1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
Объект исследования экономики таможенного дела -таможенная служба, образующая систему со сложной социально-экономической и организационно-технической структурой и осуществляющая реализацию таможенного дела.
К экономическим ресурсам таможенной системы относятся затрачиваемые в ней труд, природные ресурсы, средства производства, денежные средства, информационные ресурсы, время. Экономические ресурсы следует отличать от факторов производства. Ресурсы - это то, что поступает - в таможенную сферу, а факторы - то, что в ней реально используется.
При рациональном применении экономические ресурсы таможенного дела обеспечивают получение результата (экономического блага), что позволяет применять для характеристики их использования производственную функцию.3
Под экономическими благами, создаваемыми в таможенном деле, следует понимать таможенные работы4 и таможенные услуги.5 По способу возникновения и форме реализации они отличаются от продуктов - результатов производства, имеющих вещную форму, и товаров - предметов сделок на рынке. Однако по мере развития экономики эти различия становятся все менее существенными (так, например, информационная услуга практически тождественна информационному продукту; ряд таможенных операций на возмездной основе осуществляют действующие в условиях рыночной конкуренции таможенные брокеры).
К таможенным работам и услугам относятся:
- взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;
- таможенное оформление и таможенный контроль;
- ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принятие решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обеспечение опубликования таких решений;
- обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;
- принятие в установленном порядке предварительных решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);
- ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- ведение реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
- аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;
- выдача лицензий на учреждение свободного склада;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
- информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
- валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- осуществление дознания и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для выполнения своих функций в области таможенного дела ФТС России:
- осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы и реализацию возложенных на нее функций;
- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;
- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;
- осуществляет функции заказчика по разработке эскизов и изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;
- реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;
- организует проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
- запрашивает сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- предоставляет юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- осуществляет контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств ФТС России за рубежом;
- привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов.
По общепринятой классификации экономических благ большую часть результатов таможенной деятельности можно отнести к информационным (невещественным), недолговременным (исчезающим в процессе разового потребления), настоящим, прямым (потребительским) благам.
По характеру потребления результаты таможенной деятельности относятся к коллективным благам (то есть потребляемым совместно), к такой их разновидности, как общественные блага. Благо является общественным, если, будучи потребленным одним лицом, оно доступно для потребления другим. Общественное благо, будучи коллективным благом, обладает свойствами несоперничества в потреблении (его потребление одним человеком не уменьшает возможности его применения другим) и неисключаемости потребителей (ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно).
Таможенные работы и услуги, как и другие экономические блага, в современных условиях характеризуются:
- полезностью - комплексной субъективной оценкой натуральных свойств блага данным лицом в данный момент времени;
- экономической ценностью, определяемой их полезностью и редкостью;
- затратами физических, интеллектуальных или денежных ресурсов, производимыми с целью выполнения работ и оказания услуг.
На объект экономики таможенного дела распространяется в модифицированном виде действие общих экономических принципов и законов, рассмотренных в курсе экономической теории.
Принцип ограниченности ресурсов. Все виды экономических ресурсов, находящихся в таможенной сфере, являются обособленной частью государственной (федеральной) собственности и предназначаются для целевого использования. В количественном и качественном выражении в каждый рассматриваемый момент времени их может быть недостаточно для полноценного удовлетворения изменяющейся потребности в таможенных работах и таможенных услугах.
Так, труд таможенных служащих и работников ограничен их количеством, квалификацией, производительностью, продолжительностью рабочего времени. Средства производства (основные средства и материалы) таможенной сферы имеют конечные технико-экономические характеристики. Денежные ресурсы таможенного дела в условиях бюджетного финансирования ограничены. Реальный объем информационных ресурсов таможенной сферы не всегда достаточен для эффективного решения возникающих задач.
Рассматриваемый принцип имеет всеохватывающий, фундаментальный характер, но его не следует абсолютизировать. Как в экономике в целом, так и в таможенной сфере некоторые виды ресурсов могут быть взаимозаменяемыми, а некоторые - присутствовать в достаточном количестве.
Принцип разделения труда, специализации и кооперирования. Результативность таможенной деятельности определяется количеством, качеством и эффективностью применяемых ресурсов, а также уровнем общественного разделения труда.
Таможенная деятельность - это жестко скоординированная деятельность большого числа субъектов по удовлетворению личных, групповых и общественных потребностей граждан в таможенных процедурах. Осуществляется она на основе:
- разделения труда и специализации - сосредоточения основной деятельности ряда таможенных органов на выполнении специфических таможенных работ и услуг (в Российской Федерации созданы и действуют энергетические, авиационные, оперативные и другие таможни);
- последующей кооперации, в том числе с участием иностранных партнеров;
- экономической интеграции как внутри таможенного дела, так и на уровне национального хозяйства и на международном уровне.
Принцип максимизирующего поведения экономического агента. В соответствии с этим принципом экономический агент (хозяйствующий субъект) всегда принимает рациональное решение, то есть решение, обеспечивающее наиболее возможную в данных условиях положительную разность полезностей результатов и затрат. Этого принципа экономический агент придерживается как в рыночной сфере, так и в нерыночных областях, в том числе в таможенной отрасли, при двух допущениях. Во-первых, при осуществлении субъектом экономической деятельности в условиях реализации различных целей при ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы неодинаковыми способами. Во-вторых, в ситуации, когда решения принимаются только на уровне независимых, рациональных экономических агентов, деятельность которых определяется принципом методологического индивидуализма, а не на основе общепринятых норм.
Все эти моменты должны учитываться в экономической деятельности таможенных органов.
Закон возвышения потребностей. Под потребностями понимают нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах; недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития субъектов экономики. У лиц, пересекающих таможенную границу, участников внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, и государства, - с другой, возникают, соответственно, потребность и необходимость в таможенных работах и услугах. Перемещение людей, товаров и транспортных средств через таможенные границы год от года растет в результате происходящих в мире процессов интернационализации производства, глобализации развития, повышения уровня жизни населения. Соответственно потребности в таможенных работах и услугах не ограничены, не насыщаемы, непрерывно растут в количественном и качественном отношении.
Закон возрастания альтернативных издержек. В рыночной экономике в условиях ограниченности производственных возможностей увеличение производства одного товара может быть достигнуто лишь ценой снижения выпуска другого товара. Количество этого другого товара, от которого приходится отказаться для того, чтобы получить дополнительную единицу первого товара, и определяет альтернативную стоимость первого товара.
Издержки в виде альтернативной стоимости, обусловленные отказом от выпуска одного товара в пользу выпуска другого товара, получили название альтернативных (дополнительных) издержек.
В таможенном деле, как и в других сферах экономики, в соответствии с действием закона возрастания альтернативных издержек, для получения каждой дополнительной единицы одного блага приходится расплачиваться потерей все возрастающего количества других благ или увеличением упущенных возможностей. Эту зависимость называют также законом возрастания стоимости замены одного экономического блага другим по мере увеличения объема замены.
Закон убывающей доходности (убывающей отдачи ресурсов, факторов производства) устанавливает зависимость между затратами производственных факторов и выпуском продукции в определенных условиях. Такими условиями являются: применение неизменной технологии; увеличение затрат одного из факторов производства и стабильность затрат других факторов производства. В соответствии с этим законом приращение выпуска экономического блага за счет увеличения одного переменного фактора при неизменности остальных (фиксированных) факторов убывает начиная с некоторого объема выпуска. Эта зависимость проявляется и в таможенном деле.
Закон убывающей предельной полезности экономических благ. Под предельной полезностью блага понимается дополнительная полезность, извлекаемая экономическим субъектом из потребления дополнительной единицы блага, или приращение суммарного потребительского эффекта от определенного блага, получаемое за счет потребления каждой его дополнительной единицы. В соответствии с законом убывающей пре-; дельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага, ; начиная с определенного уровня насыщения, имеет меньшую предельную полезность, чем предыдущая, то есть приносит потребителю постоянно уменьшающееся дополнительное удовлетворение. В условиях действия этого закона экономические субъекты при выборе для потребления набора из нескольких благ ведут себя определенным образом: в рамках ограниченного бюджета они выбирают такой набор благ, при котором отношение предельной полезности каждого блага к его цене или затратам на его приобретение одинаково для всех благ из данного набора. Этот закон должен учитываться и в таможенном деле при оценке поведения потребителей таможенных работ и услуг.
Закон спроса отражает тенденцию сокращения объема закупок блага с ростом цен на него и при неизменности иных (неценовых) факторов. Спрос может быть эластичным, если небольшие изменения цены вызывают значительные изменения объема покупок, и неэластичным, если существенное изменение цены вызывает незначительное изменение объема покупок.
Закон предложения состоит в том, что с ростом цены экономического блага и неизменности иных (неценовых) факторов увеличивается объем производства и соответственно предложения этого блага на рынке. Предложение, как и спрос, может быть эластичным и неэластичным.
И закон спроса, и закон предложения выражают устойчивые тенденции ценового поведения экономических агентов, проявляющиеся в рыночной экономике при определенных условиях. Таможенные органы должны учитывать действие этих законов при оказании услуг участникам внешнеэкономической деятельности и в собственной финансово-хозяйственной деятельности.
Закон денежного обращения отражает устойчивые связи между обращающейся в национальной экономике денежной массой, перемещающейся от покупателей к продавцам, и товарной массой, движущейся в противоположном направлении. Взаимосвязь перемещающейся за определенный период времени денежной и товарной массы выражается уравнением Фишера:
МxV = QхР, (1.1)
где М - общая масса наличных и безналичных денег, обращающихся в стране в течение определенного периода времени;
V - скорость оборота денежной единицы;
Р - уровень цен товаров;
Q - количество проданных на рынке товаров и услуг.
Из рассматриваемого закона, в частности, следует, что, регулируя (в том числе с участием таможенной системы) денежную и товарную массу в обращении, государство может влиять на цены. Деятельность таможенных органов, таким образом, может внести существенные коррективы в сам механизм осуществления закона денежного обращения. Но, с другой стороны, и таможенные органы в своей деятельности должны учитывать требования этого экономического закона.
Таможенное дело включено в сферу проявления макроэкономических закономерностей. Так, с участием ресурсов и результатов таможенной деятельности формируется макроэкономическое равновесие (равновесный объем и уровень цен), обеспечиваются экономический рост, устойчивое экономическое развитие, ускорение научно-технического прогресса (НТП). На таможенной деятельности отражаются цикличность, изменение макроэкономической структуры, мультипликационные эффекты.
На таможенную сферу воздействуют и мегаэкономические закономерности, такие как углубление международного разделения труда, интернационализация, глобализация и регионализация хозяйственной жизни, международная экономическая интеграция.
Действуют в таможенной сфере и специфические экономические законы (закономерности), выявлением и обоснованием которых призвана заниматься наука экономики таможенного дела.
Предметом экономики таможенного дела является изучение экономических отношений в процессе использования ресурсов таможенной службы при выполнении таможенных работ и оказании таможенных услуг; выявление закономерностей функционирования и развития экономических объектов, процессов и отношений в таможенной сфере во всем многообразии их связей, зависимостей и опосредований.
В рамках предмета экономики таможенного дела должны рассматриваться следующие вопросы:
- сфера таможенной деятельности как особая социально-экономическая система, ее место в национальной экономике;
- экономические основы таможенного дела;
- экономическая составляющая таможенной политики;
- таможенный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности;
- совокупность применяемых ресурсов таможенной отрасли (в том числе основные средства и материалы, кадровый потенциал, информация);
- научно-технический прогресс в таможенном деле;
- размещение, специализация и концентрация, интеграция (в том числе международная) таможенных органов;
- планирование в таможенном деле (виды планов и программ, планирование материально-технического обеспечения, штатной численности кадров, работ и услуг, таможенных платежей, финансовое планирование);
- экономическая эффективность таможенного дела.
Специфика предмета экономики таможенного дела обусловливает специфику методологии и методов исследования.
Методология включает в себя общий подход, исследование предмета, структуры, места науки в общей системе знаний, ее метода, выработку принципов создания новых, целесообразных методов. Существует взаимосвязь предмета и метода науки: предмет науки предопределяет соответствующий метод исследования, а метод формирует предмет.
Методология может быть субъективной, диалектико-материалистической, эмпирической, рационалистической и другой. В настоящее время в экономической науке в целом преобладает рационалистическая методология, которая может быть применена и в экономике таможенного дела.
Метод - это способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод науки отражает уже познанные законы изучаемой области и одновременно выступает средством последующего познания, то есть является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Поэтому в экономике таможенного дела должны использоваться различные методы. Среди них, прежде всего, методы (анализ, синтез и другие) и законы (тождества, противоречия и другие) формальной логики.
Анализ - это метод познания, состоящий в разложении единства на множество, целого - на составные части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные этапы, понятия - на его признаки. Акт анализа называется анализированием, а способ проведения анализа - аналитическим методом. Так, элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета того, в каких отношениях эти части находятся друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает явление в зависимости от логических отношений. Анализ достаточно широко применяется в таможенном деле. В то же время, анализ - это простейший и наименее точный эмпирический прием. Его недостатки в некоторой степени снимаются синтезом.
Синтез - это метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположности сглаживаются, снимаются. Продуктом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого - не просто внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Синтез дополняет анализ, но даже их единство не позволяет выявить противоречия объекта, определить направления его развития. Многие таможенные процедуры представляют собой сочетание анализа и синтеза.
Индукция - это научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Недостаток этого метода состоит в том, что индукция не в состоянии научно обосновать общее, так как исходит из рассмотрения лишь части совокупности.
Дедукция, в противоположность индукции, - выведение частного из общего, путь мышления, который ведет от общего к частному (особенному). Недостаток дедукции в том, что она не может строго обосновать общую предпосылку. Дедуктивный метод чаще применяется в естественных науках. Но и в современном таможенном деле возможности использования индукции и дедукции не исчерпаны.
Сравнение - это выявление сходства или различия явлений и процессов. Сравнение широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через старое. В таможенном деле это часто применяемый прием (например, при формировании товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, проведении таможенной экспертизы товаров). Роль сравнения в познании невелика, но оно создает предпосылки для проведения аналогии.
Аналогия - это прием, основанный на формировании знания о признаках одного предмета на основании его сходства с другими предметами. Аналогия существенно облегчает понимание сложных процессов. Этот прием лежит в основе экономико-математического моделирования и проведения экономических экспериментов, играет важную роль в рождении новых идей и выдвижении гипотез. Аналогия широко применяется в таможенном деле.
Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения, которое должно в определенной мере восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза всегда носит вероятностный характер. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами; она может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта (в противном случае становится просто фикцией). Она является плодотворной как эвристическая или рабочая гипотеза, если может привести к новым знаниям и новым путям познания. Главный критерии научности гипотезы - практика. Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию. Научные гипотезы конкретизируют теорию таможенного дела, расширяют область ее применения.
Доказательство - это прием, к которому прибегают чтобы убедить в правильности тезиса, достоверности познания; это обоснование истинности одной мысли с помощью других. Доказательство может быть строгим (дедуктивным), индуктивным и косвенным. Противоположностью доказательства является опровержение; оно состоит в том, что в отношении предмета, о котором что-то утверждается, приводятся факты, из которых следует ошибочность этого утверждения. Доказательства и опровержения широко применяются в таможенном деле.
Закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения любая законченная мысль употреблялась в одном и том же смысле. Он не допускает тавтологии - определения одного и того же явления разными терминами, подмены одних понятий другими. Этот закон исходит из связи и соподчиненности категорий, разделения родовых и видовых признаков.
Закон противоречия означает, что два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными.
Закон исключенного третьего утверждает, что из двух взаимоотрицающих мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т.д., одна мысль непременно истинна.
Закон достаточного основания - это общий логический принцип, согласно которому положение считается истинным только в том случае, если приведена достаточная аргументация его истинности. Он требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.
Применение в таможенном деле законов формальной логики способствует достижению определенности, непротиворечивости и доказательности мышления и деятельности.
Применяются в таможенном деле и принципы, методы и законы диалектики - науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Ее основные принципы - взаимосвязь и развитие. Таможенное дело рассматривается как развивающаяся социально-экономическая система, движущаяся от низшего к высшему, от старого к новому. Внутренним источником и основным принципом этого движения выступает противоречие. Действуют в таможенном деле и законы перехода количественных изменений в качественные и обратно, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Основные методы диалектической логики - восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического - также широко применяются в таможенной деятельности.
В современных условиях в экономике таможенного дела применяются новые приемы:
- системный подход и системный анализ;
- экономико-математическое моделирование;
- экономический эксперимент и др.
Системный подход - это методология специального научного познания, связанная с исследованием, проектированием и конструированием объектов как систем. Системный подход в таможенном деле предполагает раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей сложного объекта, сведение их к единству.
Системный анализ - это совокупность процедур, базирующихся на системных идеях, подходе, теориях и методах, объединенных целями и задачами анализа реального таможенного объекта как системы.6
Экономико-математическое моделирование - это описание экономических процессов и явлений в виде экономико-математических моделей. В свою очередь, экономико-математическая модель представляет собой математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими; условный образ реального объекта (процесса), отражающий его существенные свойства.
Экономико-математическое моделирование основано на принципе аналогии и позволяет получить данные, используемые в процессе анализа таможенной деятельности, в ходе ее прогнозирования, программирования и планирования, при выработке управленческих решений. Реализация комплексных и целевых программ в таможенном деле основывается на экономико-математическом моделировании.
Экономический эксперимент - это активное вмешательство в ход экономического процесса, протекающего в искусственно созданной или естественной, но контролируемой обстановке. Целями эксперимента являются проверка научных гипотез, построение научной теории изучаемого процесса, апробация практических рекомендаций по управлению экономическими объектами. Модернизация таможенного дела основывается на результатах проводимых экспериментов.
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений