logo search
Лекц,Пр,Кр

1. Понятие зоны таможенного контроля.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенный контроль - это одно из средств реализации таможенной политики, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно -правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основная цель - определение с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенного требованиям норм таможенного законодательства и выявление на основе этого таможенных правонарушений (нарушений таможенных правил).

Зона таможенного контроля это специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства.

Зона таможенного контроля (ЗТК) –это:

территории, особые участки устанавливаемые для целей таможенного контроля.

То есть, ЗТК- Это территория, (участок местности, склад или иное помещение), в которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, проводимым в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.

Зоны таможенного контроля создаются:

Например, на территории Поволжья находится Приволжское территориальное таможенное Управление (это- таможенныйорганРФ).

У него имеется ряд ЗТК в наиболее важных центрах коммуникации, передвижения для таможенного контроля.

Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц (включая должностных) через границы таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов РФ и под их контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ. В указанных случаях доступ в З.Т.К. разрешается с предварительного уведомления таможенных органов РФ.

Зоны таможенного контроля создаются для целей:

- проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, и

- их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Порядок создания, требования к размещению зон ТК

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы, порядок обозначения определяется Правительством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 "О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы" зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы РФ:

- на сухопутном участке таможенной территории РФ зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы в глубь территории РФ;

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о государственной границе РФ на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, в пределах приграничной территории РФ.

Иные таможенные зоны создаются в соответствии с Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля3:

В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации:

Разработано Приложение 1 к приказу ГТК России от 23.12.2003 1520:

« ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗОН ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ»

В нем:

А)Порядок создания зон таможенного контроля

1. Зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая для проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

2. Настоящий порядок включает порядок принятия таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля, определение и обозначение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, информирование других заинтересованных органов о создании зоны таможенного контроля, а также порядок отмены решения о создании зоны таможенного контроля.

3. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными или временными. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения (хранения) в них товаров, подлежащих таможенному контролю: а) на территории пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации; б) вдоль таможенной границы Российской Федерации; в) в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, 22, ст. 2066) (далее - Кодекс).

Постоянными зонами там контроля являются:

- помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве складов временного хранения;

- территория прилегающая к ним и специально оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем,

- таможенные склады, магазины беспошлинной торговли)

4. Постоянными зонами таможенного контроля также являются обозначенные в соответствии с Положением места нахождения товаров и транспортных средств, которые в соответствии с Кодексом являются зонами таможенного контроля.

5. Решение о создании постоянных зон таможенного контроля, расположенных вдоль таможенной границы Российской Федерации, оформляется нормативными правовыми актами ГТК России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 624 "О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, 42, ст. 4074). В иных случаях решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможни (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются постоянные зоны таможенного контроля.

6. Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможни, в регионе деятельности которой находится создаваемая постоянная зона таможенного контроля.

В приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

а) основание и цель создания;

б) место нахождения;

в) пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

г) средства, используемые для обозначения;

д) сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для совершения таможенных операций, хранения товаров и транспортных средств без их помещения на склад временного хранения. В приложении к приказу должно быть приведено графическое отображение пределов и территории постоянной зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

Копия приказа о создании постоянной зоны таможенного контроля в течении 3 дней со дня подписания направляется заинтересованному лицу.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля

принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) на основании доклада должностного лица таможенного органа о необходимости создания временной зоны таможенного контроля с указанием в нем причин и цели создания, срока, на который необходимо ее создать.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в зоне деятельности которого находится указанная зона.

В приказе (распоряжении) о создании временной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

а) основание и цель создания;

б) дата создания и срок, на который она создается;

в) номера и даты документов, оформленных уполномоченными должностными лицами таможенных органов, если временная зона таможенного контроля создается на основании этих документов (статьи 62, 68, 117, 371, 372, 377, 391 и 406 Кодекса);

г) сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, где осуществляется таможенный осмотр, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, разрешено совершение таможенных операций, временное хранение товаров в пределах создаваемой временной зоны таможенного контроля;

д) место нахождения;

е) пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

ж) применяемые средства обозначения.

Копия приказа (распоряжения) о создании временной зоны таможенного контроля в день его подписания направляется заинтересованному лицу.

Б) Порядок обозначения зон таможенного контроля

- Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках соответственно

"Зона таможенного контроля" и "Customs control zone".

Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля.

- Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone") непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр.

- Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.

- Знаки обозначения зон таможенного контроля, устанавливаемые на автомобильных дорогах, изготавливаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании для дорожных информационно-указательных знаков.

- Обозначение зоны таможенного контроля производится по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами.

- При обозначении зоны таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных ее пределах, об установленных местах пересечения ее границы, о перечне лиц, имеющих в нее доступ, о средствах ее обозначения и об иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.

- Обозначение постоянной зоны таможенного контроля производится после принятия решения о ее создании, а также в случаях, когда в соответствии с Кодексом места нахождения товаров и транспортных средств являются зонами таможенного контроля.

- Порядок обозначения постоянных зон таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации и расположение указательных знаков при их обозначении определяется нормативными правовыми актами ФТС России.

- Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками. При этом допускается применение подручных материалов и средств.

- Обозначение временной зоны таможенного контроля производится после принятия решения о ее создании.

Отмена решения о создании зоны таможенного контроля :

Решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуется выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет ее ликвидацию.

Таможенный орган после ликвидации зоны таможенного контроля, находившейся в регионе его деятельности, принимает меры по снятию средств ее обозначения и информированию заинтересованных лиц о ее ликвидации.

Основанием для ликвидации постоянных зон таможенного контроля,

(помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве складов временного хранения; территория прилегающая к ним и специально оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли)

является исключение из Реестра владельцев складов временного хранения (статья 114 Кодекса), Реестра владельцев таможенных складов (статья 232 Кодекса) согласно установленному порядку, а также закрытие магазина беспошлинной торговли (статья 263 Кодекса).

Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной в соответствии с пунктом 3 Положения, оформляется в виде приказа таможни, за исключением ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы Российской Федерации.

Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанных в приказе (распоряжении) таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.

На примере ПриволжскогоТаможенного Управления( одно из 7-ми МРТУс центром в г.НН):в Приволжском МРТУ имеется ряд таможен, в том числе- Нижегородская таможня

Структура Нижегородской таможни

Возглавляет Нижегородскую таможню «Начальник таможни»

Таможня имеет 8 отделов, в том числе:

- правовой отдел;

- отделение по защите государственной тайны;

- отдел документации, отдел организационной аналитики;

- отдел таможенной инспекции,

- отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы, также сюда входит главный таможенный инспектор по взаимодействию со СМИ и помощник начальника таможни.

Начальнику нижегородской таможни подчиняются 6 таможенных постов это:

- таможенный пост «Аэропорт» 1-ой категории;

- таможенный пост «Газ»;

- Дзержинский т/п, Кстовский т/п;

- Московский т/п,

- Сормовский т/п 1-ой категории;

- Выксунский т/п 2-ой категории.

Начальник таможни имеет 5-ых заместителей это:

- первый заместитель начальника таможенного контроля;

- заместитель начальника таможни по экономической деятельности;

- заместитель начальника по правоохранительной деятельности;

- заместитель начальника таможни по работе с кадрами;

- заместитель начальника по тыловому обеспечению.

Непосредственно каждый из заместителей начальника таможни руководит отделами которые находятся в его подчинении.

Заместитель начальника таможни по таможенному контролю руководит 8 отделами это:

- отдел таможенных процедур и таможенного контроля;

- отдел контроля за таможенным транзитом;

- отделение таможенных режимов;

- отдел применения СУР;

- отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;

- отдел телекоммуникаций и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники;

- отдел технических средств таможенного контроля и технических средств охраны;

- отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения.

Заместитель начальника таможни по экономической деятельности руководит 7 отделами это:

- отдел таможенный платежей;

- отдел контроля таможенной стоимости;

- отдел товарной номенклатуры и страны происхождения товара;

- отдел торговых ограничений и экспортного контроля;

- отдел валютного контроля;

- отдел таможенной статистики;

- отдел исполнения постановлений по делам об АП.

Заместитель начальника по экономической деятельности руководит 8 отделами:

- оперативно-розыскной отдел;

- отдел административных расследований;

- отдел дознания;

- учетно-регистрационное отделение;

- оперативно-аналитическое отделение;

- отделение таможенной охраны;

- оперативно-дежурное отделение.

Заместитель начальника таможни по работе с кадрами руководит 3 отделами:

- отдел инспектирования и профилактики правонарушений;

- главный государственный таможенный инспектор по психологической работе;

- отделение подготовки кадров.

Начальник отдела тылового обеспечения руководит 3 отделами:

- отдел тылового обеспечения;

- отдел по социальному развитию;

- автотранспортный отдел.

У нижегородской таможни есть семь таможенных постов:

- Четыре из них – таможенный пост Аэропорт Н.Н, ГАЗ, Московский и Сормовский – находятся непосредственно в Н.Новгороде,

- а оставшиеся три Дзержинский, Кстовский и Выксунский таможенные посты – расположены на территории Нижегородской области.

Таможенные посты вносят значительный вклад в общий объем работ: почти половина грузов проходит таможенное оформление и таможенный контроль на таможенных постах. В конце каждого квартала составляется аналитический отчет по каждому из постов.

Таможенный пост «ГАЗ»

был создан 3 июня 1992 г. Начальником поста является майор таможенной службы Т.В.Егорский. В зоне деятельности поста находится 3 СВХ и 1 таможенный склад.

Кстовский таможенный пост создан 13.08.1992г. Пост входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством Нижегородской таможни. Кстовским таможенным постом руководит подполковник таможенной службы И.В.Сергеенко. Пост имеет 2 СВХ.

Таможенный пост «Дзержинский» образован 03.06.1992 г. руководит постом подполковник таможенной службы Р.С.Николаев. Таможенный пост находится во 2 по величине промышленном городе Дзержинске.

Таможенный пост «Выксынский» создан 05.08.1994г. В зону ответственности поста включены г. Кулебаки, г. Выкса, г. Новашино. Расположено 2 СВХ. Возглавляет пост майор таможенной службы И.Е.Китаев.

Таможенный пост «Сормовский» образован 5 августа 1994 г. (переименован из т/п «Правдинский») Начальник поста С.А.Кузьминых.

Таможенный пост «Аэропорт-Н.Новгород» (первоначальное название «Стригино»). Создан 13 ноября 1992г. начальник т/п, подполковник таможенной службы И.И.Талызин.

Таможенный пост «Московский» создан 1 мая 2002г. на базе отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нижегородской таможни. Возглавляет пост полковник таможенной службы А.Ю.Жохов. В зоне деятельности таможенного поста находится 4 СВХ, 1 таможенный склад и 3 места таможенного оформления.

Начальнику нижегородской таможни подчиняются 6 таможенных постов это:

- таможенный пост «Аэропорт» 1-ой категории;

- таможенный пост «Газ»;

- Дзержинский т/п, Кстовский т/п;

- Московский т/п,

- Сормовский т/п 1-ой категории;

- Выксунский т/п 2-ой категории.

Начальник таможни имеет 5-ых заместителей это:

- первый заместитель начальника таможенного контроля;

- заместитель начальника таможни по экономической деятельности;

- заместитель начальника по правоохранительной деятельности;

- заместитель начальника таможни по работе с кадрами;

- заместитель начальника по тыловому обеспечению.

Непосредственно каждый из заместителей начальника таможни руководит отделами которые находятся в его подчинение.

Заместитель начальника таможни по таможенному контролю руководит 8 отделами это:

- отдел таможенных процедур и таможенного контроля;

- отдел контроля за таможенным транзитом;

- отделение таможенных режимов;

- отдел применения СУР;

- отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;

- отдел телекоммуникаций и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники;

- отдел технических средств таможенного контроля и технических средств охраны;

- отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения.

Заместитель начальника таможни по экономической деятельности руководит 7 отделами это:

- отдел таможенный платежей;

- отдел контроля таможенной стоимости;

- отдел товарной номенклатуры и страны происхождения товара;

- отдел торговых ограничений и экспортного контроля;

- отдел валютного контроля;

- отдел таможенной статистики;

- отдел исполнения постановлений по делам об АП.

Заместитель начальника по экономической деятельности руководит 8 отделами:

- оперативно-розыскной отдел;

- отдел административных расследований;

- отдел дознания;

- учетно-регистрационное отделение;

- оперативно-аналитическое отделение;

- отделение таможенной охраны;

- оперативно-дежурное отделение.

Заместитель начальника таможни по работе с кадрами руководит 3 отделами:

- отдел инспектирования и профилактики правонарушений;

- главный государственный таможенный инспектор по психологической работе;

- отделение подготовки кадров.

Начальник отдела тылового обеспечения руководит 3 отделами:

- отдел тылового обеспечения;

- отдел по социальному развитию;

- автотранспортный отдел.

Общая характеристика деятельности Московского таможенного поста

Он является одним из подразделений Нижегородской таможни, которая в свою очередь относится к Приволжскому Таможенному Управлению (ПТУ). В настоящее время, Московский таможенный пост возглавляет Жохов А.Ю., а общая численность сотрудников составляет 57 человек.

Можно отметить что т/п Московский, единственный из 7 постов, находящийся под руководством Нижегородской таможни, который имеет двух заместителей начальника таможенного поста.

Это говорит о том, что т/п Московский принимает на себя основную массу грузопотока. В основном, таможенный пост Московский выполняет такие процедуры, как контроль за ВТТ, оформление автомобилей физических лиц, оформление грузов, досмотровые операции.

Это пост, один из немногих постов, который находится под руководством Нижегородской таможни, и который подключен к системе электронного декларирования. Электронное декларирование позволяет не только сократить срок выпуска товара за границу но и ускорить перечисление таможенных платежей в российский бюджет, но и решить проблему недостоверного декларирования, сократить объем работы инспекторов.

Структура поста включает в себя 6 отделов:

- ОТО и ТК,

- ОТО и ТК (ж/д станция Костариха),

- ОКТТ,

- ОТД,

- ОСУП,

- ОТО и ТК ж/д Шахунья ( в основном занимается экспортом леса, численность отдела – 4 человека),

Также в зону деятельности поста включены 3 СВХ, ж/д станции и брокеры.

Наряду с другими таможенными подразделениями, в соответствии с Общим положением о таможенном посте, Московский таможенный пост выполняет целый ряд основных функций. В общем положение определены его основные функции. Остановимся на наиболее важных из них:

- непосредственное осуществление таможенного дела в регионе деятельности,

- участие в осуществление в регионе деятельности, правового, экономического, информационно – технического и организационного механизмов осуществления таможенной политики,

- осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ,

- принятие в пределах своей компетенции решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России и об их стране происхождения, обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции;

- осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств;

- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, а также взыскание таможенных пошлин и пеней,

- обеспечение проведения с применением СУР следующих форм ТК:

- проверка документов и сведений;

- устный опрос физических лиц.