logo
Upravlenie_tamozhennymi_organami__posobie

5. Методы управления

Методом управления называется совокупность путей, сборов, приемов и форм, воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы управления классифицируются по масшта­бам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможен­ных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение гло­бальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функ­ционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преиму­щественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм воздействия в таможенной систе­ме применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и ав­торитет государства. К ним относятся организационно-распо­рядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социаль­ные, психологические, экономические и экономико-матема­тические методы.

В процессе реализации в таможенных органах таких функ­ций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие ас­пекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полно­мочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранитель­ных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воз­действие на систему в целом или на ее элементы в отдельнос­ти; дают возможность руководителю таможенного органа при­нимать однозначное решение; основаны на обязательности ис­полнения нормативно-правовых и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организаци­онно-распорядительных методов: организационные, распорядитель­ные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам орга­низационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организацион­ных связей в системе, служащее основой ее управления, и вклю­чают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организа­ционных положений, к которым относятся: положения общеорга­низационного характера, устанавливающие организационную обо­собленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутрен­ний порядок работы, организационный статус различных подраз­делений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование — это менее жесткий тип организа­ционного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, ус­танавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Орга­низационное нормирование определяет пути и порядок выпол­нения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

Инструктирование — всегда имеет форму методичес­кой и информационной помощи, направленной на успешное вы­полнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздейст­вия. В основе методов распорядительного воздействия в тамо­женной системе лежат полномочия и обязанности. Данные ме­тоды реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, Резолюций на документах, а также принятия и доведения уп­равленческих решений в устной форме.

Приказы в таможенной системе издают только линейные Руководители, распоряжения — их заместители и руководители Функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.

В ФТС России правом подписи приказов пользуются и за­местители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС России.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в уста­новлении ответственности. Предназначены они для поддержа­ния стабильности организационных связей в системе управле­ния посредством дисциплинарных требований и системы ответ­ственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядитель­ных методов используются в таможенной системе как раздель­но, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юри­дических средств и способов воздействия на элементы социаль­но-экономической системы и отношения между ними в процес­се управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отноше­ний, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, оп­ределяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Основными такими правовыми нормами являются: Тамо­женный кодекс Российской Федерации, Закон «О службе в та­моженных органах Российской Федерации», Положение о Госу­дарственном таможенном комитете Российской Федерации, по­ложения о других таможенных органах РФ и ряд других.

Деятельность управленческого аппарата таможенных орга­нов регламентируется правовыми актами трудового, граждан­ского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социаль­ными характеристиками коллектива, экономическими и организа­ционными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вы­зывается социальными и психологическими условиями труда в та­можне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в кол­лективе и др.

Социальные и психологические методы управления пред­ставляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятель­ности коллективов. Эти методы управления основаны на исполь­зовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

Социальные методы управления включают методы соци­ального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стиму­лирования.

Методы социального воздействия находят отражение в пла­нах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспита­тельного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы управления направлены на регу­лирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в кол­лективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побужде­ния (мотивации), профессионального отбора и обучения.

Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодей­ствии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управле­ния, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономическо­го стимулирования. Важной особенностью экономических методов управленияявляется то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов,и реализуется через два аспекта: первый — управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а вто­рой — управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

Метод экономического стимулирования базируется на вто­ром аспекте и включает материальное стимулирование, коллек­тивную материальную заинтересованность и экономическую от­ветственность.

Экономико-математические методы управления. В зависимости от особенностей решаемых задач управле­ния, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на нефор­мализованные, слабо формализованные и формализованные.

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенство­вание методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органичес­кую и значительную часть всей проблемы повышения эффек­тивности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и при­менять в диалектическом единстве.

Таким образом, в этой теме рассмотрены понятия об ос­новных категориях теории управления применительно к тамо­женной службе.

Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управле­ния; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных орга­нов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчи­ненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных катего­рий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное науч­ное понимание значений основных категорий способствует совер­шенствованию имеющихся и созданию качественно новых струк­тур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.