3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
К показателям деятельности таможенных органов относятся такие показатели, которые определяют основное содержание их работы и характеризуют объем таможенных услуг, предоставленных физическим и юридическим лицам. Свои функции таможенные органы осуществляют в процессе таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также взимания таможенных пошлин и других налоговых и неналоговых платежей.
Объем выполненных работ и масштабы оказанных таможенным органом услуг характеризуются следующими показателями:
количество оформленных грузовых таможенных деклараций и других документов (шт.);
число пассажиров, проследовавших через таможенную границу (чел.);
количество товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (вес, шт.);
сумма перечисленных налоговых и иных платежей по их видам (руб.).
Приведенные натуральные и стоимостные показатели характеризуют
Под мощностью таможенного органа понимается способность к вы-;* полнению максимального объема таможенных работ и оказанию макси-! мального объема услуг за установленный период времени (день, месяц, квартал, год). Так, мощность таможенного поста, имеющего в своем составе автомобильный или железнодорожный пункт пропуска, будет во многом зависеть от их пропускной способности, то есть возможного числа перемещаемых через таможенную границу автомобилей или вагонов в сутки.
Строительство автомобильных пунктов пропуска является на современном этапе приоритетным направлением в развитии таможенной инфраструктуры. За счет введения в эксплуатацию 200 автомобильных пунктов пропуска в 2000 г. прирост мощности этих объектов в целом составил почти 8 тысяч автомашин в сутки.
Мощность таможенного органа зависит от таких факторов, как:
наличие основных производственных средств;
производительность и сменность работы оборудования;
численность сотрудников и эффективность их труда;
режим работы таможенного органа.
Мощность таможенного органа рассчитывается с учетом следующих основных показателей:
производительность оборудования или мощности терминалов;
трудоемкость единицы услуг;
нормативный коэффициент сменности работы оборудования;
плановый фонд рабочего времени;
время выполнения вспомогательных операций или нормы обслуживания.
Все факторы, влияющие на мощность таможенного органа, взаимосвязаны.
Сменность работы оборудования обусловлена режимом работы таможенного органа, установленного исходя из потребностей участников ВЭД. Таможенное оформление товаров, являющихся продуктом предприятий с непрерывном циклом производства (например, нефтеперерабатывающих), осуществляется круглосуточно. Также выполняется таможенное оформление и таможенный контроль грузов и товаров, перемещаемых через границу членами экипажей судов.
Рассмотрим влияние отдельных факторов на возможность выполнения
ТЯ \Л СТЯГ?* 11111~Г\Л ГЧГЛГОТ/-ЧГУЧ или милгт aIvi *»* тп
Так, примерное время таможенного оформления и таможенного контроля судов, перемещаемых через таможенную границу, определяется в зависимости от характера груза и грузоподъемности судна (табл. 3.1).'»
Время оформления может быть увеличено с учетом субъективной необходимости в углубленном таможенном контроле.
Таблица 3.1
Рекомендуемое время таможенного оформления судов
Тип судов | До 3000 т | 3001-5000т | 5001-15000т | Более 15000 т |
Сухогрузные | 1,5 ч | 2,5 ч | 3,0 ч | 3,0 ч |
Наливные | 1,0 ч | 1,5 ч | 1,5 ч | 2,5 ч |
Работа с грузами, перевозимыми в контейнерах, отличается от работы г крупными судовыми партиями тем, что практически каждый контейнер - это отдельная грузовая декларация, для оформления которой нужно прой-ги полный цикл таможенных процедур: досмотр, проверка таможенной поимости товаров, получение всех согласовании на его выпуск, начисление таможенных платежей. Рост количества грузов, перемещаемых через таможенную границу в контейнерах, приводит к необходимости увеличить мощность таможенных постов за счет увеличения численности сотрудников или внедрения более прогрессивных таможенных технологий и обо->удования.
Специфические особенности имеют перемещение грузов в рефрижера-горных контейнерах и их перевалка в морских портах.
Способность таможенного органа к оказанию определенного объема 'слуг, выполнению работ устанавливается, как правило, по мощности Бегущего подразделения или группы основного оборудования. Примером акого оборудования может быть отечественный комплекс «Поле», предна-наченный для контроля контейнеров, перевозимых морским и железнодо-южным транспортом. Время на обработку одного контейнера массой 22,5 т помощью комплекса составляет 8 минут.
Технические характеристики комплекса «Поле» позволяют просмотреть в день 120 контейнеров, в год - 47000, определяя тем самым мощ-юсть пункта пропуска. Комплекс дает на экране монитора светотеневое зображение контролируемого груза в горизонтальной и вертикальной пло-костях, позволяет увеличивать в 2,4, 8 раз любые выбранные оператором тагменты изображения, выделять контуры предметов, измерять расстояние между двумя точками изображения и «яривязывать» выбранную точку к координатам контейнера.
Крупнейший в Европе международный автомобильный переход Не-хотеевка (таможенный пост «Нехотеевка» Белгородской таможни) на границе Украины и России рассчитан на пропуск 12000 автомобилей в сутки, в том числе 10600 легковых, 925 грузовых и 500 автобусов. Такую мощность обеспечивает сооружение 10 полос на въезд и 10 полос на выезд только для легкового транспорта. Максимальная мощность обычно достигается постепенно.
В технико-экономическом обосновании планируемой мощности таможенного органа учитывают спрос на оказание услуг по таможенному оформлению в регионе, размещение и специализацию таможенного органа, кооперирование в работе. Эти внешние факторы являются производными от состояния и перспектив экономического развития регионов и их участия во внешнеэкономической деятельности. Так, в 2001 г. ввод в действие в Санкт-Петербургском порту нового терминала по перевалке минеральных удобрений, по расчетам, должен был привести к возможности оформления дополнительно 530 железнодорожных вагонов и 2 крупнотоннажных судна в сутки (с учетом планируемой годовой мощности терминала). Это потребовало существенного увеличения численности личного состава таможенного поста «Турухтанный» (Балтийская таможня).
Сфера деятельности этого поста - Морской и Рыбный торговые порты Санкт-Петербурга, причальные линии завода им. Кирова, крупнейшие в России терминалы по перевалке и хранению экспортных грузов (нефти, минеральных удобрений, контейнеров).
Мощность других подразделений таможенного органа должна соотноситься с мощностью ведущего подразделения или группы оборудования. При наличии «узких» мест, то есть несоответствия пропускной способности участка (поста, установки) мощности ведущего звена (оборудования) разрабатывается план их устранения. Это могут быть мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции, изменению организационной структуры и расстановки кадров, направленные на увеличение мощности таможенного органа или ее более полное использование.
Мощность таможни (поста) может меняться в течение изучаемого периода по следующим причинам: - износ оборудования:
ввод в действие новых мощностей путем строительства объектов таможенной инфраструктуры;
сокращение объема или полное прекращение операций участниками внешнеэкономической деятельности.
При анализе использования мощности за отчетный период рассчитывают отношение фактически выполненных работ и услуг к среднегодовой мощности таможни.
Мощность таможен и ее использование принимаются во внимание при планировании капитальных вложений в развитие таможенной инфраструктуры, капитального ремонта, при принятии решений о ликвидации таможенного органа, а также при установлении заданий таможенному органу на перечисление налоговых и других платежей в бюджет.
- Оглавление
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела ..............................9
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности ...........................28
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле..............46
- Глава 4. Организация таможенного дела........................................................59
- Глава 5. Планирование в таможенном деле...................................................78
- Глава 6. Активы таможенных органов, их возмещение и развитие.........103
- Глава 7. Кадровое обеспечение деятельности таможенных органов.....170
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое
- Глава 9. Контроль в таможенном деле..........................................................242
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб ..............260
- Глава 11. Эффективность таможенного дела..............................................279
- Введение
- Глава 1. Предмет и метод экономики таможенного дела
- Экономика таможенного дела как наука
- 1.2. Объект и предмет экономики таможенного дела
- 1.3. Связь экономики таможенного дела с другими науками.
- Глава 2. Место таможенной системы в механизме государственного регулирования вэд.
- 2.1. Общая характеристика механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
- 2.2. Таможенные органы Российской Федерации, их структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономики.
- Глава 3. Показатели объемов услуг и работ в таможенном деле
- 3.1. Показатели деятельности таможенных органов. Мощность таможни, таможенного поста
- 3.2. Таможенные платежи. Федеральная таможенная служба России как администратор доходов федерального бюджета
- Глава 4. Организация таможенного дела
- 4.1. Создание и размещение таможенных органов
- 17 Положение об установлении категорий таможенным органам Российской Федерации: приказ
- 4.2. Концентрация и специализация в таможенном деле
- Глава 5. Планирование в таможенном деле
- 5.1. Значение, виды планов и предпосылки их разработки
- 5.2. Процесс планирования. Методы плановых расчетов
- 5.3. Реализация комплексных целевых программ в таможенном деле
- Глава 7. Кадровое обеспечение
- 7.1. Кадровый потенциал таможенного дела
- 7.2. Планирование штатной численности кадров
- 7.3. Оплата труда в таможенных органах и учреждениях Федеральной таможенной службы
- Соотношение специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов.
- Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы
- Глава 8. Расходы таможенных органов и их финансовое обеспечение.
- 8.1. Смета доходов и расходов таможенных органов.
- 8.2. Бюджетные обязательства по обеспечению деятельности таможенной службы.
- Финансовые обязательства государства на развитие Федеральной
- Глава 9. Контроль в таможенном деле.
- 9.1. Финансовый контроль деятельности таможенных органов
- 9.2. Таможенное инспектирование участников внешнеэкономической деятельности
- Глава 10. Международное сотрудничество таможенных служб
- 10.1. Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи
- 10.2. Формы экономической и таможенной интеграции России с другими странами
- Глава 11. Эффективность таможенного дела
- 11.1. Влияние внешнеэкономических процессов на оценку полезности таможенного дела
- 11.2. Показатели эффективности таможенной деятельности
- Список сокращений