деятельности (объекты проверяемого лица).
Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.
Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.
Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств — членов таможенного союза.
Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются: 1) данные, полученные в результате анализа информации,
содержащейся в базах данных таможенных органов и
120
121
/
органов государственного контроля (надзора) государств -участников таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза;
наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;
заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
необходимость проведения встречной проверки;
обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
иные основания, предусмотренные законодательством государств - членов участников таможенного союза.
Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.
В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами. Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.
Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.
Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года.
Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений по периодичности их проведения.
122
Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:
с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
от государственных органов;
от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза;
из средств массовой информации;
из других* источников официальным путем.
Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ указанных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых поме-, щений) для проведения выездной таможенной проверки.
Если законодательством государств - участников таможенного союза установлен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ проводится в порядке, определяемом этими законодательными актами.
Проверяемое лицо вправе отказать должностным-лицам таможенного органа в доступе на объект в случаях, если:
решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки);
должностные лица не имеют специального^разрёшения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную про-
123
верку, на объект составляется протокол, в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.
В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда законодательством государств — участников таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов.
При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право:
требовать и получать от проверяемого лица коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;
требовать у проверяемых лиц предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
требовать представления отчетности для целей таможенного контроля;
требовать и получать от банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимую для проведения таможенной проверки, в том числе содержащую банковскую тайну;
запрашивать и получать от налоговых, иных государственных органов нйоёМдДймыё информации 1 дбМр&ёнтв^ I том чЖёле составляющую кШмёрчМкую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
6) проводить инвентаризацию (требовать проведения ин вентаризации) товаров при проведении выездных тамо женных проверок;
124
направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;
доступа на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;
осуществлять отбор проб и образцов товаров с составлением акта при проведении выездных таможенных проверок;
изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;
налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
опечатывать помещения, в которых находятся товары;
13) проводить иные действия, предусмотренные законода тельством таможенного союза и законодательством го сударств — членов таможенного союза.
При проведении таможенной проверки проверяемое лицо вправе:
запрашивать и получать от таможенных органов информацию о положениях законодательства государств -членов таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок;
представлять все имеющиеся в его распоряжении документы и сведения, подтверждающие факт выпуска товаров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза;
обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза;
пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством таможенного союза и законодательством государства - члена таможенного союза.
125
При проведении таможенной проверки проверяемое лицо обязано:
предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;
представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы, независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;
обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить рабочее место;
сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);
в случае, если необходимая для целей таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства — члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;
определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам таможенного органа, не позднее двух календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);
исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств — участников таможенного союза.
Налоговые и иные государственные органы государств -членов таможенного союза представляют по защюсу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность и иные документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств - членов таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.
Банки и иные кредитные организации государств — участников таможенного союза представляют по запросу тамо-
126
женного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимую для проведения таможенной проверки, в том числе содержащую банковскую тайну.
Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством государства — участника таможенного союза.
При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.
Порядок проведения таможенной проверки определяется ТКТС.
Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств -членов таможенного союза.
Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
127
- Предисловие
- Раздел 1
- Глава 1
- Глава2 таможенные органы таможенного союза и их основные задачи
- Глава 3
- Страна происхождения
- Товаров и таможенная
- Стоимость товаров
- 4.1. Таможенный представитель
- Раздел 2
- Глава 5
- 5.3. Акциз
- Раздел 3
- 6.3. Представление документов
- 6.5. Освобождение от применения
- Глава 7
- 7.6. Проверка маркировки товаров
- Глава8 таможенная экспертиза
- 8.4. Права декларанта, иного лица,
- 8.5. Пробы и образцы
- Глава 9
- Раздел 4
- Глава 10
- Основные положения
- О перемещении товаров через
- Таможенную границу
- Глава 11
- Глава 12 временное хранение товаров
- Раздел 5
- Глава 13
- Глава 14 таможенное декларирование товаров
- Глава 15 декларант
- Глава 16 выпуск товаров
- Раздел 6
- Глава 17 виды таможенных процедур
- Раздел 7
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- 21.1. Ввоз, вывоз и таможенное
- 21.2. Особенности ввоза, вывоза
- 21.3. Декларирование
- Глава22
- Глава 23
- Особенности перемещения
- Товаров для личного
- Пользования
- Глава 24
- Особенности совершения
- Таможенных операций
- В отношении припасов
- Глава 7. Формы и порядок проведения