logo search
А

4.1. Таможенный представитель

Таможенный представитель - юридическое лицо госу­дарства — участника таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иных заинте­ресованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства — участника таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Юридическое лицо признается таможенным представи­телем после включения в реестр таможенных представи­телей. Порядок включения в этот реестр и исключения из него устанавливается законодательством государств — учас­тников таможенного союза.

В соответствии с положениями ст. 12 ТКТС отношения таможенных представителей с декларантами или иными за­интересованными лицами строятся на ДОгбвВр'ной Основе.

Таможенные органы ведут реестр таможенных предста­вителей и обеспечивают их периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, веду­щихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных представителей и обеспечивает его периодичее-

54

55

кую публикацию, в том числе с использованием информа­ционных технологий.

Для включения в реестр таможенных представителей юридическое лицо должно соответствовать условиям, ус­тановленным ст. 13 ТКТС:

  1. наличие в штате этого лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие установленным требованиям;

  2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств -участников таможенного союза;

  3. предоставление обеспечения уплаты таможенных по­шлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливае­мому в соответствии с законодательством государства — участника таможенного союза, на день внесения такого обеспечения;

  4. соответствие иным требованиям и соблюдение иных ус­ловий, которые установлены таможенным законода­тельством таможенного союза и (или) законодательством государств - участников таможенного союза.

Основаниями для исключения из реестра таможенных представителей являются (ст. 14 ТКТС):

  1. несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей, установленных ТКТС;

  2. иные основания, установленные законодательством го­сударств - участников таможенного союза.

При совершении таможенных операций таможенный пред­ставитель обладает теми Же правами, что и лицо, которое уполномочивав* его представлять свои интересы во взаимоот­ношениях с таможенными органами.

Права таможенного предтавителя установлены ст. 15 ТКТС. При осуществлении своей деятельности таможенный представительвправе:

♦ ,. требовать от представляемого лица документы и сведе­ния, необходимые для таможенных целей, в том числе

56

содержащие информацию, составляющую коммерчес­кую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и полу­чать такие документы и сведения; ♦ иметь доступ, в порядке, установленном законодатель­ством государств - членов таможенного союза, к инфор­мационным системам таможенных органов, используе­мым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходи­мых для таможенных целей.

В обязанности таможенного представителя (ст. 16 ТКТС) не входит совершение таможенных операций, связан­ных с соблюдением требований и условий заявленных тамо­женных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц.

Таможенный представитель обязан представлять в тамо­женные органы отчетность. Обязанности таможенного пред­ставителя перед таможенными органами не могут быть ог­раничены договором с представляемым лицом.

За несоблюдение требований таможенного законодатель­ства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством госу­дарств — участников таможенного союза.

4.2. Таможенный перевозчик

Таможенный перевозчик — юридическое лицо государства — участника таможенного союза, осуществляющее пере­возку товаров, находящихся под таможенным контро­лем, по таможенной территории таможенного союза в случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Согласно ст. 18 ТКТС юридическое лицо признается та­моженным перевозчиком после включения в реестр тамо-

57

женных перевозчиков. Данные реестры ведут таможенные органы, которые, кроме того, осуществляют их периодичес­кую публикацию.

Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий ре­естр таможенных перевозчиков и обеспечивает его публика­цию не реже одного раза в квартал, в том числе с использо­ванием информационных технологий.

Условия включения юридического лица в реестр тамо­женных перевозчиков закреплены в ст. 19 ТКТС:

  1. осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на дату обращения в таможенный орган;

  2. предоставление обеспечения уплаты таможенных по­шлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем двумстам тысячам евро, по курсу валют, устанавливае­мому в соответствии с законодательством государства — участника таможенного союза, на день внесения такого обеспечения;

  3. наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид дея­тельности требует наличия указанного документа;

  4. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для пе­ревозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки това­ров под таможенными пломбами и печатями;

  5. отсутствие на день обращения в таможенный орган не­исполненной обязанности по уплате таможенных пла­тежей, пеней;

  6. отсутствие фактов привлечения, в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган, к админи­стративной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством го­сударств — членов таможенного союза;

  7. соответствие иным требованиям и соблюдение иных ус­ловий, которые установлены таможенным законода­тельством таможенного союза или законодательством государств — участников таможенного союза.

58

Основаниями для исключения из реестра таможенных перевозчиков являются (ст. 20 ТКТС):

В соответствии со ст. 21 ТКТС таможенный перевозчик обязан:

  1. соблюдать условия и выполнять требования, установ­ленные Таможенным кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

  2. вести учет товаров, перевозимых в соответствии с тамо­женной процедурой таможенного транзита и представ­лять в таможенные органы отчетность о перевозке та­ких товаров;

  3. исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов*

  4. не разглашать, не использовать для собственных це­лей и не передавать иным лицам полученную от отпра­вителя товаров, их получателя или экспедитора ин­формацию, составляющую государственную, коммерчес­кую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную инфор­мацию;

  5. информировать таможенный орган, включивший юри­дическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение пяти рабо­чих дней с даты изменения таких сведений.

При недоставке товаров и документов на них в таможен­ный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена тамо­женного союза, таможенным органом которого товары поме­щены под таможенную процедуру таможенного транзита.

59

За неисполнение своих обязанностей при перевозке това­ров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства — члена таможенного со­юза, на территории которого выявлено нарушение.

4.3, Владелец склада временного хранения

Владелец склада временного хранения — юридическое лицо государства - участника таможенного союза, осу­ществляющее хранение товаров, находящихся под та­моженным контролем, в, случаях и на условиях, установленных таможенным законодательством та­моженного союза.

Юридическое лицо признается владельцем склада вре­менного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

Данные реестры ведут таможенные органы, которые осу­ществляют их периодическую публикацию.

Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий ре­естр владельцев складов временного хранения и обеспечива­ет его периодическую публикацию, в том числе с использо­ванием информационных технологий.

Условия включения юридического лица в реестр владель­цев складов временного хранения установлены ст. 24 ТКТС:

  1. нахо>_ ! в собственности, х8311ётаенвЬм ведении, опёРатшШЗМ у1рШ1ёнйи или аренде помещений или от-ЙрытвНЕ Й$8пЩ81; предназначенных для использова­ния в качестве склада временного хранения й отвечаю­щих требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;

  2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся

на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств - участни­ков таможенного союза;

  1. отсутствие на день обращения в таможенный орган не­исполненной обязанности по уплате таможенных пла­тежей, пеней;

  2. отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к администра­тивной ответственности за правонарушения в сфере та­моженного дела;

  3. соответствие иным требованиям и соблюдение иных ус­ловий, которые установлены таможенным законода­тельством.

Если владение помещениями или открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения.

Основаниями для исключения из реестра владельцев складов временного хранения являются (ст. 25 ТЕТС):

Владелец склада временного хранения обязан:

  1. соблюдать условия и выполнять требования, установ­ленные ТКТС, при временном хранении товаров;

  2. обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения;

  3. вести учет хранимых товаров и представлять в тамо­женные органы отчетность о них;

  4. не допускать посторонних лиц, не являющихся работ­никами склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся то­варам без разрешения таможенных органов; ,

  5. выполнять требования таможенных органов в отноше­нии доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;

60

61

  1. в случае прекращения функционирования склада вре­менного хранения в-течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, помес­тивших товары на склад временного хранения, о таком решении;

  2. исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов;

  3. информировать таможенный орган, включивший юри­дическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хра­нения, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.

За неисполнение своих обязанностей при временном хра­нении товаров владелец склада временного хранения несет ответственность в соответствии с законодательством госу­дарств - участников таможенного союза.

4.4. Владелец таможенного склада

Владелец таможенного склада — юридическое лицо госу­дарства члена таможенного союза, осуществляющее хранение товаров, находящихся под таможенным кон­тролем, в случаях и на условиях, установленных ТКТС.

Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения в реестр владельцев таможенных складов. Отношения владельца таможенного склада с дек­ларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

Данные реестры ведут таможенные органы, которые осуществляют их периодическую публикацию.

Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий ре­естр владельцев таможенных складов и обеспечивает его

периодическую публикацию, в том числе с использованием информационных технологий.

Условиями включения юридических лиц в реестр вла­дельцев таможенных складов являются (ст. 29 ТКТС):

  1. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений или открытых площадок, предназначенных для использо­вания в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным законодательством госу­дарств - участников таможенного союза;

  2. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств — членов та­моженного союза;

  3. отсутствие на день обращения в таможенный орган не­исполненной обязанности по уплате таможенных пла­тежей, пеней;

  4. отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к администра­тивной ответственности за правонарушения в сфере та­моженного дела;

  5. соответствие иным требованиям и соблюдение иных ус­ловий, которые установлены таможенным законода­тельством таможенного союза и законодательством го­сударств — членов таможенного союза.

Если владение помещениями или открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев таможен­ных складов, если иное не установлено законодательством государств - участников таможенного союза.

Основаниями для исключения из реестра владельцев та­моженных складов являются: несоблюдение условий включе­ния в реестр владельцев таможенных складов и несоблюде­ние, владельцем таможенного склада обязанностей, предус­мотренных ТКТС, и иные основания, установленные законо­дательством государств — участников таможенного союза.

62

63

Владелец таможенного склада согласно ст. 31 ТКТС обязан:

  1. обеспечивать сохранность товаров, находящихся на та­моженном складе;

  2. соблюдать условия и требования, установленные Тамо­женным кодексом, в отношении хранения товаров на таможенном складе;

  3. обеспечивать возможность проведения таможенного кон­троля;

  4. вести учет товаров, хранящихся на таможенном скла­де, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах;

  5. не допускать посторонних лиц, не являющихся работ­никами таможенного склада и не обладающих полно­мочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов;

  1. выполнять требования таможенных органов, в отноше­нии доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам;

  2. в случае прекращения функционирования таможенного склада в течение трех рабочих дней, со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функциони­рования этого склада, известить лиц, поместивших то­вары на таможенный склад, о таком решении;

  3. в случае утраты товаров, за, исключением их утраты вследствие уничтожения при аварии или действия непре­одолимой силы, либо выдачи товаров без разрешения та­моженного органа уплатить ввозные таможенные пошли­ны, налоги при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТКТС;

  4. инф8рМЙр81ать таможенный орган, включивший йриди-ческ ^владельцев таможенных складов; об изменений сведений, заявленных им при включений в реестр владельцев таможенных складов, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.

,ч„ За неисполнение своих обязанностей при хранении това­ров на таможенном складе, владелец таможенного склада несет ответственность в .соответствии с законодательством государств — участников таможенного союза.

64

4.5. Владелец магазина беспошлинной торговли

Владелец магазина беспошлинной торговли — юриди­ческое лицо государства - члена таможенного союза, осуществляющее хранение и реализацию в розницу то­варов, помещенных под таможенную процедуру беспош­линной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза.

Юридическое лицо признается владельцем магазина бес­пошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Данные реестры ведут таможенные органы, которые осуществляют их периодичес­кую публикацию.

Условия включения юридических лиц в реестр владель­цев магазинов беспошлинной торговли установлены ст. 34 ТКТС:

  1. нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, при­годных для использования в качестве магазина беспош­линной торговли и отвечающих требованиям, установ­ленным законодательством государств - членов участников таможенного союза;

  2. наличие регистрационных или разрешительных доку­ментов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств — членов таможенного союза;

  3. отсутствие на день обращения в таможенный орган не­исполненной обязанности по уплате таможенных пла­тежей, пеней;

  4. отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к администра­тивной ответственности за правонарушения в сфере та­моженного дела, определенные законодательством госу­дарств - членов таможенного союза;

  5. соответствие иным требованиям и соблюдение иных ус­ловий, которые установлены таможенным законода­тельством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

65

Основаниями для исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли являются (ст. 35 ТКТС):

  1. несоблюдение условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли и несоблюдение вла­дельцем магазина беспошлинной торговли обязаннос­тей, установленных ТКТС;

  2. иные основания, установленные законодательством го­сударств - членов таможенного союза.

Владелец магазина беспошлинной торговли обязан (ст. 36 ТКТС):

  1. обеспечивать сохранность товаров, помещенных под та­моженную процедуру беспошлинной торговли и не реа­лизованных в соответствии с Таможенным кодексом;

  2. соблюдать условия и требования, установленные Тамо­женным кодексом;

  3. обеспечивать возможность проведения таможенного кон­троля;

  4. вести учет поступления товаров в магазин беспошлин­ной торговли и их реализации в указанном магазине, а также представлять таможенным органам отчетность о таких товарах;

  5. уплатить таможенные пошлины, налоги при возникно­вении обязанности по уплате таможенных пошлин, на­логов;

  6. информировать таможенный орган, включивший юри­дическое лицо в реестр владельцев магазинов беспош­линной торговли, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев магазинов бес­пошлинной торговли, в течение пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.

За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требо­ваний таможенной процедуры беспошлинной торговли владе­лец магазина беспошлинной торговлинесет ответственность в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза.

4.6. Уполномоченный экономический оператор

Уполномоченный экономический оператор — юриди­ческое лицо, которое вправе пользоваться специальны­ми упрощениями, предусмотренными ТКТС.

Статус уполномоченного экономического оператора со­гласно ст. 38 ТКТС присваивается таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполно­моченных экономических операторов и признается на терри­тории того государства, таможенным органом которого при­своен данный статус.

Статус уполномоченного экономического оператора при­сваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на территории которого этому лицу будет присвоен такой статус.

Уполномоченный экономический оператор обязан инфор­мировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр уполномоченных экономических операторов, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в тече­ние пяти рабочих дней с даты изменения таких сведений.

Таможенные органы ведут реестр уполномоченных эко­номических операторов и обеспечивают его опубликование.

Для получения статуса уполномоченного экономическо­го оператора юридическое лицо должно соответствовать ус­ловиям, предусмотренным ст. 39 ТКТС, в частности:

  1. предоставление обеспечения уплаты таможенных по­шлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливае­мому в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, на день внесения такого обес­печения; ,

  2. осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств -членов таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;

66

67

  1. отсутствие на день обращения в таможенный орган не­исполненной обязанности по уплате таможенных пла­тежей, процентов, пеней; /

  2. отсутствие на день обращения в таможенный орган за­долженности (недоимки) в соответствии с законодатель­ством о налогах и сборах (налоговым законодатель­ством) государств — членов таможенного союза;

  3. отсутствие в течение одного года до обращения в тамо­женный орган фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможен­ного дела;

  4. наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым таможенными органами;

  5. соответствие иным требованиям и соблюдение иных ус­ловий, которые установлены таможенным законода­тельством таможенного союза и законодательством го­сударств — членов таможенного союза.

Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения (ст. 41 ТКТС):

  1. временное хранение товаров в помещениях, на откры­тых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

  2. выпуск товаров до подачи таможенной декларации в со­ответствии с Таможенным кодексом таможенного союза;

  3. проведение таможенных операций, связанных с выпус­ком товаров, в помещениях, на,открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

  4. иные .специальные упрощения, предусмотренные тамо­женные Законодательством таможенндгв ёвШШ.

ОпецйалЪМШ у11рой|ёнйй применяются тойьМд в Случаях, если улолнвмоченнмй ШоШМйческий бператор вправе высту­пать декларантом товаров, в отношении которых предполага­ется применение таких специальных упрощений. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специ­альные упрощения, определяется решением Комиссии тамо­женного союза.

Уполномоченные экономические операторы, перевозчи­ки, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут пред­ставлять таможенным органам в электронном виде пред­варительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих та­кие товары, времени и месте прибытия товаров на тамо­женную территорию таможенного союза или убытия с та­кой территории, пассажирах, прибывающих на тамджен-ную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории.

Таможенные органы осуществляют обмен предваритель­ной информацией с таможенными органами (службами) ино­странных государств в соответствии с международными до­говорами государств - членов таможенного союза или одно­го из государств — членов таможенного союза с этими госу­дарствами.

Случаи обязательного представления таможенным орга­нам предварительной информации, объем, порядок ее пред­ставления и использования для таможенных целей, опреде-' ляются в соответствии с международным договором госу­дарств - участников таможенного союза.

68

69