10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
Таможенное дело в Российской Федерации развивается в соответствии с общепринятыми нормами и практикой. Этому способствует международное сотрудничество России по таможенным вопросам с международными организациями и таможенными службами других стран. Руководство и координацию этой деятельностью осуществляет Управление международного таможенного сотрудничества ФТС России. Особое место в международных таможенных отношениях России занимает Всемирная таможенная организация (WCO).
Всемирная таможенная организация занимается разработкой, внедрением и обновлением международных конвенций и других правовых документов в области таможенного дела По поручению Всемирной торговой организации WGO осуществляет технические функции по вопросам разработки методов определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров. Под эгидой WGO разработана обновленная версия Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была одобрена Советом в июне 1999 года.
История WCO началась с 1947 г., когда 13 европейских государств образовали аналитическую группу, целью которой было изучение возможности создания европейского таможенного союза на принципах GATT. В 1948 г. аналитическая группа образовала два комитета - экономический и таможенный. Таможенный комитет был предшественником Совета таможенного сотрудничества (СТС), созданного на основе Конвенции об учреждении СТС, вступившей в силу 4 ноября 1952 г. Первая учредительная конференция СТС состоялась 26 января 1953 г. В ней приняли участие главы государств 17 стран Европы. Идея таможенного сотрудничества получила большой отклик, и вскоре Совет таможенного сотрудничества превратился в авторитетную организацию международного масштаба. В 1994 г. у СТС появилось новое название - Всемирная таможенная организация (WCO). В 2005 г. WCO объединяет 168 государств, в том числе страны СНГ. Советский Союз стал полноправным членом Всемирной таможенной организации в августе 1991 года. В последующие годы Россия присоединилась к четырем международным конвенциям, разработанным под эгидой Всемирной таможенной организации: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений», «О карнете АТА для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров», «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров», к «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» в ее обновленной редакции. Россия является членом этой организации с 1992 г. WCO не является политической структурой и не входит в число учреждении под юрисдикцией ООН.
Официальные языки WCO - английский и французский, иногда для некоторых технических собраний используется испанский. Штаб-квартира WCO находится в Брюсселе. В WCO около 40 таможенных офицеров, принятых по конкурсу и занимающих административные посты. Срок их пребывания на этих постах составляет от 5 до 10 лет. Вместе с техническим персоналом в WCO работает чуть более 100 человек.
Размер взноса каждой страны-участницы в бюджет WCO устанавливается по специальной таблице и зависит от ее национального дохода и роли в расходах ООН. Вклад России в финансирование деятельности WC0 является шестым (по другим данным - четвертый) по величине и определен постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 № 864 «О внесении ежегодных взносов РФ во Всемирную таможенную организацию».
В рамках WCO действуют около 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам. Каждый год секретариат WCO организует 25 конференций и 5 технически семинаров по всему миру.
Конвенции и рекомендации WCO не носят обязательного характера. Если какая-либо страна их не применяет, то никаких санкций против нее не принимается. Многие государства используют свою национальную практику или практику своего таможенного союза, или любого другого таможенного объединения. Документы WCO служат правовой основой для максимальной мировой унификации таможенной практики, и WCO убеждает страны применять их как можно чаще, поскольку главное требование к таможне - принимать участников ВЭД одинаково во всех уголках земного шара.
Высшим органом WCO является Сессия, которая собирается один раз в год. На Сессии обязаны присутствовать руководители всех национальных таможенных служб государств - членов WCO. Каждая страна имеет один голос. Ежегодно на сессии избирается председатель и шесть вице-председателей, которые одновременно являются региональными представителями. Управленческие функции в промежутках между сессиями выполняют Политическая Комиссия (24 страны-члена) и Финансовый Совет (17 стран-членов). Россия представлена в этих органах. Политическая комиссия и Финансовый комитет подготавливают различные материалы и рекомендации для утверждения Высшим органом WCO. Политическая комиссия определяет наиболее важные стратегические задачи деятельности WCO и собирается дважды в год. Исполнительными органами являются секретариат, постоянно действующие комитеты.
В состав Секретариата WGO, кроме экспертов по различным техническим вопросам, входит и небольшая группа специалистов по вопросам обучения. Она подготавливает образовательные модули по разнообразным аспектам таможенной деятельности для использования их преподавателями таможенного дела; проводит курсы и семинары по главным конвенциям; знакомит с работой Всемирной таможенной организации и преподает знания в различных областях таможенной деятельности; выявляет потребности в обучении в различных регионах мира.
WCO поддерживает отношения с другими международными организациями, такими как ООН, Всемирная торговая организация. Международный валютный фонд. WCO стремится участвовать в разработке международных программ совместно с данными организациями, а также разрабатывает специальные программы. Примером может быть программа «Борьба с коррупцией к отмыванием грязных денег» ("Integrity"). Она предполагает исследование не только процессов, проходящих внутри таможенной службы, но и ее взаимодействия с другими службами (налоговой службой и налоговой полицией, банками и др.). Эта программа включает эффективные варианты борьбы с коррупцией в различных таможенных службах мира.
Основная цель WCO - это содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира.
Задачи WCO:
интеграция самого передового опыта таможен разных государств и создание общей стратегии будущего;
разработка и распространение рекомендаций по вопросам, относящимся к таможенному делу, в целях ускорения мирового товарооборота, облегчения перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы;
гармонизация таможенных процедур и таможенного законодательства;
координация усилий таможенных служб разных стран в борьбе с не законным оборотом наркотиков и другими таможенными правонарушениями;
выполнение посреднических и примирительных операций в случае возникновения споров и разногласий;
взаимодействие таможенных органов и оказание практической по мощи таможенным службам развивающихся стран;
сотрудничество с другими международными организациями по таможенным вопросам;
постоянный контроль за реализацией наиболее важных соглашений международных договоров, на что уполномочена WCO (обновленного варианта Киотской конвенции. Конвенции по гармонизированной системе, Найробийской конвенции и др.);
изучение и анализ мировых экономических и информационных процессов для определения стратегического направления, которое не обходимо учитывать в своей повседневной деятельности (например, какими окажутся последствия развития Интернет, как эффективно противостоять электронному криминалу, и др.).
По основным направлениям таможенной деятельности созданы Комитеты (рабочие органы Совета), которые работают по таможенным процедурам, таможенной стоимости, правилам определения страны происхождения товаров, гармонизированной системе описания и кодирования товаров, и др.
Различные технические комитеты подразделяются по проблематике на четыре группы. Проблемой номенклатуры и классификации товаров занимаются: Комитет по гармонизированной системе, Подкомитет по пересмотру Гармонизированной системы, Подкомитет по науке. Таможенной оценкой товаров ведает Технический комитет по таможенной оценке товаров. Техническими средствами таможенной службы ведают: Постоянный технический комитет, Правоохранительный комитет, Подкомитет по автоматизированной обработке данных. Определением страны происхождения товаров занимается Технический комитет по определению страны происхождения товаров.
Комитет по гармонизированной системе номенклатуре товаров наблюдает за выполнением положений Международной Конвенции. «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров». Задача Комитета - обеспечить единообразие в толковании и применении номенклатуры товаров. С этой целью он распространяет методические и справочные материалы, подготавливает проекты поправок к Конвенции, изучает национальные методики и практику классификации товаров в таможенных целях.
Комитет по таможенной оценке товаров наблюдает за выполнением Конвенции по оценке товаров, обеспечивает одинаковый подход к толкованию и применению принципов определения стоимости товаров, являющихся предметом мировой торговли. Комитет обязан изучать национальные правила, процедуры и практику стран-участниц Конвенции в отношении оценки товаров. Этот Комитет рассматривает также законы стран-участниц в области методов таможенной оценки и занимается определением терминов и понятий для таможенных целей.
Постоянный технический комитет занимается следующими вопросами таможенного дела:
изучает все аспекты использования таможенной техники;
сотрудничество в таможенной области;
гармонизация и управление таможенных процедур;
развитие связей со смежными международными организациями;
обмен наблюдателями с ЕС, ВТО, АСЕАН и другими или сотрудничество экспертов по вопросам, вызывающим взаимный интерес;
разработка таможенных норм и создание глоссария, который обеспечил бы единообразие таможенной терминологии.
Комитет, таким образом, занимается специальными вопросами в интересах как международных организаций, так и таможенных служб, заинтересованных в обмене опытом и таможенном сотрудничестве.
Правоохранительный комитет создан для усиления борьбы с коммерческими правонарушениями и контрабандой наркотиков, незаконным перемещением лекарственных препаратов, психотропных веществ и прекурсоров, оружия, ядерных материалов, токсичных отходов, культурных ценностей. Решения этого комитета готовят экспертные группы и подкомитеты, особенно в случаях, когда требуются специфические знания или длительная подготовительная работа. Самым важным инструментом в сфере правовой деятельности является Международная конвенция по административной взаимопомощи в профилактике, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробийская конвенция 1997 года). В штаб-квартире WGO создана Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска. Передача информации осуществляется через 11 региональных узлов связи (RJLO). Один из таких узлов базируется в Москве. С целью повышения эффективности борьбы с правонарушениями WGO заключает договоры с международными коммерческими организациями и перевозчиками, а также учреждает разведывательные агентства.
Технический комитет по определению страны происхождения товаров занимается разработкой таких вопросов: как и что считать минимальными операциями или переработкой, которые не могут повлиять на определение страны происхождения товаров; какие товары считать полностью приобретенными в одной стране; а также разрабатывает правила определения страны происхождения специфических товаров или товаров со значительной переработкой, что может привести к изменению тарифной позиции в номенклатуре Гармонизированной системы, и такие случаи, которые не могут быть определены только с помощью Гармонизированной системы.
В своей работе WCO использует региональный подход. Все государства - члены WCO объединены в региональные группы:
Америка и Карибский бассейн;
Европа;
Северная Африка, Ближний и Средний Восток;
Западная и Центральная Африка;
Восточная и Южная Африка;
Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания.
Существует 9 региональных узлов связи по обмену информацией об обороте наркотиков и других правонарушениях (10-й узел связи создается на базе ФТС России). Каждый регион возглавляет региональный представитель. Его задача - проведение линии WCO по гармонизации таможенных систем данного региона. Региональные группы занимаются обучением работников таможенных центров по борьбе с таможенными правонарушениями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами WCO.
Европейский регион является крупнейшим в WCO, имеет наибольшее представительство в Политической комиссии и Финансовом комитете. В этом регионе состоят все страны - члены СНГ.
На территории каждого из своих членов WCO пользуется необходимыми правами для осуществления своих функций. Организация вправе совершать сделки, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, возбуждать судебные преследования. Собственность и активы WCO обладают иммунитетом к обыску, конфискации и к любой иной форме вмешательства со стороны властей. WCO может иметь средства и производить финансовые операции в любой валюте. Кроме того, средства, доходы и другая собственность WCO освобождаются от всех видов прямых налогов, таможенных пошлин, запретов и ограничений в отношении экспорта и им порта товаров и печатных материалов, принадлежащих WCO. Официальная корреспонденция WCO не подлежит цензуре.
В последнее время WCO уделяет большое внимание повышению эффективности функционирования таможенных служб мира. С этой целью выработана общая стратегия их модернизации. Ее основной принцип - выделение общих признаков, единой основы для таможен различных стран. Общая основа служит фундаментом для совершенствования таможенной деятельности. Конкретные особенности отдельных стран учитываются в процессе реализации общей стратегии.
Модернизация таможенных служб предполагает широкое использование программно-целевого подхода. Разработан пакет целевых программ, образующих систему. При их комплексном использовании может быть получен наибольший эффект. Например, первая - «Ориентационная программа о роли таможни в рыночной экономике» - адресована высшим руководящим должностным лицам страны в целях более глубокого понимания ими значимости таможенной службы для экономики.
Вторая программа - «Диагностика и планирование таможенной службы» - позволяет определить проблемы и приоритеты, разработать систему мер по комплексному развитию таможенной службы с учетом внутренних (национальных) и интернациональных факторов.
Для реализации стратегии модернизации предложены также программы: «Развитие тренинговых систем в специальной подготовке таможенных кадров»; «Оценка деятельности руководителей таможенной службы различных рангов»; «Борьба с коррупцией и отмыванием «грязных денег» и др.
Заинтересованные страны могут получить программу перевода таможенной службы на электронную базу данных WCO. Всемирная таможенная организация стремится к глобальному реформированию таможенных служб мира на основе четко определенных требований и целей, к рациональному расходованию ресурсов при этом.
Развитие международного сотрудничества является частью целевых программ развития таможенной службы Российской Федерации. В них предусмотрено осуществление мер по использованию русского языка в работе Всемирной таможенной организации и создание регионального узла связи WCO по государствам-участникам СНГ. Договоренность о создании в России на базе ГТК узла связи по правоохранительной работе таможенных служб СНГ уже достигнута в 2001 г. Основная его задача - сбор и обработка информации, касающейся контрабанды, в частности, наркотиков. Количество таких узлов (информационных бюро) ограничено шестью регионами, на которые WCO делит земной шар, 8 каждом из них расположено не более двух узлов связи.
Запланированы создание представительств таможенной службы России при таможенных службах зарубежных государств, привлечение консультационных услуг и финансовых средств Европейского Союза (ЕС) для реализации стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации (по программам технического содействия), расширение сотрудничества с таможенными службами стран - членов ЕС и других зарубежных стран в борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями.
ФТС Российской Федерации стремится к международному сотрудничеству со странами - важнейшими торговыми партнерами России. Подписан «Меморандум о взаимопонимании между Евростатом и ГТК14 Российской Федерации и об обмене статистическими данными по внешней торговле». Ежемесячно проводится анализ расхождений в данных об импорте России и экспорте стран ЕС в целях уменьшения доли товаров «риска» и товаров «прикрытия» в таможенном оформлении. Налажен ежеквартальный обмен данными с таможнями Китая и Республики Корея. Стали регулярными встречи с финскими таможенниками.
Большое значение имеет для России сотрудничество в рамках АТЭС - межправительственного форума, включающего 21 страну, членом которого Россия стала в 1998 г. Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой наиболее динамично развивающийся сегмент мировой торговли. Долговременными целями АТЭС являются формирование системы свободной торговли и инвестиций в регионе Тихого океана путем постепенного устранения барьеров на основе норм и принципов Всемирной торговой организации. Комитет по торговле и инвестициям АТЭС занимается вопросами стандартизации и таможенных процедур в интересах стран - участниц форума.
Для текущей работы в рамках АТЭС создан секретариат, который функционирует в Сингапуре. Практическая деятельность АТЭС осуществляется через рабочие группы и комитеты. Подкомитет по таможенным процедурам был образован в ноябре 1994 г. в Джаккарте для проведения политики по упрощению таможенных процедур, распространению электронных таможенных технологий в АТЭС.
АТЭС тесно сотрудничает с неправительственными организациями, такими как Международная авиатранспортная ассоциация (ИАТА), Международная ассоциация портов и гаваней. Международная палата судоходства, и др.
Россия в таможенных целях сотрудничает с такими международными организациями, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), деятельность которой направлена на защиту интересов развивающихся стран, в частности, на разработку общей системы преференций, и ИСО (Международная организация стандартизации). По вопросам ввоза, вывоза> розыска и возвращения культурных ценностей Россия также сотрудничает с международными организациями: ЮНЕСКО, Интерпол, Международный совет музеев и др.
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений