8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
Таможенная стоимость товара — стоимость товара, поэтапно формируемая в процессе его продвижения от продавца к покупателю и зависящая от системы оценки перемещаемых товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе».
Контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара осуществляется таможенным органом. При этом таможенный орган принимает решение о правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товара, определения величины и структуры заявленной стоимости товара.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов.
Метод 1. Определение таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. При использовании данного метода за таможенную стоимость ввозимого товара принимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Беларусь.
Данный метод определения таможенной стоимости может применяться только при выполнении следующих условий:
—представления декларантом документов, подтверждающих факт внешнеторговой сделки купли-продажи в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;
—отсутствия в отношении прав покупателя по распоряжению приобретенным им товаром каких-либо ограничений, за исключением установленных законодательством Республики Беларусь и связанных с географическим регионом, в пределах которого купленный товар может быть объектом новых сделок купли-продажи;
—продажа товара или его цена не должна быть поставлена в зависимость от каких-либо условий или встречных обязательств сторон внешнеторговой сделки, расходы по исполнению которой не могут быть исчислены при определении таможенной стоимости товара;
—никакая часть прибыли от последующих продаж, передачи другим лицам или использования декларантом товара, приобретенного им в собственность по внешнеторговой сделке, не должна поступать прямо или косвенно в распоряжение лица, выступившего в такой сделке в роли продавца, за исключением случая, когда такая часть прибыли может быть документально подтверждена и отдельно исчислена, что позволяет включить ее в таможенную стоимость;
—стороны внешнеторговой сделки купли-продажи не являются взаимозависимыми лицами либо взаимозависимость покупателя с продавцом не повлияла на цену сделки.
При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты:
—транспортные и иные расходы, связанные с доставкой товаров от места отправления из страны вывоза до места ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь (включая расходы по их страхованию и погрузочно-разгрузочным работам, стоимость транспортировки);
—брокерские вознаграждения и комиссионные платежи лицам, выступившим в качестве посредников продавца;
—стоимость контейнеров и иной многооборотной тары, которые в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
—расходы, связанные с упаковкой ввозимого товара, включающие стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке этого товара;
—соответствующая часть стоимости следующих товаров, работ и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем продавцу бесплатно либо по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей оцениваемого товара (включая предоставление покупателем оборудования в аренду продавцу, выполнение продавцом заказа по чертежам или лекалам покупателя);
—лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
—величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Республики Беларусь.
Метод 2. Определение таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами. При использовании метода в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
—физические характеристики;
—качество и репутация на рынке;
—страна происхождения;
—производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных.
Для того чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.
Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные только в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.
Метод 3. Определение таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами. Под однородными товарами понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении однородности товара учитываются следующие признаки:
—качество, наличие товарного знака и репутация товаров на рынке;
—страна происхождения;
—производитель.
Товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены после ввоза в Республику Беларусь.
Метод 4. Определение таможенной стоимости на основе вычитания стоимости. Определение таможенной стоимости товара по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Республики Беларусь без изменения своего первоначального состояния.
При использовании данного метода в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Республики Беларусь не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
Из единицы товара вычитаются следующие компоненты: расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей; обычные расходы, понесенные в Республике Беларусь на транспортировку, страхование.
Метод 5. Определение таможенной стоимости на основе сложения стоимости. При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения: стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; общих затрат, характерных для продажи в Республике Беларусь из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, страхование; прибыли, получаемой экспортером.
Метод 6. Резервный метод определения таможенной стоимости. Если таможенная стоимость не может быть определена в результате последовательного применения первых пяти методов, то она определяется путем применения данного метода. Сюда относятся договора аренды или найма, реимпорт товаров после ремонта или модификации, а также это касается случаев, если идентичные или однородные товары не ввозятся, изготовитель не известен и т.п. При определении таможенной стоимости можно использовать ценовую информацию: прейскуранты, каталоги, биржевые котировки, статистические данные. В качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу не могут быть использованы: цена товара на внутреннем рынке Республики Беларусь; цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны; цена на внутреннем рынке Республики Беларусь на товары отечественного происхождения; произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
- Введение
- Основные понятия таможенного права
- 1.1. Сущность и содержание таможенного дела.
- 1.2. Понятие и принципы таможенной политики
- 1.3. Таможенная территория и таможенная граница
- 1.4. Меры тарифного и нетарифного регулирования
- Таможенное право как отрасль права
- 2.1 Понятие таможенного права, основные принципы
- 2.2. Предмет таможенного права
- 2.3. Методы таможенного права
- 2.4. Субъекты таможенного права
- 2.5. Система и источники таможенного права
- Таможенные органы республики беларусь
- 3.1. Понятие и правовой статус таможенных органов
- 3.2. Система таможенных органов
- 3.3. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
- 3.4. Таможня Республики Беларусь
- 3.5. Правовое регулирование службы в таможенных органах
- Товары в таможенном деле и их перемещение через таможенную границу
- 4.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- Глава 6 тк рб содержит основные положения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 4.2. Товары, запрещенные и ограниченные к перемещению через таможенную границу
- 4.3. Страна происхождения товаров
- Таможенные режимы и условия их применения
- 5.1 Таможенные режимы: порядок, сущность, классификация
- 5.2. Порядок помещения товаров под таможенные режимы
- 6.1. Сущность таможенного оформления: предварительные операции и основное таможенное оформление
- 6.2. Склады временного хранения
- 6.3. Деятельность таможенного агента
- 6.4. Деятельность таможенного перевозчика
- Таможенные платежи в республике беларусь
- 7.1 Понятие и виды таможенных платежей
- 7.2. Обеспечение уплаты таможенных платежей. Условия и порядок применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей
- 7.3. Таможенные льготы
- Таможенная стоимость товаров
- 8.1 Понятие таможенной стоимости товаров. Методы определения таможенной стоимости товаров
- 8.2. Влияние условий поставки на таможенную стоимость
- Таможенный и валютный контроль
- 9.1 Сущность таможенного контроля: формы и принципы его организации
- 9.2. Таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу физическими лицами
- 9.3. Валютный контроль и его организация
- 9.4. Контроль за деятельностью таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- 10.1. Понятие и содержание правоохранительной деятельности
- 10.2. Таможенные органы как органы дознания
- 10.3. Преступления в сфере таможенного дела
- Электронное декларирование
- 11.1. Экономическая сущность системы электронного декларирования
- 11.2. Система электронного декларирования: этапы внедрения
- 11.3. Анализ международного опыта электронного декларирования
- 11.4. Основные преимущества и недостатки системы электронного декларирования