Список литературы
1. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Изд-во полит, лит., 1981.
2. Вентцелъ Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1986. 208 с.
3. Информатика. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
4. Красс М. С., Чупрынов Б. П. Математика для экономистов: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.464 с.
5. Кузин Л. Т. Основы кибернетики. М.: Энергия, 1979. Т. 1. 504 с.
6. Макрусев В. В. Основы системного анализа. М.: РИО РТА, 2006.
7. Моисеев Н. Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука; Главная редакция физико-математической литературы, 1980. 488 с.
8. Основы таможенного дела: учебное пособие: в 2 т. М.: РИО РТА, 2005.
9. Прангишвили И. В. Системный подход и системные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000.
10. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. 326 с.
11. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «МИР», 2005. 688 с.
1См.: Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной таможенной службе» от 26.07.2006 № 459.
2Федеральная таможенная служба в 2006 году // Справочные материалы к коллегии ФТС России 2 марта 2007 года.
3Внутренняя среда организации — часть общей среды, которая находится в рамках организации и оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на ее функционирование и развитие.
4Институт (от лат institution — установление, учреждение): 1) совокупность устойчивых формальных и неформальных правил, норм, обычаев взаимосвязи, взаимодействия между людьми, организациями, государственными органами, имеющими место в экономике и обществе; 2) организация или орган, осуществляющий определенный вид деятельности. Таможенный институт — это целостная совокупность идей, правил, норм и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих таможенную организацию (таможенные органы), или сама таможенная организация как открытая эволюционирующая система.
5Модель — это объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания поведения прототипа. Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства прототипа, а только те, которые существенны для исследования.
6См.: Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг. М.: РИО РТА, 2006; Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги. М.: РИО РТА, 2008 (более подр. см. тему 3).
7 См.: Общий и специальный менеджмент: учебник / общ. ред. A.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Изд-во РАГС, 2000.
8 Цель — конечное состояние системы, к которому она Стремится в своей структурно-функциональной организации. Цель организации — результаты, которые менеджеры считают важными для достижения успеха.
9 Миссия — краткое, но в то же время четкое и емкое определение целей и приоритетов организации. В широком понимании миссия — это предназначение, смысл существования организации. Миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа, создает возможность для более действенного управления организацией.
10 Правила — точное описание того, что следует делать в сложившейся ситуации.
11 Процедура — предписание, какие действия необходимы в конкретной ситуации.
12См.: Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. М.: РИО РТА, 2006. С. 256.
13Теоретические основы автократической модели управления получили развитие в начале XIX в. Первая фаза ее развития связана с работами американского исследователя и фактического основателя науки менеджмента Ф.Тейлора. Базовые положения тейлоризма нашли отражение в его работе «Принципы научного менеджмента» (1914). В основе системы Тейлора лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рационализации действий работника. Примерно в то же время, что и работы Ф.Тейлора, в свет выходят труды немецкого социолога и философа М. Вебера (1864—1920), посвященные анализу бюрократических систем. М. Вебер построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулировал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он исходил из того, что в рамках идеальной бюрократии пребывание в должности зависит от компетентности, в основе принятия решений лежат правила и процедуры, а рационально действующий менеджер должен быть хорошо информирован.
14Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Первичность целого — основной постулат теории систем. Предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты, является исходным онтологическим моментом теории.
15См.: Ершов А. Д. Менеджмент: учеб. пособие. СПб.: РИО СПб. филиала РТА, 2007.
16Механизм (от греч. mechane — машина): система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. тел.; устройство для преобразования и передачи движения. М. применяется в тех случаях, когда нельзя получить непосредственно требуемое движение тел и возникает необходимость в преобразовании движения. (Синоним — конструкция, структура.)
17Услуговая деятельность — деятельность таможенных органов России по предоставлению государственных таможенных услуг.
18См.: Гапоненко А. Л., ПанкрухинА. П. Стратегическое управление. М.: ОМЕГА-JI, 2004. С. 17.
19См.: Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. ВТО, 2005.
20См.: Герчиков В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. М., 2003. С. 41-42.
21Материалы коллегии ФТС России, февраль 2008 года.
22Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2004.
23Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1986.
24Робине Ст., Коултер М. Менеджмент. М.: Изд. дом «Вильяме», 2002.
25Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002
26Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 1998.
27Ткаченко И. Е., Колобова И. Н. Внутренние и внешние коммуникации таможенной службы Российской Федерации: состояние, управление, перспективы развития. М.: РИО РТА, 2006.
28Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде.М.: Финансы и статистика, 2001.
29Робине Ст., Коултер М. Менеджмент. М.: Изд. дом «Вильяме», 2002.
- Глава 1 актуальные теоретические положения управления таможенными органами 7
- Глава 2 59
- Глава 3 80
- Глава 4 104
- Глава 5 132
- Введение
- Глава 1 актуальные теоретические положения управления таможенными органами
- 1.1. Роль Федеральной таможенной службы в регулировании внешнеэкономической деятельности
- 1.2. Общие тенденции в реформировании системы государственного управления
- 1.3. Теория как предмет изучения: определение, содержание, этапы формирования
- 1.4. Специальный менеджмент. Интегративная модель управления
- 1.5. Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления
- 1.6. Таможенный менеджмент -теория управления таможенным делом
- 1.7. Объект и предмет таможенного менеджмента и особенности их изучения
- 1.8. Традиционная модель управления таможенными органами и ее специфика
- 1.9. Инновационная модель управления таможенными органами
- 1.10. Вопросы стратегического управления таможенными органами
- Система стратегического управления в таможенных органах
- Рекомендуемая литература
- Глава 2 методологические основы управления таможенными органами
- 2.1. Законы и принципы управления таможенными органами
- 2.2. Организационные основы управления таможенными органами
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3 управление персоналом в таможенных органах
- 3.1. Методологические основы управления персоналом
- 3.2. Базовые технологии в управлении персоналом
- 3.3. Система управления персоналом в государственной службе
- Основные задачи в таможенных органах на современном этапе
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава 4 психологические факторы эффективной управленческой деятельности
- 4.1. Сущность управленческой деятельности
- 4.2. Управление конфликтами в таможенной деятельности
- 4.3. Формирование управленческой команды
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5 методология управления качеством таможенных услуг
- 5.1. Факторы, определяющие качество результатов деятельности
- 5.2. Основные принципы управления качеством продукции и услуг
- 5.3. Стандартизация в обеспечении качества таможенных услуг
- 5.4. Метрологическое обеспечение таможенных органов
- 5.5. Международные стандарты исо серии 9000 «Системы менеджмента качества»: назначение, структура, содержание и требования
- 5.6.Совершенствование системы управления таможенным органом на основе мс исо серии 9000
- 5.7. Состав документации системы управления таможенным органом
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Глава б системные исследования управления таможенными органами
- 6.1. Системы и системные исследования
- 6.2. Содержание системных исследований
- 6.3. Системный подход и системный анализ
- 6.4. Подходы к формированию показателей и критериев оценки эффективности таможенной деятельности
- Контрольные вопросы
- Список литературы