9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Принципы, формы, порядок проведения таможенного контроля, условия привлечения экспертов, меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров установлены Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенный контроль осуществляется как в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств, так и после их выпуска. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками, где под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Такой подход дает возможность таможенным органам эффективно использовать свои ресурсы и направлять усилия на предотвращение нарушений, имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства.
Основной целью таможенного контроля товаров после их выпуска (условного выпуска) является подтверждение правильности уплаты таможенных платежей. Формами таможенного контроля в этом случае могут быть:
проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
осмотр помещений и территорий;
таможенная ревизия.
Для проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать у лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и таможенных перевозчиков коммерческие документы (счета-фактуры, отгрузочные и упаковочные листы, договоры купли-продажи и др.) документы бухгалтерского учета и отчетности, справки от банков и иных кредитных организаций об операциях, связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей. Необходимые таможенным органам сведения об учредителях организации, размере уставного капитала, фактических взносах в уставный капитал, доле каждого учредителя в уставном капитале, разрешенных видах деятельности и другие они могут получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц. Таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами, а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами по требованию таможенных органов обязаны представить отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах. Пояснение предусматривает получение от указанных выше лиц в письменной форме сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
Таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Таможенные органы контролируют товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации и находящиеся в обороте, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров на установленных Таможенным кодексом условиях, а также наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, подтверждающих легальность их ввоза на таможенную территорию РФ. Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если проверяемое лицо не докажет обратное.
Осмотр помещений и территорий складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, других лиц, у которых должны находиться товары, проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом в нарушение требований Таможенного кодекса. Проверка может осуществляться сплошным или выборочным методом. Таможенные органы могут также осматривать помещения организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами при наличии информации о нахождении в помещениях или на территории этих лиц товаров, ввезенных с нарушением таможенных правил.
Таможенная ревизия - форма проверки факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией участников внешнеэкономической деятельности.
Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах. Общая таможенная ревизия проводится по плану, который разрабатывается на основе анализа рисков и с учетом прогнозов о возможных правонарушениях в области таможенного дела. Кроме того, основанием назначения общей таможенной ревизии являются материалы (информация), полученные от структурных подразделений таможенного органа, таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении.
Общая таможенная ревизия проводится у декларантов; лиц, перемещающих товары через таможенную границу в соответствии с заключенными сделками и лиц, имеющих право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории без заключения внешнеэкономической сделки. При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица; запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и необходимую для проведения таможенной ревизии информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами, а в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и являющихся объектами ревизии, и в отношении последующих операций с данными товарами (пункт 3 статьи 367 ТК России) устанавливать сроки (с учетом срока проведения обшей таможенной ревизии), место и порядок представления указанных документов и информации; получать пояснения - сведения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенной ревизии (статья 369 ТК России) Общая таможенная ревизия не может продолжаться более трех рабочих дней.
Если при проведении общей таможенной ревизии у названных лиц обнаружены факты недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, или пользования и распоряжения товарами с нарушением установленных правил проводится специальная таможенная ревизия.
Специальная таможенная ревизия может проводиться также:
у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и таможенных перевозчиков при нарушении ими учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, или отчетности о них, или иных нарушениях условий деятельности;
у лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю товарами, при наличии фактов ввоза товаров с нарушениями требований законодательства, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности.
При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы могут:
требовать представления любой документации и информации (включая информацию банков) о проведении производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию, и знакомиться с ней;
осматривать помещения и территории проверяемого лица, также проводить осмотр и досмотр товаров;
проводить инвентаризацию товаров в порядке и в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
проводить изъятие товаров либо налагать на них арест.
Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа. Решение о проведении специальной таможенной ревизии оформляется в письменной форме. Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о ее проведении. Проведение таможенных ревизий в любой форме допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проведению обшей или специальной таможенной ревизии предшествуют подготовительные мероприятия, заключающиеся в сборе и анализе:
материалов предыдущих проверок и ревизий, информации, посту пившей из структурных подразделений таможенного органа, таможенных, налоговых, правоохранительных, иных контролирующих органов, а также сообщений и заявлений российских и иностранных лиц, средств массовой информации и компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
информации о месте нахождения исполнительного органа проверяемого лица;
сведений, содержащихся в базе данных таможенных деклараций и иных базах и банках данных таможенного органа, в том числе поступивших из налоговых и иных государственных контролирующих органов;
информации, имеющейся в центральном реестре субъектов ВЭД;
информации из налоговых органов, банков и иных организаций;
нормативных правовых актов, действовавших на момент таможенного оформления товаров, включая акты, регламентировавшие порядок таможенного оформления и таможенного контроля, исчисления таможенных платежей, ведение финансово-хозяйственной деятельности. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом установленной формы. При проведении специальной таможен ной ревизии на товары может быть наложен арест, если на них отсутствуют специальные марки, идентификационные знаки, подтверждающие легальность ввоза товаров на таможенную территорию РФ; если в коммерческих документах проверяемого лица отсутствуют сведения о выпуске товаров таможенными органами (прн условии об обязательности таких сведений), либо обнаружении недостоверности таких сведений или отсутствия самих документов; если обнаружены факты использования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.
При признании ареста недостаточной мерой для сохранности товаров или, если товары запрещены к ввозу на территорию РФ, таможенные органы производят изъятие товаров и помещают их на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля. Расходы по хранению относят на виновное лицо. В случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, изъятые товары могут быть конфискованы, представлены в качестве вещественных доказательств либо на них может быть обращено взыскание по уплате таможенных платежей. Временное хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого они были изъяты. Если в ходе ревизии будет установлено, что таможенное законодательство РФ не нарушено, изъятые товары подлежат возврату владельцу, незамедлительно снимается наложенный арест, а издержки, связанные с временным хранением, относятся на счет федерального бюджета. Лица, незаконно переместившие товары через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов и другие нарушения, могут уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке. При этом товары не изымаются, если лица уплачивают таможенные платежи не позднее 5 дней со дня обнаружения у них товаров (исключение - товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ).
Статья 387 Таможенного кодекса Российской Федерации предоставляет таможенным органам право в целях проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей накапливать следующую информацию:
об учредителях организации;
о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;
о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
об открытых банковских счетах;
о деятельности во внешнеэкономической сфере;
о местонахождении организации;
о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика;
о платежеспособности лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
в отношении физических лиц - о персональных данных граждан, а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.
Участники внешнеэкономической деятельности имеют право знать об имеющейся у таможенных органах информации о них, дополнять ее и уточнять.
Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений