logo
Экономика Тамож Дела (вся, кроме главы 6)

1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела

Объект исследования экономики таможенного дела -таможенная служба, образующая систему со сложной социально-экономи­ческой и организационно-технической структурой и осуществляющая реа­лизацию таможенного дела.

К экономическим ресурсам таможенной системы относятся затрачи­ваемые в ней труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время. Экономические ресурсы следует отличать от факторов производства. Ресурсы - это то, что поступает - в таможенную сферу, а факторы - то, что в ней реально используется.

При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата (экономического блага), что по­зволяет применять для характеристики их использования производствен­ную функцию.3

Под экономическими благами, создаваемыми в таможенном деле, сле­дует понимать таможенные работы4 и таможенные услуги.5 По способу воз­никновения и форме реализации они отличаются от продуктов - результа­тов производства, имеющих вещную форму, и товаров - предметов сделок на рынке. Однако по мере развития экономики эти различия становятся все менее существенными (так, например, информационная услуга практиче­ски тождественна информационному продукту; ряд таможенных операций на возмездной основе осуществляют действующие в условиях рыночной конкуренции таможенные брокеры).

К таможенным работам и услугам относятся:

- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специаль­ных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль пра­вильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

- таможенное оформление и таможенный контроль;

- ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с То­варной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Россий­ской Федерации, обеспечение опубликования таких решений;

- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;

- принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклату­рой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

- ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области та­моженного дела;

- ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собствен­ности;

- аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по та­моженному оформлению;

- выдача лицензий на учреждение свободного склада;

- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

- информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

- валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- осуществление производства по делам об административных право­нарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законода­тельством Российской Федерации об административных правонару­шениях;

- осуществление дознания и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодатель­ством Российской Федерации;

- осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для выполнения своих функций в области таможенного дела ФТС России:

- осуществляет в установленном порядке разработку и создание ис­пользуемых таможенными органами информационных систем, ин­формационных технологий и средств их обеспечения;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федераль­ной таможенной службы и реализацию возложенных на нее функций;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, со­ставляющих государственную тайну;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государствен­ной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотруд­ничества) и других международных организациях;

- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государ­ственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на про­ведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- осуществляет функции заказчика по строительству таможен, тамо­женных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для раз­вития таможенной инфраструктуры;

- осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовле­нию акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Россий­ской Федерации;

- реализует программы развития таможенного дела в Российской Фе­дерации;

- организует проведение необходимых исследований, испытаний, экс­пертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установ­ленной сфере деятельности;

- запрашивает сведения, необходимые для принятия решений по во­просам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- предоставляет юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- осуществляет контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств ФТС России за рубежом;

- привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, от­несенных к установленной сфере деятельности, научные и иные ор­ганизации, а также ученых и специалистов.

По общепринятой классификации экономических благ большую часть результатов таможенной деятельности можно отнести к информационным (невещественным), недолговременным (исчезающим в процессе разового потребления), настоящим, прямым (потребительским) благам.

По характеру потребления результаты таможенной деятельности отно­сятся к коллективным благам (то есть потребляемым совместно), к такой их разновидности, как общественные блага. Благо является общественным, если, будучи потребленным одним лицом, оно доступно для потребления другим. Общественное благо, будучи коллективным благом, обладает свой­ствами несоперничества в потреблении (его потребление одним человеком не уменьшает возможности его применения другим) и неисключаемости потребителей (ограничение доступа потребителей к такому благу практи­чески невозможно).

Таможенные работы и услуги, как и другие экономические блага, в современных условиях характеризуются:

- полезностью - комплексной субъективной оценкой натуральных свойств блага данным лицом в данный момент времени;

- экономической ценностью, определяемой их полезностью и ред­костью;

- затратами физических, интеллектуальных или денежных ресурсов, производимыми с целью выполнения работ и оказания услуг.

На объект экономики таможенного дела распространяется в модифици­рованном виде действие общих экономических принципов и законов, рас­смотренных в курсе экономической теории.

Принцип ограниченности ресурсов. Все виды экономических ре­сурсов, находящихся в таможенной сфере, являются обособленной частью государственной (федеральной) собственности и предназначаются для це­левого использования. В количественном и качественном выражении в каж­дый рассматриваемый момент времени их может быть недостаточно для полноценного удовлетворения изменяющейся потребности в таможенных работах и таможенных услугах.

Так, труд таможенных служащих и работников ограничен их коли­чеством, квалификацией, производительностью, продолжительностью рабочего времени. Средства производства (основные средства и матери­алы) таможенной сферы имеют конечные технико-экономические харак­теристики. Денежные ресурсы таможенного дела в условиях бюджетного финансирования ограничены. Реальный объем информационных ресур­сов таможенной сферы не всегда достаточен для эффективного решения возникающих задач.

Рассматриваемый принцип имеет всеохватывающий, фундаментальный характер, но его не следует абсолютизировать. Как в экономике в целом, так и в таможенной сфере некоторые виды ресурсов могут быть взаимозаменя­емыми, а некоторые - присутствовать в достаточном количестве.

Принцип разделения труда, специализации и кооперирования. Результативность таможенной деятельности определяется количеством, качеством и эффективностью применяемых ресурсов, а также уровнем общественного разделения труда.

Таможенная деятельность - это жестко скоординированная деятель­ность большого числа субъектов по удовлетворению личных, групповых и общественных потребностей граждан в таможенных процедурах. Осущест­вляется она на основе:

- разделения труда и специализации - сосредоточения основной деятельности ряда таможенных органов на выполнении специфиче­ских таможенных работ и услуг (в Российской Федерации созданы и действуют энергетические, авиационные, оперативные и другие таможни);

- последующей кооперации, в том числе с участием иностранных пар­тнеров;

- экономической интеграции как внутри таможенного дела, так и на уровне национального хозяйства и на международном уровне.

Принцип максимизирующего поведения экономического агента. В соответствии с этим принципом экономический агент (хозяйствующий субъект) всегда принимает рациональное решение, то есть решение, обе­спечивающее наиболее возможную в данных условиях положительную разность полезностей результатов и затрат. Этого принципа экономический агент придерживается как в рыночной сфере, так и в нерыночных областях, в том числе в таможенной отрасли, при двух допущениях. Во-первых, при осуществлении субъектом экономической деятельности в условиях реали­зации различных целей при ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы неодинаковыми способами. Во-вторых, в ситуации, когда решения принимаются только на уровне независимых, рациональных эконо­мических агентов, деятельность которых определяется принципом методо­логического индивидуализма, а не на основе общепринятых норм.

Все эти моменты должны учитываться в экономической деятельности таможенных органов.

Закон возвышения потребностей. Под потребностями понимают нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определен­ных благах; недостаток чего-либо необходимого для поддержания жиз­недеятельности и развития субъектов экономики. У лиц, пересекающих таможенную границу, участников внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, и государства, - с другой, возникают, соответственно, по­требность и необходимость в таможенных работах и услугах. Перемеще­ние людей, товаров и транспортных средств через таможенные границы год от года растет в результате происходящих в мире процессов интернациона­лизации производства, глобализации развития, повышения уровня жизни населения. Соответственно потребности в таможенных работах и услугах не ограничены, не насыщаемы, непрерывно растут в количественном и ка­чественном отношении.

Закон возрастания альтернативных издержек. В рыночной экономи­ке в условиях ограниченности производственных возможностей увеличе­ние производства одного товара может быть достигнуто лишь ценой сниже­ния выпуска другого товара. Количество этого другого товара, от которого приходится отказаться для того, чтобы получить дополнительную единицу первого товара, и определяет альтернативную стоимость первого товара.

Издержки в виде альтернативной стоимости, обусловленные отказом от выпуска одного товара в пользу выпуска другого товара, получили на­звание альтернативных (дополнительных) издержек.

В таможенном деле, как и в других сферах экономики, в соответствии с действием закона возрастания альтернативных издержек, для получения каждой дополнительной единицы одного блага приходится расплачивать­ся потерей все возрастающего количества других благ или увеличением упущенных возможностей. Эту зависимость называют также законом воз­растания стоимости замены одного экономического блага другим по мере увеличения объема замены.

Закон убывающей доходности (убывающей отдачи ресурсов, фак­торов производства) устанавливает зависимость между затратами произ­водственных факторов и выпуском продукции в определенных условиях. Такими условиями являются: применение неизменной технологии; увели­чение затрат одного из факторов производства и стабильность затрат других факторов производства. В соответствии с этим законом приращение выпу­ска экономического блага за счет увеличения одного переменного фактора при неизменности остальных (фиксированных) факторов убывает начиная с некоторого объема выпуска. Эта зависимость проявляется и в таможен­ном деле.

Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Под предельной полезностью блага понимается дополнительная полез­ность, извлекаемая экономическим субъектом из потребления дополни­тельной единицы блага, или приращение суммарного потребительского эффекта от определенного блага, получаемое за счет потребления каждой его дополнительной единицы. В соответствии с законом убывающей пре-; дельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага, ; начиная с определенного уровня насыщения, имеет меньшую предельную полезность, чем предыдущая, то есть приносит потребителю постоянно уменьшающееся дополнительное удовлетворение. В условиях действия этого закона экономические субъекты при выборе для потребления набора из нескольких благ ведут себя определенным образом: в рамках ограниченного бюджета они выбирают такой набор благ, при котором отношение предельной полезности каждого блага к его цене или затратам на его при­обретение одинаково для всех благ из данного набора. Этот закон должен учитываться и в таможенном деле при оценке поведения потребителей таможенных работ и услуг.

Закон спроса отражает тенденцию сокращения объема закупок блага с ростом цен на него и при неизменности иных (неценовых) факторов. Спрос может быть эластичным, если небольшие изменения цены вызывают значи­тельные изменения объема покупок, и неэластичным, если существенное изменение цены вызывает незначительное изменение объема покупок.

Закон предложения состоит в том, что с ростом цены экономическо­го блага и неизменности иных (неценовых) факторов увеличивается объем производства и соответственно предложения этого блага на рынке. Пред­ложение, как и спрос, может быть эластичным и неэластичным.

И закон спроса, и закон предложения выражают устойчивые тенденции ценового поведения экономических агентов, проявляющиеся в рыночной экономике при определенных условиях. Таможенные органы должны учи­тывать действие этих законов при оказании услуг участникам внешнеэко­номической деятельности и в собственной финансово-хозяйственной дея­тельности.

Закон денежного обращения отражает устойчивые связи между об­ращающейся в национальной экономике денежной массой, перемещающейся от покупателей к продавцам, и товарной массой, движущейся в противоположном направлении. Взаимосвязь перемещающейся за опре­деленный период времени денежной и товарной массы выражается урав­нением Фишера:

МxV = QхР, (1.1)

где М - общая масса наличных и безналичных денег, обращающихся в стра­не в течение определенного периода времени;

V - скорость оборота денежной единицы;

Р - уровень цен товаров;

Q - количество проданных на рынке товаров и услуг.

Из рассматриваемого закона, в частности, следует, что, регулируя (в том числе с участием таможенной системы) денежную и товарную мас­су в обращении, государство может влиять на цены. Деятельность таможенных органов, таким образом, может внести существенные коррективы в сам механизм осуществления закона денежного обращения. Но, с другой стороны, и таможенные органы в своей деятельности должны учитывать требования этого экономического закона.

Таможенное дело включено в сферу проявления макроэкономических закономерностей. Так, с участием ресурсов и результатов таможенной де­ятельности формируется макроэкономическое равновесие (равновесный объем и уровень цен), обеспечиваются экономический рост, устойчивое экономическое развитие, ускорение научно-технического прогресса (НТП). На таможенной деятельности отражаются цикличность, изменение макро­экономической структуры, мультипликационные эффекты.

На таможенную сферу воздействуют и мегаэкономические закономер­ности, такие как углубление международного разделения труда, интернаци­онализация, глобализация и регионализация хозяйственной жизни, между­народная экономическая интеграция.

Действуют в таможенной сфере и специфические экономические за­коны (закономерности), выявлением и обоснованием которых призвана за­ниматься наука экономики таможенного дела.

Предметом экономики таможенного дела является изучение экономи­ческих отношений в процессе использования ресурсов таможенной службы при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг; выявле­ние закономерностей функционирования и развития экономических объек­тов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.

В рамках предмета экономики таможенного дела должны рассматри­ваться следующие вопросы:

- сфера таможенной деятельности как особая социально-экономическая система, ее место в национальной экономике;

- экономические основы таможенного дела;

- экономическая составляющая таможенной политики;

- таможенный механизм регулирования внешнеэкономической дея­тельности;

- совокупность применяемых ресурсов таможенной отрасли (в том числе основные средства и материалы, кадровый потенциал, инфор­мация);

- научно-технический прогресс в таможенном деле;

- размещение, специализация и концентрация, интеграция (в том чис­ле международная) таможенных органов;

- планирование в таможенном деле (виды планов и программ, плани­рование материально-технического обеспечения, штатной численности кадров, работ и услуг, таможенных платежей, финансовое плани­рование);

- экономическая эффективность таможенного дела.

Специфика предмета экономики таможенного дела обусловливает спе­цифику методологии и методов исследования.

Методология включает в себя общий подход, исследование предмета, структуры, места науки в общей системе знаний, ее метода, выработку прин­ципов создания новых, целесообразных методов. Существует взаимосвязь предмета и метода науки: предмет науки предопределяет соответствующий метод исследования, а метод формирует предмет.

Методология может быть субъективной, диалектико-материалистической, эмпирической, рационалистической и другой. В настоящее время в экономической науке в целом преобладает рационалистическая методоло­гия, которая может быть применена и в экономике таможенного дела.

Метод - это способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения дей­ствительности. Метод науки отражает уже познанные законы изучаемой области и одновременно выступает средством последующего познания, то есть является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Поэтому в экономике таможенного дела должны использоваться различные методы. Среди них, прежде всего, методы (анализ, синтез и другие) и зако­ны (тождества, противоречия и другие) формальной логики.

Анализ - это метод познания, состоящий в разложении единства на множество, целого - на составные части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные этапы, понятия - на его признаки. Акт анали­за называется анализированием, а способ проведения анализа - аналити­ческим методом. Так, элементарный анализ разлагает явление на отдель­ные его части без учета того, в каких отношениях эти части находятся друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает явление в зависи­мости от логических отношений. Анализ достаточно широко применяется в таможенном деле. В то же время, анализ - это простейший и наименее точный эмпирический прием. Его недостатки в некоторой степени снима­ются синтезом.

Синтез - это метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противо­речивого множества в единство, в котором противоречия и противополож­ности сглаживаются, снимаются. Продуктом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого - не просто внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовли­яния. Синтез дополняет анализ, но даже их единство не позволяет выявить противоречия объекта, определить направления его развития. Многие та­моженные процедуры представляют собой сочетание анализа и синтеза.

Индукция - это научный метод движения знания от отдельного, осо­бенного к всеобщему, закономерному. Недостаток этого метода состоит в том, что индукция не в состоянии научно обосновать общее, так как ис­ходит из рассмотрения лишь части совокупности.

Дедукция, в противоположность индукции, - выведение частного из общего, путь мышления, который ведет от общего к частному (особен­ному). Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать об­щую предпосылку. Дедуктивный метод чаще применяется в естественных науках. Но и в современном таможенном деле возможности использования индукции и дедукции не исчерпаны.

Сравнение - это выявление сходства или различия явлений и процес­сов. Сравнение широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через старое. В таможенном деле это часто применяемый прием (на­пример, при формировании товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной экспертизы товаров). Роль сравне­ния в познании невелика, но оно создает предпосылки для проведения ана­логии.

Аналогия - это прием, основанный на формировании знания о при­знаках одного предмета на основании его сходства с другими предметами. Аналогия существенно облегчает понимание сложных процессов. Этот прием лежит в основе экономико-математического моделирования и про­ведения экономических экспериментов, играет важную роль в рождении новых идей и выдвижении гипотез. Аналогия широко применяется в тамо­женном деле.

Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении науч­но обоснованного предположения, которое должно в определенной мере восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эм­пирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза всегда носит вероятностный характер. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами; она может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта (в противном случае становится просто фикци­ей). Она является плодотворной как эвристическая или рабочая гипотеза, если может привести к новым знаниям и новым путям познания. Главный критерии научности гипотезы - практика. Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию. Научные гипотезы конкретизируют теорию таможенного дела, расширяют область ее применения.

Доказательство - это прием, к которому прибегают чтобы убедить в правильности тезиса, достоверности познания; это обоснование истин­ности одной мысли с помощью других. Доказательство может быть стро­гим (дедуктивным), индуктивным и косвенным. Противоположностью до­казательства является опровержение; оно состоит в том, что в отношении предмета, о котором что-то утверждается, приводятся факты, из которых следует ошибочность этого утверждения. Доказательства и опровержения широко применяются в таможенном деле.

Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения любая закон­ченная мысль употреблялась в одном и том же смысле. Он не допускает тавтологии - определения одного и того же явления разными терминами, подмены одних понятий другими. Этот закон исходит из связи и соподчи­ненности категорий, разделения родовых и видовых признаков.

Закон противоречия означает, что два отрицающих друг друга пред­ложения не могут быть одновременно истинными.

Закон исключенного третьего утверждает, что из двух взаимоотрица­ющих мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же време­ни, отношении и т.д., одна мысль непременно истинна.

Закон достаточного основания - это общий логический принцип, со­гласно которому положение считается истинным только в том случае, если приведена достаточная аргументация его истинности. Он требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность ко­торых была доказана ранее.

Применение в таможенном деле законов формальной логики способ­ствует достижению определенности, непротиворечивости и доказательно­сти мышления и деятельности.

Применяются в таможенном деле и принципы, методы и законы диа­лектики - науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Ее основные принципы - взаимосвязь и раз­витие. Таможенное дело рассматривается как развивающаяся социально-экономическая система, движущаяся от низшего к высшему, от старого к новому. Внутренним источником и основным принципом этого движения выступает противоречие. Действуют в таможенном деле и законы перехода количественных изменений в качественные и обратно, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Основные методы диалек­тической логики - восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического - также широко применяются в таможенной деятельности.

В современных условиях в экономике таможенного дела применяются новые приемы:

- системный подход и системный анализ;

- экономико-математическое моделирование;

- экономический эксперимент и др.

Системный подход - это методология специального научного позна­ния, связанная с исследованием, проектированием и конструированием объектов как систем. Системный подход в таможенном деле предполагает раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей сложного объекта, сведение их к единству.

Системный анализ - это совокупность процедур, базирующихся на системных идеях, подходе, теориях и методах, объединенных целями и задачами анализа реального таможенного объекта как системы.6

Экономико-математическое моделирование - это описание эконо­мических процессов и явлений в виде экономико-математических моделей. В свою очередь, экономико-математическая модель представляет собой ма­тематическое описание экономического процесса или объекта, произведен­ное в целях их исследования и управления ими; условный образ реального объекта (процесса), отражающий его существенные свойства.

Экономико-математическое моделирование основано на принципе аналогии и позволяет получить данные, используемые в процессе анализа таможенной деятельности, в ходе ее прогнозирования, программирования и планирования, при выработке управленческих решений. Реализация ком­плексных и целевых программ в таможенном деле основывается на эконо­мико-математическом моделировании.

Экономический эксперимент - это активное вмешательство в ход экономического процесса, протекающего в искусственно созданной или естественной, но контролируемой обстановке. Целями эксперимента яв­ляются проверка научных гипотез, построение научной теории изучаемо­го процесса, апробация практических рекомендаций по управлению эко­номическими объектами. Модернизация таможенного дела основывается на результатах проводимых экспериментов.