2. Законы управления
Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.
К ним относятся: закон единства системы управления, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения централизации функций управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.
Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.
Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы — таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.
Закон оптимального соотношения централизациипредполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления.
Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.
Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой.
Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.
Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.
Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.
- Учебное пособие
- «Управление таможенными органами»
- 036401.65 «Таможенное дело»
- Содержание:
- Тема 1…………………………………………………………….……………….14
- 7. Примерные вопросы к зачету
- 8. Вопросы для самостоятельной работы
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Рекомендуемая литература
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Законы управления
- 3. Принципы управления
- 4.Функции управления
- 5. Методы управления
- Тема 2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов
- 1. Виды управленческих отношений и организационных структур управления
- 2. Требования к структурам управления
- Тема 3. Процесс управления в системе таможенных органов
- 1. Сущность и содержание процесса управления
- 2. Целеполагание в таможенных органах
- 3. Организация процесса управления
- 4. Решения в процессе управления
- 5. Психологические аспекты управления
- Тема 4. Гражданские служащие таможенных органов
- 1. Правовые основы службы и статуса гражданских служащих в таможенных органах.
- 2. Правоограничения сотрудников таможенных органов
- Тема 5. Прохождение службы в таможенных органах
- 1. Понятие и принципы службы в таможенных органах
- 2. Должности и специальные звания в таможенных органах
- 3. Дифференциация правовых статусов личного состава таможенных органов
- 4. Права и обязанности сотрудников таможенных органов
- 4. Порядок прохождения службы
- Тема 6. Статус сотрудников при проведении организационно-штатных мероприятий
- 1. Основания и условия зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа
- Тема 7. Порядок и правила исполнения обязанностей
- 1. Служебная дисциплина в таможенных органах
- 2. Поощрения сотрудников таможенных органов
- 3. Дисциплинарные взыскания и порядок их наложения
- Тема 8. Условия службы в таможенных органах
- 1. Условия службы
- 2. Прекращение службы в таможенных органах
- 3. Восстановление на службе в таможенных органах
- Модуль 3. Практические задания
- Тема 2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов
- Тема 3. Процесс управления таможенными органами
- Тема 4. Кадровая политика таможенных органов Российской Федерации
- Тема 5. Прохождение службы в таможенных органах.
- Тема 6. Статус сотрудников при проведении организационно-штатных мероприятий
- Тема 7. Руководитель в процессе управления таможенными органами
- Тема 8. Управление конфликтами в деятельности таможенных органов
- 13. Тестовые задания