1.4. Специальный менеджмент. Интегративная модель управления
Менеджмент в государственной службе обладает теми же основными чертами, что и менеджмент в коммерческой организации. Также, как и менеджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление организацией, т. е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общих целей.
Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе.
Под менеджментом в государственной службе понимается:
• процесс управления в рамках учреждений государственной службы;
• наука об этом управлении;
• искусство управления;
• набор соответствующих навыков;
• персонал государственного управления.
Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре в результате системных организационных преобразований, а повторяющиеся и стандартные действия — в управленческих процедурах в результате операционного управления.
Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы.
Общая закономерность управления в государственной службе проявляется в том, что, как и в коммерческой фирме, в процессе управления происходит следующее:
• формулируются цели;
• определяются принципы и приоритеты;
• составляются планы и программы действий;
• закрепляются и регламентируются управленческие процедуры;
• формируется и развивается организационная структура;
• строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе;
• закрепляются соответствующие процедуры контроля.
Для процесса управления в государственной службе характерно проявление специфических законов управления. Они выражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов системы управления между собой и с элементами внешней среды.
В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
На данном уровне развития теории государственного управления среди законов управления можно выделить:
• закон единства и целостности системы управления;
• закон сохранения пропорциональности (оптимальной соотносительности) всех элементов системы управления;
• закон зависимости, результативности системы управления от объема использования информации;
• закон единства и соподчиненности критериев результативности управления;
• закон совместимости управляемой системы и системы управления.
Особенности менеджмента в государственной службе проявляются, прежде всего, в целях, специфике реализации функций, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов.
Основные функции менеджмента в государственной службе: анализ и прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование.
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой:
• анализ, прогнозирование и планирование в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами;
• организация государственной службы, как правило, имеет иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
• контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации;
• мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах неденежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.).
Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается емкими терминами: «администрирование» и «бюрократия». Эти понятия обычно обозначают тяготение менеджмента в государственной службе к «автократической модели управления»13, в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:
• следование инструкциям;
• разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
• концентрация власти и политической воли;
• ограничение свободы;
• административный контроль;
• авторитарный стиль управления.
В условиях происходящих изменений в экономической модели во все большем числе конкретных направлений деятельности государственной службы требуются нестандартные решения, постоянно возникают новые задачи. Традиционная бюрократическая модель становится неэффективной, является преградой на пути экономического развития. Объект администрирования, действующий в условиях и на принципах рынка, испытывает постоянное давление со стороны субъекта — государственного чиновника, действующего в условиях и на принципах классического администратора. Практически отсутствует адекватная эффективная обратная связь, что принципиально разрывает логическую цепь управления, разрушает его структуру и процесс. Он становится однонаправленным, исчезает конструктивное взаимодействие между объектом и субъектом.
Возникающее фундаментальное противоречие, низкая эффективность существующей
модели администрирования и, как следствие, «серые» технологии управления, - все это диктует условия трансформации традиционной модели управления в государственной службе, необходимость интеграции модели классического администрирования и маркетинговой модели управления (табл. 1.1). Именно их сочетание позволяет наиболее последовательно использовать технологии маркетинг-менеджмента в государственном управлении, приблизить философию государственного управления к философии коммерческой фирмы, главным субъектом которой является потребитель. В рамках интегративной модели может быть наиболее адекватно выстроен канал обратной связи, реализована концепция государственных услуг.
Традиционная бюрократическая система управления начинает постепенно замещаться интегративной, в которой присутствуют элементы администрирования рыночных механизмов. В связи с этим человек уже не рассматривается как помеха в деятельности государственной службы, а все в большей мере начинает восприниматься как клиент и потребитель услуг. Государственная служба постепенно превращается в сферу специфических услуг.
- Глава 1 актуальные теоретические положения управления таможенными органами 7
- Глава 2 59
- Глава 3 80
- Глава 4 104
- Глава 5 132
- Введение
- Глава 1 актуальные теоретические положения управления таможенными органами
- 1.1. Роль Федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 1.2. Общие тенденции в реформировании системы государственного управления
- 1.3. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования
- 1.4. Специальный менеджмент. Интегративная модель управления
- 1.5. Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления
- 1.6. Таможенный менеджмент -теория управления таможенным делом
- 1.7. Объект и предмет таможенного менеджмента и особенности их изучения
- 1.8. Традиционная модель управления таможенными органами и ее специфика
- 1.9. Инновационная модель управления таможенными органами
- 1.10. Вопросы стратегического управления таможенными органами
- Система стратегического управления в таможенных органах
- Рекомендуемая литература
- Глава 2 методологические основы управления таможенными органами
- 2.1. Законы и принципы управления таможенными органами
- 2.2. Организационные основы управления таможенными органами
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 управление персоналом в таможенных органах
- 3.1. Методологические основы управления персоналом
- 3.2. Базовые технологии в управлении персоналом
- 3.3. Система управления персоналом в государственной службе
- Основные задачи в таможенных органах на современном этапе
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 4 психологические факторы эффективной управленческой деятельности
- 4.1. Сущность управленческой деятельности
- 4.2. Управление конфликтами в таможенной деятельности
- 4.3. Формирование управленческой команды
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 методология управления качеством таможенных услуг
- 5.1. Факторы, определяющие качество результатов деятельности
- 5.2. Основные принципы управления качеством продукции и услуг
- 5.3. Стандартизация в обеспечении качества таможенных услуг
- 5.4. Метрологическое обеспечение таможенных органов
- 5.5. Международные стандарты исо серии 9000 «Системы менеджмента качества»: назначение, структура, содержание и требования
- 5.6.Совершенствование системы управления таможенным органом на основе мс исо серии 9000
- 5.7. Состав документации системы управления таможенным органом
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава б системные исследования управления таможенными органами
- 6.1. Системы и системные исследования
- 6.2. Содержание системных исследований
- 6.3. Системный подход и системный анализ
- 6.4. Подходы к формированию показателей и критериев оценки эффективности таможенной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список литературы