7.1 Понятие и виды таможенных платежей
Таможенные платежи — это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь. Уплата платежей — одно из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров или на таможенных складах которого хранятся товары, либо осуществляющему информирование, консультирование, либо выдающему квалификационные аттестаты, либо таможенным лабораториям.
Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом (лицом, перемещающим товары) либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством. Плательщиками являются как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь.
Внутренняя структура таможенных платежей состоит из налогов, сборов и других видов платежей, взимаемых в связи с совершением экспортно-импортных операций на основании действующего законодательства.
Виды таможенных платежей
Налоги Таможенные пошлины Налог на добавленную стоимость Акцизы
| Сборы Сборы за таможенное оформление Сборы за хранение товаров Плата за оформление сертификата качества Сборы за таможенное сопровождение Плата за информирование и консультирование Плата за принятие предварительного решения Плата за участие в таможенном аукционе
|
Таможенная пошлина — в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном» тарифе» это платеж, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товара на таможенную территорию Республики Беларусь или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В мировой практике в зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяются на импортные (ввозные), экспортные (вывозные), транзитные.
Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в Беларуси, составляют импортные (ввозные) пошлины. Последние устанавливаются на ввозимые в республику товары и предназначены для:
—защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику;
—оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;
—рационализации структуры ввозимых на территорию РБ товаров;
—создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства;
—пополнения доходной части республиканского бюджета. Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются на
товары, произведенные на территории РБ и вывозимые за ее пределы. Экспортные пошлины в основном применяются для:
—ограничения вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;
—сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирования экспорта высокотехнологичных товаров.
Транзитные пошлины, взимаемые с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом), могут устанавливаться для:
—регулирования (сдерживания) потоков определенных групп товаров через территорию страны;
—пополнения государственной казны. Транзитные пошлины исторически использовались в фискальных и политических целях (как средство давления на соседние государства). В настоящее время транзитные пошлины почти не используются в мире.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из основных налогов в Республике Беларусь, представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. НДС определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Экспортируемые товары, как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию Республики Беларусь; обороты по реализации товаров магазинами беспошлинной торговли от налога на добавленную стоимость освобождаются.
НДС облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. Плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.
НДС на импортируемые товары выполняет две функции:
—функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке;
—фискальную функцию, связанную с пополнением доходной части республиканского бюджета.
Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров.
Товары, облагаемые акцизом, называются подакцизными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке. Согласно указанному закону акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, ввозимых на территорию Республики Беларусь, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь).
Являясь экономической нетарифной мерой, акциз на импортируемые товары способствует созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и импортируемыми товарами. В то же время акцизы по ввозимым товарам служат источником пополнения доходной части республиканского бюджета. Доля акцизов в объеме таможенных платежей составляет значительную долю.
Сборы за таможенное оформление представляют собой плату за эту услугу. Таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях. Средства, образуемые за счет таможенных сборов за таможенное оформление, являются республиканской собственностью и входят в состав республиканского бюджета Республики Беларусь.
Сборы за хранение товаров — предусмотренный Таможенным кодексом вид таможенных платежей, взимаемый за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, в размерах, установленных законодательством. Сумма сборов исчисляется исходя из срока фактического размещения товаров и транспортных средств на складе. Отсрочка или рассрочка уплаты не предоставляется.
Сборы за таможенное сопровождение
— таможенные пошлины и налоги, уплачиваемые физическими лицами при перемещении через таможенную границу товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, и исчисленные по единым ставкам таможенных пошлин и налогов, устанавливаемым Правительством Республики Беларусь, в том числе таможенные пошлины и налоги, уплачиваемые физическими лицами при временном ввозе указанных товаров. Таможенные платежи уплачиваются:
—в безналичном порядке на транзитный либо текущий валютный счет таможни, в которой будет производиться таможенное оформление;
—наличными денежными средствами в кассу таможни, в которой будет производиться таможенное оформление, либо через расчетно-кассовый центр банка.
При уплате таможенных платежей в безналичном порядке подтверждением о произведенном платеже является экземпляр платежного поручения с отметкой банка о перечислении уплаченных сумм в доход бюджета РБ.
При уплате таможенных платежей днем уплаты таможенных платежей, а также процентов (независимо от времени зачисления сумм на соответствующий счет таможни) считается:
—при безналичной форме уплаты — день списания банком денежных средств со счета плательщика;
—при наличной форме уплаты — день внесения денежных средств в кассу таможни;
—при переводе денежных средств через расчетно-кассовый центр банка — день внесения денежных средств в расчетно-кассовый центр банка.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования