11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
Ожидается, что прямой экономический эффект от внедрения Государственным таможенным комитетом (ГТК) системы электронного декларирования составит десятки миллионов долларов. Беларусь является транзитным государством. В республике наблюдается рост объемов перевозимых через ее территорию товаров. Вместе с тем в стране сохраняется усложненная процедура их оформления на таможенной границе. В данной связи внедрение электронного декларирования создаст конкурентные преимущества для Беларуси по сравнению с соседними государствами, где такая система не внедрена. В Европе создана своя система декларирования товаров, которая на момент внедрения не была согласована с государствами СНГ. Сегодня перевозчик вынужден ехать по Европе с применением одних процедур общего транзита, а по территории Содружества — с другими. Зачастую они оказываются несовместимыми.
Создание системы электронного декларирования в Беларуси даст базис для унификации двух систем.
По заявлениям руководства Государственного таможенного комитета, электронное декларирование станет неотъемлемой частью ВЭД до конца 2008 года.
В настоящее время Национальная академия наук Беларуси завершает разработку программного продукта данной системы. Теперь субъектам хозяйствования больше не надо будет лично привозить необходимые документы. Их можно будет переслать по Интернету из офиса, сэкономив уйму времени. Далее таможенный компьютер проанализирует полученную информацию и выдаст сообщение:
декларация принимается, отклоняется либо по ней нужно провести контрольные процедуры. Вскоре будет создан опытный участок системы электронного декларирования, впоследствии она должна появиться на всех таможнях. Как планируется, единая компьютерная сеть ГТК свяжет в единую систему электронных коммуникаций ведущие предприятия и организации страны.
Проект уже начал действовать — его первым участником с начала года стало ОАО «Горизонт».
Как отмечали специалисты ГТК на проходившем 26 января 2008 г. семинаре «Преимущества и перспективы электронного декларирования», для полноценного внедрения системы в жизнь нужно, чтобы вовлеченные во внешнеторговую деятельность органы госуправления, предприятия и таможня объединили свои усилия. Со своей стороны, ГТК предоставит ряд преференций тем, кто первым подаст заявку на участие предприятиям».
Необходимость введения электронного декларирования вызывает ежегодный рост ВЭД примерно на 30 %, что соответственно увеличивает количество документации, при этом таможенная служба в любом случае должна обеспечить оперативное таможенное оформление товаров. Как заявили в ГТК, увеличение количества сотрудников в таможнях не планируется, поэтому остается только один выход — переход на электронный документооборот.
В этом направлении ГТК ведет активную работу. Идет полномасштабная модернизация телекоммуникационных систем пограничных и внутренних ПТО и таможен. Создан ведомственный удостоверяющий центр таможенных органов, на базе которого начата разработка технологии и нормативной правовой базы использования в автоматизированных системах средств электронной цифровой подписи (ЭЦП). По отдельным элементам до середины года будет внедрена автоматизированная система учета движения таможенных платежей, практически создана новая автоматизированная транзитная система.
Стать участниками проекта могут предприятия, подавшие заявку на приобретение у РУП «Белтаможсервис» специализированного программного продукта АС «Декларант», разработанного с использованием новейших информационных технологий.
Вместе с тем «упрощение и ускорение таможенных процедур не означают ослабления таможенного контроля. В этих условиях значительно повышается роль правоохранительного блока в сфере борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере».
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования