logo
Таможня блеать!

11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования

Цели внедрения электронного декларирования:

—внедрение безбумажной технологии;

—ускорение и формализация процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

Выгода от введения электронной системы деклариро­вания очевидна. Ведь даже статистика свидетельствует о том, что значительные финансовые затраты фирм связа­ны именно с подготовкой бумажных документов. Кроме того, электронное декларирование способствует макси­мальной оборачиваемости грузов, сокращению простоев транспорта. Но для успешной реализации проекта потре­буется в первую очередь заинтересованность самих субъек­тов хозяйствования.

Целевой программой развития таможенной службы Республики Беларусь на ближайшие годы одной из приоритетных задач таможенных органов определено внедре­ние информационных технологий в сфере внешнеэконо­мической деятельности, в том числе расширение практи­ки электронного декларирования.

Электронная форма декларирования является одной из передовых таможенных технологий, которая должна при­водить к ускорению процесса таможенного оформления, сокращению влияния человеческого фактора при прове­дении таможенных операций, в чем особенно заинтересо­ваны крупные благонадежные участники внешнеэкономи­ческой деятельности.

Электронное декларирование делает процесс таможен­ного оформления прозрачным, формализует контакт с таможенным инспектором и, таким образом, минимизи­рует влияние субъективного фактора ошибок или злоупот­реблений при проведении таможенных операций.

Главное его преимущество — безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформле­ние. Декларант, имея доступ к узлу обработки информа­ции, заполняет электронную копию ГТД, снабжает ее элек­тронной цифровой подписью, вводит другие необходимые сведения и направляет всю эту информацию в виде авто­ризованного сообщения в адрес регионального таможен­ного органа. Наличие цифровой подписи предполагает, что данные сведения имеют юридическую силу. Получив от участника ВЭД электронную декларацию, таможенный инспектор проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение. Участ­ник ВЭД непосредственно не общается с таможенным инспектором, что исключает субъективный фактор при­нятия и контроля таможенной декларации.

Отсутствие прямого контакта между декларантом и ин­спектором таможни рассматривается как элемент борьбы с коррупцией. Развитие комплексных систем таможенного оформления, куда для проверки поступает электронная декларация, также должно сократить влияние человеческого фактора, автоматизировать и ускорить проверку декларации. Возможность электронного документооборота между тамо­женным постом и функциональными отделами таможни ре­шает одну из главных проблем — согласование выпуска ГТД, оформляемых на удаленных таможенных постах.

Переход на электронные технологии позволяет суще­ственно экономить время па подготовке, перепечатке и копировании электронных документов. Вообще в идеале любой документ, сформированный в электронном виде, должен циркулировать в информационной среде, не тре­буя каких-либо дополнительных затрат на свое преобразо­вание. Этот документ, например накладная, счет-факту­ра, упаковочный лист и т.п., должен быть универсальным для всех потребителей информации, в том числе и для таможенных или иных государственных органов.

Используя электронную почту, декларант имеет возмож­ность получить и проанализировать документы, в то время как товары еще в пути. А это прямая возможность дли соче­тания электронного и предварительного декларирования, приводящего к наибольшему эффекту экономии во времени.

Для таможенной службы новые электронные техноло­гии важны еще и потому, что они обеспечивают эффек­тивный сквозной документальный контроль. На основе ана­лиза электронной информации с мест в центральной базе данных региональных таможенных управлений ведется мониторинг рисков и выдаются соответствующие реше­ния как уполномоченному должностному лицу таможен­ного органа, так и декларанту.

Преимущества электронного декларирования вроде бы очевидны. Однако разговор только лишь о плюсах выгля­дел бы нечестной рекламной кампанией, поскольку есть и ряд серьезных преград, затрудняющих применение элек­тронных деклараций и не позволяющих пока сделать элек­тронное декларирование массовым явлением.

Развитию и внедрению в таможенных органах электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:

1) непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых ин­формационных технологий, позволяющих упростить и ус­корить таможенное оформление, минимизировать непро­дуктивное использование ресурсов;

2) отсутствие доступа таможенных органов к информа­ции, содержащейся в базах данных разрешительных доку­ментов, выданных контролирующими государственными органами;

3) недостаточный уровень развития информационных сис­тем, обеспечивающих безбумажные технологии при выпол­нении других таможенных процедур (внутренний таможен­ный транзит, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, приме­нение системы управления рисками и т.д.), а также при взаи­модействии структурных подразделений таможенного орга­на, предусматривающих электронный документооборот.

Работа с электронным декларированием в Республике Беларусь — новое направление в совершенствовании та­моженного контроля, вызванное требованиями времени. Правовая база, на которой основывается работа в этих на­правлениях, уже есть, но она далеко несовершенна, тре­бует доработки. В практической деятельности необходимо использовать имеющиеся теоретические разработки в дан­ной области, а также международный опыт по созданию единого информационно-аналитического центра и необ­ходимого программного обеспечения.