logo
Upravlenie_tamozhennymi_organami__posobie

1. Сущность и содержание процесса управления

Важным компонентом системы управления является про­цесс управления. Процесс управления — это деятельность объединенных в систему субъектов управления (линейных и функциональных руководителей, а также другого управлен­ческого персонала), направленная на смену качественных состояний управляемого объекта, на достижение целей коллектива путем реализации определенных функций с ис­пользованием соответствующих методов и принципов уп­равления.

Процесс управления отличается специфическим содержа­нием, в котором выделяются аспекты: методологический, функ­циональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последова­тельности: целеполагание, оценка ситуации, определение про­блемы, выработка управленческого решения.

Цель — это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система.

Управленческая ситуация — это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъектив­ных) в конкретной сфере управления, сложившихся в опре­деленное время и требующих соответствующих действий Руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; Хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, час­тичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Фор­мулировка проблемы определяет выработку решения.

Выработка управленческого решения — это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная ра­бота, связанная с практической реализацией найденного пути.

Функциональный аспект — это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потреб­ности ресурсов управляемой системы и оценкой их использо­вания.

Организационный аспект заключается в использова­нии организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирова­ние, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект процесса управления определяется участием человека во всех его этапах, независимо от той или иной степени автоматизации управления.

Информационный аспект состоит в определенной пос­ледовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (поиск, сбор, сортировка, первичная обра­ботка и передача информации).

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналити­ческой работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практи­ческой работы.