1.5. Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления
Таможенное дело — специфическое социально-экономическое явление, развивающийся институт, представляющий собой, с одной стороны, большой, сложный, недостаточно структурированный объект управления — систему14, а с другой — особый специальный предмет изучения.
Одной из наиболее характерных особенностей таможенного дела является то, что оно в явном виде содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором — о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирования и контроля (рис. 1.6).
Система управления таможенным делом (СУТД) представляется в данном случае органами управления — субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления.
Таможенное дело как объект управления — это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно управление таможенным делом — это управление данными объектами.
В силу сложной природы такого явления, как таможенное дело, наличия различного рода факторов воздействия, синергетических эффектов, процессов самоорганизации и саморазвития однозначно определить субъект-структуру органов управления таможенным делом достаточно проблематично. В зависимости от принимаемого подхода к структурированию собственно таможенного дела проявляется и адекватная структура органов управления. Если рассматривать процесс структуризации начиная с этапа формирования таможенных институтов и идентифицировать факторы и условия формирования институциональной среды с уровня международных организаций, что и происходит на практике в настоящее время, то в соответствующей иерархии выстраиваются и субъекты управления таможенным делом. Например, начиная с государственного уровня, формируется следующая иерархия: президент, законодательные, исполнительные и судебные органы власти России; ЦА ФТС России; РТУ, таможни, таможенные посты, структурные подразделения таможенных органов России.
Таможенное дело как система управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.
Таможенное дело как субъект управления — это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, — объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; шире — это система таможенного администрирования (далее — СТА).
С позиции теории систем управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администрирования. Поэтому, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и/или в сфере ВЭД.
В подобной постановке речь идет об управлении таможенным администрированием. В представленном подходе такое управление начинается с международного уровня, например с уровня ВТО, содержание которого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские протоколы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принципы и процедуры организации и реализации таможенного администрирования для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД конкретные решения по таможенным вопросам в объеме своих должностных обязанностей.
Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. Это гармонизированный процесс концептуальных, правовых, организационных, технологических и иных динамических изменений системно-эволюционного характера.
Основные факторы развития: интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности. Все это объективно выдвигает в число приоритетных направлений практическую реализацию новой философии таможенного дела — «контроль-сервис», предполагающей развитие таможенной службы Российской Федерации для повышения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешнеторговой деятельности.
Стратегической целью развития таможенных органов является повышение уровня экономической безопасности России, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Она сводится к нескольким основным параметрам:
• повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;
• повышение качества предоставления государственных таможенных услуг, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;
• повышение эффективности работы таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды, в том числе незаконного вывоза товаров и ценностей.
Перспектива развития ФТС России определяет и существенные изменения в содержании таможенных услуг, в организации и технологиях таможенной деятельности. Наряду с исторически сложившимися традиционными процедурами таможенного регулирования и контроля формируются и внедряются новые таможенные технологии и инструменты: управления рисками, таможенного аудита, информационного взаимодействия с государственными структурами России и с таможенными администрациями других стран, системного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров, таможенной логистики.
На сегодняшний день разработаны и введены в действие новые формы грузовой и транзитной таможенных деклараций, гармонизированные с документами, принимаемыми в странах Европейского союза. Внедряется система предварительного информирования таможенных органов и технология электронных способов обмена информацией с участниками внешнеэкономической деятельности, таможенный аудит. В ближайшее десятилетие будут реализованы требования Рамочных стандартов безопасности и содействия ВТО, протоколов Киотской конвенции, программные положения Концепции развития таможенных органов России и других органических институтообразующих решений.
В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления является открытой, динамично развивающейся системой, представляет собой сложный предмет для изучения и требует соответствующего уровня подготовки специалиста по таможенному делу.
- Глава 1 актуальные теоретические положения управления таможенными органами 7
- Глава 2 59
- Глава 3 80
- Глава 4 104
- Глава 5 132
- Введение
- Глава 1 актуальные теоретические положения управления таможенными органами
- 1.1. Роль Федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 1.2. Общие тенденции в реформировании системы государственного управления
- 1.3. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования
- 1.4. Специальный менеджмент. Интегративная модель управления
- 1.5. Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления
- 1.6. Таможенный менеджмент -теория управления таможенным делом
- 1.7. Объект и предмет таможенного менеджмента и особенности их изучения
- 1.8. Традиционная модель управления таможенными органами и ее специфика
- 1.9. Инновационная модель управления таможенными органами
- 1.10. Вопросы стратегического управления таможенными органами
- Система стратегического управления в таможенных органах
- Рекомендуемая литература
- Глава 2 методологические основы управления таможенными органами
- 2.1. Законы и принципы управления таможенными органами
- 2.2. Организационные основы управления таможенными органами
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 управление персоналом в таможенных органах
- 3.1. Методологические основы управления персоналом
- 3.2. Базовые технологии в управлении персоналом
- 3.3. Система управления персоналом в государственной службе
- Основные задачи в таможенных органах на современном этапе
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 4 психологические факторы эффективной управленческой деятельности
- 4.1. Сущность управленческой деятельности
- 4.2. Управление конфликтами в таможенной деятельности
- 4.3. Формирование управленческой команды
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 методология управления качеством таможенных услуг
- 5.1. Факторы, определяющие качество результатов деятельности
- 5.2. Основные принципы управления качеством продукции и услуг
- 5.3. Стандартизация в обеспечении качества таможенных услуг
- 5.4. Метрологическое обеспечение таможенных органов
- 5.5. Международные стандарты исо серии 9000 «Системы менеджмента качества»: назначение, структура, содержание и требования
- 5.6.Совершенствование системы управления таможенным органом на основе мс исо серии 9000
- 5.7. Состав документации системы управления таможенным органом
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава б системные исследования управления таможенными органами
- 6.1. Системы и системные исследования
- 6.2. Содержание системных исследований
- 6.3. Системный подход и системный анализ
- 6.4. Подходы к формированию показателей и критериев оценки эффективности таможенной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список литературы