10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных и практических занятий в первую очередь используются аудитории факультетов, оснащенные мультимедийным оборудованием, а также:
1. Поточные аудитории для лекций с мультимедийной техникой.
2. Аудитории для практических занятий.
3. Доступ в Интернет.
4. Материальные ресурсы (аудио, видео и дидактические материалы).
Модуль 2. Учебное пособие
11. Конспекты лекций
Тема 1. Основы управления в таможенных органах
1. Понятие управления
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.
Что же такое управление? В литературе имеется множество определений понятия «управление», в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, управлению можно дать следующее определение.
Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.
Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.
В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.
К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным должностным лицам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.
В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.
Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер и что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.
Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.
Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Эта информация перерабатывается субъектом управления, в результате чего принимается решение, которому придается одна из форм управленческого решения (приказ, распоряжение, инструкция, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекту управления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту управления по каналу обратной связи. Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.
Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т. е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах. Например, определение целей управления может осуществляться в форме планирования, выработки основных направлений развития системы таможенных органов.
Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.
Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления.
Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.
Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.
- Учебное пособие
- «Управление таможенными органами»
- 036401.65 «Таможенное дело»
- Содержание:
- Тема 1…………………………………………………………….……………….14
- 7. Примерные вопросы к зачету
- 8. Вопросы для самостоятельной работы
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Рекомендуемая литература
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Законы управления
- 3. Принципы управления
- 4.Функции управления
- 5. Методы управления
- Тема 2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов
- 1. Виды управленческих отношений и организационных структур управления
- 2. Требования к структурам управления
- Тема 3. Процесс управления в системе таможенных органов
- 1. Сущность и содержание процесса управления
- 2. Целеполагание в таможенных органах
- 3. Организация процесса управления
- 4. Решения в процессе управления
- 5. Психологические аспекты управления
- Тема 4. Гражданские служащие таможенных органов
- 1. Правовые основы службы и статуса гражданских служащих в таможенных органах.
- 2. Правоограничения сотрудников таможенных органов
- Тема 5. Прохождение службы в таможенных органах
- 1. Понятие и принципы службы в таможенных органах
- 2. Должности и специальные звания в таможенных органах
- 3. Дифференциация правовых статусов личного состава таможенных органов
- 4. Права и обязанности сотрудников таможенных органов
- 4. Порядок прохождения службы
- Тема 6. Статус сотрудников при проведении организационно-штатных мероприятий
- 1. Основания и условия зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа
- Тема 7. Порядок и правила исполнения обязанностей
- 1. Служебная дисциплина в таможенных органах
- 2. Поощрения сотрудников таможенных органов
- 3. Дисциплинарные взыскания и порядок их наложения
- Тема 8. Условия службы в таможенных органах
- 1. Условия службы
- 2. Прекращение службы в таможенных органах
- 3. Восстановление на службе в таможенных органах
- Модуль 3. Практические задания
- Тема 2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов
- Тема 3. Процесс управления таможенными органами
- Тема 4. Кадровая политика таможенных органов Российской Федерации
- Тема 5. Прохождение службы в таможенных органах.
- Тема 6. Статус сотрудников при проведении организационно-штатных мероприятий
- Тема 7. Руководитель в процессе управления таможенными органами
- Тема 8. Управление конфликтами в деятельности таможенных органов
- 13. Тестовые задания