11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования
Цели внедрения электронного декларирования:
—внедрение безбумажной технологии;
—ускорение и формализация процедур таможенного оформления и таможенного контроля.
Выгода от введения электронной системы декларирования очевидна. Ведь даже статистика свидетельствует о том, что значительные финансовые затраты фирм связаны именно с подготовкой бумажных документов. Кроме того, электронное декларирование способствует максимальной оборачиваемости грузов, сокращению простоев транспорта. Но для успешной реализации проекта потребуется в первую очередь заинтересованность самих субъектов хозяйствования.
Целевой программой развития таможенной службы Республики Беларусь на ближайшие годы одной из приоритетных задач таможенных органов определено внедрение информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе расширение практики электронного декларирования.
Электронная форма декларирования является одной из передовых таможенных технологий, которая должна приводить к ускорению процесса таможенного оформления, сокращению влияния человеческого фактора при проведении таможенных операций, в чем особенно заинтересованы крупные благонадежные участники внешнеэкономической деятельности.
Электронное декларирование делает процесс таможенного оформления прозрачным, формализует контакт с таможенным инспектором и, таким образом, минимизирует влияние субъективного фактора ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций.
Главное его преимущество — безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление. Декларант, имея доступ к узлу обработки информации, заполняет электронную копию ГТД, снабжает ее электронной цифровой подписью, вводит другие необходимые сведения и направляет всю эту информацию в виде авторизованного сообщения в адрес регионального таможенного органа. Наличие цифровой подписи предполагает, что данные сведения имеют юридическую силу. Получив от участника ВЭД электронную декларацию, таможенный инспектор проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение. Участник ВЭД непосредственно не общается с таможенным инспектором, что исключает субъективный фактор принятия и контроля таможенной декларации.
Отсутствие прямого контакта между декларантом и инспектором таможни рассматривается как элемент борьбы с коррупцией. Развитие комплексных систем таможенного оформления, куда для проверки поступает электронная декларация, также должно сократить влияние человеческого фактора, автоматизировать и ускорить проверку декларации. Возможность электронного документооборота между таможенным постом и функциональными отделами таможни решает одну из главных проблем — согласование выпуска ГТД, оформляемых на удаленных таможенных постах.
Переход на электронные технологии позволяет существенно экономить время па подготовке, перепечатке и копировании электронных документов. Вообще в идеале любой документ, сформированный в электронном виде, должен циркулировать в информационной среде, не требуя каких-либо дополнительных затрат на свое преобразование. Этот документ, например накладная, счет-фактура, упаковочный лист и т.п., должен быть универсальным для всех потребителей информации, в том числе и для таможенных или иных государственных органов.
Используя электронную почту, декларант имеет возможность получить и проанализировать документы, в то время как товары еще в пути. А это прямая возможность дли сочетания электронного и предварительного декларирования, приводящего к наибольшему эффекту экономии во времени.
Для таможенной службы новые электронные технологии важны еще и потому, что они обеспечивают эффективный сквозной документальный контроль. На основе анализа электронной информации с мест в центральной базе данных региональных таможенных управлений ведется мониторинг рисков и выдаются соответствующие решения как уполномоченному должностному лицу таможенного органа, так и декларанту.
Преимущества электронного декларирования вроде бы очевидны. Однако разговор только лишь о плюсах выглядел бы нечестной рекламной кампанией, поскольку есть и ряд серьезных преград, затрудняющих применение электронных деклараций и не позволяющих пока сделать электронное декларирование массовым явлением.
Развитию и внедрению в таможенных органах электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:
1) непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов;
2) отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами;
3) недостаточный уровень развития информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (внутренний таможенный транзит, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, применение системы управления рисками и т.д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.
Работа с электронным декларированием в Республике Беларусь — новое направление в совершенствовании таможенного контроля, вызванное требованиями времени. Правовая база, на которой основывается работа в этих направлениях, уже есть, но она далеко несовершенна, требует доработки. В практической деятельности необходимо использовать имеющиеся теоретические разработки в данной области, а также международный опыт по созданию единого информационно-аналитического центра и необходимого программного обеспечения.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования