logo
Upravlenie_tamozhennymi_organami__posobie

2. Законы управления

Законы управления отражают общие, существенные и не­обходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней сре­дой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функци­онирования.

К ним относятся: закон единства системы управления, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения централизации функций управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления про­является: в неразрывной цепи отношений управления от выс­ших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единст­ве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной дея­тельности и управления определяет, что важнейшей зада­чей управления является обеспечение оптимального пропорцио­нального функционирования управляющей и управляемой сис­тем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы — таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизациипредполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов централь­ным органам управления.

Централизованное управление не означает предельно жест­кой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каж­дого этапа развития системы существует свой оптимальный уро­вень централизации, под которым понимается максимальное со­ответствие форм централизации управления реальным потребнос­тям системы, выражающим уровень ее развития.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соот­ветствия управляющей системы управляемой.

Изменение этой соотносительности происходит под воздей­ствием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего уровень развития и функциони­рования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Через законы раскрываются содержание теории управле­ния, основные функции, методы и структуры, а также особен­ности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позво­ляет системно выразить их требования и определить оптималь­ный вариант функционирования и развития всей системы.

Управление в таможенных органах опирается как на объ­ективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.