9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
Физические лица вправе перемещать товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке. Льготы для физических лиц включают полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов и исключением их из числа лиц, в отношении которых применяются меры экономической политики.
Для отдельных категорий товаров могут применяться стоимостные и количественные ограничения.
Упрощенный порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, применяется только для ситуаций, подпадающих под описание таможенных режимов «выпуск товаров для свободного обращения», «экспорт», «временный ввоз (вывоз)».
Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой. При этом исходят из характера, количества, частоты перемещения товаров, учитывают все обстоятельства поездки. У должностного лица не должно быть оснований для сомнений в том, что товары перемещаются через таможенную границу в целях личного пользования или потребления физическим лицом и членами его семьи и их предполагаемое использование не связано с извлечением налогооблагаемого дохода в любой форме.
Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением ГТД, общей системы таможенных платежей, мер экономической политики.
Обязанность подтверждения того, что товары не предназначены для производственной и иной коммерческой деятельности, если такое подтверждение является условием применения к перемещению товаров упрощенного льготного порядка, возлагается на лицо, перемещающее товары.
Под таможенным досмотром подразумевается проверка наличия или отсутствия в транспортных средствах, ручной клади и багаже, а также в одежде и на теле физического лица предметов, не заявленных или скрываемых от таможенного контроля.
Владелец досматриваемой ручной клади, багажа или транспортных средств имеет право присутствовать при досмотре и не может быть лишен этого права ни при каких обстоятельствах.
Исключение составляют случаи, не терпящие отлагательства, когда обеспечить присутствие владельца невозможно. Например, при наличии данных о сокрытии взрывоопасных предметов или оружия или в иных случаях, когда багаж представляет угрозу другим предметам.
Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля. Он может проводиться только в том случае, если у таможенного органа имеются достаточные основания предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Республики Беларусь или находящееся в зоне таможенного контроля, транзитной зоне экспорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает товары, которые являются объектами нарушения белорусского законодательства или международного договора Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
Особенности проведения личного досмотра
1) Решение о проведении личного досмотра принимает начальник таможенного органа или должностное лицо, его замещающее.
2) На должностное лицо таможенного органа, которое будет проводить личный досмотр, таможенное законодательство возлагает обязанность перед проведением досмотра объявить физическому лицу о принятом решении, разъяснить права и обязанности, которыми пользуется досматриваемый, и предложить добровольно выдать скрываемые товары.
3) Личный досмотр проводится должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником.
4) Помещение, в котором производится личный досмотр, должно исключать доступ в него других физических лиц, а также возможность наблюдения ими за проведением досмотра.
5) О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Он подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившего досмотр, досмотренным физическим лицом, понятыми и медицинским работником в случае, если в ходе досмотра проводилось обследование тела досматриваемого.
6) Физическое лицо, в отношении которого был проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в составляемом протоколе.
7) При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны) или лица, их сопровождающие, одного пола с досматриваемым лицом.
8) Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
9) Действия должностных лиц таможенных органов по проведению личного досмотра могут быть обжалованы досматриваемым лицом в соответствии с законодательством.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования