logo search
А

7.6. Проверка маркировки товаров

специальными марками, наличия на них

идентификационных знаков

Согласно ст. 118 ТКТС таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специаль­ных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтвержде­ния легальности их ввоза на таможенную территорию тамо­женного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

Отсутствие на товарах специальных марок, иденти­фикационных знаков или иных способов обозначения това­ров рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, осуществленный без со­вершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

7.7. Таможенный осмотр помещений и территорий

Таможенный осмотр помещений и территорий в соответ­ствии со ст. 119 проводится в целях подтверждения нали­чия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хране-ч ния, таможенных складах, в помещениях магазина беспош­линной торговли и иных местах, где могут находиться това­ры под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями та­моженных процедур, предусмотренных ТКТС.

Таможенный осмотр помещений и территорий, не ука­занных выше, может проводиться таможенными органами в местах перемещения товаров через таможенную границу,

пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих опто­вую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, и у иных лиц, владеющих или пользующихся товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза или находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТКТС, для провер­ки такой информации.

Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях про­верки соответствия этих помещений и территорий требова­ниям и условиям, установленным законодательством госу­дарств - участников таможенного союза.

Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводит­ся при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.

Форма предписания (указания) на проведение осмотра помещений и территорий определяется законодательством государств - участников таможенного союза.

В случае отказа в доступе на территорию и в помеще­ния должностные лица таможенных Органов вправе вхо­дить на территорию и в помещения с пресечением сопро­тивления и вскрытием запертых помещений в присут­ствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в поме­щения с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на терри­тории и в помещения, несут ответственность в соответ­ствии с законодательством государств - членов таможенно­го союза.

Если законодательством государств - членов таможен­ного союза установлен специальный порядок доступа долж­ностных лиц государственных органов на отдельные объек­ты, то такой доступ проводится в порядке, определяемом этими законодательными актами.

116

117

Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одно­го рабочего дня, если иное не установлено законодатель­ством государств - членов таможенного союза.

По результатам таможенного осмотра помещений и тер­риторий составляется акт по форме, утверждаемой реше­нием Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или террито­рии осматривались.

Проверка системы учета товаров как форма таможен­ного контроля проводится в случаях:

7.8. Учет товаров, находящихся

под таможенным контролем.

Проверка системы учета товаров

и отчетности по ним

Согласно ст. 120 ТКТС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и

совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий.

Порядок и формы учета товаров, находящихся под та­моженным контролем, определяются законодательством го­сударств — участников таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможен­ного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся или владеющие иностранными товара­ми, по требованию таможенных органов обязаны представ­лять в таможенные органы отчетность о хранящихся, пере­возимых, реализуемых, перерабатываемых или используе­мых товарах. Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов тамо­женного союза.

7.9. Таможенная проверка

Порядок проведения таможенной проверки регулируется ст. 122 ТКТС.

Таможенная проверка проводится таможенными органа­ми в целях проверки соблюдения лицами требований, уста­новленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенно­го союза.

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства -- члена таможенного союза в отношении прове­ряемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соот­ветствии с законодательством этого государства — члена участника таможенного союза.

Под проверяемыми лицами понимаются: <■ ■

  1. декларант;

  2. таможенный представитель;

  3. перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

  4. лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска или его представитель;

  5. лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

  6. владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможен­ных и иных складов;

  7. уполномоченный экономический оператор;

118

119

  1. иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствую­щую таможенную процедуру;

  2. лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного тамо­женным кодексом таможенного союза, в том числе неза­конно перемещенные через таможенную границу.

При таможенной проверке таможенными органами про­веряются:

  1. факт помещения товаров под таможенную процедуру;

  1. достоверность сведений, заявленных в таможенной дек­ларации и иных документах, представленных при тамо­женном декларировании товаров, повлиявших на при­нятие решения о выпуске товаров;

  2. соблюдение ограничений по пользованию и распоряже­нию условно выпущенными товарами;

  3. соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодатель­ством государств — участников таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможен­ного дела;

  4. соответствие лиц условиям, необходимым для присво­ения статуса уполномоченного экономического опера­тора;. •

  5. иные направления, определенные таможенным законо­дательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в nopaflKej установленном тамо­женным законодательством таможенного союза и законода­тельством государств — членов таможенного союза.

При проведении таможенной проверки могут использо­ваться иные формы таможенного контроля.

Проведению таможенной проверки должна предшество­вать подготовительная работа, в процессе которой опреде­ляется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необ­ходимости разрабатывается программа ее проведения.

Таможенная проверка осуществляется в форме камераль­ной таможенной проверки или выездной таможенной про­верки.

Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в тамо­женных декларациях, коммерческих, транспортных (пере­возочных) и иных документах, представленных проверяе­мым лицом, сведений контролирующих государственных ор­ганов государств - членов таможенного союза, а также дру­гих документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится тамо­женными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформ­ления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности проведения.

Выездная таможенная проверка проводится таможен­ным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или в место фактического осуществления их деятельности (объекты проверяемого лица).

Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществля­ется на основании планов проверок, разрабатываемых тамо­женными органами.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются: 1) данные, полученные в результате анализа информации,

содержащейся в базах данных таможенных органов и

120

121

/

органов государственного контроля (надзора) государств -участников таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства госу­дарств — членов таможенного союза;

  1. наличие данных, свидетельствующих о возможном на­рушении требований таможенного законодательства та­моженного союза и законодательства государств — чле­нов таможенного союза;

  2. заявление лица, в том числе осуществляющего деятель­ность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

  3. необходимость проведения встречной проверки;

  4. обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организа­цией;

  5. иные основания, предусмотренные законодательством государств - членов участников таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможен­ным органом может проводиться встречная выездная тамо­женная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами. Встречная выездная тамо­женная проверка является внеплановой.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся та­моженными органами один раз в три года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществ­ляются без ограничений по периодичности их проведения.

122

Отбор проверяемых лиц для плановой выездной тамо­женной проверки производится с использованием информа­ции, полученной:

  1. с использованием информационных ресурсов таможен­ных органов;

  2. по результатам предыдущих проверок, в том числе ка­меральных проверок;

  3. от государственных органов;

  4. от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

  5. от таможенных и (или) иных контролирующих государ­ственных органов государств — членов таможенного со­юза;

  6. из средств массовой информации;

  7. из других* источников официальным путем.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лица­ми таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служеб­ных удостоверений обязано обеспечить доступ указанных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых поме-, щений) для проведения выездной таможенной проверки.

Если законодательством государств - участников тамо­женного союза установлен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ проводится в порядке, определяе­мом этими законодательными актами.

Проверяемое лицо вправе отказать должностным-лицам таможенного органа в доступе на объект в случаях, если:

  1. решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения не предъявлены;

  2. должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки);

  3. должностные лица не имеют специального^разрёшения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств — чле­нов таможенного союза.

При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную про-

123

верку, на объект составляется протокол, в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух поня­тых, за исключением случаев, когда законодательством го­сударств — участников таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных орга­нов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты с пресечением сопротивления и вскрытием запер­тых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов.

При проведении таможенной поверки должностные лица таможенного органа имеют право:

  1. требовать и получать от проверяемого лица коммерчес­кие, транспортные документы, документы бухгалтерс­кого учета и отчетности и другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к про­веряемым товарам;

  2. требовать у проверяемых лиц предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

  3. требовать представления отчетности для целей тамо­женного контроля;

  1. требовать и получать от банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, не­обходимую для проведения таможенной проверки, в том числе содержащую банковскую тайну;

  2. запрашивать и получать от налоговых, иных государствен­ных органов нйоёМдДймыё информации 1 дбМр&ёнтв^ I том чЖёле составляющую кШмёрчМкую, банковскую, на­логовую и иную охраняемую законодательством тайну;

6) проводить инвентаризацию (требовать проведения ин­ вентаризации) товаров при проведении выездных тамо­ женных проверок;

124

  1. направлять международные запросы в связи с проведе­нием таможенной проверки;

  2. доступа на объекты проверяемого лица с предъявлени­ем решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;

  3. осуществлять отбор проб и образцов товаров с состав­лением акта при проведении выездных таможенных проверок;

  4. изымать у проверяемого лица документы либо их ко­пии с составлением акта изъятия при проведении выезд­ных таможенных проверок;

  5. налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, на срок проведения выездной та­моженной проверки для пресечения действий, направ­ленных на отчуждение либо распоряжение иным спосо­бом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

  6. опечатывать помещения, в которых находятся товары;

13) проводить иные действия, предусмотренные законода­ тельством таможенного союза и законодательством го­ сударств — членов таможенного союза.

При проведении таможенной проверки проверяемое лицо вправе:

  1. запрашивать и получать от таможенных органов ин­формацию о положениях законодательства государств -членов таможенного союза, касающихся порядка прове­дения таможенных проверок;

  2. представлять все имеющиеся в его распоряжении доку­менты и сведения, подтверждающие факт выпуска това­ров, а также соблюдение таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — чле­нов таможенного союза;

  3. обжаловать решения и действия (бездействие) таможен­ных органов в порядке, установленном законодатель­ством государств — членов таможенного союза;

  4. пользоваться иными правами, предусмотренными зако­нодательством таможенного союза и законодательством государства - члена таможенного союза.

125

При проведении таможенной проверки проверяемое лицо обязано:

  1. предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

  2. представлять по требованию таможенного органа в ус­тановленные сроки сведения и документы, независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;

  3. обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объек­ты проверяемого лица и предоставить рабочее место;

  4. сделать отметку о получении на оригинале решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

  5. в случае, если необходимая для целей таможенной про­верки документация составлена на ином языке, чем го­сударственный язык государства — члена таможенного союза, представить проверяющим должностным лицам таможенного органа перевод указанной документации;

  6. определить круг лиц, ответственных за предоставление информации проверяющим должностным лицам тамо­женного органа, не позднее двух календарных дней со дня предъявления решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки);

  7. исполнять иные обязанности, предусмотренные законо­дательством таможенного союза и законодательством государств — участников таможенного союза.

Налоговые и иные государственные органы государств -членов таможенного союза представляют по защюсу таможен­ных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность и иные документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства госу­дарств - членов таможенного союза по защите государствен­ной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

Банки и иные кредитные организации государств — учас­тников таможенного союза представляют по запросу тамо-

126

женного органа документы и сведения, касающиеся движе­ния денежных средств по счетам организаций, необходимую для проведения таможенной проверки, в том числе содержа­щую банковскую тайну.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государствен­ных органов государства - члена таможенного союза в соот­ветствии с законодательством государства — участника та­моженного союза.

При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления тамо­женными органами принимаются меры в соответствии с зако­нодательством государства — члена таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки определяется ТКТС.

Результаты таможенной проверки оформляются доку­ментом в соответствии с законодательством государств -членов таможенного союза.

Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств - чле­нов таможенного союза.

127