logo search
Лекц,Пр,Кр

3. Система визуального наблюдения

Визуальное наблюдение за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля- эта оперативная задача включает в себя две составляющих, определяемые непосредственными объектами оперативного интереса таможенной службы и условиями, влияющими на требования к техническим средствам, предназначенным для реализации цели.

Первая - это телевизионный контроль внутренних таможенных зон. Применение здесь ТСТК для телевизионного наблюдения сведено к необходимости ведения контроля за оперативной обстановкой во внутренних таможенных помещениях - пассажирские залы, комплектовки, грузовые пакгаузы и т.п., имеющего целью получения информации о поведении конкретных лиц, находящихся в этих помещениях, их действиях, контактах, попытках к сокрытию или передаче другим лицам каких-либо предметов, поведение отдельных пассажиров, прибывающих из "взрывоопасных" или "наркотикоопасных" регионов. Кроме этого, что в последнее время стало весьма актуальным, необходимо с помощью техники получать информацию о поведении отдельных пассажиров, грузовых агентов, служащих транспортных зон непосредственно в процессе таможенного контроля, из взаимоотношений с оперативным составом таможен, осуществляющим этот контроль, с целью предотвращения противоправных действий и исключения влияния этих людей на безупречное выполнение таможенниками своих обязанностей.

Вторая составляющая задачи - визуальный и телевизионный контроль таможенных территорий

предполагает осуществление наблюдения с помощью ТСТК за опасными с точки зрения контрабандной деятельности или криминогенной обстановки зонами, участками, объектами.

Речь идет, например, о наблюдении за действиями отдельных членов экипажа судна, на подходе к порту или на рейде с целью выявления фактов сброса предметов контрабанды в воду, или возможного сноса с борта судна, уже прошедшего таможенный досмотр, не декларированных, контрабандных товаров, выявление потенциальных контактов их с лицами, занимающимися контрабандной деятельностью. Кроме этого, ТСТК, обеспечивающие телевизионное наблюдение, предназначаются для контроля периметров таможенных территорий, отдельных грузовых досмотровых площадок, зон, где хранятся грузы, контейнеры, транспортные средства, требующие обеспечения их безопасности.

Техника должна обеспечивать возможность независимого контроля одновременно всех оперативно необходимых участков таможенной зоны,

обеспечивать возможность просмотра зон путем поворота ТВ - камер в горизонтальной, и вертикальной плоскостях, возможности трансфоцирования изображения (приближение или удаление выбранного оператором объекта), видеозапись изображения с любого видеоконтрольного устройства - телемонитора на видеомагнитофон.

в качестве примера представлена типовая схема оборудования таможенного зала прилета аэропорта техническими средствами телевизионного наблюдения. Как видно из схемы, оперативному телевизионному контролю подвергнуты:

- зона выхода авиапассажиров с самолета (телекамеры ТК1 и ТК2, установленные по договоренности с КПП Погранвойск);

- зона выхода пассажиров из кабин паспортного контроля (ТКЗ);

- зона получения багажа (ТК4, ТК5),

- зоны таможенного контроля ручной клади и багажа пассажиров в режиме «красного» коридора (ТК6, ТК8, ТК10),

- зоны выхода пассажиров в режиме « зеленого» коридора (ТК7, ТК9).

Рисунок 2.11.1. Вариант оборудования таможенного зала аэрофлота техническими

средствами визуального наблюдения*

Пульт управления

кнп

НАБЛЮДЕНИЯ

ТК» ЛТК» ПТКЮ

*Источник: http://www.ba!tex.ru//CHCTeMa визуального наблюдения

Контрольно-наблюдательный пункт (КНП) организован в одном из помещений таможни, максимально приближенном к контролируемым зонам. Его аппаратура позволяет одновременно контролировать все указанные зоны. В то же время в ней применены специальные узлы, обеспечивающие появление звукового сигнала тревоги в случае преднамеренного или случайного появления человека в заранее выбранном на мониторе определенном участке контролируемой зоны с целью более рационального использования сил оперативных работников и времени наблюдения.

Телевизионно-наблюдательные системы должны соответствовать требованиям таможенного контроля по качеству получения и передачи цветной видеоинформации в условиях большого диапазона освещенностей участков таможенных зон, возможности масштабирования изображения, четкости дистанционного управления ТВ-камерами и самое важное - надежности узлов и блоков и весогабаритных характеристик.

Технические средства для решения задачи визуального и телевизионного контроля таможенных территорий в основном представлены двумя основными видами

- техникой визуального наблюдения и

- телевизионными системами наблюдения открытых таможенных зон (периметры таможенных участков, грузовые контейнерные площадки, причалы и т.п.)

В качестве индивидуальных технических средств визуального наблюдения в оперативной практике применяются, как правило:

- полевые и морские бинокли с увеличением в 10-40 раз (серии отечественных биноклей БГЩ 12, БПЦ 20 и др.),

- монокуляры (серии МП),

- наблюдательные моно- и стереотрубы военного образца.

- Для наблюдения в условиях пониженной освещенности на расстояния в несколько сот метров до километров могут быть использованы армейские бинокли ночного видения, работающие на принципе электронно-оптического усиления света

В настоящее время еще ни в одной таможне не применена замкнутая наблюдательная телевизионная система для контроля таможенных территорий и пе­риметров, однако ряд таможен по особой договоренности используют для решения этой задачи технические возможности средств погранвойск, техники МВД или служб охраны транспортных ведомств.

Тактико-технические требования к ТСТК этого направления практически аналогичны требованиям ТСТК для контроля внутренних таможенных зон, за исключением обеспечения работоспособности систем в жестких климатических условиях внешней среды - минусовой температуры, повышенной влажности, перепадов атмосферного давления.

Оборудование таможенных территорий ТСТК этого направления требует проведения специально организованного строительно-монтажного комплекса работ со значительной их стоимостью, в связи с чем, видимо, целесообразно проводить их на совместной с транспортными ведомствами и правоохранительными органами основе.