2. Требования к структурам управления
Анализ сложившихся в системе таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним.
1. Простота и экономичность. Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо служебной функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях. Так, создание в таможнях отделов по борьбе с контрабандой наркотиков призвано повысить эффективность деятельности таможен в этом плане по сравнению с тем периодом, когда она осуществлялась сотрудниками различных служб и подразделений.
Осуществляемые контроль и стимулирование работы сотрудников должны требовать минимальных усилий и экономических затрат.
Организационная структура управления должна способствовать самоконтролю и наличию у работников внутренней мотивации, т. е. минимальное количество сотрудников должно тратить время на организационно-управленческие вопросы.
Если в любой организации часть усилий управленцев и рядовых работников так или иначе приходится направлять «вовнутрь», то эти затраты должны быть как можно меньше. Организация, которая работает только на саму себя, так же невозможна, как невозможен вечный двигатель.
Что же способствует формированию экономичности организации? Прежде всего необходимо, чтобы оргструктура развивалась и оформлялась не сама по себе, а в процессе развития деятельности. Оргструктуру можно уподобить приводному ремню, превращающему деятельность в результат (а не в псевдорезультат).
2. Ясность. Каждое подразделение таможенного органа, каждый сотрудник должен четко знать, где он находится, куда ему обращаться за информацией, а также кто принимает управленческие решения. Ясность структуры нельзя путать с простотой. Наоборот, сложные структуры могут быть ясными. Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решений.
Определенность. Оргструктура должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу. Для этого она должна обеспечивать минимальную потерю информации на пути от вышестоящих уровней управления до нижестоящих.
Управляемость. Оргструктура должна облегчать процесс принятия решения. В плохой оргструктуре решения принимаются «сверху-вниз» в хорошей — «снизу-вверх».
Устойчивость. Оргструктура одновременно должна быть стабильной.
То есть она должна «работать», какие бы бури ни бушевали вокруг. Каждый работник нуждается в наличии определенного круга общения, где он занимает определенное место.
Человек не может работать, постоянно чувствуя себя как на вокзале. Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению и саморазвитию. Этого можно достичь прежде всего за счет профессионального и личностного развития специалистов, новых лидеров.
Гибкость. Понятие гибкости появилось лишь в последнее время и характерно для открытых социальных систем.
Организационная структура управления, даже самая большая и сложная, не должна быть «застывшей», раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним. Разумеется, это не означает, что любое незначительное изменение должно приводить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость, например в промышленной фирме, выпускающей хлебобулочные изделия. Отметим, что ряд фирм вообще могут не иметь четко определенной неизменной структуры. Такие фирмы работают по принципу ВТК (временных творческих коллективов).
Производным от устойчивости и гибкости является такой показатель организационных структур управления, как гомостатичность, т. е. способность системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия Чем меньше в структуре возникает отклонений из-за различного рода «разовых» возмущений, тем эта структура устойчивее. В то же время структура должна учитывать динамические условия своего развития и совершенствоваться «по большому счету», т. е. видоизменяться при существенных, неслучайных, больших, многократных и однотипных разовых возмущениях.
Чем сложнее структура, чем больше ветвей в ней, тем большую роль в управлении начинают играть следующие факторы:
передача полномочий. Начальник таможни, например, отвечает за деятельность всего таможенного органа. Однако он вынужден передавать часть функций заместителям начальника таможни, начальникам отделов таможни и начальникам таможенных постов. Те, в свою очередь, перепоручают решение частных задач группам подчиненных или конкретным специалистам таможенного дела, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач;
координация. Чем большее число специалистов участвует в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны быть их усилия. Здесь и передача информации с одного уровня на другой, и обмен информацией по горизонтали;
— компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника таможенного органа должен быть строго определен.Компетентность руководителя проявляется в том, как он может организовывать работу своего подразделения или таможенного органа в целом. Руководитель должен быть уверен в компетентности своих сотрудников;
— централизация. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся «в руках» начальника таможенного органа (подразделения), тем больше степеньцентрализации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры.Управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.
Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура — это только «часть айсберга», которая видна; 9/10 этого «айсберга» составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, «находятся под водой» и являются неофициальной структурой организации.
Поэтому руководители любого уровня должны уметь «строить» двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и т.п.).
Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы «усадить в одну лодку» сотрудников, но и создать необходимые условия для того, чтобы они могли чувствовать себя членами данного коллектива. Естественно, что решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов.
- Учебное пособие
- «Управление таможенными органами»
- 036401.65 «Таможенное дело»
- Содержание:
- Тема 1…………………………………………………………….……………….14
- 7. Примерные вопросы к зачету
- 8. Вопросы для самостоятельной работы
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Рекомендуемая литература
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Законы управления
- 3. Принципы управления
- 4.Функции управления
- 5. Методы управления
- Тема 2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов
- 1. Виды управленческих отношений и организационных структур управления
- 2. Требования к структурам управления
- Тема 3. Процесс управления в системе таможенных органов
- 1. Сущность и содержание процесса управления
- 2. Целеполагание в таможенных органах
- 3. Организация процесса управления
- 4. Решения в процессе управления
- 5. Психологические аспекты управления
- Тема 4. Гражданские служащие таможенных органов
- 1. Правовые основы службы и статуса гражданских служащих в таможенных органах.
- 2. Правоограничения сотрудников таможенных органов
- Тема 5. Прохождение службы в таможенных органах
- 1. Понятие и принципы службы в таможенных органах
- 2. Должности и специальные звания в таможенных органах
- 3. Дифференциация правовых статусов личного состава таможенных органов
- 4. Права и обязанности сотрудников таможенных органов
- 4. Порядок прохождения службы
- Тема 6. Статус сотрудников при проведении организационно-штатных мероприятий
- 1. Основания и условия зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа
- Тема 7. Порядок и правила исполнения обязанностей
- 1. Служебная дисциплина в таможенных органах
- 2. Поощрения сотрудников таможенных органов
- 3. Дисциплинарные взыскания и порядок их наложения
- Тема 8. Условия службы в таможенных органах
- 1. Условия службы
- 2. Прекращение службы в таможенных органах
- 3. Восстановление на службе в таможенных органах
- Модуль 3. Практические задания
- Тема 2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов
- Тема 3. Процесс управления таможенными органами
- Тема 4. Кадровая политика таможенных органов Российской Федерации
- Тема 5. Прохождение службы в таможенных органах.
- Тема 6. Статус сотрудников при проведении организационно-штатных мероприятий
- Тема 7. Руководитель в процессе управления таможенными органами
- Тема 8. Управление конфликтами в деятельности таможенных органов
- 13. Тестовые задания