3. Дифференциация правовых статусов личного состава таможенных органов
Основные категории государственных служащих таможенных органов.
Возможность учреждения в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов: гражданской, военной и правоохранительной, предусмотрена п. 3 ст. 8 Закона № 58-ФЗ 2003 г. Таможенные органы относятся к числу тех федеральных органов исполнительной власти, в которых личный состав законодательно разделен на три категории: сотрудники, гражданские служащие, работники таможенных органов. Для каждой категории служащих таможенных органов характерен свой правовой статус, особый порядок поступления и прохождения службы, социальные гарантии и т. д.
Перевод отдельных категорий сотрудников таможенных органов на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы предусмотрен ст. 3 Закона № 78-ФЗ.
Государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы введены в пределах штатной численности таможенных органов, установленной нормативными правовыми актами РФ на день вступления в силу Закона № 78-ФЗ, за счет сокращения должностей, замещаемых в указанных органах лицами младшего и начальствующего состава.
Количество государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в таможенных органах РФ определяется Правительством РФ.
В соответствии со ст. 3 Закона № 78-ФЗ, Указом Президента РФ от 09.09.2002 № 974 «О внесении дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти (приложение 7 к Указу Президента РФ от 03.09.1997 № 981 «Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы»), включен новый подраздел, в котором перечислены должности федеральной государственной службы в таможенных органах:
ведущая должность:
заместитель начальника службы;
заместитель начальника службы главного управления;
заместитель начальника службы управления;
заместитель начальника отдела главного управления;
заместитель начальника отдела службы;
начальник отделения;
старшая должность:
главный таможенный инспектор;
ведущий таможенный инспектор;
младшая должность:
старший таможенный инспектор;
таможенный инспектор.
В региональном таможенном управлении, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня (приложение 9 к Указу № 981) к государственным должностям федеральной государственной службы отнесены: ведущая должность:
заместитель начальника службы регионального таможенного управления;
заместитель начальника таможни;
заместитель начальника таможенного поста;
начальник отдела службы регионального таможенного управления;
начальник отдела таможни (таможенного поста);
заместитель начальника отдела службы регионального таможенного управления;
заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста);
начальник отделения регионального таможенного управления;
- начальник отделения таможни (таможенного поста);
старшая должность:
помощник начальника регионального таможенного управления;
помощник начальника таможни;
главный таможенный инспектор регионального таможенного управления;
главный таможенный инспектор таможни (таможенного поста);
ведущий таможенный инспектор регионального таможенного управления;
ведущий таможенный инспектор таможни (таможенного поста);
младшая должность:
старший таможенный инспектор;
таможенный инспектор;
младший таможенный инспектор.
Общая численность государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в таможенных органах определена постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 580 «О количестве государственных должностей Федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в таможенных органах Российской Федерации» в количестве 40 407 единиц, в том числе в центральном аппарате ФТС России - 1322 единицы и количество должностей работников организаций бюджетной сферы - 3307 единиц.
В результате проведения указанных мероприятий более половины сотрудников таможенных органов приобрели статус федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие). Данная категория лиц не относится к руководящему составу таможенных органов, включая начальников отделов, и не выполняет функций, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, таможенными расследованиями, силовым обеспечением таможенных органов и др. Они не замещают и не могут замещать какие-либо должности правоохранительной службы в таможенных органах.
Гражданские служащие таможенных органов выполняют функции, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем; исчислением таможенных пошлин, налогов и их взысканием; таможенной статистикой внешней торговли и специальной таможенной статистикой; валютным контролем и контролем таможенной стоимости, и выполняют все другие функции таможенных органов, не имеющие правоохранительного характера.
Разделение государственных служащих таможенных органов на категории:
сотрудников таможенных органов;
гражданских служащих;
- служащих, деятельность которых регулируется законодательством РФ о труде, отражает многомерную систему разделения труда в сфере государственного управления таможенным делом в РФ.
Такая дифференциация позволяет более детально разграничить труд государственных служащих по уровню сложности, специализации, квалификации и ответственности, а тем самым и правовой статус государственных служащих.
Существующая дифференциация правовых статусов государственных служащих таможенных органов не затрагивает целостности единой федеральной централизованной системы таможенных органов. Гражданские служащие, как и сотрудники, обеспечивают исполнение полномочий таможенных органов. Работники, замещающие должности вспомогательно-технического характера, создают условия для осуществления полномочий таможенных органов.
Взаимосвязь правовых статусов государственных служащих таможенных органов характеризуется соотносимостью правовых основ:
порядка поступления на службу в таможенные органы и ее прохождения;
ограничений, обязательств, соблюдения правил служебного поведения (профессиональной этики);
разрешения конфликта интересов и служебных споров;
соотносимости должностных окладов и окладов за классный чин гражданского служащего и специальное звание сотрудника таможенного органа;
освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения со службы в таможенных органах;
перевода с должности правоохранительной службы для замещения должности гражданской службы;
учета стажа правоохранительной службы в стаже гражданской службы;
предоставления государственных социальных гарантий;
пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу в таможенных органах, как правоохранительную, так и гражданскую, их семей и др.
Критерии служебной правосубъектности государственных служащих таможенных органов
Наиболее общими функциональными признаками, дифференцирующими правовой статус государственных служащих таможенных органов, являются:
- установленные различия квалификационных и медицинских требований, предъявляемых для замещения должности в таможенном органе;
замещение должности по конкурсу и (или) на основании административного акта о назначении на должность и служебного контракта или на основании трудового договора;
перевод на иную должность с согласия служащего или без такового;
исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом или правилами Трудового кодекса РФ и т. д.
Вместе с тем следует констатировать, что в законодательстве не сформулированы сколько-нибудь четкие критерии дифференциации правового положения служащих таможенных органов на упомянутые категории, что приводит к образованию аморфного конгломерата личного состава таможенных органов и нарушает принцип единства таможенной службы, усложняет комплектование таможенных органов профессиональными кадрами, создает нездоровую морально-психологическую обстановку в таможенных органах.
Все это в свою очередь не способствует единообразному применению законодательства о службе в таможенных органах и созданию надлежащих отношений в сфере прохождения таможенной службы, порождает ненужные правовые коллизии на практике.
В результате отсутствия правовых критериев неясным становится правовой статус целых групп государственных служащих в таможенных органах. Это касается, например, лиц, связанных с ведением бухгалтерского учета и контроля, таможенной статистики и статистики услуг во внешнеэкономической деятельности, делопроизводства, информационного, материального и тому подобного обеспечения деятельности таможенных органов. В одних случаях указанные лица причислены к сотрудникам, в других - отнесены к иным категориям. Такие различия в правовом статусе лиц, выполняющих одинаковые функции в таможенных органах, подрывают принцип единства таможенной службы и должны быть всесторонне обоснованы и четко закреплены в Законе № 114-ФЗ.
- Учебное пособие
- «Управление таможенными органами»
- 036401.65 «Таможенное дело»
- Содержание:
- Тема 1…………………………………………………………….……………….14
- 7. Примерные вопросы к зачету
- 8. Вопросы для самостоятельной работы
- 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Рекомендуемая литература
- 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 2. Законы управления
- 3. Принципы управления
- 4.Функции управления
- 5. Методы управления
- Тема 2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов
- 1. Виды управленческих отношений и организационных структур управления
- 2. Требования к структурам управления
- Тема 3. Процесс управления в системе таможенных органов
- 1. Сущность и содержание процесса управления
- 2. Целеполагание в таможенных органах
- 3. Организация процесса управления
- 4. Решения в процессе управления
- 5. Психологические аспекты управления
- Тема 4. Гражданские служащие таможенных органов
- 1. Правовые основы службы и статуса гражданских служащих в таможенных органах.
- 2. Правоограничения сотрудников таможенных органов
- Тема 5. Прохождение службы в таможенных органах
- 1. Понятие и принципы службы в таможенных органах
- 2. Должности и специальные звания в таможенных органах
- 3. Дифференциация правовых статусов личного состава таможенных органов
- 4. Права и обязанности сотрудников таможенных органов
- 4. Порядок прохождения службы
- Тема 6. Статус сотрудников при проведении организационно-штатных мероприятий
- 1. Основания и условия зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа
- Тема 7. Порядок и правила исполнения обязанностей
- 1. Служебная дисциплина в таможенных органах
- 2. Поощрения сотрудников таможенных органов
- 3. Дисциплинарные взыскания и порядок их наложения
- Тема 8. Условия службы в таможенных органах
- 1. Условия службы
- 2. Прекращение службы в таможенных органах
- 3. Восстановление на службе в таможенных органах
- Модуль 3. Практические задания
- Тема 2. Организационные структуры управления в системе таможенных органов
- Тема 3. Процесс управления таможенными органами
- Тема 4. Кадровая политика таможенных органов Российской Федерации
- Тема 5. Прохождение службы в таможенных органах.
- Тема 6. Статус сотрудников при проведении организационно-штатных мероприятий
- Тема 7. Руководитель в процессе управления таможенными органами
- Тема 8. Управление конфликтами в деятельности таможенных органов
- 13. Тестовые задания