logo
Лекц,Пр,Кр

3. Методы и виды таможенного контроля

Таможенный контроль – один из важнейших институтов таможенного права, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, лица оказывающие содействие в проведении таможенного контроля, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации и оказывающие им договорные услуги.

При этом необходимо отметить, что правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе Российской Федерации – обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, обязательность их декларирования, запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

При этом, в условиях развивающихся в России рыночных отношений, требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и, одновременно, создать условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги, выполняя ряд других функций, предусмотренных ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации и непосредственно связанных с целями таможенного контроля.

Целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенный контроль может проводиться, в соответствии с ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации, исключительно таможенными органами.

Если таможенные органы проводят проверку товаров и транспортных средств, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.

Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля. При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами, по результатам проведенных контрольных действий.

В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента:

выпуска для свободного обращения;

уничтожения;

обращения в федеральную собственность;

реализации как не востребованных;

реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации;

вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия грузовой таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 391 Таможенного кодекса Российской Федерации при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а так же у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

Особенность таможенного контроля заключается в том, что применение его отдельных форм допускается и после выпуска товаров и транспортных средств в свободное обращение.

В соответствии с п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Само по себе установление такого срока является важным правовым нововведением, так как данная статья устанавливает особый порядок проверок, проводимых таможенными органами, и предусматривает возможность осуществления проверки достоверности сведений, заявленных при выполнении таможенных процедур в течение года. При этом исчисление срока начинается в день утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

В качестве средств производства таможенного контроля на практике применяются:

- технические средства таможенного контроля;

- морские и воздушные суда таможенных органов;

- информационные ресурсы таможенных органов;

- поисковые собаки.