logo
Лекц,Пр,Кр

2. Нормативно-правовая база, порядок применения идк.

  1. ТК ТС (ст. 101) предусматривает возможность привлечения в необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля не заинтересованных в результатах таких действий экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.1

  1. В п.З ст. 165 ФЗ Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

Также в п. 1 ст. 169 предусмотрено в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.2

3. В рамках усиления борьбы с нарушениями таможенных правил (недостоверное декларирование или не декларирование), повышения роли таможенной службы в деле борьбы с терроризмом ФТС России принято решение о создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТККГ и ТС), представляющей собой ряд инспекционно-досмотровых комплексов различных типов, систему управления их работой и электронного обмена с использованием ведомственной телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.

Концепция создания СТККГ и ТС была определена приказом ФТС России от 24.01.2005 года №52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств».17

  1. Организация и порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК, в том числе мобильных, определены приказом ФТС России от 09.12.2010 года №2354 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

Сущность и значение системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТКК и ТС) и телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.

Итак, СТКК и ТС

это одно из перспективных направлений развития ИДК, суть которого – в создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в нашей стране.

В этой системе основную роль сыграют ИДК как основные средства контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

- Финансирование СТККГ и ТС ведется в рамках целевой программы, утвержденной Правительством РФ, «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», за счет займа Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой помощи.

Стоимость проекта создания СТККГ и ТС ориентировочно составляет 400 миллионов долларов США.

Финансирование проекта включает:

• Международная помощь -180 миллионов долларов США.

- Стоимость каждого мобильного комплекса HCV-Mobile, поставленного в 2007-2008 гг. в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже.

- Сегодня на автомобильных пунктах пропуска размещены 12 стационарных и уже применяются 42 мобильные системы, а также завершено строительство трех стационарных систем в морских портах Проводятся работы по их объединению в единую информационную систему ЕАИС

Порядок использования ИДК в системе ЕАИС

- Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.

- На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управлениями рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере.

- Изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде должны передаваться пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).

- Оперативные решения по управлению применением ИДК принимаются в пунктах пропуска, таможенных постах (таможнях) и в региональных таможенных управлениях.

- Оперативный контроль за их применением осуществляется ФТС России.

Наиболее предпочтительными объектами таможенной инфраструктуры для оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами являются крупные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, например, пункты пропуска, находящиеся в морских портах.

Использование инспекционно-досмотровых комплексов для контроля крупногабаритных объектов — контейнеров и автотранспортных средств — открывает новые перспективы для оперативного получения объективной информации о содержимом контейнера, а также о наличии непосредственно внутри него сокрытых вложений и тайников.3

Порядок применения ИДК при проведении контроля: