logo
Upravlenie_tamozhennymi_organami__posobie

1. Понятие и принципы службы в таможенных органах

Понятие «таможенная служба» употребляется в различных значениях. Нередко в литературе и нормативных правовых актах под таможенной службой понимается таможенный орган или со­вокупность таможенных органов, учреждений, организаций либо структурное подразделение таможенных органов, например служ­бы таможенной охраны и контроля и др.

В других случаях таможенной службой обозначают организа­цию государственной службы в таможенных органах.

Некоторые авторы предлагают применять этот термин в широ­ком и узком смысле слова. В широком смысле слова под таможен­ной службой имеют в виду совокупность таможенных органов, таможенную полицию, иные звенья и структуры, непосредственно участвующие в осуществлении таможенного дела, правовой статусдолжностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия приема на государственную службу в таможенных органах. Тамо­женная служба в узком смысле - это вид государственной службы, а также порядок и условия ее прохождения в таможенной полиции и учреждениях таможенного профиля.

В нормативном смысле (закрепленном в законодательстве РФ) под таможенной службой (или службой в таможенных органах) понимается особый вид государственной службы граждан, осу­ществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ (ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; далее - Закон № 114 ФЗ).

Таможенные органы выступают в качестве органов исполни­тельной власти в механизме осуществления единой государственной власти, относятся к федеральным государственным органам, право­вое регулирование организации и деятельность которых осуществля­ется на принципах и условиях государственной службы, а кадровый состав образуют федеральные государственные служащие.

Важность и значимость законодательного признания служ­бы в таможенных органах видом федеральной государственной службы состоит:

Особенности специального (особого) вида федеральной госу­дарственной службы - службы в таможенных органах:

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий таможенных органов лицами, находящи­мися на должностях в таможенных органах.

Каков круг таможенных органов, профессиональная деятель­ность в которых считается государственной службой? Следует ли к их числу относить лишь ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, либо включать сюда и подведомственные ему органы, орга­низации и предприятия?

Возможность создания ФТС России территориальных органов непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, в которой указывается, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территори­альные органы. Таким образом, поскольку РТУ, таможни, таможен­ные посты создаются для осуществления полномочий федераль­ной исполнительной власти в таможенной сфере, их правомерно рассматривать в качестве федеральных (или территориальных органов федеральных органов исполнительной власти) органов исполнительной власти, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной таможенной службой.

Сущность полномочий таможенных органов заключается в том, что они имеют право принимать обязательные решения. Властные полномочия таможенных органов воплощаются в ком­петенции конкретного таможенного органа, закрепленной соот­ветствующим нормативным правовым актом.

Государственной службой в таможенной сфере является так­же служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ФТС (далее - таможенные организации), но только тех должностных лиц, которым в порядке, установленном федеральными законами, присвоены специальные звания. Эти лица являются сотрудниками таможенных органов и признаются государственными служащими.

В федеральном государственном органе могут быть учреж­дены должности государственной службы различных видов (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе го­сударственной службы Российской Федерации»; далее - Закон № 58-ФЗ 2003 г.). С 2002 г. определенная часть сотрудников тамо­женных органов переведена на условия службы федеральных госу­дарственных служащих (ФЗ от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов испол­нительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»; далее - Закон № 78-ФЗ). Такого рода лица являются государственными служащими таможенных органов, но не являются сотрудниками (должностными лицами) таможенных органов.

Служебные отношения сотрудников таможенных органов и та­моженных организаций регулируются законодательством о службе в таможенных органах (таможенной службе).

Служебные отношения государственных служащих таможен­ных органов регулируются общим законодательством о государ­ственной гражданской службе. Не является службой работа в таможенных органах и таможен­ных организациях по трудовым и гражданско-правовым договорам (контрактам).

Граждане, занимающие должности, предусматриваемые в штат­ных расписаниях в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов и таможенных организаций, не являются го­сударственными служащими, а считаются работниками бюджетной сферы. Перечень таких должностей определяется руководителем ФТС России.

Трудовые отношения работников таможенных органов и тамо­женных организаций регулируется законодательством РФ о труде. На этих работников не распространяется действие законодатель­ства о государственной службе РФ, за исключением отдельных норм о социальных и медицинских гарантиях.

Служба в таможенных органах и организациях является феде­ральной государственной службой, находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета. Ее правовое регулирование осуществляется только на федеральном уровне, т. е. Конституцией РФ, федеральными законами, а также нор­мативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Возможность определения правового статуса сотрудников таможен­ных органов законодательством субъектов РФ исключается.

Она построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в РФ, закрепленными в Конституции РФ, ТК РФ, Законе № 58-ФЗ 2003 г., Законе № 114-ФЗ и ряде других федеральных законодательных актов. Суммативно принципы госу­дарственной службы в РФ закреплены в ст. 3 Закона № 58-ФЗ 2003 г. Они являются и основными принципами таможенной службы.

Принципы таможенной службы.

Служба в таможенных органах основывается на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов надвсеми иными нормативными, правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей и обеспечении их прав. То есть каждый

сотрудник таможенных органов должен защищать верховенство Конституции РФ и федеральных законов. Отказ или уклонение от совершения действий, предписанных Конституцией РФ и фе­деральными законами, влекут за собой установленную законом ответственность сотрудников таможенных органов.

Служба в таможенных органах основана на принципе приори­тета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственно­го действия. Этот принцип следует из положений ст. 18 Конститу­ции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют цель применения законов и деятельности всех государ­ственных органов. Применительно к таможенной службе данный принцип означает обязанность сотрудников признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В конечном счете приведенный принцип определяет смысл и содержание слу­жебной деятельности сотрудников таможенных органов.

Для организации таможенной службы важное значение имеет принцип федерализма, обеспечивающий единство системы го­сударственной службы и соблюдение конституционного разгра­ничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с этим принципом таможенная служба отно­сится к федеральной государственной службе и находится в ис­ключительном ведении РФ.

Общим для построения и функционирования всей системы госу­дарственной службы РФ является принцип законности. Он означает, что все сотрудники таможенных органов обязаны в своей деятель­ности неукоснительно соблюдать предписания Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Кроме того, этот принцип обязывает должностных лиц, имеющих право принимать правовые акты по вопросам таможенной деятельности, осуществлять правотворчество только в случаях, прямо предусмот­ренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, и в пределах своей компетенции (п. 1 ст. 5 ТК РФ). Оцен­ка правовых актов таможенных органов с точки зрения законности означает, что они не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов РФ или устанавли­вать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ.

Фундаментальный принцип организации власти в РФ на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с данным прин­ципом таможенная служба относится к государственной службе в органах исполнительной власти.

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Следовательно, и таможенная служ­ба основана на принципе равного доступа граждан к службе в таможенных органах в соответствии со способностями и профес­сиональной подготовкой. Требования к кандидату на должность в таможенном органе обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей.

Важным организационно-функциональным принципом госу­дарственной службы является принцип обязательности для го­сударственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. В таможен­ной службе важны два аспекта обязательности решений.

Во-первых, речь идет об обязательности решений вышестоя­щих в порядке подчиненности таможенных органов и должност­ных лиц, принятых в пределах их компетенции, для сотрудников нижестоящих таможенных органов и должностных лиц. Во-вто­рых, обязательность для сотрудников приказов, распоряжений и указаний, отданных вышестоящими в порядке подчиненности ру­ководителями в пределах их должностных полномочий. Условием обязательности решений вышестоящих таможенных органов и руководителей является соответствие законодательству.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 3 Закона № 58-ФЗ 2003 г. государствен­ная служба основывается на принципе единства правовых и организационных основ государственной службы. Единство таможенной службы обеспечивается единой системой таможен­ных органов и едиными задачами и функциями данной системы. Единые служебные требования предъявляются к сотрудникам та­моженных органов всех уровней.

Деятельность по обеспечению исполнения полномочий тамо­женных органов является высококвалифицированной профессией. Вот почему таможенная служба основывается на принципе про­фессионализма и компетентности сотрудников. Этот принцип обязывает сотрудников таможенных органов владеть правилами и процедурами таможенной деятельности, знать свои права и обя­занности, активно и в полной мере осуществлять функции и пол­номочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями.

Таможенная служба основывается на принципе открытости и ее доступности общественному контролю. Обязанность долж­ностных лиц предоставлять информацию о принимаемых реше­ниях, действиях, бездействии таможенных органов, информацию о таможенном законодательстве и т. д. закреплена гл. 4 ТК РФ. В развитие норм ТК РФ действует Инструкция об информировании и консультировании по вопросам таможенного дела и иным вопро­сам, входящим в компетенцию таможенных органов, утв. приказом ФТС России от 23.12.2003 №1509, и ряд других актов.

Таможенная служба основывается на принципе ответствен­ности сотрудников за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Подготовка или принятие некачественного решения является частным случаем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудни­ком таможенного органа возложенных на него обязанностей образует состав дисциплинарного нарушения или должностного преступления. За свою деятельность сотрудники несут дисциплинарную, ад­министративную, материальную и уголовную ответственность.

Таможенная служба основывается на принципе внепартийности, отделения религиозных объединений. Взаимоотноше­ния между сотрудниками таможенных органов и политическими партиями и религиозными объединениями определяют принципы свободы убеждений (ст. 29 Конституции РФ) и свободы совести (ст. 28 Конституции РФ). Из этого вытекает, что лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются: свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой к политическим партиям, правом выдвигать свою кандидатуру на выборах от любой политической партии.

Вместе с тем принцип внепартийности не допускает создания в таможенных органах каких-либо политических партий, обществен­ных движений и объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных обязанностей сотрудники таможенных органов не вправе руководствоваться решениями каких-либо пар­тий, а обязаны действовать в соответствии с правовыми актами.

В Общих принципах служебного поведения государственных слу­жащих, утв. Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, установлено, что при исполнении должностных (служебных) обязанностей государ­ственный служащий должен соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных обществен­ных объединений. Должностные лица, наделенные организационно-распорядительными полномочиями, не должны допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Таможенная служба основывается на принципе стабильности кадров. Профессиональная стабильность и устойчивость служеб­ного положения являются необходимыми как в интересах тамо­женных органов, так и в интересах их сотрудников, и они долж­ны быть гарантированы. Это диктуется требованием постоянства реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, необходимостью поддержания и развития профессионализма со­трудников таможенных органов.