9.3. Валютный контроль и его организация
Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением
правил и норм валютного регулирования. Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в кризисные периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
В действующем законодательстве определена цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Органами валютного контроля являются Государственный таможенный комитет, Комитет государственного контроля, Совет Министров, Национальный банк.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Комитет государственного контроля как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.
Совет Министров как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля.
Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.
В сфере деятельности валютного контроля находятся все виды валютных операций, а также операции, предусматривающие расчеты в национальной валюте при осуществлении ВЭД, а именно:
— валютные операции, связанные с внешнеторговой деятельностью резидентов;
—операции резидентов по предоставлению и погашению кредитов в иностранной валюте;
—инвестиционная деятельность;
—валютные операции, связанные с предоставлением и оплатой услуг;
—операции по перемещению через границу валютных ценностей, валюты Республики Беларусь, ценных бумаг в валюте Республики Беларусь;
—другие валютные операции.
Основным документом валютного контроля паспорт сделки назван потому, что с его помощью происходит связь информации о движении товаров с информацией о движении денежных средств.
Информация о проведенных (поступивших) платежах с указанием номера паспорта сделки также передается в Комитет государственного контроля.
На основе полученной от Государственного таможенного комитета и Национального банка информации Комитет государственного контроля формирует соответствующую базу данных, по которой он производит контроль за своевременностью и полнотой поступления товаров и денежных средств.
Поскольку номер паспорта сделки, зарегистрированного по внешнеторговому договору, уникален, с его помощью и происходит связь информации о движении товаров с информацией о движении денежных средств.
При выявлении несвоевременного и (или) неполного поступления товаров и (или) денежных средств производится проверка (ревизия) юридического лица или индивидуального предпринимателя. В случае подтверждения нарушения к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю применяются экономические санкции, установленные законодательством.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования